Напоминание

"Коррекция зрительных нарушений с использованием нетрадиционных методов"


Авторы: Папкова Екатерина Владимировна, Луговская Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка- детский сад №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция зрительных нарушений с использованием нетрадиционных методов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Коррекция зрительных нарушений с использованием нетрадиционных

методов

»

Авторы:

Папкова Екатерина Владимировна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска;

Луговская Светлана Борисовна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска

Проблема воспитания и обучения слабовидящих детей дошкольного возраста является

весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот

процесс должен иметь системный комплексный подход – это коррекция зрительного нарушения

и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

При обучении слабовидящих детей необходимо учитывать, что они развиваются по тем

же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности:

ограничение в освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы,

бедность представлений об окружающем мире.

Зрительные нарушения обусловливают ход психического развития ребенка при

отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств

помощи. Без этого данные нарушения у ребенка могут привести к целому ряду вторичных

отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции слабовидящих детей.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются

нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов

и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление

или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы – это комплексный процесс

(деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического

средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им

оптимального уровня развития. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет

усовершенствовать коррекционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в

формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной

коррекции зрения становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и

разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс

коррекции зрения детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их

применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности,

включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса. Применение

данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их

использование служит для создания благоприятного эмоционального фона и улучшает

эффективность коррекционного воздействия.

К методам нетрадиционного воздействия, относятся:

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней на организм человека.

Имаготерапия – театрализация (куклотерапию, сказкотерапию).

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в

современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции

зрительных нарушений.

Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация.

Зачастую происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает

работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает

уровень утомляемости.

Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционно-развивающей работы

может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания

слабовидящих детей.

Эффективность нетрадиционных методов определяется: – необычностью замысла,

организации и методики проведения занятий,

– заинтересованностью детей,

– развитием их творческой самостоятельности,

– созданием благоприятного климата на занятиях,

– ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направлены на:

– развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира; – решение

эмоционально-волевых проблем ребенка; – развитие пространственных представлений,

двигательной координации, осознания собственного тела;

– формирование позитивной самооценки ребенка.

Предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием

нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки и

т.п.

Таким образом, применяя разные методы, формы и приёмы организации

коррекционно-образовательного процесса, мы решаем главную цель работы с детьми с

ОВЗ

-

научить

их

поддерживать

беседу,

устанавливать

контакт,

передавать

информацию, пересказывать смешную историю и т. д. Именно в процессе общения

происходит

становление

ребёнка

как

личности,

формирование

познавательных

способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Использование

разнообразных

нетрадиционных

методов

и

приёмов

поддерживают познавательную активность детей, повышают эффективность освоения

программного материала, предотвращают утомление.

Как

показывает

практика,

нетрадиционные

методы

и

приёмы

являются

перспективными в работе с детьми с ОВЗ.



В раздел образования