Автор: Жилякова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ д/с "Родничок"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях
Наименование материала: Статья
Тема: Научные основы формирования речевого компонента коммуникативной компетенции. Структурная организация и онтогенез речевого компонента коммуникативной компетенции.
Раздел: дошкольное образование
К
вопросу
изучения
коммуникативной
компетенции
подходило
множество психологов, психолингвистов, логопедов. Ими был обозначен тот
факт, что общение заложено в базу развития всех когнитивных функций
личности
уже
на
раннем
этапе
онтогенеза
ребенка
(М.И.
Лисина,
Л.А.Вегнер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.С, Рузская, Е.О. Смирнова и
др.).
Рассмотрим варианты определения компетенции и компетентности с
точки зрения разных наук и отметим разницу в них.
Термин
компетенция
появился
благодаря
Н.Хомскому,
который
определял его, как систему внутренних правил функционирования языка у
говорящего.
И.С. Сергеев определял компетенцию, как сочетание умений, знаний и
опыта,
обеспечивающих
в
своей
совокупности
способность
решать
поставленные
практические
задания
в
различных
сферах
жизни
и
профессиональной деятельности.
Н.Л. Гончарова отмечает разницу в двух понятиях в том, что
обобщенно компетенцию можно назвать свойством, а компетентность –
способностью индивида обладать этим свойством, правильно используя его в
практической деятельности.
Термин «коммуникативная компетентность» за рубежом появился
впервые в исследованиях Д.Хаймса, который считал, что для изучения языка
недостаточно одной только базы языковых средств. В отечественной
педагогике
термин
появился
в
90-е
годы
20-го
века,
в
момент
реформирования образовательной системы, и трактовался он как наличие
навыков рационального построения речевых структур и способности
организации эффективного речевого поведения, отвечающего требованиям
социальных взаимоотношений.
Впервые
понятие
«коммуникативная
компетенция»
в
советской
педагогике было употреблено М.Н. Вятютневым. Он определял его, как
способность человека общаться в различных видах деятельности (трудовой,
учебной, художественной), которые бы удовлетворяли их интеллектуальные
потребности.
За определением «компетентность» стоит оценка обязанностей какого-
либо лица, исполняющего свою должность или его профессиональная
характеристика. Но в педагогике исследования Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Н. Леонтьева показали, что становление профессиональных
качеств личности включает в себя не только усвоение знаний умений и
навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции
социального поведения личности, накопление профессионального опыта и
формирование возможности его совершенствования.
Таким образом, обобщив все определения, мы можем понимать под
компетенцией наличие коммуникативных умений и навыков, то есть
общность практического и теоретического опыта в процессе коммуникации.
Отличие термина компетентность от компетенции в том, что в первом
случае подразумевается способность правильно и грамотно действовать в
определенной ситуации, применяя имеющиеся навыки, умения и знания. Во
втором случае термин обозначает непосредственно эти навыки, умения и
знания.
Говоря
о
компонентах,
входящих
в
состав
коммуникативной
компетенции, мы можем говорить о различных вариациях, представленных
многими отечественными и зарубежными представителями.
Все варианты составляющего коммуникативной компетенции имеют
схожее происхождение и перекликаются между собой у каждого автора, но
все же большинство выделенных компонентов берет истоки из модели,
предложенной в документе Совета Европы в 1997 году. Документ включает
такие компоненты, как лингвистический (лексические, грамматические
знания и умения, звукопроизношение), социолингвистический (определяется
социокультурными
условиями
языка
и
отождествляет
связь
между
различными видами компетенции в общем), прагматический (включает
невербальные
способы
выражения
речи
–
мимика,
пантомимика,
жестикулирование).
Поскольку каждый автор в данном вопросе имел свое видение, мы
попытаемся проанализировать некоторые из них.
М.Н. Вятютнев с точки зрения процессов порождения и восприятия
речи
выделил
два
компонента
коммуникативной
компетенции
–
продуцирование и восприятие.
В.В. Сафонова выделяет компоненты иноязычной коммуникативной
компетентности
–
языковой,
включающий
лингвистический
и
грамматический
параметры;
речевой,
включающий
дискурсивный,
прагматический и стратегический параметр, и также социокультурный
компонент, который входил в документ Совета Европы.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования коммуникативная компетенция подразумевает
наличие пяти входящих в нее компонентов. Первым является языковой
компонент, включающий в себя способность владения всей системой языка:
фонетикой, лексикой, грамматикой, орфографией.
Вторым
компонентом
коммуникативной
компетенции
является
речевой, состоящий из всех видов речевой деятельности: говорение, чтение,
слушание и письмо. Немаловажную роль играет процесс формирования и
восприятия речи ребенка.
Третьим
компонентом
коммуникативной
компетенции
является
социокультурный - знание норм поведения той страны, язык которой
изучается. Сюда входит этикет, ценностные ориентации, знание культурных
особенностей носителя языка, их традиций и привычек, речевое поведение.
Четвертым компонентом
является компенсаторный,
включающий
жесты, мимику, пантомимику и другие невербальные способы общения,
передающие информацию в той ситуации, когда из-за дефицита языковых
средств невозможно передать информацию речью.
Последним
пятым
компонентом
коммуникативной
компетенции,
опираясь на ФГОС ДО, является учебно-познавательный. В него входит
владение умениями, навыками, способами и приемами самостоятельного
изучения языков. Т.е подробно изучается стратегия человека, изучающего
какой-либо язык, при работе с информацией.
Речевой компонент представляет собой комплексное явление, так как
он определяет речевое поведение и основывается на комплексе различных
коммуникативных способностей.
Проанализировав
исследования
авторов,
мы
определили
самые
значимые
по
нашему
мнению
параметры
речевого
компонента
коммуникативной компетенции и их параметры:
деятельностный параметр (умение вступить в диалог, поддержать его и
завершить);
прагматический параметр (невербальные способы выражения речи -
мимика, жестикулирование);
стратегический параметр (языковые средства - звукопроизношение,
фонематический восприятие, лексика, грамматика).
Рассмотрим
онтогенетические
особенности
развития
параметров
речевого компонента.
Развитие параметров прагматического компонента имеет определенные
особенности развития в онтогенезе человека.
По мнению Селже Ф., жесты и мимика играют значимую роль в
процессе общения и важность их наличия при общении сложно недооценить.
В норме формирования мимики и жестов у ребенка формируется примерно с
6-9 месяцев, когда ребенок начинает взглядом или любым другим способом
выражения говорить о своих потребностях.
Следующим,
рассматриваемым
нами
параметром,
является
стратегический, который включает способность использования языковых
средств
общения,
куда
входит
звукопроизношение,
фонематическое
восприятие, лексика и грамматика.
Стратегический параметр включает в себя овладение всеми сторонами
языка:
лексикой,
грамматикой,
звукопроизношением.
В
норме
звукопроизношение заканчивает свое формирование на пятом – шестом году
жизни.
Проанализируем
лексико-грамматическую
сторону
речи.
При
нормальном развитии лексика и грамматика формируются до 6-7 лет жизни
ребенка. К началу первого класса эти компоненты у дошкольника уже вполне
сформированы. Словарный запас ребенка активно развивается на всем
протяжении
дошкольного
периода.
По
мнению
Т.Б.
Филичевой,
отличительной
особенностью,
указывающей
на
нормальное
развитие
лексико-грамматической
стороны
речи,
является
словотворчество.
Проявляется оно у ребенка в 4 г. и заканчивается к 6-ти годам. На смену
словотворчества приходит нормальное словообразование, сходное с нормами
родного языка. Развитие лексики и грамматики тесно связано с развитием
связной речи.
Последним параметром, выделенным нами, является деятельностный.
Он включает 3 умения: вступить в диалог, поддержать его и завершить.
Рассмотрим онтогенетическое развитие этих трех умений.
Умение начать диалог (словесно привлекать внимание взрослого) и
попытки определить его тему возникают у ребенка примерно в возрасте 1.5
лет. В этот период у ребенка, по мнению С.Н. Цейтлин, уровень развития
фонетики несовершенен, лексико-грамматический репертуар ограничен и
поэтому, мать, общаясь с ребенком, восполняет его коммуникативные
неудачи.
Ребенок 3-4 лет не владеет распространенными речевыми клише, но он
способен выделять из речи взрослого необходимые речевые штампы и
поддерживать беседу в сфере одного микродиалога, потом переключаться на
другую тему.
Пашук Н.С. определяет, что в 3-5 лет важнейшим показателем
сформированности коммуникативных умений, в которые, в том числе,
входит умение завершить диалог, является общение со сверстниками.
Итак,
мы можем отметить, что подходы к изучению речевого
компонента коммуникативной компетенции имели разносторонний характер.
Исследованиями занимались как со стороны психолингвистики, так и со
стороны психологии, педагогики и логопедии.
Термин «коммуникативная компетенция» мы определили, как наличие
профессиональных умений и навыков, то есть общность практического и
теоретического опыта в выбранной сфере деятельности. Термин речевой
компонент представляет собой комплексное явление, так как основывает на
многочисленных параметрах языкового явления.
Мы проанализировали возможные варианты речевого компонента
коммуникативной компетентности и выделили свои параметры. К ним
относится прагматический параметр
(мимика, жесты, самоконтроль);
стратегический (языковые средства - звукопроизношение, фонематическое
восприятие, лексика и грамматика); деятельностный (умение вступить в
диалог, поддержать его и завершить).
Проследили становление выделенных параметров в онтогенезе.