Напоминание

Сборник экспериментов


Автор: Бывальцева Юлия Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Лобановский детский сад «Солнечный город»
Населённый пункт: Город Пермь, село Лобаново
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сборник экспериментов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с

различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на

подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество

усвоения школьных программ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные расстройства речи, при

которых

у

детей

нарушено

формирование

всех

компонентов

речи:

звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное

отставание в формировании лексико-грамматического строя.

Основная часть логопсихологических исследований, посвященных

детям с ОНР, затрагивает дошкольный возраст и отражает, прежде всего,

специфику познавательных психических процессов у этих детей. Авторами

выделяются

неустойчивость

и

быстрая

истощаемость

внимания

у

дошкольников с ОНР по сравнению с нормально говорящими сверстниками,

сниженная слуховая память и продуктивность запоминания. Одной из

важных особенностей овладения речью является слуховое внимание детей. В

ряде исследований показана связь нарушений речи с развитием слухового

внимания детей [1].

Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей с

ОНР обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом.

В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие

фонемы и произносит их неправильно, заменяя созвучные парные глухие

либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах.

Одним из направлений работы по развитию слухового внимания

является использование музыки. Музыка развивает не только внимание, но и

музыкальный слух, память, ритм, чувства, эмоции, воспитывает усидчивость,

трудолюбие,

силу

воли,

развивает

математические

способности,

координацию.

Одним

из

интересных

и

действенных

способов

является

экспериментирование со звуком, которое является той деятельностью,

каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий

в действие все способности личности. Она ставит ребенка в активную

позицию по отношению к окружающей действительности, в которой он

оказывается субъектом-преобразователем, что очень важно для развития

музыкальных способностей.

В настоящее время эксперименты со звуком для детей дошкольного

возраста представлены в виде картотек, которыми делятся отдельные

педагоги, публикуя свой опыт работы. Однако необходимо исследование

этого направления работы и систематизация накопленных инструментов

проведения экспериментов со звуком. Кроме того, подбор экспериментов со

звуком, подходящих для детей с общим недоразвитием речи, может стать

эффективным методом, способствующим их речевому развитию.

Проблема: какие эксперименты со звуком могут быть использованы

для развития слухового внимания детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи?

Цель:

разработка сборника экспериментов со звуком для детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1)

проанализировать литературу по проблеме слухового внимания у

детей с общим недоразвитием речи;

2)

изучить методику экспериментирования с детьми дошкольного

возраста;

3)

проанализировать значение экспериментирования со звуком для

развития детей;

4)

спроектировать структуру и содержание сборника экспериментов

со звуком;

5)

Разработать методические рекомендации.

2

1.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо

звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание

на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха,

обеспечивает

четкость

слуховых

ощущений.

Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является

нарушение внимания [12].

Недостатки

внимания

отрицательно

сказываются

на

процессах

восприятия. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется

рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей

произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети

с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных

способов и средств, в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в

зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям

с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении

задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В

первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с

нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению

фигур.

Стабильность

темпа

деятельности

у

дошкольников с общим

недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с

патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.

При

этом

у

них

преобладают

речевые

реакции

уточняющего

и

констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым

развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и

реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У

детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на

протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и

3

устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени

качественно отличаются от нормы. [16]

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно

пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных

предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками

словообразования

и

словоизменения.

К

этому

времени

окончательно

формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому

анализу и синтезу [1].

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у

некоторых

детей

даже

при

нормальном

слухе

и

интеллекте

резко

задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики,

лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.

Левиной и определено как общее недоразвитие речи. [14]

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при

котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном

слухе и интеллекте [6].

Причиной возникновения общего недоразвития речи могут быть:

инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во

время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-

фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового)

периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы

мозга в первые годы жизни ребенка и др.

Во многих случаях общее недоразвитие речи является следствием

комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной

предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной

системы

(иногда

легко

выраженной),

неблагоприятного

социального

окружения.

4

Наиболее сложным и стойким вариантом является общее недоразвитие

речи, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время

беременности, родов и первый год жизни ребенка.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени:

от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С

учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее

недоразвития.

1-й уровень: у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются

лишь элементы речи.

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом

лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и

глаголами

бытового

содержания,

обрывками

лепетных

предложений,

звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво.

Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами.

2-й уровень: дети используют более развёрнутые речевые средства.

Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко.

Высказывания

детей

обычно

бедны,

ребенок

ограничивается

перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно. Формы числа, рода и

падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной

функции. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость:

отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов,

сокращения звуков при стечении согласных.

3-й уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с

элементами

лексико-грамматического

и

фонетико-фонематического

недоразвития [20].

На

данном

этапе

дети

уже

пользуются

всеми

частями

речи,

употребляют

простые

грамматические

формы,

пытаются

строить

сложносочиненные

и

сложноподчиненные

предложения.

Улучшаются

произносительные возможности ребенка. Однако тщательное изучение

5

состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину

недоразвития

каждого

из

компонентов

языковой

системы:

лексики,

грамматики, фонетики. Недостаточное развитие фонематического слуха и

восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется

готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не

позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Таким образом, особенности детей с общим недоразвитием речи

заключаются

в

нарушение

звукопроизношения,

недоразвитие

фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного

запаса и грамматического строя, отставание в развитии слухового внимания.

С такими детьми необходима целенаправленная педагогическая работа с

использованием

разнообразных

форм.

Рассмотрим

далее

экспериментирование как одну из форм работы с детьми дошкольного

возраста.

6

2.

Экспериментирование как форма работы с детьми дошкольного

возраста

В

дошкольном

возрасте

особое

значение

придается

опытно-

практической деятельности детей, так как с помощью этой деятельности

создаются

такие

ситуации,

которые

ребенок

разрешает

посредством

проведения

опыта

и,

анализируя,

делает

вывод,

умозаключение,

самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом

законе, явлении [9].

В

работах

многих

отечественных

педагогов

(К.Д.Ушинский,

Л.С.Выготский,

А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский)

говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную

особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в

ходе

практической

деятельности

с

ним,

осуществляемые

ребенком

практические

действия

выполняют

познавательную,

ориентировочно-

исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается

содержание данного объекта [5].

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как

«проба, опыт».

«Современный

словарь

иностранных

слов»

содержит

такое

определение: Эксперимент - это:

- «научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в

научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и

многократно воспроизводить его при повторении этих условий»;

- «вообще опыт, попытка осуществить что-либо»

- «Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым

человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается

его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» [11].

7

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование

предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [3].

Детское

экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в

которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы

возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе

самодвижения, саморазвития дошкольников [21].

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной

деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление

к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона

вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется

радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и

эксперимента [17].

В

каждом

эксперименте

можно

выделить

последовательность

сменяющих друг друга этапов:

Осознание того, что хочешь узнать.

Формулирование задачи исследования.

Продумывание методики эксперимента.

Выслушивание инструкций и критических замечаний.

Прогнозирование результатов.

Выполнение эксперимента.

Соблюдение правил безопасности.

Наблюдение результатов.

Фиксирование результатов.

Анализ полученных данных.

Словесный отчет об увиденном.

Формулирование выводов.

Эксперименты бывают:

индивидуальные или групповые;

однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом

растений, помещённых в разные условия и т.д.)

8

Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ.

1. Эксперимент должен быть не продолжительным по времени.

2. Речевое сопровождение.

3. Важно учитывать индивидуальное развитие детей (темп работы,

утомляемость, возрастные особенности).

4. Обязательно учитывается право ребёнка на ошибку и применятюся

адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё

не сформировались навыки.

5. Совместная работа педагога с детьми, помощь детям, работа

педагога по указанию детей.

Методы и приёмы исследовательской деятельности детей.

1. Вопросы педагога, определяющие успех в познании.

2. Схематическое моделирование опыта, рассматривание схем к

опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

3. Метод, стимулирующий детей к коммуникации.

4. Метод «Первой пробы», применение результатов собственной

исследовательской деятельности.

5. Проблемные ситуации.

6. Экспериментальные игры

7. Наблюдение природных явлений.

8. Использование энциклопедий [13].

Таким

образом,

метод

экспериментирования

позволяет

детям

реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять

потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем

самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают

большое побудительное влияние на процесс и результат развития.

9

3.

Экспериментирование со звуком в развитии слухового внимания

Среди

музыкальных

экспериментов

важное

место

занимают

эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся

различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации,

группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к

звукам словесных определений.

Эксперименты

проводятся

постукиванием

по

хрустальному

стаканчику и в звучании музыкальных произведений, при изготовлении

звуковых

игрушек,

шумелок.

Вся

эта

деятельность

носит

игровой,

занимательный характер. Рассмотрим далее особенности экспериментов со

звуками в старшей группе [4].

В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые

волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо? », а также

выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость

звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал? », «Как

появляется песенка? », причины усиления и ослабления звука («Как сделать

звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).

Современные

психологические

и

педагогические

исследования

показали готовность старших дошкольников к экспериментированию. В пяти

-

семилетнем

возрасте

в

нервно-психическом

развитии

ребенка

происходят

важные

качественные

изменения.

Дошкольник

в

состоянии

более

длительно

сосредоточивать

свое

внимание

на

воспринимаемом

объекте.

Поспешность,

нетерпеливость

сменяются

устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и

целенаправленным [10].

Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок

в

процессе

эксперимента

выделяет

существенные

признаки

(части,

особенности,

свойства)

предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при

10

завершении

опыта

(эксперимента),

находя

отличительные

и сходные

признаки,

умеет

правильно

определять

причины

изменений,

делать выводы (Ю. К. Бабанский, С. Н. Николаева, Н. Ф. Виноградова, Н. Н.

Поддьяков и др.).

У

ребенка

в

пяти-семилетнем

возрасте

обнаруживается

более

высокий уровень умения сравнивать. Умеет сравнивать по контрасту и по

сходству

и

делает

это

в

правильной

последовательности.

Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны (Е. И. Золотова, А. И.

Васильева, Н. Ф. Виноградова) [7].

Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей

передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков - частоты

звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна») и др. [2].

Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в

первую очередь слуховое восприятие и память, умение выделять различные

качества звуков и сравнивать их. Очень важно развивать и укреплять в детях

присущую им чуткость к восприятию звуков [8].

Таким

образом,

экспериментирование

со

звуком

может

стать

эффективным способом развития слухового внимания детей с общим

недоразвитием речи. Тем самым, эксперименты со звуком могут существенно

облегчить процесс коррекции речевого развития. В связи с этим, актуальным

становится разработка сборника экспериментов со звуком.

11



В раздел образования