Авторы: Папкова Екатерина Владимировна, Луговская Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка- детский сад №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция зрительных нарушений с использованием нетрадиционных методов"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Коррекция зрительных нарушений с использованием нетрадиционных
методов
»
Авторы:
Папкова Екатерина Владимировна,
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска;
Луговская Светлана Борисовна,
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска
Проблема воспитания и обучения слабовидящих детей дошкольного возраста является
весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот
процесс должен иметь системный комплексный подход – это коррекция зрительного нарушения
и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
При обучении слабовидящих детей необходимо учитывать, что они развиваются по тем
же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности:
ограничение в освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы,
бедность представлений об окружающем мире.
Зрительные нарушения обусловливают ход психического развития ребенка при
отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств
помощи. Без этого данные нарушения у ребенка могут привести к целому ряду вторичных
отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции слабовидящих детей.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются
нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов
и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление
или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы – это комплексный процесс
(деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического
средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им
оптимального уровня развития. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет
усовершенствовать коррекционный процесс.
Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в
формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной
коррекции зрения становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и
разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции зрения детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их
применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности,
включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса. Применение
данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их
использование служит для создания благоприятного эмоционального фона и улучшает
эффективность коррекционного воздействия.
К методам нетрадиционного воздействия, относятся:
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней на организм человека.
Имаготерапия – театрализация (куклотерапию, сказкотерапию).
Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.
Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в
современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции
зрительных нарушений.
Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация.
Зачастую происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения.
Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает
работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает
уровень утомляемости.
Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционно-развивающей работы
может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания
слабовидящих детей.
Эффективность нетрадиционных методов определяется: – необычностью замысла,
организации и методики проведения занятий,
– заинтересованностью детей,
– развитием их творческой самостоятельности,
– созданием благоприятного климата на занятиях,
– ориентировкой детей на коммуникацию.
Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направлены на:
– развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира; – решение
эмоционально-волевых проблем ребенка; – развитие пространственных представлений,
двигательной координации, осознания собственного тела;
– формирование позитивной самооценки ребенка.
Предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием
нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки и
т.п.
Таким образом, применяя разные методы, формы и приёмы организации
коррекционно-образовательного процесса, мы решаем главную цель работы с детьми с
ОВЗ
-
научить
их
поддерживать
беседу,
устанавливать
контакт,
передавать
информацию, пересказывать смешную историю и т. д. Именно в процессе общения
происходит
становление
ребёнка
как
личности,
формирование
познавательных
способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Использование
разнообразных
нетрадиционных
методов
и
приёмов
поддерживают познавательную активность детей, повышают эффективность освоения
программного материала, предотвращают утомление.
Как
показывает
практика,
нетрадиционные
методы
и
приёмы
являются
перспективными в работе с детьми с ОВЗ.