Напоминание

"Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей подготовительной группы"


Авторы: Ней Екатерина Олеговна, Прохода Янина Сабировна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №7 "Ярославна"
Населённый пункт: Город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей подготовительной группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей

подготовительной группы

В последнее время все более высокие требования предъявляются к детям,

идущим в первый класс.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы

жизни ребенка. Психологическая готовность - это один из важнейших итогов

психического развития в период дошкольного детства. Под психологической

готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный

уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной

программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Высокие

требования

жизни

к

организации

воспитания

и

обучения

заставляют

искать

новые,

более

эффективные

психолого-педагогические

подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с

требованиями жизни. В этом смысле проблема формирования готовности

дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением

связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в

дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность

последующего обучения детей в школе.

Все мы знаем, что игровая деятельность - это ведущий вид деятельности

дошкольника. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и

произвольная память, происходит умственное развитие, развитие воображения и

рефлексии. Игра является важным средством в формировании интеллектуальной

готовности дошкольников к школьному обучению.

Проанализировав

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

психологической готовности детей к школьному обучению, было выдвинуто

предположение, что на развитие вербального и невербального мышления детей

подготовительной группы может повлиять специально подобранный комплекс

дидактических игр.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных

вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Рассмотрим каждый вид этой

игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети

учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети

знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам,

так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В подготовительной группе в игре используют такие предметы, в которых разница между

ними становится елее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие

сознательного

запоминания

количества

и

расположения

предметов,

нахождения

отсутствующего предмета.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из

частей,называть предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко

выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это

помогает воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В

играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,

необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих

играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать

интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры – интересное занятия для детей. Они разнообразны по видам:

парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их

использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди

разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону,

или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок

объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение,

установление связи между предметами. Например, дети подбирают иллюстрации к какой-

либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игровыми дидактическими

задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом

счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех

изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей

логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый

предмет. Усложнение: увеличение количества частей, усложнение содержания, сюжета

картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, на них изображается 1

предмет. В средних и старших группах на 8-10 частей, на них изображается знакомый сюжет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. Задача: развивать речь,

воображение и творчество детей. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на

картинке, ребенок это изображает движениями, звуками. В старшей группе изображают

нарисованное и отгадывают играющие. В этих играх формируются качества личности ребенка.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,

опираясь на имеющихся представлениях о предметах, углублять знания о них, так как в этих

играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых

обстоятельствах.

В младших и средних группах эти игры направлены на развитие речи, воспитание

правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие

правильной ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры

используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении

задач.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок

преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Каждая игра имеет свою определенную структуру, а т. к. мы обратились к дидактической

игре, то целесообразно рассмотреть структуру этого вида игр. Независимо от вида

дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и

упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, уровень

подготовленности воспитанников, так как в играх они дидактическую задачу. Для выбора

дидактической игры необходимо знать должны оперировать уже имеющимися знаниями и

представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в

виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах) должны

усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны

развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании,

трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти

задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например,

развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышление. Воспитатель заранее должен

это хорошо знать и определять дидактическую задачу.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в

ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут

запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной,

напряженной. Л. С. Выгодский говорил: «Чем правила жестче, тем игра становится

напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с т. зрения развития можно

рассмотреть как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне

кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится

возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с

основным фактом».

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения

обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за

неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при

которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее

правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без

них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней

игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к

игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я

считалкой выберу водящего!».

Так любая игра становится дидактической, если имеются ей основные компоненты:

дидактическая задача, правила, игровые действия.

Дидактические игры различаются и по обучающему содержанию, познавательной

деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей,

по роли воспитателя. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой

классификации можно представить следующие типы игр:

1. игры по сенсорному воспитанию,

2. игры по развитию речи,

3. игры по ознакомлению с природой,

4. игры по формированию нравственности,

5. игры по гражданскому воспитанию,

6. игры по формированию математических представлений.

С раннего возраста необходимо воспитывать в детях уважение к своему дому, своей

семье, традициям русского народа, народным промыслам. Очень важно учить детей с

уважением относиться к своим родителями, сверстникам, окружающим их людям. Ведь с

формирования навыков, привычек, взглядов на окружающих в дошкольном возрасте начинают

закладывать отношения к окружающим. Знакомства детей с природой вызывает интерес к их

окружению, отношение к окружающей среде, отношение к животным. Также очень важно для

детей этого возраста математическое развитие, оно помогает в полной мере устранить

недостатки логического развития в школьном возрасте.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную

деятельность детей.

Все дидактические игры можно проводить в нестандартной форме, что вызывает у детей

большой интерес и активность: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения,

игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-

путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное,

простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое - через интересное.

Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель

игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть

сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не

замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление

игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия

всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии

сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить

результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна,

требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения

незаметно.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по

содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с

предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них

основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино подобрать нужный цвет",

"Проверь правильно, ли Незнайка восстановил логическую цепочку".

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и

почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить

картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится

задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача

заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия

определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в

соответствии

с

поставленными

условиями

или

созданными

обстоятельствами.

Дети

высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры

требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них

содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

При

проведении

игр

необходимо,

чтобы

соблюдались

следующие

принципы: основной формой проведения формирующего этапа стала игровая

деятельность в свободное от занятий время (утром перед завтраком, вечером

после полдника); игры проводились три раза в неделю, длительность проведения

15-20 минут; за занятие проводилось четыре игры (две на развитие вербального

мышления, две на развитие невербального мышления); в играх принимали

участие все дети группы, в зависимости от правил игры занятия проводились

фронтально или по подгруппам; еженедельно добавлялась новая игра, старые

игры повторялись; сложность игр нарастала от занятия к занятию.

Результатом проводимых с детьми комплексов дидактических игр, станет

положительная динамика. Детей, показывающих низкий уровень развития

вербального и невербального мышления, в группе не станет. Количество детей,

имеющих средний уровень развития вербального и невербального мышления,

сократится. У детей будет достаточный уровень интеллектуальной готовности к

школе. А достаточный уровень интеллектуального развития – это успешность

последующего обучения детей в школе!



В раздел образования