Автор: Биктимирова Гульназ Анваровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №26 "Почемучка"
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан Россия
Наименование материала: Консультация
Тема: “Круги Эйлера и блоки Дьенеша, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников”
Раздел: дошкольное образование
Блоки Дьенеша.
Первым и основным помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых
привлекательных для детей занятий.
Ярким примерами
таких
игр
являются
логические
блоки,
разработанные
венгерским психологом и
математиком Золтаном Дьенешом и Круги Эйлера.
Логический набор Золтана Дьенеша представляет
собой набор из
48 логических блоков,
различающихся
четырьмя свойствами:
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – большие и маленькие;
Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм,
одним из трех
цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Анализ
литературы и практический опыт по данной проблеме показывают широкое использование блоков
Дьенеша
в математическом развитии детей 2-8 лет.
Но практика
показывает
также,
что
возможности данного
дидактического материала гораздо шире.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое
значение для всестороннего развития детей:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме,
величине.
2.
Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства,
называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или
три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
3. Развивать у детей умение группировать предметы по одному, двум и трём признакам одновременно.
4.
Блоки Дьенеша способствуют развитию связной речи,
обогащению словарного запаса,
а также умения
рассуждать, высказывать и обосновывать свой выбор, делать умозаключения.
5.
Блоки Дьенеша п омогают развивать психические процессы дошкольников:
восприятие,
внимание,
память,
воображение и интеллект,
способствуют развитию у малышей логического мышления,
комбинаторики,
аналитических
способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
6. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы,
кодирование информации, логические операции.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Круги Эйлера.
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике,
логике и в различных прикладных направлениях.
Учитываю простату и наглядность модели кругов Эйлера,
она может
быть с успехом использована в детском саду.
Круги Эйлера – это геометрическая схема,
с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между
понятиями или множествами объектов.
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию
речи, по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.
Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
анализ объектов с целью выделения признаков
( существенных, несущественных);
синтез
– составление целого из
частей,
в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
установление причинно - следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
С помощью кругов Эйлера
ребенок учиться
строить
модели,
отражающие
обобщенные,
существенные
черты
множеств объектов, овладевает действиями наглядного моделирования.
Блоки Дьенеша и круги Эйлера
Практика показывает,
что наибольший развивающий эффект для формирования логического мышления старших
дошкольников дает использование блоков Дьенеша совместно с кругами Эйлера.
Практические упражнения.
1. Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»
Ход игры : Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все
маленькие красные фигуры «вне» красного круг
2. Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие
логического мышления.
Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего
цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает
основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.
3. Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий –
все фигуры синего цвета.
4.Игра«Маленький большой»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры : Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг
все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.
5. Игра «Толстый - тонкий»
Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.
Ход игры : Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в
жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.
6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »
Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.
Ход игры : Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие
фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
7. Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры : Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего
круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить
желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.
8. Игра «Повтори!»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры : В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё
фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)
9. Игра «Два круга»
Цель:
формирование умений
разделяет фигуры на две группы по двум свойствам.
Производит логические операции
«не», «и».
Ход игры:
Перед началом игры необходимо выяснить,
где находятся четыре области,
определяемые на игровом листе двумя
обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне
обоих обручей (Эти области нужно обвести).
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри
обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя
правила игры.
10. Игра «Три круга»
Цель:
формирование умений
разделяет фигуры на три группы по двум свойствам.
Производит логические операции
«не», «и».
Ход игры:
Раскладывается три круга разного цвета.
Детям даётся задание разложить фигуры так,
чтобы внутри синего круга
оказались все маленькие фигуры,
внутри красного – все толстые,
а внутри желтого – все круглые.
После решения
практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам;
и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов.
Игру с тремя кругами целесообразно проводить много
раз, варьируя правила игры.
Вывод.
Использование в математическом развитии детей дошкольного возраста Блоков Дьенеша, а в старшем дошкольном
возрасте и включение в логические игры кругов Эйлера помогает детям быстро и просто решать даже достаточно
сложные или просто запутанные на первый взгляд задачи. Подобные логико – математические игры способствуют
ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических
представлений. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.