Авторы: Ней Екатерина Олеговна, Прохода Янина Сабировна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №7 "Ярославна"
Населённый пункт: Город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей подготовительной группы"
Раздел: дошкольное образование
Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей
подготовительной группы
В последнее время все более высокие требования предъявляются к детям,
идущим в первый класс.
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка. Психологическая готовность - это один из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства. Под психологической
готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной
программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Высокие
требования
жизни
к
организации
воспитания
и
обучения
заставляют
искать
новые,
более
эффективные
психолого-педагогические
подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с
требованиями жизни. В этом смысле проблема формирования готовности
дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением
связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в
дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность
последующего обучения детей в школе.
Все мы знаем, что игровая деятельность - это ведущий вид деятельности
дошкольника. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и
произвольная память, происходит умственное развитие, развитие воображения и
рефлексии. Игра является важным средством в формировании интеллектуальной
готовности дошкольников к школьному обучению.
Проанализировав
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
психологической готовности детей к школьному обучению, было выдвинуто
предположение, что на развитие вербального и невербального мышления детей
подготовительной группы может повлиять специально подобранный комплекс
дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных
вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Рассмотрим каждый вид этой
игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети
знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам,
так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В подготовительной группе в игре используют такие предметы, в которых разница между
ними становится елее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие
сознательного
запоминания
количества
и
расположения
предметов,
нахождения
отсутствующего предмета.
Играя, дети приобретают умения складывать целое из
частей,называть предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко
выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это
помогает воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В
играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,
необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих
играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать
интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры – интересное занятия для детей. Они разнообразны по видам:
парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их
использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди
разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону,
или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок
объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение,
установление связи между предметами. Например, дети подбирают иллюстрации к какой-
либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игровыми дидактическими
задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом
счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех
изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей
логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый
предмет. Усложнение: увеличение количества частей, усложнение содержания, сюжета
картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, на них изображается 1
предмет. В средних и старших группах на 8-10 частей, на них изображается знакомый сюжет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. Задача: развивать речь,
воображение и творчество детей. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на
картинке, ребенок это изображает движениями, звуками. В старшей группе изображают
нарисованное и отгадывают играющие. В этих играх формируются качества личности ребенка.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющихся представлениях о предметах, углублять знания о них, так как в этих
играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых
обстоятельствах.
В младших и средних группах эти игры направлены на развитие речи, воспитание
правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие
правильной ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры
используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении
задач.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок
преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Каждая игра имеет свою определенную структуру, а т. к. мы обратились к дидактической
игре, то целесообразно рассмотреть структуру этого вида игр. Независимо от вида
дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и
упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, уровень
подготовленности воспитанников, так как в играх они дидактическую задачу. Для выбора
дидактической игры необходимо знать должны оперировать уже имеющимися знаниями и
представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в
виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах) должны
усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны
развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании,
трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти
задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например,
развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышление. Воспитатель заранее должен
это хорошо знать и определять дидактическую задачу.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в
ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут
запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной,
напряженной. Л. С. Выгодский говорил: «Чем правила жестче, тем игра становится
напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с т. зрения развития можно
рассмотреть как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне
кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится
возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с
основным фактом».
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения
обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за
неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при
которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее
правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без
них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней
игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к
игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я
считалкой выберу водящего!».
Так любая игра становится дидактической, если имеются ей основные компоненты:
дидактическая задача, правила, игровые действия.
Дидактические игры различаются и по обучающему содержанию, познавательной
деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей,
по роли воспитателя. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой
классификации можно представить следующие типы игр:
1. игры по сенсорному воспитанию,
2. игры по развитию речи,
3. игры по ознакомлению с природой,
4. игры по формированию нравственности,
5. игры по гражданскому воспитанию,
6. игры по формированию математических представлений.
С раннего возраста необходимо воспитывать в детях уважение к своему дому, своей
семье, традициям русского народа, народным промыслам. Очень важно учить детей с
уважением относиться к своим родителями, сверстникам, окружающим их людям. Ведь с
формирования навыков, привычек, взглядов на окружающих в дошкольном возрасте начинают
закладывать отношения к окружающим. Знакомства детей с природой вызывает интерес к их
окружению, отношение к окружающей среде, отношение к животным. Также очень важно для
детей этого возраста математическое развитие, оно помогает в полной мере устранить
недостатки логического развития в школьном возрасте.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную
деятельность детей.
Все дидактические игры можно проводить в нестандартной форме, что вызывает у детей
большой интерес и активность: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения,
игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-
путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное,
простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое - через интересное.
Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель
игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть
сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не
замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление
игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия
всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии
сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить
результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна,
требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения
незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по
содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с
предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них
основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино подобрать нужный цвет",
"Проверь правильно, ли Незнайка восстановил логическую цепочку".
Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и
почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить
картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится
задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача
заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия
определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в
соответствии
с
поставленными
условиями
или
созданными
обстоятельствами.
Дети
высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры
требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них
содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
При
проведении
игр
необходимо,
чтобы
соблюдались
следующие
принципы: основной формой проведения формирующего этапа стала игровая
деятельность в свободное от занятий время (утром перед завтраком, вечером
после полдника); игры проводились три раза в неделю, длительность проведения
15-20 минут; за занятие проводилось четыре игры (две на развитие вербального
мышления, две на развитие невербального мышления); в играх принимали
участие все дети группы, в зависимости от правил игры занятия проводились
фронтально или по подгруппам; еженедельно добавлялась новая игра, старые
игры повторялись; сложность игр нарастала от занятия к занятию.
Результатом проводимых с детьми комплексов дидактических игр, станет
положительная динамика. Детей, показывающих низкий уровень развития
вербального и невербального мышления, в группе не станет. Количество детей,
имеющих средний уровень развития вербального и невербального мышления,
сократится. У детей будет достаточный уровень интеллектуальной готовности к
школе. А достаточный уровень интеллектуального развития – это успешность
последующего обучения детей в школе!