Автор: Бочарова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2083 ДОП "Журавушка"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Игра и возможности ее использования в развитии личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Игра и возможности ее
использования в развитии личности
ребенка».
Мастер-класс для воспитателей
Подготовила:
Бочарова И.В.
2023 г.
Игра и возможности ее использования в
развитии личности ребенка
Классификация детских игр
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль
принадлежит игре - основному виду детской деятельности в
дошкольный период.
Первые игры появились в Китае в 6 веке до н. э.
Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное
значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них -
серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ
познания окружающего. Игры для детей – это способ вырасти и
стать большим.
При помощи игрушек ребенок строит свой маленький мирок,
где он независим. Нужно приобщать детей к игре, и от того, какое
содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям
игры,
зависит
успех
передачи
обществом
своей
культуры
подрастающему поколению.
Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но
эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре,
подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их
радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к
окружающей жизни.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у
детей разных народов и на различных исторических этапах
общественного развития позволяют сделать вывод о том, что
основным источником является социальная жизнь людей, условия,
в которых живет ребенок, его семья.
Виды игр: строительные, сюжетно-ролевые, дидактические,
театрализованные, подвижные
Строительная игра — это такая деятельность ребенка,
основным содержанием которой является созидание. Строительная
игра многообразна: иногда в ней ребенок подражает строительной
деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-
строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему
постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные
еще творческие замыслы.
Строительные игры детей — увлекательная творческая
деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о
строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные
игры открывают широкие возможности для проявления
инициативы, умственной и двигательной активности детей. В
строительной игре дети включаются в разнообразные
взаимоотношения: договариваются об общем замысле,
распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются,
а иногда и ссорятся, не поделив между собой игрушки, не сумев
убедить друг друга в преимуществе своего замысла.
Руководя строительными играми детей младшей группы, очень
важно показать, как пользоваться строительным материалом,— это
важный путь педагогического руководства на ступени младшего
дошкольного возраста, рассчитанный на то, чтобы у детей третьего,
четвертого года жизни сложился первоначальный опыт
строительной игры. Важнейшим условием развития содержания
игры в младшей группе является использование игрушки, которая
определяет содержание игр.
Сюжетно-ролевая игра
В детских садах сюжетно-ролевые игры появились сами
собой, поскольку это естественная форма детского поведения.
Игры для ребятишек – это не просто баловство. Это проба сил и
важный способ самовыражения. Если же в игре активно участвует
и взрослый, это дает ему возможность установить более тесный
контакт с ребенком. Воспитатель лучше узнает своих детей, их
привычки, характер, творческие и организационные способности.
Игра, как деятельность имеет отражательность, активную
работу воображения, целенаправленность, активное проявление
всех сторон личности
Сюжетно-ролевые игры выполняют следующие
воспитательные функции:
1. Социокультурная функция
.
В процессе игры происходит
воссоздание ценностей и культурных традиций народа. Игра
проецирует правила поведения и взаимодействия людей,
общечеловеческие и общественные нормы.
2. Коммуникативная функция
.
В процессе достижения игровых
целей ребятишки учатся устанавливать новые отношения и связи.
Игры в детском саду немыслимы без общения!
3. Деятельная функция
.
Игра – это реальная деятельность, которая
включает в себя множество других видов деятельности.
4. Функция самореализации
.
Каждая игра имеет определенную
цель. Для её достижения необходимо приложить имеющиеся
навыки и знания.
5. Коррекционная функция
.
Любая сюжетно-ролевая игра в детском
саду представляют собой модель общества, его отношений и
жизни. В процессе игры дети учатся замечать и решать свои
проблемы.
Театрализованная игра
Театрализованные игра – это развитие творческих
способностей детей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка,
прививает устойчивый интерес к литературе, театру,
совершенствует артистические навыки детей.
В плане переживания и воплощения образа, побуждает их к
созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх
является процесс репетиций, процесс творческого переживания и
воплощения, а не конечный результат. Для того, чтобы ребенок
проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт
яркими художественными впечатлениями, дать необходимые
знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут
творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому
так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке,
театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать
детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Сказки -это волшебство, они детям просто необходимы. Дети
узнают, что сказки есть авторские и народные. Ребенку-
дошкольнику нужна сказка народная, фольклорная, в ней сложен
вымысел, а эмоции – реальные. Все сказки:
-умные, находчивые;
- храбрые;
- добрые;
- всем понятны.
В сказке, ребенок проявляет содействие, помогает герою.
Значение сказки очень велико:
- как и другие виды искусства, это психотерапия, это культурное
наследие (сидел дед на завалинке, передается все из поколения в
поколение),
- язык доступен ребенку (в те далекие времена, когда животные
умели разговаривать);
- стиль сказки понятен ребенку,
- сказка ставит и помогает решить моральные проблемы (мужчины
всегда смелые, отважные, сильные; девушки- красавицы,
принцессы);
- сказка близка ребенку по мироощущению («Три медведя, они
ходят, разговаривают, Мишутка капризничает) Сказка помогает
ребенку решить многие проблемы. Важно научить сострадать и
радоваться вместе с другими. Сказкотерапия успешно используется
при страхах, различных коррекциях.
Театрализованные игры дают детям возможность применить
полученные знания, проявить творчество в различных видах
деятельности.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
• осваивают способы их внешнего выражения,
• осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого
развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение
выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является
средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры можно разделить на две основные
группы :драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою
очередь, подразделяется на несколько видов).
Дидактическая игра
Дидактические игры — одно из средств воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических
игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развивает
познавательные процессы (любознательность, понимание
взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Игра используется как
средство развития мышления, речи, воображения, памяти,
расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
В теории и практике дошкольного воспитания существует
следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, много
разнообразных дидактических игр. Необходимость подбора
разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в
большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек
рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать
дидактическим содержанием и правилами.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть
доступны детям и вместе с тем требовать, определенного
напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Спортивная игра
Огромную роль для всестороннего физического воспитания
детей играют спортивные игры в детском саду. Эти игры
подбирают, учитывая возраст, состояние здоровья, личностные
интересы ребенка. В основу таких игр включают отдельные
фрагменты техники спортивных игр, которые являются
доступными и полезными для детей дошкольного возраста.
Польза подвижных игр в детском саду
Включение спортивных игр в детском саду в общую
программу развития ребенка позволяют малышу укрепить крупные
группы мышц, развить психофизические качества: ловкость,
быстроту, выносливость, силу. Спортивные игры помогают
повысить умственную активность, ориентировку в пространстве,
развить сообразительность, быстроту мышления, оценочное
осознание собственных действий. В момент таких игр ребенок
приобретает навык командного действия: происходит воспитание
сдержанности, самообладания, решительности.
Игры и упражнения для развития детей среднего и
старшего возраста.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в
себя формирование правильного звукопроизношения, развитие
фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого
дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и
интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины
«звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого
проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый
звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие
и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный
звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая
те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть
определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове
разные.
«Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них
обязательно должны быть слон и собака. Взрослый предлагает
ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят,
название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если
ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый
произносит
это
слово,
выделяя
каждый
звук,
например,
кооошшшкааа. Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не
«с».
Развитый
речевой
слух
дает
возможность
детям
различать
повышение
и
понижение
громкости
голоса,
замедление
и
убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие
упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в
словах и фразах.
«Громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы,
произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса.
Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к
нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо —
шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро
и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са...
(там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
В словарной работе внимание уделяется правильному
пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению
активного словаря.
Продолжается работа по активизации словаря детей
названиями предметов, их качеств, свойств, действий
(существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются
обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда).
Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек,
животных, подобрать определения к заданным словам (снег,
снежинка, зима).
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных,
обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты
характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку
— и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая
она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов
разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа:
белочка
рыжая,
пушистая,
шустрая,
быстрая,
смелая,
сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы,
накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были
орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик —
маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с
длинным хвостом, любопытный.
«Кто заблудился?»
Цель: образовывать
однокоренные
слова,
подбирать
синонимы к заданным словам.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его
ласково?
(Зайчонок,
зайчик,
заинька.)
Остановился
зайчик,
огляделся
по
сторонам
и
заплакал.
Почему?
(Потерялся,
заблудился,
лапку
уколол.)
Скажите,
какой
сейчас
зайчик?
(Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы
поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы...
(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по
размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к
предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и
предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы,
грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает
новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи,
составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое
что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»).
Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного
слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно
сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и
противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например:
дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—
новый.
«Какие бывают иголки»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла»,
упражняться
в
подборе
однокоренных
слов,
согласовывать
существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые,
медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют
швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.)
От кого еж
защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про
ежа:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой?
Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому
что он... (колючий).
Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат...
(короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай
поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за
грибами и встретила ежика.
«Кого можно гладить»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А
кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно
погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это
назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает
спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У
собачки, у дивана...
В подготовительной группе можно использовать игру
«Королева, королева, сколько шагов до твоего королевства?»,
например, три (ма-ши-на, ко-ро-ва), на чем можно до тебя доехать?
ка-ре-та (прошагивание). Вначале используются двусложные слова
(ка-ша, ло-то, ки-но, но не кош-ка, затем трехсложные.
На отработку слогов можно использовать игру:
Слова разбиты на слоги, каждый слог на отдельной карточке.
Ребенок находит слово, состоящее из трех слогов, это три карточки,
сначала нужно прохлопать, например, со-ба-ка, затем взять
карточку.
Дети стоят в кругу, воспитатель называет любое слово, его
можно прохлопать, протопать, прощелкать, например, Ма-ша
(громко-тихо). Или хлопки, сли-ва, ба-нан.
Игра «Чудо-дерево». Что растет на дереве, эта игра
предназначена для отработки обобщающих понятий (овощи,
фрукты, транспорт), например, на моем плече вырос автобус,
можно усложнить, добавив прилагательные, на моем безымянном
пальце выросла оранжевая морковка.
Назовите слова, которые начинаются на букву «а», автобус,
акварель, артист, и др.
Большая проблема для дошкольников – связная устная речь.
На основе связной устной речи формируется связная письменная
речь. Детям предлагается набор картинок с определенными
параметрами, например, яблоко. Далее предлагаются карточки:
размер (большое, маленькое), цвет (красное, зеленое), вкус
(сладкое, кислое), сочное, спелое, форма (продолговатое, круглое),
на ощупь какое – твердое.
По серии картинок формируем описательный рассказ, далее,
когда дети уже обучены, можно предложить 4 карточки с любыми
картинками, придумать связный рассказ (2-3 предложения)
Игра на развитие слуховой памяти.
Дети в кругу. Повтори за мной, добавь свое слово, например,
воспитатель, говорит малина, ребенок повторяет малина, добавляет
свое смородина и т.д. Эту игру можно использовать по
обобщающим понятиям, для лучшего запоминания имен.
Игры на общение между детьми.
«Игры в парах» (формируют положительные отношения друг к
другу, вновь пришедшие дети, дети из дома)
«Игра- знакомство» (описание внешности, одежды с
положительным голосовым общением)
Игра «Делай как я» (артикуляционная гимнастика, упражнения на
дыхание, пальчиковые игры)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Хорошо развивают логическое мышление ребусы, начиная с самых
простых, затем усложняя. 7 я
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни
детей в детском саду.
Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои
потребности и интересы.
Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям
жизни в детском саду.
Формирование умения детей принимать и словесно
обозначать игровую роль.
Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно –
ролевой игры: предметные действия «понарошку».
Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре
близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на
транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в
игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и
т.д.).
Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки,
предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных
разговоров», различных персонажей для активизации ролевого
диалога.
Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять
роль за себя и игрушку.
Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного
партнёра.
Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со
взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику
детской игры по мотивам известных сказочных и литературных
сюжетов.
Обеспечить условия для свободной, самостоятельной
индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать
эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
Формировать у детей более сложные игровые умения,
поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять
игровую роль.
Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру
детей в небольших подгруппах.
Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку
подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую
по смыслу роль.
Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
Воспитателю включаться в совместную игру в качестве
партнёра.
В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а
импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка
относительно дальнейших событий.
Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах,
учитывая сюжетные замыслы партнёров.
Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством
других ролей для развёртывания интересного сюжета.
Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение
самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и
совместной со сверстниками).
Использовать минимальное количество игрушек, чтобы
манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от
ролевого взаимодействия.
Формировать у детей новые, более сложные способы
построения ролевой игры.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ВОЗРАСТА
Стимулировать детей к использованию выразительных
средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого
персонажа.
Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры,
соответствующего его интересам.
Воспитатель поощряет детскую инициативу.
Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не
связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом,
может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это
заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и
самостоятельности в игре, активности в реализации игровых
замыслов.
Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками
недостающие для игры предметы.
Уделять внимание формированию у детей умений создавать
новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с
партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в
процессе игры.
Способствовать укреплению детских игровых объединений,
быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в
игре.
Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре,
регулировать их поведение на основе творческих игровых
замыслов.
Развивать умения детей самостоятельно организовывать
совместную игру, справедливо решать возникшие в игре
конфликты. Использовать для этого нормативные способы
(очередность, разные виды жребия).
Развивать у детей умения широко использовать игровую роль
для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в
согласованную со сверстниками игру.
Совершенствовать умение детей регулировать поведение на
основе игровых правил.
Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески
комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет
игры.
Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-
импровизации по мотивам сказок, литературных произведений,
предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный
театр, участвует вместе с детьми.
Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-
7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде
короткого спектакля для младших детей или сверстников.
ПОМНИТЕ!
Начинайте утро в детском саду со слов: «1,2,3,4,5 - начинаем
мы играть!»
Играйте вместе с детьми на протяжении всего дошкольного
детства!
Уделяйте большое внимание содержанию игры!
Уважаемые педагоги, уделяйте игре больше времени, ведь
игра - это самый лучший и действенный инструмент воспитания
и обучения!
Ход мастер-класса ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ
ВЗРОСЛОГО
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть
Педагог: - Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка.
Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру.
Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше.
Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться,
что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно
организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка
в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.
- Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно
переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве
способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения
детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых
детей, воспитать сознательную дисциплину.
- Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так
далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности
дошкольника — через игру он познает мир.
- Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила
организации игры:
Игра не должна включать даже малейшую возможность
риска, угрожающего здоровью ребенка.
Игра требует чувства меры и осторожности. Она не
должна быть излишне азартной.
Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети
— большие фантазеры.
Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не
критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность
– основа игры.
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно —
победа, поражение, ничья.
Помните, что состязательность в игре — это не самоцель,
а лишь средство индивидуального самовыражения
каждого ребенка.
2. Мастер-класс для педагогов ДОУ: практическая часть
1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.
Упражнение «Знакомство».
Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив
дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства
группы.
Время: 5-15 минут.
Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте
внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные
задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу
распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам
необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у
черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в
группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом
одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы
начинаем.
Распределиться на группы:
по наличию часов на руках;
по стилю обуви;
по длине волос;
по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
по цвету брюк и юбок;
по цвету глаз;
по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
2. Игра «Дождь в лесу».
Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу.
Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул
сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями
деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья
почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее.
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но
вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли
дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть,
бодрость и радость жизни.
3. Упражнение «Мы – команда!».
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
4. Игра «Медведь перед дровосеками».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.
Время: 10-15 минут.
Ведущий: - Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы
превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины,
которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна.
Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы
прилежные и храбрые дровосеки.
- А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а
большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками.
Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно
замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они
совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому
дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается,
не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может
дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их,
поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы
заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.
- Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же
превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить
дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.
- Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее. Вы поняли, как
играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход
Медведя: пожалуйста, мощный рев…
5. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».
Ведущий: — Дотроньтесь до желтого!
Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до
него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого,
круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.
6. Упражнение “Группа”.
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности:
“Внимание! На нас напали пещерные львы!».
После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу,
спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным
львам». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется.
Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так,
как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
7. Релаксация «Заброшенный сад».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Время: 10 минут.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников,
уставших от напряженной работы.
Ведущий: — Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие
стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь.
Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был
цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты
необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали
едва различимы.
- Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно, Вы будете
косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их,
вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в
порядок…
- Когда Вы устанете и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы,
остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и
сравните с той, которой Ваша рука еще не касалась. Теперь скажите саду «До свидания!»
и со свежими силами возвращайтесь сюда.
8. Притча.
Ведущий: — Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и, прежде чем
отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста
уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы
наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми
и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем
противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и
народами.
Восточная притча «Пророк и длинные ложки».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае,
ведь он хотел прожить праведную жизнь.
«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он
взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через
железный портал вошли они в большой зал.
Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных
драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с
бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг
горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых
пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком,
удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же
размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной
своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека,
они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные
пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали
свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному
не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или
выливали суп на плечи своих соседей.
С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью
которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал:
«Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные
коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине
зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же
громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были
упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опуска-
емых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп
и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое
соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил
следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
Ведущий: - «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только
за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в
позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют
одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того,
как они эти проблемы пытаются решить.
- Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс
выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои
проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.
Мастер-класс для педагогов в ДОУ подошел к завершению. После него можно провести
небольшое обсуждение, на котором участники мастер-класс попытаются ответить на
вопросы: «Насколько мастер-класс был полезен? Что они для себя открыли?» и прочее.