Автор: Гузель Фаритовна Вахитова
Должность: учитель башкирского языка
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Бельское
Населённый пункт: Стерлитамакский район с.Бельское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Аннотация к учебной дисциплине "Башкирский язык как государственный"
Раздел: дополнительное образование
Аннотация
к учебной дисциплине «Башкирский язык как государственный»
Рабочая программа по «Башкирскому языку как государственному» составлена на основании
программы по башкирскому языку для учащихся 1-11 классов школ с русским языком
обучения. Рабочая программа по государственному башкирскому языку для
обучающихся 1- 11 классов составлена в соответствии с: Закон Республики
Башкортостан «Об образовании (в ред. Законов РБ от 17.03.1997 №84
‐
з,
от 07.03.2001 №198
‐
з, от 25.07.2001 №233
‐
з, от 09.10.2002 №357
‐
з, от 05.01.2004 №60
‐
з,
от 24.03.2005 №165
‐
з, от 18.07.2005 №208
‐
з, от 28.09.2005 №212
‐
з, от 30.12.2005 №273
‐
з, от 31.03. 2006 №296
‐
з, от 04.04.2006 №300
‐
з, от 10.10.2006 №360
‐
з, от 03.11. 2006 №367
‐
з, от 01.03.2007 №417
‐
з, от 20.07.2007 №463
‐
з, от 29.12.2007 №515
‐
з, от 28.02.2008 №540
‐
з, от 30.10.2008 №45
‐
з, от 24.11.2008 №65
‐
з, от 04.02.2009 №93
‐
з, от 27.02.2009 №98
‐
з, от 1
5.07.2009 №156
‐
з) Рабочая программа разработана на основе примерных учебных
программ, имеющих гриф Министерства образования РБ, рекомендованных для
реализации в образовательном процессе, с возможными внесениями изменений и
дополнений в содержание
учебного предмета, последовательностью изучением тем, количество часов.
5 классы: на основе ФГОС; «Программа по башкирскому языку для учащихся 5-11 классов
школ с русским языком обучения» под авторством З.М.Габитовой, М.Г.Усмановой.
6 классы: на основе ФГОС, «Программа по башкирскому языку для учащихся 5-11 классов
школ с русским языком обучения» под авторством З.М.Габитовой, М.Г.Усмановой.
7 классы: на основе ФК ГОС, «Программа по башкирскому языку для учащихся 5-11 классов
школ с русским языком обучения» под авторством З.М.Габитовой, М.Г.Усмановой.
8 классы: на основе ФК ГОС, «Программа по башкирскому языку для учащихся 5-11 классов
школ с русским языком обучения» под авторством З.М.Габитовой, М.Г.Усмановой.
9 классы: на основе ФК ГОС, «Программа по башкирскому языку для учащихся 5-11 классов
школ с русским языком обучения» под авторством З.М.Габитовой, М.Г.Усмановой.
Рабочая программа предназначена для русскоязычных учащихся 5-9-ых классов
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
Рабочая программа рассчитана на :
изучение учебного предмета «Башкирский язык как государственный» в основной школе на
170 часов (1час в неделю)
-в 5 классе – 34 часа в год ( 1час в неделю)
- в 6 классе – 34 часа в год (1час в неделю)
- в 7 классе – 34 часа в год (1час в неделю)
- в 8 классе - 34 часа в год (1 час в неделю)
- в 9 классе – 34 часа в год (1час в неделю)
Используемые учебники:
5 кл.- Башкирский язык М. Г.Усманова, З. М. Габитова Уфа, Китап;
6 кл.- Башкирский язык М. Г.Усманова, З. М. Габитова Уфа, Китап
7 кл.- Башкирский язык М. Г.Усманова, З. М. Габитова Уфа, Китап
8 кл.- Башкирский язык М. Г.Усманова, З. М. Габитова Уфа, Китап
9 кл.- Башкирский язык М. Г.Усманова, З. М. Габитова Уфа, Китап
Цели и задачи курса:
Предмет «государственный башкирский язык» занимает важное место в решении
практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно пи
сать, обогатив речь учащихся, научить дать начальные сведения по башкирскому языку,
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие
коммуникативной компетенции, включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, обеспечить разносто
роннее развитие школьников. Цель определяется как развитие личности ребенка на
основе формирования учебной деятельности средствами предмета «башкирский язык»
Предмет «Башкирский язык» ставит следующие задачи:
‐
начинать, вести/поддерживать и
заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая
нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
‐
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отв
ечать на предложение собеседника
согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико
‐
грамматического ма
териала;
‐
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
‐
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране;
‐
воспринимать на слух и пол
ностью понимать речь учителя, одноклассника;
‐
воспринимать на слух и понимать
основное содержание несложных аутентичных аудио
‐
видеотекстов, относящихся к
разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ/интервью);
‐
воспринимать на
слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие
несложные аутентичные прагматические аудио
‐
и видеотексты.
‐
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основно
го содержания;
‐
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и т
очным пониманием и с использованием различных
приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода).
‐
писать п
оздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета б
ашкир;
‐
применение правил написания слов, изученных в младших классах
‐
адекватное про
изношение и различие на слух всех специфических звуков башкирского языка;
‐
соблюдение
ритмико
‐
интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов
(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное)
‐
развитие интереса к башкирскому языку как учебному предмету;
‐
расширение и углубление п
рограммного материала;
‐
пробуждение потребности учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка над своей речью;
‐
совершенствование общего языкового развития
школьников.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной
коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников
осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями
государственного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного
предмета.
Изучение башкирского языка в основной школе направлено на достижение следующей
цели:способствовать практическому овладению башкирским языком, усвоить основные правила
произношения и грамматики, приобрести необходимый словарный запас, научиться читать и
понимать тексты средней трудности, а также выработать навыки речевого поведения в пределах
изученной тематики.