Автор: Мещерякова Анастасия Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ"ДЕТСКИЙ САД 50" Р.П.СЕННОЙ
Населённый пункт: пгт Сенной Вольский р-он Саратовская обл
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы к слушанию музыки у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Современные подходы к слушанию музыки у детей дошкольного
возраста»
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию,
у нас изменяется душевное настроение.
Аристотель
Слушание музыки дошкольниками осуществляется в процессе всей
педагогической работы в детском саду – на праздниках, досугах и в
самостоятельной
деятельности
детей.
Музыкальный
руководитель
традиционно посвящает часть занятия этому процессу. К слушанию музыки
обращается и воспитатель, и родители наших воспитанников. От того, какая
музыка окружает ребенка и звучит в его повседневной жизни, зависит
становление вкуса, культурный кругозор подрастающего человека и выбор
музыки в дальнейшей жизни.
Этот процесс обеспечивает следующие аспекты развития:
- эмоциональную сферу;
- социализацию;
- мышление, память, внимание, воображение, интерес к окружающему миру;
собственное восприятие;
- исполнительские умения и творчество в художественных видах детской
деятельности: речевое, игровое, изобразительной.
Закономерно возникает вопрос отбора музыкального репертуара для
детей.
Большинство ученых и методистов Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А.
И. Катинене и др. в качестве ведущих, принципов отбора репертуара
выделяются:
- наличие в произведении яркого образа;
- доступность музыкальных произведений восприятию ребенка;
- высокая эмоциональность музыки и в то же время соответствие ее
содержания эмоциональному опыту ребенка;
- соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту
детей;
- соответствие произведения детскому восприятию по продолжительности
звучания.
Самым
основными
требованиями
в
отборе
музыки
являются
художественность и доступность. Художественность предполагает отбор
разнообразных произведений – образцов как музыкальной классики, так и
современности. Гармония образа т средства выразительности, яркость.
Требования к отбору репертуару для детей конкретизированы рядом
принципов.
Принцип учета музыкальных интересов детей
Каждый
ребенок,
вне
зависимости
от
возраста,
уже
обладает
индивидуальным
музыкальным
опытом.
Реализация
этого
принципа
предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям
разной музыки.
1
Принцип учета деятельностной природы ребенка
Музыка позволяет дошкольнику выразить доступными средствами
результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре. Кроме того,
музыка
может
допускать
интерактивное
включение
ребенка
–
его
непосредственные
мимические
и
двигательные
реакции
по
ходу
прослушивания. Этот принцип учитывает моторно-ритмическую природу
самой музыки и природную активность детей.
Принцип учета эмоционального опыта ребенка
В том случае, если педагог и родители знают, чем живет ребенок, что
вызывает у него волнение или радость, музыка может стать источником
личностного обогащения. Ребенок получает возможность «прожить» в
музыке те события, которые вызвали в нем сильные переживания.
Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки
Реализация
данного
принципа
возможна
при
хорошем
знании
педагогом особенностей отношения ребенка к музыке. Есть дети, для
которых в музыке главное – воображаемый зрительный ряд. Есть юные
эрудиты, интересующиеся и биографией композитора, и историей создания
произведения.
Поэтому
репертуар,
и
организация
слушания
должны
осуществляться с учетом личностных особенностей.
Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки
Этот принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития
ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыке.
Поэтому и палитра музыкальных произведений, которые может слушать
дошкольник, становится практической безгранична.
Репертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка
Для характеристики эмоций маленького слушателя используемся
классификацией В. Н. Холоповой, которая выделяет эмоции как чувство
жизни, эмоции как фактор саморегуляции личности, эмоции восхищения
мастерством композитора, эмоции, изображаемые в музыке, и, наконец
природные эмоции музыки.
Дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем
исполнении, будь то запись или «живая музыка». От хорошего, исполнения
ребенок испытывает эстетическое наслаждение, которое пробуждает интерес
к музыке, желание самому попробовать играть или петь. В хорошей музыке
почти всегда есть позитивное настроение. Поэтому чем устойчивее связь и
взаимодействие детей с музыкой, тем успешнее будет их душевное развитие.
Репертуар для решения задач психического развития ребенка
Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию
дошкольника. В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка
необычайно образна, яркая. Н. Римский-Корсаков, О. Респиги, С. Прокофьев,
А. Лядов.
Произведения этих композиторов могут и не входить в списки
рекомендуемых образовательными программами, но тем не менее, они
доступны для детей. В музыкальной классике можно найти звуковые
картины практически всех явлений окружающего мира. Наличие фонотеки
может оказать существенное влияние на развитие ребенка.
2
Репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной
образованности, музыкального кругозора
Педагог дает возможность ребенку накопить особый опыт ориентации
в жанрах и стилях музыки, в средствах ее выразительности, в музыкальных
формах, в интонационной специфике разных композиторов. примеры таких
музыкальных произведений, как правило, рекомендуются дошкольными
программами. Классические и современные, программные и непрограммные,
они должны быть:
- небольшими по объёму; время их исполнения не должны превышать 5-8
минут;
- с яркой выраженностью стилистических средств: темпа, ритма, динамики,
мелодии4
- разнообразными по стилям и жанрам.
Помимо определения содержания музыкальной работы с детьми
необходимо учесть организационные моменты.
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества
Этот
принцип
предполагает
обязательное
взаимодействие
музыкального руководителя и воспитателя, а также тесное сотрудничество с
семьей ребенка и другими специалистами, работающими в детском саду.
Принцип целенаправленности
Задачи, которые решаются ребенком при слушание музыкальных
произведений, разнообразны,
и педагогу необходимо понимать, ради
достижения какой цели дает он детям послушать те или другие композиции.
Принцип
отбора
музыкальных
произведений
с
учетом
целевой
ориентации
Предполагает учет интересов воспитанника и направленность его на
конкретный вид музыкальной деятельности.
Принцип субьект-субектного взаимодействия
Означает свободу высказываний воспитанника в ходе слушания, обмен
взаимными
оценками
суждениями
между
взрослыми
и
детьми
по
музыкальному произведению. Ребенок называет музыкальные произведения,
которые хочет прослушать, вносит предложение по репертуару, а педагог
откликается на эти инициативы.
Принцип систематичности и последовательности в организации
слушания музыки
Предполагает работу по восприятию музыкальных произведений,
постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с
детьми.
Принцип продуктивности в восприятии музыкальных произведений
Процесс слушания музыки в дошкольном детстве имеет и творческий
продукт
–
рисунок,
созданный
под
впечатлением
от
музыкальной
композиции,
танец,
игра,
слово
и
даже
импровизация
на
детских
музыкальных инструментах.
Принцип синкретичности
Подразумевает
объединение
разнообразных
методов
активизации
восприятия музыки, а также синтез различных способов художественно-
3
творческой деятельности дошкольников, позволяющих наиболее полно и
самостоятельно отображать результаты слушания. В процессе слушания
музыки обусловлен логикой четырех последовательных этапов.
Этапы слушания музыки и практические рекомендации
1.
Привлечение внимания детей к музыке, их настрой на
восприятие.
Первичное
слушание
детьми
музыкального
произведения, знакомство с ним, погружение в него.
2.
2. Повторное слушание и последующий анализ, разбор впечатлений и
используемых средств музыкальной выразительности
3.
Закрепление представлений о прослушанном в музыкальном опыте
ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание
послушать его еще раз.
4.
Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального
восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной,
речевой
Данный алгоритм может дополняться под этапами, новыми этапами, не
нарушающими общий ход музыкального восприятия. Каждый этап должен
оснащаться новыми педагогическими приемами, отличаться разнообразием
этих приемов опять же с учетом музыкального опыта ребенка и его
индивидуальных особенностей.
«Обогащение звукового сенсорного опыта в ДОУ»
Одна
из
актуальных
задач
дошкольного
детства
–
развитие
музыкального опыта детей, который начинается с сенсорного опыта и
накапливается с рождения. Взрослеющий ребенок так же нуждается в
обогащении и совершенствовании музыкального опыта, как и малыши,
только-только открывающие мир звуков и музыки. Знакомство со звуками,
звучащей стороной предметного мира, звуками-впечатлениями социального
мира, пред-музыкальные опыты и открытия позволяют говорить о звуковом
сенсорном опыте дошкольников.
Функции звукового сенсорного опыта в развитие ребенка
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста звуковой
сенсорный опыт открывает звучащую сторону предметного мира. В
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
предполагает формирование у детей первичных представлений о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Для детей среднего дошкольного возраста он определяет эмоции и
чувства,
характер
социальных
взаимодействий,
ролевого
общения,
продолжает развивать познавательные интересы детей, обогащает опыт
наблюдений и исследований окружающей действительности.
В старшем дошкольном возрасте помогает осваивать более сложные
задачи речевого развития, готовит к звуковому анализу слова, развивает
звуковую и интонационную культуру речи. Становится для ребенка
средством самовыражения своих возможностей в игре, в художественной
4
деятельности, в познании. Дети учатся не только слушать, но и слышать. Чем
богаче звуковой сенсорный опыт ребенка, тем больше перспектив у него в
развитии музыкальности и музыкальных способностей.
Наиболее эффективными формами решения поставленной задачи
становятся музыкально-игровые ситуации для детей дошкольного возраста,
начиная
с
двух-трех
лет,
которые
могут
быть
и
организованной
образовательной
деятельностью,
и
образовательными
режимными
моментами, обогащающими звуковой сенсорный опыт.
Важнейшим условием организации обогащения звукового сенсорного
опыта становится создание в группе музыкально (звучащей) среды,
инициирующей ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под
руководством воспитателя, а потом самостоятельно. Такой уголок (зона,
пространство, центр) должен быть привлекателен для детей, быть доступен
для них
В заключение хочется сказать, что важность формирования такого
опыта в образовательном процессе детского сада очевидна, недооценивать
этот этап в становлении музыкального опыта ребенка невозможно.
Используемая литература
Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов,
учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред.
Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. 110 с.
Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2008. 112
5