Автор: Бондарович Надежда Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
Населённый пункт: г. Улан - Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование эмоциональной устойчивости у детей младшего хора во время концертного исполнения"
Раздел: дополнительное образование
Формирование эмоциональной устойчивости у детей младшего хора во время
концертного исполнения.
Бондарович Надежда Андреевна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель теоретических дисциплин
На сегодняшний день в федеральных государственных требованиях к дополнительной
предпроффесиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального
искусства особое внимание уделяется вопросу внедрения в образование специфических
форм и методов обучения, направленных на развитие потенциала и возможностей детей в
процессе творческой учебной деятельности.
Одним из таких средств является хоровое пение, которое способствует физиологическому
и
психическому
развитию,
прививает
эстетический
вкус
и
формирует
духовно-
нравственную
полноценную
личность.
Концертная
практика
как
неотъемлемая
часть
хоровой деятельности особенно в младшем школьном возрасте имеет ряд специфических
особенностей.
Сценическое
исполнение
художественного
произведения
детским
коллективом зачастую приводит к таким психическим проявлениям как перевозбуждение,
тревога,
раздражительность,
нервозность,
которые
можно
объединить
под
понятием
«эмоциональная
неустойчивость».
Особенно
этому
подвержены
дети
младшего
школьного возраста по причине недостаточного развития психических процессов.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил прийти к выводу,
что
на
сегодняшний
день
в
контексте
проблемы
формирования
эмоциональной
устойчивости у детей младшего хора во время концертного исполнения существуют
пробелы.
Вследствие выше сказанного, возникло противоречие:
1)
между требованиями ФГОС и недостаточностью реализации этих требований в
условиях хоровых занятий ДМШ;
2)
между
наличием
различных
методических разработок
по хоровому
пению,
но
отсутствием материала по формированию эмоциональной устойчивости в концертной
хоровой практике учащихся.
Актуальность данной работы и выявленные противоречия определили тему исследования:
«Формирования
эмоциональной
устойчивости
у
детей
младшего
хора
во
время
концертного исполнения».
Цель
исследования
–
выявить
наиболее
эффективные
пути
формирования
эмоциональной устойчивости у детей младшего хора во время концертного исполнения.
Концертные
выступления
младшего
хора
могут
быть
для
детей
не
только
возможностью
продемонстрировать
свои
музыкальные
навыки,
но
и
серьезным
испытанием для их эмоциональной устойчивости. С развитием технического прогресса,
усилением роли средств массовой информации и совершенствованием технологий их
продвижения
-
телевидения,
мультимедийных
коммуникаций
-
человек
XXI
века
предстает как «наблюдатель».
Зрелищность
предстает
как
средство
демократизации
музыки,
поскольку
элементы
театрализации проникают в жанровые сферы вплоть до инструментальной музыки. Это
взаимовлияние оказалось само собой разумеющимся для хоровой музыки, поскольку
эстетика хорового пения в первую очередь связана с феноменом зрелища.
Характерные
черты
театрально-хоровой
деятельности
открывают
перед
современными детьми хоровое искусство с новой стороны, повышают их интерес к
хоровой
культуре.
Конечно,
о
создании
полноценного
хорового
театра
в
условиях
музыкальной школы говорить не приходится. Однако большинство коллективов могут
свободно
заниматься
сценическую
постановкой
хорового
произведения
посредством
театрализации на хоровых занятиях.
Для этого руководитель должен использовать средства вокально-хорового воспитания, а
также такие театральные средства, как ролевое взаимодействие, сценография, сценическое
действие
и
взаимодействие
и
т.
д.,
придающие
целостность
вокально-хоровой
деятельности и новые качества интерпретации исполняемых произведений
Наряду с другими формами деятельности хоровая театрализация оказывает огромное
влияние на развитие музыкальных способностей и творческого потенциала, поэтому в
последнее время занимает особую роль в учебном процессе в хоровом классе.
Поскольку
для
детей
младшего
школьного
возраста
игра
является
главным
видом
деятельности, театрализованные игры могут стать ведущим
средством в достижении
многих задач на хоровых занятиях. Хоровая театрализация открывает для детей новые
пути реализации творческих способностей, оказывает всестороннее развитие детей,
Литература:
1.
Алексеева Т. Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции
эмоциональной дезадаптации у младших школьников : Урал. Гос. Пед. ун-т. –
Екатеринбург, 1998 – 148 с.
2.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / 2-е изд. – Ленинград : Музыка.
Ленингр. отд-ние, 1971. – 376 с..
3.
Асеев
В.
Г.
Проблема
мотивации
и
личность.
–
Теоретические
проблемы
психологии личности : [сб. ст.] / отв. ред. Е. В. Шорохова ; АН СССР. Ин-т
психологии. – Москва : Наука, 1974. –122-126 с.