Автор: Дюрягина Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ №18 "Алёнушка" г. Катав- Ивановска"
Населённый пункт: г. Катав- Ивановск Челябинская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе
Тема: "Государственные символы Россиии"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Государственные символы России
Старшая группа
Воспитатель: Дюрягина М.Ю.
Цель:
формирование системных представлений о государственной
символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщение элементарных представлений об истории происхождения и
функциональном назначение герба и флага о символическом значении цветов и
образов;
- познакомить с символом России – гимном;
- развивать познавательные интересы; логическое мышление память,
внимание, речь, развивать умение рассуждать, делать выводы;
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к гербу и флагу
нашей страны
Словарная работа: «гимн»
Материалы и оборудование:
русский народный костюм; флаг и герб России; флаги разных стран; гербы
городов; герб г. Катав Ивановска; герб Челябинской области; магнитофонная
запись с гимном России.
Методы и приемы:
- игровой: подвижная игра «Соберись у флага»
- подвижная игра «Мы мастера»
- дидактическая игра «Самый умный»
- наглядный: рисунки: г. Москвы; герб и флаг России; гербы разных
городов России; герб г. Катав-Ивановска и Челябинской области.
Словесный:
- беседа;
- ответы на вопросы воспитателя;
- чтение стихов
Предварительная работа
1) «Двуглавый орел и всадник»
- занятие – исследование по ознакомлению с окружающим миром, на
котором дети узнают, зачем нужен герб;
2) «Белый, синий, красный»
- занятие, на котором дети знакомятся и историей российского флага
3) «Герб г. Катав-Ивановска и Челябинской области»
- занятие, на котором дети знакомятся с гербом родного города и своей
области
В повседневной жизни обращаю внимание детей на то, что герб можно
увидеть на монетах, флагах, автомобилях и прочем
I
Вводная часть
Воспитатель (в русском костюме) начинает беседу со словами: -
Здравствуйте, ребята дорогие! Можно в гости пожаловать? А зовут меня
тетушка Лукерья. И пришла я к вам не просто так. Прослышала я в народе, что
вы дети умные, всё знаете, всё ведаете, вот и пришла я к вам, чтобы вы меня
всему научили.
Поговорить то я хочу вот о чем, люди добрые поведали, что вы знаете о
науке, рассказывающей о каких-то знаках и причем эти знаки вы знаете. Я вот
знаю несколько знаков, вот, например, красный крестик – обозначает медицину,
или вот, правила дорожного движения, я с собой их беру, чтобы не попасть под
машину.
Дети: мы знаем другие знаки
Беседа о Родине:
(воспитатель поворачивается и на мольберте висит картина города
Москвы)
Воспитатель: Какой красивый и необычный?
Чем он отличается от других городов нашей страны?
Дети: Главный город страны, — это столица
Воспитатель: Правильно, дети! В Москве работает наше правительство
страны, во главе нашего президента. А как его зовут?
Дети: В.В. Путин
Воспитатель: Москва – столица нашей родины.
А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Страна наша называется Россия, а все люди, живущие в
ней?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Да, ребята! Великий и храбрый народ, который всегда
любил и берег свою страну, расскажите-ка мне, что вы о ней знаете? (выходят
три ребенка и рассказывают стихотворение)
Наша страна Россией зовется
Пусть мирное небо сияет на ней
Пусть сердце наполнится радость, счастьем,
Пусть славят ее миллионы людей.
Вот она, Россия – наша страна
Очень и очень большая она
Россия – Родина, наш дом
Где вместе с вами мы живем,
Под теплым солнцем вырастая
Мы дружно, весело живем,
Россия, милая, родная
Цвети и кремни с каждым днем
II
Основная часть
:
Воспитатель: Действительно, вы свою Родину любите. Наша Родина –
большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны
гордиться. Вы знаете, что каждое государство имеет свои отличительные знаки,
символы. Что это за символы?
Дети: Герб, флаг.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, для чего были нужны флаги?
Дети: Для того, чтобы собрать воинов для защиты своей земли.
Воспитатель: Флаг был давным-давно, даже еще при Петре I. Вот я
сейчас посмотрю, как вы знаете российский флаг. Поиграем в игру «Соберись у
флага».
Представьте себе, что вы защитники Родины. Здесь я буду стоять, за
моей спиной будет какая-то страна. В моих руках флаги разных стран. Под
музыку вы ходите по группе, не заходя за эту черту. Как только музыка
останавливается я поднимаю флаг. Если это флаг России вы должны перебежать
черту и собраться за моей спиной. Это будет наша страна. Если я подниму флаг
чужой страны, вы не должны перебегать черту, иначе вы окажетесь в чужой
стране. Итак, будьте внимательными (во время игра воспитатель подыгрывает
детям – не хотите быть американцами, в России все живут, а значит россияне).
Дети садятся после игры
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на флаг нашей страны. Какие
цвета вы видите?
Дети: Белый, голубой, красный
Воспитатель: Что означают эти цвета?
Дети: Белый – чистоту, снег; синий – правду, реки, моря, небо; красный
– отвагу, мужество, цвет сердца, огня, солнца.
Воспитатель: Цвета российского флага издревна почитались на Руси.
Это цвет русского народного костюма. Посмотрите на меня, я одета в русский
народный костюм. На моей одежде есть такие цвета?
Дети: Есть.
Воспитатель: Такой же русский костюм есть в нашей игре «Дружный
хоровод», но в эту игру мы поиграем после занятия и поводим русские
хороводы.
Беседа о гербе:
Воспитатель: (берет рисунки гербов). Ой, а это что за рисунки. Вроде
бы тоже символика, но не знаю, что это такое?
Дети: Это гербы.
Воспитатель: Какой интересное слово?
А что такое герб?
Дети: Герб – это символ России.
Воспитатель: У нашей страны есть герб?
Дети: Да
Воспитатель: Конечно есть.
Настя, расскажи о гербе нашей страны
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог,
Сильный, мудрый он и гордый
Он России двух свободный
Воспитатель: Что означает изображение двух орлов?
Дети: Две птица, летящие очень близко друг к другу.
Воспитатель: Кто еще изображен на гербе нашей страны?
Дети: Всадник, побеждающий змея.
Воспитатель: Ребята! Существует одна красивая легенда о этом
всаднике.
Хотите послушать?
Дети: Да
В одном царстве, государстве появился на озере огромный зверь.
Каждый день жители этого царства должны отдавать ему на съедение одного
ребенка, и он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь, и тут на
помощь жителям государства явился всадник на белом коне с копьем в руках, и
пронзил чудовище этим копьем. Конь растоптал змея. Тем всадником был
святой воин Георгий Победоносец.
Это изображение Победоносца есть и на гербе Москвы. Так как Москва
– главный город нашей страны.
Да, ребята, действительно гербы – своим символическим языком могут
многое рассказать о природе края, его истории, о стремлениях людей, об их
отношениях к жизни, окружающему миру. Сейчас мы поиграем 8 игру я
показываю герб какого-либо города. а бы переноситесь в игру. Я показываю
герб какого-либо города, а вы переноситесь в этот город и превращаетесь в
мастера, которые живут в этом городе. Итак, начинаем – Кузнецк (показывает),
в этом городе живут кузнечные мастера. Мы кузнецы (дети изображают) и так
далее. Воспитатель показывает герб, дети изображают.
Дети поиграл, садятся на свои стулья.
Воспитатель: Хорошо! А герб своего города вы знаете? Кто может
найти и показать всем ребятам? (ребенок выходит и показывает)
Что на нашем гербе нарисовано и что всё это обозначает?
Дети: Подкова – это символ удачи и счастья
Воспитатель: Правильно! А еще подкова сделана из металла, поэтому
что у нас есть литейно-механический завод, который льет и обрабатывает
изделия из металла. А кристаллы, что означают?
Дети: Наш город богат минералами
Ребята, но герб не только есть у нашего города, герб есть и у нашей
области. Какой?
Дети: Челябинской.
Воспитатель: (показывает) Посмотрите, кто изображен в центре герба.
Дети: Верблюд.
Воспитатель: Правильно. Когда-то давным-давно, когда не было
машин, по нашей области проходил караван с товаром в другие районы нашей
страны. И поэтому основной фигурой области является верблюд с золотой
поклажей – это выносливое и благородное животное, внушающее почтение,
мудрость, долголетие.
Знакомство с гимном РФ
Воспитатель: А теперь я познакомлю с еще одним отличительным
символом. Это гимн государства. Само слово «гимн» обозначает восхваление,
торжественную песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в
честь выдающихся событий или героев. Наш государственный гимн
исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Каждое утро с
гимна начинается новый ден, его можно услышать на спортивных
соревнованиях, Олимпиадах в моменты награждения. Гимн полагается слушать
стоя. Во время его звучания нельзя разговаривать, ходить. Давайте послушаем
(звучит гимн Росси, дети слушают, после гимна садятся). В этом гимне есть
такие слова (воспитатель читает куплет гимна). Надеюсь, что вы когда пойдете
в школу, выучите эти слова гимна и будете гордиться своей страной.
III
Заключительный часть:
Итак, вы многое знаете и были очень внимательными и
сообразительными. Но я хочу вас проверить, что же вы знаете, поиграть с вами
в игру «Самый умный». Я задаю вопросы, вы должны ответить на него и
поставить стрелку к соответствующей картинке.
Начинаем игру:
- официальная эмблема, знак государства (герб);
- торжественная песня страны (гимн);
- прикрепленное к древку полотенце определенного цвета (флаг)
Итак, в детском саду «Алёнушка» самые умные дети I старшей группы.
Похвалите сами себя, погладьте по головке. Повернитесь друг к другу –
улыбнитесь. Скажите: «Я самый умный»
Ребята, а мне пора идти домой, но прежде, чем уйти я хочу прочитать
красивое стихотворение про нашу страну, нашу Родину.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем,
Что мы родиной зовем
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над кремлем
Ребята, я к вам еще приду, и мы познакомимся о людях, об обычаях на
Руси, о нашей Родине.
А сейчас, кто не устал я предлагаю из нашего строительного материала
построить Кремль.