Автор: Смирнова Дарина Семеновна
Должность: Преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Менделеевского Муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г.Менделеевск
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Раздел: дополнительное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Руководитель детского хореографического коллектива является основным звеном в
организации учебно-творческой, воспитательной и образовательной работы с детьми. С
одной стороны, на занятиях необходимо пробуждать уважение к общему труду, воспитывать
способность подчинить личное общественному. С другой - заразительность, артистизм,
убедительность педагога могут обеспечить успех его учеников. В процессе работы с
участниками
коллектива
руководитель
должен
обладать
способностью
яркого
эмоционально-волевого воздействия на обучающихся.
Педагогу-хореографу необходимо
направлять все свои силы на воспитание детей в коллективе, замечать их особенности,
наблюдать за их творческим ростом. Опытный педагог, любящий своих воспитанников,
всегда может найти возможность оказать содействие талантливому ребенку в его творческом
росте. На первый взгляд, кажется все просто и понятно. Но это очень тонкая и кропотливая
работа, в первую очередь, над профессиональными и личностными качествами самого
руководителя.
Педагог-хореограф в своей работе, должен развивать личностные качества и
профессионально-педагогические способности, а также
понимание коммуникативных
явлений, содержащихся в процессе коллективной работы. Деятельность руководителя
основывается
на
реализации
определенной
программы,
психологического
развития
участника. Огромную роль играют внешние формальные психологические условия, такие
как
настроение
участника,
их
предрасположенность,
установка
на
творчество
и
эмоциональное состояние в коллективе. Для этого руководитель должен уметь создать
нравственно-психологическую атмосферу в коллективе и, конечно же, стать образцом для
подражания [1].
Необходимо отметить, что многие психологические свойства и качества едины для
всех руководителей - это устойчивая нервная система; способность к длительному и
качественному труду, сильная воля; твердость, смелость и решительность; способность не
теряться, принимать верное решение в стрессовых ситуациях; выдержанность, терпеливость,
оптимизм и целеустремленность. По способу организации деятельности выделяют три типа
руководителей: авторитарный, либеральный и демократический [2]. В работе с творческим
коллективом необходимо отдавать предпочтение демократическому типу руководства. Он
основывается на таких разноплановых качествах как мягкость и требовательность,
уступчивость и непримиримость, единоначалие и коллегиальность в решении какого-либо
вопроса. В коллективе руководитель должен быть требовательным, но в то же время
стараться тонко и деликатно обращаться с каждым обучающимся, следовать природе
ребенка, обеспечивать их свободное развитие. В этом случае развитие хореографического
коллектива проходит более успешно и виден результат.
В работе с детьми необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности,
т.к.
развитие хореографических способностей на каждом возрастном этапе происходит
различно [4]. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного
обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Хореографическая
культура,
как
отдельный
эстетический
модуль,
складывается
из
множества понятий, знаний, навыков и умений. А поскольку красота воздействует на
человека, имеется возможность осознать механизм этого воздействия. Руководитель
коллектива всем своим умением, талантом и интуицией формирует такой исполнительский
стиль учащихся, который имеет ярко выраженные черты эстетического воздействия:
шлифует технику исполнения движений, манеру и характер передачи образа.
Руководитель - это создатель и организатор искусства. Его активная функциональность
может существовать лишь в том случае многогранного комплекса интеллектуальных,
профессиональных
и
художественно-творческих
качеств.
В
ходе
взаимодействия
руководителя
и
коллектива
проявляются
самые
различные
функции
общения
–
информационно-коммуникативные,
регуляционно-коммуникативные
и
аффективно-
коммуникативные.
Успех
профессионального
руководителя
зависит
от
общения
с
коллективом. Это главный компонент общей и специальной подготовки руководителя. От
этого
зависит
морально-психологический
климат,
взаимопонимание
в
коллективе,
готовность ученика наилучшим образом выполнить задачи [3].
В работе с коллективом руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим
тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость
и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их
художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные отношения и
быть выдержанным. Невозможно дать рекомендации, каким образом следует поступать в
той или иной ситуации, так как они чрезвычайно многообразны. Только опытный педагог
умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы
воздействия с учетом психологии человека. С одним - провести разговор с глазу на глаз,
другим - достаточно одного взгляда, с третьими нужен большой, обстоятельный разговор
[5]. Руководитель постоянно выступает в роли педагога, наставника, старшего и более
мудрого советника, а также со всей ответственностью занимается просветительским
музыкально-хореографическим воспитанием своих подопечных. И эта функция обязательна,
она входит в перечень необходимых умений руководителя-хореографа.
Взаимное
творческое
общение
руководителя
и
коллектива
определяется
психологическим фактором, при котором исполнительный процесс представляет собой
коллективную функцию. Сколько эмоций вызывает у обучающихся коллективная работа,
когда руководитель и исполнители в равной степени являются сотворцами. В моменты
наивысшего творческого взаимодействия коллектив подчиняется не столько руководителю,
сколько совместной художественно-творческой самоотдаче, сущностью которой служит
потребность хореографа проникнуть в тайны рождения танца. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем
способности учащихся. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным
лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе
которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение
конечной цели.
Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля,
сложная,
комплексная,
включающая
художественно-творческое,
педагогическое
и
организаторское
направления.
В
этом
ее
специфика,
определяя
которую
следует
подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а
художественно-педагогическая,
художественно-организаторская
деятельности,
которые
наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной
культуры.
Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива
определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма,
творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией,
самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации.
Список литературы
1.
Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентив, С.Ю.
Модестов - СПб.,2004
2.
Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаев.
- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3.
Каргин,
А.С.
Воспитательная
работа
в
самодеятельном
художественном
коллективе: Учебное пособие для студентов культ. -просвет. фак. вузов культуры и
искусств - М.: Просвещение, 1984.
4.
Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников – М.,1991
5.
Никитина,
Н.И.
Методика
и
технология
работы
социального
педагога
/Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.