Автор: Путило Роман Григорьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ- Смолевичская ООШ
Населённый пункт: с. Смолевичи
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 3 класса
Тема: Адаптированная рабочая программа
Раздел: среднее образование
1.
Пояснительная запписка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для
3 класса разработана на основе Федеральной образовательной программы
начального
общего
образования
(ФАООП
НОО),
обновленного
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС НОО), федеральной рабочей программой
начального
общего
образования
«Физическая
культура»,
федеральной
программы воспитания, положения МБОУ- Смолевичской ООШ о рабочих
программах.
1.1.ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Цель рабочей программы: всесторонне развитие личности обучающихся
в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков
психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных
возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
формирование двигательных умений и навыков;
укрепление
здоровья
и
закаливание
организма,
формирование
правильной осанки;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
коррекция нарушений физического развития;
воспитание
устойчивого
интереса
к
занятиям
физическими
упражнениями.
1.2.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный
год составляет 102 часа при 34 учебных недель
2.СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Содержание примерной рабочей программы отражено в четырех разделах:
«Знания
о
физической
культуре»,
«Гимнастика»,
«Легкая
атлетика»,
«Подвижные игры», «Лыжная подготовка».
Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний».
Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях,
так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной
площадке, это обеспечивает решение задач по опосредованному закаливанию
учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале
четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти. Раздел
«Лыжная подготовка» расположен в третьей четверти.
В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих
упражнений (далее - ОРУ) отводится три урока, при этом необходимо
использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для
человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника
безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для
здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.
Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические
качества.
Понятия
о
предварительной
и
исполнительной
командах.
Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила
закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения
о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках
гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о
правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме,
темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и
физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения
без
предметов
(корригирующие
и
общеразвивающие
упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;
упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и
живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для
развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки;
укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами
:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами;
большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие;
лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движений;
переноска грузов и передача
предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и
метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале
ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время
ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во
время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной
осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических
качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба.
Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в
умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по
прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде
стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с
бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук:
на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением
направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием
через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном,
среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в
чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед,
вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми
глазами.
Бег.
Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с
сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном
направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег
на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий
(канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на
скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег
прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на
скорость.
Низкий
старт.
Специальные
беговые
упражнения:
бег
с
подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег.
Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад,
вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной
мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с
захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места.
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки
с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки
с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в
длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого
разбега
способом
«согнув
ноги».
Прыжки
в
высоту
способом
«перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания
одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по
кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре.
Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с
места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча
двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1
кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной
рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с
места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность
отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с
места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя
руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении
на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах.
Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь;
выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках
лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного
двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и
обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на
лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Игры
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о правилах игр и
поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-
тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером,
командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми
умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и
перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Формы организации учебных занятий
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей
формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и
закрепления техники разучиваемого движения.
Примерной рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы,
выполнение физических упражнений,
тестирование.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Личностные результаты обучения
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
В
свою
очередь
предметные
результаты
связаны
с
овладением
обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в
практической деятельности и жизни.
Предметные результаты
1)
овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность
(режим
дня
утренняя
зарядка,
оздоровительные
мероприятия, подвижные игры);
2) первоначальные представления о значении физической культуры для
физического развития, повышения работоспособности;
3)
вовлечение
в
систематические
занятия
физической
культурой
и
доступными видами спорта;
4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических
нагрузок.
Определены
уровни
предметных
результатов,
которые
являются
обязательными для всех учебных предметов: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся,
достаточный – нет.
Предметные результаты по Физической культуре:
Минимальный уровень:
•
представления
о
физической
культуре
как
средстве
укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
•
выполнение
комплексов
утренней
гимнастики
под
руководством
учителя;
•
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и
осознанное их применение;
•
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при
выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях;
знание
основных
строевых
команд;
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих упражнений;
•
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
•
взаимодействие
со
сверстниками
в
организации
и
проведении
подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и
эстафетах под руководством учителя;
•
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
•
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической
культуры;
•
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
•
владение комплексами упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в
режиме дня (физкультминутки);
•
выполнение
основных
двигательных
действий
в
соответствии
с
заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
•
подача
и
выполнение
строевых
команд,
ведение
подсчёта
при
выполнении общеразвивающих упражнений.
•
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
•
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе
участия в подвижных играх и соревнованиях;
•
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
•
знание способов использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности и их применение в практической
деятельности;
•
знание
правил
и
техники
выполнения
двигательных
действий,
применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под
руководством учителя;
•
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и
оборудованием в повседневной жизни;
•
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Требования к знаниям и умениям к концу обучения в 3 классе
Обучающиеся должны знать:
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке;
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
Названия спортивных снарядов и инвентаря;
Правила подвижных и спортивных игр, предусмотренных планом;
Комплексы утренней гимнастики;
Названия общеразвивающих упражнений (ОРУ);
Основные виды движений (ходьба, бег, метание, прыжки);
О подготовке спортивной формы для уроков физической культуры в
зависимости от места проведения и времени года;
О двигательном режиме;
О правильной осанке и дыхании во время выполнения физических
упражнений.
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять строевые упражнения (построение, перестроение, расчет);
Занимать требуемые для выполнения упражнений исходные положения;
Выполнять простые комплексы дыхательных и общеразвивающих
упражнений с предметами и без них;
Выполнять кувырок вперед по наклонному мату;
Выполнять различные виды основных движений (ходьба, бег, лазанье,
прыжки, метание) с разным темпом, положением рук и ног;
Надевать лыжи, пользоваться креплениями лыж;
Самостоятельно переносить лыжи
Осуществлять разные виды передвижения на лыжах (ступающий шаг,
скользящий шаг, повороты) с палками и без них;
Играть в подвижные игры
1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
2.
№
дата
Раздел/ Тема урока
Кол.час отведенных на
освоение раздела\темы
п\п
В
теме
план
факт
Раздел программы основы знаний
1 час
1
1
Сообщение теоретических сведений.
Правила поведения на уроках легкой
атлетики.
1
Раздел программы легкая атлетика
17 часов
2
1
Различные виды ходьбы и бега.
1
3
2
Ходьба и бег с переступанием через препятствие
1
4
3
Ходьба и бег с переступанием через препятствие
1
5
4
Бег в различном темпе.
1
6
5
Различные виды ходьбы и бега
1
7
6
Различные виды ходьбы и бега
1
8
7
Бег на дистанцию 60 м.
1
9
8
Прыжок в длину с места
1
10
9
Прыжок в длину с места
1
11
10
Прыжки в длину с места.
1
12
11
Прыжки в длину с разбега.
1
13
12
Прыжки в длину с разбега.
1
14
13
Метание в горизонтальную мишень.
1
15
14
Метание в горизонтальную мишень.
1
16
15
Метание в горизонтальную мишень.
1
17
16
Метание в горизонтальную и вертикальную цель.
1
18
17
Метание на дальность.
1
Раздел программы Подвижные игры
9 часов
19
1
Подвижные игры. Элементы футбола.
1
20
2
Элементы футбола. Ведение мяча.
1
21
3
Элементы футбола. Ведение мяча.
1
22
4
Элементы футбола. Остановка и передача мяча
1
23
5
Элементы футбола. Остановка и передача мяча
1
24
6
Эстафеты с элементами футбола.
1
25
7
Эстафеты с элементами футбола.
1
26
8
Футбол.
1
27
9
Футбол.
1
Раздел программы основы знаний
1 час
28
1
Гимнастика. Сообщение теоретических сведений.
1
Раздел программы гимнастика
15 час
29
1
Гимнастика. Лазанье по гимнастической стенке
1
30
2
Гимнастика. Лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке
1
31
3
Гимнастика. Лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке
1
32
4
Гимнастика.
1
33
5
Гимнастика.
1
34
6
Гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой.
1
35
7
Гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой.
1
36
8
Гимнастика. Лазанье по гимнастической скамейке и гимнастической стенке
1
37
9
Гимнастика. Лазанье по гимнастической скамейке и гимнастической стенке
1
38
10
Гимнастика. Элементы акробатики.
1
39
11
Гимнастика. Упражнения без предметов
1
40
12
Гимнастика. Упражнения с гимнастическими палками
1
41
13
Гимнастика. Упражнения с гимнастическими палками
1
42
14
Гимнастика. Упражнения в равновесии
1
43
15
Гимнастика. Упражнения в равновесии
1
Раздел программы Подвижные игры
5 часов
44
1
Подвижные игры.
1
45
2
Подвижные игры.
1
46
3
Подвижные игры. Эстафеты с мячом
1
47
4
Подвижные игры. Эстафеты с мячом
1
48
5
Подвижные игры. Пионербол
1
Раздел программы основы знаний
1 час
49
1
Лыжная подготовка. Сообщение теоретических сведений.
1
Раздел программы лыжная подготовка
17 часов
50
1
Лыжная подготовка. Ступающий шаг.
1
51
2
Лыжная подготовка. Ступающий и скользящий шаг.
1
52
3
Лыжная подготовка. Ступающий и скользящий шаг.
1
53
4
Лыжная подготовка. Ступающий и скользящий шаг.
1
54
5
Лыжная подготовка.
1
55
6
Лыжная подготовка. Скользящий и ступающий шаг.
1
56
7
Лыжная подготовка. Скользящий и ступающий шаг.
1
57
8
Лыжная подготовка. Подъем лесенкой прямо
1
58
9
Лыжная подготовка. Подъем лесенкой прямо
1
59
10
Лыжная подготовка. Подъем лесенкой наискось
1
60
11
Лыжная подготовка. Подъем лесенкой наискось
1
61
12
Лыжная подготовка. Скользящий шаг
1
62
13
Лыжная подготовка. Ступающий шаг
1
63
14
Лыжная подготовка. Попеременный двухшажный ход
1
64
15
Лыжная подготовка. Попеременный двушажный ход
1
65
16
Лыжная подготовка. Игровое занятие
1
66
17
Лыжная подготовка. Игровое занятие
1
Раздел программы основы знаний
1 час
67
1
Подвижные игры. Сообщение теоретических сведений.
1
Раздел программы подвижные игры
8 часов
68
1
Подвижные игры.
1
69
2
Подвижные игры с элементами баскетбола.
1
70
3
Подвижные игры с элементами баскетбола.
1
71
4
Подвижные игры
1
72
5
Подвижные игры
1
73
6
Подвижные игры
1
74
7
Подвижные игры
1
75
8
Подвижные игры
1
Раздел программы основы знаний
1 час
76
1
Сообщение теоретических сведений.
1
Раздел программы гимнастика
12 часов
77
1
Гимнастика. Лазанье по гимнастической стенке
1
78
2
Гимнастика. Лазанье по гимнастической стенке
1
79
3
Гимнастика. Прыжки в высоту
1
80
4
Гимнастика. Прыжки в высоту
1
81
5
Гимнастика. Прыжки в высоту
1
82
6
Гимнастика. Прыжки в высоту
1
83
7
Гимнастика.
1
84
8
Гимнастика.
1
85
9
Гимнастика.
1
86
10
Гимнастика.
1
87
11
Гимнастика. Упражнения без предмета
1
88
12
Гимнастика. Упражнения без предмета
1
Раздел программы легкая атлетика
14 часов
89
1
Легкая атлетика. Прыжки в длину с разбега
1
90
2
Легкая атлетика. Прыжки в длину с разбега
1
91
3
Легкая атлетика. Прыжки в высоту с разбега
1
92
4
Легкая атлетика. Прыжки в высоту с разбега
1
93
5
Легкая атлетика.
1
94
6
Легкая атлетика.
1
95
7
Легкая атлетика. Прыжки в высоту
1
96
8
Легкая атлетика. Прыжки в высоту
1
97
9
Легкая атлетика. Метание мяча в горизонтальную цель
1
98
10
Легкая атлетика. Метание мяча в горизонтальную цель
1
99
11
Легкая атлетика.
1
100
12
Легкая атлетика.
1
101
13
Легкая атлетика. Прыжок в длину с места
1
102
14
Легкая атлетика. Итоговое игровое занятие.
1