Автор: Бывальцева Юлия Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Лобановский детский сад «Солнечный город»
Населённый пункт: Город Пермь, село Лобаново
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сборник экспериментов
Раздел: дошкольное образование
Введение
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с
различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на
подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество
усвоения школьных программ.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные расстройства речи, при
которых
у
детей
нарушено
формирование
всех
компонентов
речи:
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное
отставание в формировании лексико-грамматического строя.
Основная часть логопсихологических исследований, посвященных
детям с ОНР, затрагивает дошкольный возраст и отражает, прежде всего,
специфику познавательных психических процессов у этих детей. Авторами
выделяются
неустойчивость
и
быстрая
истощаемость
внимания
у
дошкольников с ОНР по сравнению с нормально говорящими сверстниками,
сниженная слуховая память и продуктивность запоминания. Одной из
важных особенностей овладения речью является слуховое внимание детей. В
ряде исследований показана связь нарушений речи с развитием слухового
внимания детей [1].
Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей с
ОНР обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом.
В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие
фонемы и произносит их неправильно, заменяя созвучные парные глухие
либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах.
Одним из направлений работы по развитию слухового внимания
является использование музыки. Музыка развивает не только внимание, но и
музыкальный слух, память, ритм, чувства, эмоции, воспитывает усидчивость,
трудолюбие,
силу
воли,
развивает
математические
способности,
координацию.
Одним
из
интересных
и
действенных
способов
является
экспериментирование со звуком, которое является той деятельностью,
каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий
в действие все способности личности. Она ставит ребенка в активную
позицию по отношению к окружающей действительности, в которой он
оказывается субъектом-преобразователем, что очень важно для развития
музыкальных способностей.
В настоящее время эксперименты со звуком для детей дошкольного
возраста представлены в виде картотек, которыми делятся отдельные
педагоги, публикуя свой опыт работы. Однако необходимо исследование
этого направления работы и систематизация накопленных инструментов
проведения экспериментов со звуком. Кроме того, подбор экспериментов со
звуком, подходящих для детей с общим недоразвитием речи, может стать
эффективным методом, способствующим их речевому развитию.
Проблема: какие эксперименты со звуком могут быть использованы
для развития слухового внимания детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи?
Цель:
разработка сборника экспериментов со звуком для детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1)
проанализировать литературу по проблеме слухового внимания у
детей с общим недоразвитием речи;
2)
изучить методику экспериментирования с детьми дошкольного
возраста;
3)
проанализировать значение экспериментирования со звуком для
развития детей;
4)
спроектировать структуру и содержание сборника экспериментов
со звуком;
5)
Разработать методические рекомендации.
2
1.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо
звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание
на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха,
обеспечивает
четкость
слуховых
ощущений.
Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является
нарушение внимания [12].
Недостатки
внимания
отрицательно
сказываются
на
процессах
восприятия. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется
рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей
произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети
с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных
способов и средств, в решении задач.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в
зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям
с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении
задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В
первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с
нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению
фигур.
Стабильность
темпа
деятельности
у
дошкольников с общим
недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы.
Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с
патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.
При
этом
у
них
преобладают
речевые
реакции
уточняющего
и
констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым
развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и
реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У
детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на
протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и
3
устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени
качественно отличаются от нормы. [16]
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно
пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных
предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками
словообразования
и
словоизменения.
К
этому
времени
окончательно
формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому
анализу и синтезу [1].
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у
некоторых
детей
даже
при
нормальном
слухе
и
интеллекте
резко
задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики,
лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.
Левиной и определено как общее недоразвитие речи. [14]
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при
котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном
слухе и интеллекте [6].
Причиной возникновения общего недоразвития речи могут быть:
инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во
время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-
фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового)
периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы
мозга в первые годы жизни ребенка и др.
Во многих случаях общее недоразвитие речи является следствием
комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной
предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной
системы
(иногда
легко
выраженной),
неблагоприятного
социального
окружения.
4
Наиболее сложным и стойким вариантом является общее недоразвитие
речи, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время
беременности, родов и первый год жизни ребенка.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени:
от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С
учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее
недоразвития.
1-й уровень: у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются
лишь элементы речи.
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом
лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и
глаголами
бытового
содержания,
обрывками
лепетных
предложений,
звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво.
Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами.
2-й уровень: дети используют более развёрнутые речевые средства.
Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко.
Высказывания
детей
обычно
бедны,
ребенок
ограничивается
перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно. Формы числа, рода и
падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной
функции. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость:
отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов,
сокращения звуков при стечении согласных.
3-й уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами
лексико-грамматического
и
фонетико-фонематического
недоразвития [20].
На
данном
этапе
дети
уже
пользуются
всеми
частями
речи,
употребляют
простые
грамматические
формы,
пытаются
строить
сложносочиненные
и
сложноподчиненные
предложения.
Улучшаются
произносительные возможности ребенка. Однако тщательное изучение
5
состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину
недоразвития
каждого
из
компонентов
языковой
системы:
лексики,
грамматики, фонетики. Недостаточное развитие фонематического слуха и
восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется
готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не
позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Таким образом, особенности детей с общим недоразвитием речи
заключаются
в
нарушение
звукопроизношения,
недоразвитие
фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного
запаса и грамматического строя, отставание в развитии слухового внимания.
С такими детьми необходима целенаправленная педагогическая работа с
использованием
разнообразных
форм.
Рассмотрим
далее
экспериментирование как одну из форм работы с детьми дошкольного
возраста.
6
2.
Экспериментирование как форма работы с детьми дошкольного
возраста
В
дошкольном
возрасте
особое
значение
придается
опытно-
практической деятельности детей, так как с помощью этой деятельности
создаются
такие
ситуации,
которые
ребенок
разрешает
посредством
проведения
опыта
и,
анализируя,
делает
вывод,
умозаключение,
самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом
законе, явлении [9].
В
работах
многих
отечественных
педагогов
(К.Д.Ушинский,
Л.С.Выготский,
А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский)
говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную
особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в
ходе
практической
деятельности
с
ним,
осуществляемые
ребенком
практические
действия
выполняют
познавательную,
ориентировочно-
исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается
содержание данного объекта [5].
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как
«проба, опыт».
«Современный
словарь
иностранных
слов»
содержит
такое
определение: Эксперимент - это:
- «научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в
научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и
многократно воспроизводить его при повторении этих условий»;
- «вообще опыт, попытка осуществить что-либо»
- «Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым
человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается
его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» [11].
7
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование
предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [3].
Детское
экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в
которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы
возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе
самодвижения, саморазвития дошкольников [21].
Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной
деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление
к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона
вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется
радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и
эксперимента [17].
В
каждом
эксперименте
можно
выделить
последовательность
сменяющих друг друга этапов:
₋
Осознание того, что хочешь узнать.
₋
Формулирование задачи исследования.
₋
Продумывание методики эксперимента.
₋
Выслушивание инструкций и критических замечаний.
₋
Прогнозирование результатов.
₋
Выполнение эксперимента.
₋
Соблюдение правил безопасности.
₋
Наблюдение результатов.
₋
Фиксирование результатов.
₋
Анализ полученных данных.
₋
Словесный отчет об увиденном.
₋
Формулирование выводов.
Эксперименты бывают:
индивидуальные или групповые;
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом
растений, помещённых в разные условия и т.д.)
8
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ.
1. Эксперимент должен быть не продолжительным по времени.
2. Речевое сопровождение.
3. Важно учитывать индивидуальное развитие детей (темп работы,
утомляемость, возрастные особенности).
4. Обязательно учитывается право ребёнка на ошибку и применятюся
адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё
не сформировались навыки.
5. Совместная работа педагога с детьми, помощь детям, работа
педагога по указанию детей.
Методы и приёмы исследовательской деятельности детей.
1. Вопросы педагога, определяющие успех в познании.
2. Схематическое моделирование опыта, рассматривание схем к
опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
3. Метод, стимулирующий детей к коммуникации.
4. Метод «Первой пробы», применение результатов собственной
исследовательской деятельности.
5. Проблемные ситуации.
6. Экспериментальные игры
7. Наблюдение природных явлений.
8. Использование энциклопедий [13].
Таким
образом,
метод
экспериментирования
позволяет
детям
реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять
потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем
самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают
большое побудительное влияние на процесс и результат развития.
9
3.
Экспериментирование со звуком в развитии слухового внимания
Среди
музыкальных
экспериментов
важное
место
занимают
эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся
различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации,
группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к
звукам словесных определений.
Эксперименты
проводятся
–
постукиванием
по
хрустальному
стаканчику и в звучании музыкальных произведений, при изготовлении
звуковых
игрушек,
шумелок.
Вся
эта
деятельность
носит
игровой,
занимательный характер. Рассмотрим далее особенности экспериментов со
звуками в старшей группе [4].
В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые
волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо? », а также
выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость
звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал? », «Как
появляется песенка? », причины усиления и ослабления звука («Как сделать
звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).
Современные
психологические
и
педагогические
исследования
показали готовность старших дошкольников к экспериментированию. В пяти
-
семилетнем
возрасте
в
нервно-психическом
развитии
ребенка
происходят
важные
качественные
изменения.
Дошкольник
в
состоянии
более
длительно
сосредоточивать
свое
внимание
на
воспринимаемом
объекте.
Поспешность,
нетерпеливость
сменяются
устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и
целенаправленным [10].
Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок
в
процессе
эксперимента
выделяет
существенные
признаки
(части,
особенности,
свойства)
предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при
10
завершении
опыта
(эксперимента),
находя
отличительные
и сходные
признаки,
умеет
правильно
определять
причины
изменений,
делать выводы (Ю. К. Бабанский, С. Н. Николаева, Н. Ф. Виноградова, Н. Н.
Поддьяков и др.).
У
ребенка
в
пяти-семилетнем
возрасте
обнаруживается
более
высокий уровень умения сравнивать. Умеет сравнивать по контрасту и по
сходству
и
делает
это
в
правильной
последовательности.
Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны (Е. И. Золотова, А. И.
Васильева, Н. Ф. Виноградова) [7].
Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей
передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков - частоты
звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна») и др. [2].
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в
первую очередь слуховое восприятие и память, умение выделять различные
качества звуков и сравнивать их. Очень важно развивать и укреплять в детях
присущую им чуткость к восприятию звуков [8].
Таким
образом,
экспериментирование
со
звуком
может
стать
эффективным способом развития слухового внимания детей с общим
недоразвитием речи. Тем самым, эксперименты со звуком могут существенно
облегчить процесс коррекции речевого развития. В связи с этим, актуальным
становится разработка сборника экспериментов со звуком.
11