Напоминание

Необходимость формирования неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения.


Автор: Бейбалаева Нино Вагифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18"
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Необходимость формирования неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения.
Раздел: начальное образование





Назад




Необходимость формирования неречевых средств

общения у детей с нарушениями зрения.

Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно

организовать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость

формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности

к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом.

Общение может осуществляться с помощью невербальных (неречевых) и

вербальных средств.

Пантомимика - один из видов выразительных движений человека, охватывающий

те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его психическое

состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Осанка образуется

из положения головы и туловища. Важным компонентом пантомимики является

жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой

коммуникации.

Мимика - это координированные движения мышц лица, отражающие состояние,

чувства, эмоции. Мимика - это "зрительный язык", главное средство несловесного

общения

В процессе развития человеческой культуры возникали различные формы

выразительных движений для неречевой передачи оттенков похвалы, недовольства,

одобрения, гнева, презрения, просьбы, и т.п., которые становятся общепринятыми в

определенной социальной среде.

В процессе развития общения между людьми выразительные движения

приобретают свойства своеобразного "языка" для передачи оттенков чувств,

желаний и устремлений, отношения к событиям жизни.

В мимике, в жестах, в позах могут быть выделены непроизвольные экспрессивные

движения, обусловленные эмоциями, и произвольные телодвижения, служащие для

сознательной передачи определенных сигналов, например, подмигивание,

выражение вежливого внимания, насмешливое выражение лица, иллюстрирующие

речь.

Различные эксперименты показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения

вступает в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение

слушатель игнорирует. Чтобы лучше понимать людей и быть для них более

понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами

общения - умением передавать (кодировать) бессловесную информацию и умением

воспринимать ("читать") ее.

Ко времени рождения ребенка все мышцы лица, необходимые для выражения

эмоций, уже достаточно сформированы, но они и несколько отличаются по

возможности функционирования от мышц лица взрослого.

Тем не менее, большинство форм неречевого поведения являются

приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы

лишь первичное выражение эмоций. Приблизительно к шести годам ребенок

овладевает мимикой. Овладение жестами продолжается и в подростковом возрасте.

Если обратиться к нормам, то связь неречевых средств общения с речевыми

формируется к 7 годам. Всем формам коммуникации дети учатся через

непосредственное общение со взрослыми в процессе подражания им.

Отсутствие мимики, жестов, поз у одного из собеседников или их неадекватное

использование отрицательно влияют на другого, а значит и на результат общения.

Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех

оттенков в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Основную роль в процессе восприятия человека человеком и в процессе

общения людей играет зрение. Отсутствие зрительного анализа тора ведет к потере

канала поступления информации.

Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные изменения в

сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функций

зрения.

Все выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены.

Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести

расстройства зрительного анализатора. Упрощенность мимики, жестов,

пантомимики достигает такой степени, что даже, безусловно-рефлекторные,

выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др.,

проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде.

Инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика;

иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и пантомимике.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением

зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание

руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки,

ритмичные покачивания туловищем или головой и др.), мешает зрячим по

достоинству оценивать нравственные, профессиональные и другие качества слепых

и слабовидящих. Например, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие на работе

воспринимают как интеллектуально не полноценных.

Дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся

зрячим странными, потому что нарушают личное пространство, то есть очень

близко подходят к собеседнику. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и,

если он отступает, то дети двигаются за ним.

Взрослые же люди с проблемами зрения стараются контролировать свое поведение

и сдерживать себя, чтобы не приближаться к собеседнику ближе того расстояния,

на котором он сам остановился. Но желание приблизиться к говорящему человеку

так, чтобы можно было получить какую-то зрительную информацию, остается.

Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев

голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в

школах для детей с нарушением зрения. Такая поза воспринимается нормально

видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить (да и

приводит) к взаимонепониманию слепых и слабовидящих со зрячими.

"Взгляд в сторону" у слепого и слабовидящего может быть вызван глубоким

нарушением зрения. Например, человек с боковым полем зрения при

рассматривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как на

собеседника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд

зрячими воспринимается как выражение сомнения и подозрения.

Естественно, отсутствие, слабое или неадекватное проявление выразительных

движений не может ни в коей мере служить показателем интенсивности

эмоциональной жизни слепых и слабовидящих, которая зависит от условий жизни

и деятельности инвалида, а также от его типологических особенностей.

Слепые с остаточным зрением и слабовидящие с помощью своего дефектного

зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но

обедненную и фрагментарную по сравнению со зрячими. Причем узнавание

объектов (а значит и восприятие мимики, жестов, поз) происходит у них

замедленно. В итоге слабовидящие, и тем более слепые с остаточным зрением,

слабо понимают неречевые средства общения и весьма недостаточно усваивают их.

Вместе с тем, не владение неречевыми средствами общения усложняет

коммуникативную деятельность, а значит затрудняет адаптацию лиц с нарушением

зрения в обществе нормально видящих людей. Вследствие этого многие слепые и

слабовидящие дети оказываются в состоянии изоляции от своих зрячих

сверстников. Дефицит общения затем приводит к комплексам неполноценности.

Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим не

обходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими

людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах. Зрячие, как

правило, владеют неречевыми средствами общения и могут поглубже постичь язык

телодвижений. В системе воспитания и обучения лиц с нарушением зрения этой

стороне общения должно уделяться должное внимание.

Можно ли слепым и слабовидящим обучиться языку телодвижений, овладеть им и

применять его со знанием дела?

На этот вопрос тифлопедагогическая практика отвечает положительно, хотя,

естественно, что по объему и степени использования невербальных средств лица с

нарушениями зрения в целом будут отличаться от зрячих.

Развитие неречевых средств общения у ребенка с нормальным зрением

происходит по подражанию в процессе общения с взрослыми и сверстника ми.

Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены

возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному

подражанию.

В результате некоторые слепые и слабовидящие дети в 5-6 лет не владеют

неречевыми способами общения даже на уровне трехлетних зрячих детей. Поэтому

коррекционная работа тифлопедагога (воспитателя, родителей) по формированию

неречевых средств общения является для них основным источником познания

значения и способов общения с помощью выразительных движений,

Выразительные движения человека слагаются из жестов, мимики и поз. Их

необходимо сначала отрабатывать в отдельности.

Обучение каждому новому движению начинается с выполнения его

одновременно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом

(отраженно), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно.

Закрепление и отработку выразительных движений лица и тела целесообразно

осуществлять в играх.

Все выполняемые детьми выразительные движения следует сопрягать с речью, т.е.

соединять с соответствующими словами.

Обучение следует предварять наблюдением за деятельностью ребенка и

специальным обследованием для того, чтобы установить знаком ли он с языком

мимики и жестов, умеет ли воспроизводить выразительные движения, переносит

ли их в ситуации повседневной жизни.

Основными этапами обучения являются следующие:

- развитие мышц лица, тела;

- ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их

выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

- упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой

деятельности;

- перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную

деятельность.

Работа тифлопедагога должна быть направлена на то, чтобы постепенно дети

усвоили характер мимики и жестов. Осознали, что это индикатор отношения к тем

людям, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту. Что от их манеры

держаться в обществе зрячих зависит то, насколько правильно, они будут поняты

окружающими.



В раздел образования