Напоминание

Речевые игры


Автор: Мария Павловна Котова
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Речевые игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей «Виды речевых нарушений»

Каждая группа дефектов различается по природе нарушения и степени его выраженности.

Разберем каждую группу

I

Группа. Фонетическое недоразвитие речи

.(ФНР) Это нарушение произношения. В период

формирования речи у детей в возрасте до 4-х - 5-ти лет, почти у всех можно заметить недостатки

звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием артикуляционного аппарата: языка, губ,

мягкого неба, нижней челюсти; или недостаточным развитием фонетического слуха, т. е. способности

воспринимать и точно дифференцировать (различать) все звуки речи. ФН - самый распространенный

дефект нарушения речи, при этом страдает только звукопроизношение.

В одном случае все неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Это происходит не

спонтанно, а под влиянием речи взрослых, когда ребенок слышит нормальную чистую речь и получает

указания, как надо сказать правильно. При этом взрослый не должен повторять неправильное

выражение или произношение, а говорить внятно и верно, служа ребенку эталоном речи.

Если к 5-ти годам у ребенка осталось много дефектных звуков речи, ему необходима

специализированная помощь. Но иногда, даже при достаточно квалифицированной помощи ребенку не

всегда удается быстро скорректировать дефект. Поэтому приходится учитывать, кроме формы

нарушения, природу нарушения, т.е. медицинский (клинический диагноз).

1.

Это может быть дислалия (

ФФН)

, которая определяется как нарушение произношения при

нормальном слухе и сохранной иннервации (нервных регуляций) речевого аппарата.

Дислалия ФФН может быть вызвана:

а) дефектами речевого аппарата (строение челюсти, укороченной складкой, неправильным строением

неба, толстыми или сильно тонкими губами).

б) недостаточной тренированностью артикуляционного аппарата;

в) неправильным воспитанием ребенка в семье: педагогическая запущенность, двуязычие, дефектная

речь взрослых;

г) снижением слуха;

д) недостаточностью умственного развития

2. Дефекты произношения могут быть вызваны дизартрией, которая обусловлена органической

недостаточностью иннервации (нарушением нервных импульсов) речевого аппарата. При этом кроме

произношения, у детей страдает голосообразование, тембр голоса, темп речи, интонация, ритм.

1.

). При ФФН необходима систематическая работа по развитию фонематического слуха.

2.

Группа - Общее недоразвитие речи (ОНР). Это системное нарушение не только

звукопроизношения, фонематического слуха, но и грамматический строй речи, связная речь

бедная, упрощенная, часто лишенная логической последовательности. В особо тяжелых

случаях при таких нарушениях страдает внимание, память, временные и пространственные

ориентировки. Рисунок у таких детей часто очень мелкий или крупный, небрежный, может

быть смещен в одну сторону. Дети с таким нарушением должны, по возможности, получать

коррекционную помощь в условиях специализированного детского сада, так как в школе у них

часто появляются трудности на письме и чтении.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1.

Воспитатель руководит процессом формирования правильного произношения, начиная с

младшего дошкольного возраста.

2.

Следит на занятиях и во время прогулок за речью детей, добиваясь ясности и четкости.

3.

Ориентирует дидактические игры и занятия, направленные на выработку четкой дикции и

произношения.

4.

Вырабатывает у детей привычку смотреть во время речи на собеседника и таким образом

следить за движением губ и языка.



В раздел образования