Автор: Саюкова Альфия Маратовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: "Дифференциация звуков Ш - Ж"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
на тему «Дифференциация звуков Ш - Ж»
учитель МБДОУ «Волошка»
Саюкова Альфия Маратовна
Тема: Дифференциация звуков [Ш - Ж]
Цели: - закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- продолжать учить составлять слова из слогов, букв;
- продолжать работу над деформированной фразой, составлять схему предложения, выделять
предлог;
- закрепить правило написания жи – ши;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
- создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта
коллективной работы.
Ход НОД:
Организационный
момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором,
жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе
жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и
заколдовала их, забрав имена.
Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания,
выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите
имена детей. Отправляемся в путь.
Введение
в
тему. Чтобы
узнать
в
кого
превратила
колдунья
детей,
мы
должны
сложить
разрезные картинки: д/и «Сложи картинку» (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)
– какой первый звук в слове жаба? [Ж].
– какой третий звук в слове кошка? [Ш].
Работа с индивидуальными зеркалами. Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и
дают характеристику.
[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по
середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.
[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по
середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.
(за выполнения задания дети получают букву Ж)
Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)
жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа
ша – ша – ша – ша – мама моет малыша
жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу
шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу
(за выполнение дети получают букву М)
Разложи
предметы. Злая
колдунья
не
только
заколдовала
детей,
но
и
перемешала
все
предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].
машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка.
(за выполнение получают букву О).
Деление
слов
на
слоги – каждый ребенок берет карточку, определяет количество слогов
выполняет шаги, и рисует точки по количеству слогов.
(получают букву А)
Составить слово из слогов.
ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.
(получают букву
Р)
Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.
Бабу_ка вя_ет теплый _арф.
Весной из берлоги вы_ел медве_онок.
Ма_а видела в лесу у_ей.
На лу_айке прыгали лягу_ки.
В _кафу висит _илет.
(Вставив букву, читают предложение. Получают букву Ш)
Деформированная фраза.
Женя мыть уши вода.
В сад мыши жить.
Катя бежать с кошка рыжая.
Маша в жакет шкаф вешать.
В писать Женя школа буквы.
На стол лежать желтая груша.
– составить схему предложения.
На столе лежит желтая груша.
(получают букву А)
Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.
1. Нужны человеку и животному, чтобы слышать (уши)
2.Кто ходит в иголках? (ежик)
3.Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка)
4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься (шишка)
5.Ее одевают на голову, в холодное время года (шапка)
6.Пятнистое животное с длинной шеей (жираф)
(получают букву А)
Итог НОД. Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей.
Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и
спасли Жору и Машу.