Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ


Автор: Смирнова Дарина Семеновна
Должность: Преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Менделеевского Муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г.Менделеевск
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Руководитель детского хореографического коллектива является основным звеном в

организации учебно-творческой, воспитательной и образовательной работы с детьми. С

одной стороны, на занятиях необходимо пробуждать уважение к общему труду, воспитывать

способность подчинить личное общественному. С другой - заразительность, артистизм,

убедительность педагога могут обеспечить успех его учеников. В процессе работы с

участниками

коллектива

руководитель

должен

обладать

способностью

яркого

эмоционально-волевого воздействия на обучающихся.

Педагогу-хореографу необходимо

направлять все свои силы на воспитание детей в коллективе, замечать их особенности,

наблюдать за их творческим ростом. Опытный педагог, любящий своих воспитанников,

всегда может найти возможность оказать содействие талантливому ребенку в его творческом

росте. На первый взгляд, кажется все просто и понятно. Но это очень тонкая и кропотливая

работа, в первую очередь, над профессиональными и личностными качествами самого

руководителя.

Педагог-хореограф в своей работе, должен развивать личностные качества и

профессионально-педагогические способности, а также

понимание коммуникативных

явлений, содержащихся в процессе коллективной работы. Деятельность руководителя

основывается

на

реализации

определенной

программы,

психологического

развития

участника. Огромную роль играют внешние формальные психологические условия, такие

как

настроение

участника,

их

предрасположенность,

установка

на

творчество

и

эмоциональное состояние в коллективе. Для этого руководитель должен уметь создать

нравственно-психологическую атмосферу в коллективе и, конечно же, стать образцом для

подражания [1].

Необходимо отметить, что многие психологические свойства и качества едины для

всех руководителей - это устойчивая нервная система; способность к длительному и

качественному труду, сильная воля; твердость, смелость и решительность; способность не

теряться, принимать верное решение в стрессовых ситуациях; выдержанность, терпеливость,

оптимизм и целеустремленность. По способу организации деятельности выделяют три типа

руководителей: авторитарный, либеральный и демократический [2]. В работе с творческим

коллективом необходимо отдавать предпочтение демократическому типу руководства. Он

основывается на таких разноплановых качествах как мягкость и требовательность,

уступчивость и непримиримость, единоначалие и коллегиальность в решении какого-либо

вопроса. В коллективе руководитель должен быть требовательным, но в то же время

стараться тонко и деликатно обращаться с каждым обучающимся, следовать природе

ребенка, обеспечивать их свободное развитие. В этом случае развитие хореографического

коллектива проходит более успешно и виден результат.

В работе с детьми необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности,

т.к.

развитие хореографических способностей на каждом возрастном этапе происходит

различно [4]. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного

обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Хореографическая

культура,

как

отдельный

эстетический

модуль,

складывается

из

множества понятий, знаний, навыков и умений. А поскольку красота воздействует на

человека, имеется возможность осознать механизм этого воздействия. Руководитель

коллектива всем своим умением, талантом и интуицией формирует такой исполнительский

стиль учащихся, который имеет ярко выраженные черты эстетического воздействия:

шлифует технику исполнения движений, манеру и характер передачи образа.

Руководитель - это создатель и организатор искусства. Его активная функциональность

может существовать лишь в том случае многогранного комплекса интеллектуальных,

профессиональных

и

художественно-творческих

качеств.

В

ходе

взаимодействия

руководителя

и

коллектива

проявляются

самые

различные

функции

общения

информационно-коммуникативные,

регуляционно-коммуникативные

и

аффективно-

коммуникативные.

Успех

профессионального

руководителя

зависит

от

общения

с

коллективом. Это главный компонент общей и специальной подготовки руководителя. От

этого

зависит

морально-психологический

климат,

взаимопонимание

в

коллективе,

готовность ученика наилучшим образом выполнить задачи [3].

В работе с коллективом руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим

тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость

и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их

художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные отношения и

быть выдержанным. Невозможно дать рекомендации, каким образом следует поступать в

той или иной ситуации, так как они чрезвычайно многообразны. Только опытный педагог

умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы

воздействия с учетом психологии человека. С одним - провести разговор с глазу на глаз,

другим - достаточно одного взгляда, с третьими нужен большой, обстоятельный разговор

[5]. Руководитель постоянно выступает в роли педагога, наставника, старшего и более

мудрого советника, а также со всей ответственностью занимается просветительским

музыкально-хореографическим воспитанием своих подопечных. И эта функция обязательна,

она входит в перечень необходимых умений руководителя-хореографа.

Взаимное

творческое

общение

руководителя

и

коллектива

определяется

психологическим фактором, при котором исполнительный процесс представляет собой

коллективную функцию. Сколько эмоций вызывает у обучающихся коллективная работа,

когда руководитель и исполнители в равной степени являются сотворцами. В моменты

наивысшего творческого взаимодействия коллектив подчиняется не столько руководителю,

сколько совместной художественно-творческой самоотдаче, сущностью которой служит

потребность хореографа проникнуть в тайны рождения танца. Только благодаря постоянным

упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем

способности учащихся. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным

лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе

которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение

конечной цели.

Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля,

сложная,

комплексная,

включающая

художественно-творческое,

педагогическое

и

организаторское

направления.

В

этом

ее

специфика,

определяя

которую

следует

подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а

художественно-педагогическая,

художественно-организаторская

деятельности,

которые

наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной

культуры.

Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива

определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма,

творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией,

самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации.

Список литературы

1.

Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентив, С.Ю.

Модестов - СПб.,2004

2.

Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаев.

- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3.

Каргин,

А.С.

Воспитательная

работа

в

самодеятельном

художественном

коллективе: Учебное пособие для студентов культ. -просвет. фак. вузов культуры и

искусств - М.: Просвещение, 1984.

4.

Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников – М.,1991

5.

Никитина,

Н.И.

Методика

и

технология

работы

социального

педагога

/Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.



В раздел образования