Напоминание

“Круги Эйлера и блоки Дьенеша, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников”


Автор: Биктимирова Гульназ Анваровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №26 "Почемучка"
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан Россия
Наименование материала: Консультация
Тема: “Круги Эйлера и блоки Дьенеша, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников”
Раздел: дошкольное образование





Назад




Блоки Дьенеша.

Первым и основным помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых

привлекательных для детей занятий.

Ярким примерами

таких

игр

являются

логические

блоки,

разработанные

венгерским психологом и

математиком Золтаном Дьенешом и Круги Эйлера.

Логический набор Золтана Дьенеша представляет

собой набор из

48 логических блоков,

различающихся

четырьмя свойствами:

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом – красные, желтые, синие;

Размером – большие и маленькие;

Толщиной – толстые и тонкие.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм,

одним из трех

цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Анализ

литературы и практический опыт по данной проблеме показывают широкое использование блоков

Дьенеша

в математическом развитии детей 2-8 лет.

Но практика

показывает

также,

что

возможности данного

дидактического материала гораздо шире.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое

значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме,

величине.

2.

Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства,

называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или

три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

3. Развивать у детей умение группировать предметы по одному, двум и трём признакам одновременно.

4.

Блоки Дьенеша способствуют развитию связной речи,

обогащению словарного запаса,

а также умения

рассуждать, высказывать и обосновывать свой выбор, делать умозаключения.

5.

Блоки Дьенеша п омогают развивать психические процессы дошкольников:

восприятие,

внимание,

память,

воображение и интеллект,

способствуют развитию у малышей логического мышления,

комбинаторики,

аналитических

способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

6. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы,

кодирование информации, логические операции.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Круги Эйлера.

Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике,

логике и в различных прикладных направлениях.

Учитываю простату и наглядность модели кругов Эйлера,

она может

быть с успехом использована в детском саду.

Круги Эйлера – это геометрическая схема,

с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между

понятиями или множествами объектов.

Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию

речи, по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

синтез

– составление целого из

частей,

в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих

компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

установление причинно - следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

С помощью кругов Эйлера

ребенок учиться

строить

модели,

отражающие

обобщенные,

существенные

черты

множеств объектов, овладевает действиями наглядного моделирования.

Блоки Дьенеша и круги Эйлера

Практика показывает,

что наибольший развивающий эффект для формирования логического мышления старших

дошкольников дает использование блоков Дьенеша совместно с кругами Эйлера.

Практические упражнения.

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры : Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все

маленькие красные фигуры «вне» красного круг

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие

логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего

цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает

основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий –

все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры : Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг

все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый - тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры : Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в

жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.

6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »

Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры : Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие

фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.

7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.

Ход игры : Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего

круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить

желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.

Ход игры : В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё

фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

9. Игра «Два круга»

Цель:

формирование умений

разделяет фигуры на две группы по двум свойствам.

Производит логические операции

«не», «и».

Ход игры:

Перед началом игры необходимо выяснить,

где находятся четыре области,

определяемые на игровом листе двумя

обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне

обоих обручей (Эти области нужно обвести).

Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри

обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя

правила игры.

10. Игра «Три круга»

Цель:

формирование умений

разделяет фигуры на три группы по двум свойствам.

Производит логические операции

«не», «и».

Ход игры:

Раскладывается три круга разного цвета.

Детям даётся задание разложить фигуры так,

чтобы внутри синего круга

оказались все маленькие фигуры,

внутри красного – все толстые,

а внутри желтого – все круглые.

После решения

практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам;

и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов.

Игру с тремя кругами целесообразно проводить много

раз, варьируя правила игры.

Вывод.

Использование в математическом развитии детей дошкольного возраста Блоков Дьенеша, а в старшем дошкольном

возрасте и включение в логические игры кругов Эйлера помогает детям быстро и просто решать даже достаточно

сложные или просто запутанные на первый взгляд задачи. Подобные логико – математические игры способствуют

ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических

представлений. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.



В раздел образования