Автор: Екатерина Андреевна Тарасова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 139"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных методов и приемов при обучении дошкольников игре на цветомузыкальных инструментах по системе игрового сольфеджио «ЦветоНоткино» С. Коныгиной
Раздел: дошкольное образование
Использование нетрадиционных методов и приемов при обучении
дошкольников игре на цветомузыкальных инструментах по системе
игрового
сольфеджио
«ЦветоНоткино»
С.
Коныгиной
В соответствии с современно научной концепцией дошкольного
воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на
первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его
индивидуальные способности.
Дошкольное детство – период бурного развития воображения,
фантазии, важнейших качеств будущей личности. В возрасте 3-7 лет
потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на
дошкольном этапе развития личности определить способность и
талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать
неограниченные возможности проявить себя во всех видах творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные
возможности детей, прежде всего музыкальные.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство
воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть
прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она
способно пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую
активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и
сказки.
Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации и
целенаправленного обучения. Любая система музыкального воспитание – это
попытка найти средства для своевременного становления и развития
музыкальных способностей детей
.
Для себя я определила ряд методов, которые активно включаю в музыкально-
игровую деятельность с детьми, где педагог и ребенок участвуют как
равноправные партнеры (метод элементарного музицирования, коллективно–
игровой импровизации, пластического интонирования, пластической
импровизации, звукового моделирования, активного слушания,
художественного движении, вовлекающего показа). Я считаю их
нетрадиционными, потому что они подразумевают использование
материалов, инструментов и способов, которые не являются
общепризнанными, традиционными и широко используемыми
музыкальными руководителями в своей практике.
Выбирая данные методы, мы решаем ряд важных задач:
- Воспитание у ребенка интереса к миру музыкальных и немузыкальных
звуков, элементарному музыкальному анализу.
- Обогащение звукового сенсорного опыта детей.
- Обогащение музыкального опыта детей.
- Активизация эмоциональных реакций детей на музыку.
- Развитие восприятия дошкольниками разнообразных образов через
музыкально - игровую импровизацию, исполнительских умений и творческих
способностей в художественных видах деятельности.
Любая импровизация начинается с исследования и свободного изучения
звукового пространства, с игры звуками вне каких бы то ни было
музыкальных систем и звукорядов, а также вне регулярного метра и ритма,
например игра на цветных трубках boomwhackers и диатонических
колокольчиках по системе игрового сольфеджио «ЦветоНоткино» С.
Коныгиной.
Программа основывается на применении игровой методики обучения
музыкальной грамоте, сольфеджио и элементарному музицированию детей
дошкольного возраста на цветномузыкальных инструментах и фортепиано.
Музицирование и обучение с использованием системы «Цветоноткино»
создает огромное поле для творчества и фантазии с использованием
цветомузыкальных инструментов – это настоящая находка для современных
детей. Программа «Цветоноткино» является путеводителем в мир
музицирования и специальной мультимодальной пошаговой методикой
обучения на основе использования цвета.
В данной технологии цвет является эмоциональным ключом-образом к
постижению высоты, названия и месторасположения каждого тона в записи.
Через цветовой код дети легко и быстро осваивают месторасположение нот
на нотном стане, читают и записывают цветными (в последствии черными)
нотами музыку, играют, используя цветовую нотную запись и маркировку
инструментов.
Красочные пособия, эксклюзивные музыкальные инструменты, игровые
моменты на музыкальных занятиях – все это позволяет легко усваивать и
закреплять мир детских образов. А учебный процесс, выстроенный из
всевозможных форм музицирования «живой» музыкальной деятельности,
дарит радость каждому участнику творческого процесса. Мои воспитанники
не просто играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, но и умеют
общаться с другими людьми, чувствуя все оттенки музыки. А я со своей
стороны помогаю им убедиться в собственной талантливости и успешности,
благодаря развитию у них воображения и творчества, что является целью
работы
музыкального
руководителя.
Таким
образом,
мы
еще
раз
убедились
в
том,
что
использование
нетрадиционных методов и приемов в работе с детьми дошкольного
возраста, подтверждает свою эффективность.
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №139» г. Рязань
Тарасова Екатерина Андреевна