Автор: Солонарь Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РК "Санаторий для детей и детей с родителями "Чайка" им. Гелиловичей""
Населённый пункт: г.Евпатория
Наименование материала: Доклад
Тема: "Новые проявления девиантного поведения подростков в информационном пространстве"
Раздел: среднее образование
О новых проявлениях девиантного поведения подростков в
информационном пространстве.
Обида… Боль… Агрессивное поведение… Эти слова часто звучат, когда речь идет
о подростках, их проблемах, взаимоотношениях в подростковом социуме. Почему так?
Современные
подростки
живут
в
очень
непросто
время.
Напряженная,
неустойчивая социальная,, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка,
сложившаяся в настоящее время, провоцирует различные отклонения в их личностном
развитии и поведении. Кризисные процессы в обществе отрицательно влияют на
психологическое
состояние
людей,
порождают
тревожность
и
напряженность,
озлобленность, жестокость и насилие. Во всем мире отмечается рост насильственных
действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми.
Такие социально опасные проявления, связанные с понятиями агрессии и агрессивности,
вызывают серьезную озабоченность. Особенно острой является проблема роста
подростковой преступности.
Изменившийся
характер
социального
взаимодействия
под
влиянием
стремительного распространения новых форм коммуникации посредством социальных
сетей, всевозможных онлайн сервисов требует пересмотра содержания понятий нормы
поведения и о отклонения от нормы (девиации). Экспансивное развитие в последнее
десятилетие медиа пространства формирует новую реальность, которая определяет
многие социальные процессы и явления, в том числе поведенческие девиации. В
информационном пространстве можно выделить две составляющие: конструктивную
(имеет образовательное, релаксационное значение) и деструктивную (популяризует
образцы поведения, противоречащие норме, не несет полезной информации).
Распространение и популяризация новых деструктивных моделей поведения в
подростковой
среде
при
современном
уровне
развития
технических
средств
коммуникации происходит значительно быстрее реакции научного и педагогического
сообществ на эти риски. За последние несколько лет появились такие новые виды
поведенческих девианций как кибербуллинг, шоплифтинг, геронтофобия и другие. Их
возникновение обусловлено стремительным развитием интернета и социальных сетей, а
так же ростом доступности современных компьютерных технологий.
Кибербуллинг
(преследование,
издевательство,
унижение,
оскорбление
в
социальных сетях и интернет-форумах) превратился в России в серьезную проблему
всего за пять лет.
Еще одно социально опасное явление, приобретшее угрожающий масштаб, -
шоплифтинг, т.е. демонстрация в социальных сетях похищенных из магазинов товаров.
Предметом гордости здесь является сумма похищенного. Тот подросток, который
продемонстрирует
соответствующей
группе
в
социальной
сети
фотографию
похищенного на наибольшую сумму, повышает свой статус в этой группе, получает
«уважение» и симпатию среди участников, выражающуюся в комментариях и «лайках».
Стоит назвать и такое проявление девиантного поведения среди молодежи как
геронтофобия, которая выражается в неприязни к пожилым людям или в боязни
собственного старения. В медицине данный термин определяется как разновидность
психических
заболеваний.
Геронтофобия
является
тревожным
психическим
расстройством,
которое
характеризуется
ненормальным,
иррациональным
и
интенсивным страхом контактов с пожилими людьми или боязни собственной старости.
Данная девиация распространена чаще среди девушек, для которых молодость и внешняя
привлекательность имеют первостепенное значение. Они являются подписчиками
различных блогов в youtube, тщательно следят за появлением новинок косметических
средств, соблюдают всевозможные диеты, которые нередко приводят к нарушениям
пищевого поведения (анорексия, булимия). Девушки постоянно обсуждают на форумах
потенциальную возможность использования косметических процедур и пластических
операций по улучшению своей внешности.
Самою
большую
опасность
для
пользователей
интернета
представляют
анонимность размещения информации, невозможность контроля качества контента,
скорость распространения информации. Ввиду этого обстоятельства в ряде стран
предпринимаются попытки создания «чистого», «защищенного», «неанонимного»
сегмента интернета, предназначенного для детей и подростков.
Влиять
на
развитие
агрессивных
установок
молодежи
могут
не
тошько
электронные СМИ, телепередачи и художественные фильмы. Средства массовой
информации существенным образом определяют то содержательное пространство, в
котором происходит социализация современного подростка. Они задают те идеальные
личностные образцы и нормы поведения, характерные для современной массовой
культуры, которые ак образцы и нормы «встраиваются» в подростковую субкультуру.
Личностные образцы, этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ,
присваиваются подростковым сознанием, формируя ценностные ориентиры подростка и
его реальное поведение. В этой связи особый научный и практический интерес
представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения,
которые распространяются через каналы СМИ, в том числе электронные, поскольку это
имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов
социализации.
2
По данным исследования, проведенного Фондом Развития Интернета, интернет
является вторым по значимости источником получения информации у подростков14-17
лет, опережая телевидение и печатные СМИ. При этом большинство опрошенных
подростков (60%) проводят в сети 1-3 часа, а десятая часть от 5 до 10 часов, что нередко
порождает повышенную агрессивность и приводит к вспышкам немотивированного
насилия.
Становится очевидным, что влияние информационного потока кумулятивный
эффект, что приводит к эмоциональной десенсибилизации (потери чувствительности к
увиденному) и, как следствие к кратковременному (агрессивные мысли, аффекты) и
долговременному повышению уровня агрессии в поведении человека.
Важно иметь в виду, что именно в подростковом возрасте особенно интенсивно
происходит формирование ценностных ориентаций, характера и других основ личности.
Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного
школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а так же бурная
гормональная перестройка организма – делают подростка особенно податливым к
отрицательным влияниям среды. Нередко это приводит и к отрицанию в целом духовных
ценностей и стандартов жизни старшего поколения. С другой стороны, очевидными
становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в
этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень
разводов.
Психологические особенности подросткового возраста накладывают отпечаток на
поведение подростков, которое, как правило, обусловлено специфическими реакциями
на воздействие окружающей среды.
К ним относят реакции:
Эмансипации – проявляется в стремлении подростка освободиться от контроля и
опеки взрослых и носит характер протеста против установленных им правил и порядков;
скрытая эмансипация всегда характеризуется членством в социальных группах риска;
Группирование
со
сверстниками
–
предполагает
стремление
подростка
расширить канал той информации, которую юноши и девушки не могут получить от
взрослых, и установить новые эмоциональные контакты;
Имитации
– характеризуются стремлением подростка во всем подражать
определенному лицу или образу с целью реализации таким образом в окружающем
мире;
3
Оппозиции – возникает в условиях психотравмирующей ситуации. Ее вектор
всегда направлен на определенное лицо, виновное в переживаниях подростка; такая
реакция может проявляться как в активной (грубость, вызывающее поведение, плач,
брань, агрессия), так и пассивной (отказ от еды, уход из дома, проявление обиды,
замаскированной враждебности к источнику раздражение) формах поведения;
Увлечения чем-либо или кем-либо
– проявляется у подростка в ответ на
сложную и психотравмирующую ситуацию, разрешить которую он не знает как; при
этом увлечение как правило захватывает все стороны его жизнедеятельности, поглощая
все его свободное время; в такой ситуации интересы юношей и девушек становятся
односторонними, а значимость образовательного процесса уходит на второй план;
Компенсации – направлена на то, чтобы скрыть или восполнить свою слабость,
несостоятельность в одной области успехом в другой. В основе этой реакции лежит
стремление подростка избавиться от собственного комплекса неполноценности;
Формирования самосознания
– основана на обращении подростка к своему
внешнему облику и особенностям физического развития, когда за эталон принимаются
«звезды» кино, эстрады, спорта или рекламы.
Проблема
отклонения в поведении – одна из центральных психолого-
педагогических
проблем.
Девиантное поведение,
трактуемое как
пренебрежение
общепринятыми нормами социального взаимодействия, приобрело ТВ настоящее время
массовый характер. Для девиантных подростков характерны
такие особенности
эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной
системы,
особенно
относительно
целей
и
смысла
жизни.
Они,
как
правило,
импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет
общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их
воспитании.
Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную
природу, его изучение требует, во-первых, раелизации системного подхода.
4