Автор: Истомина Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 97"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Презентация
Тема: Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Моделирование как средство развития
творческих способностей дошкольников
Истомина Ю.А.
Муниципальное автономное детское учреждение «Детский сад № 97
общеобразовательного вида»
Модель – система объектов или знаков, которая воспроизводит
некоторые существенные свойства системы-оригинала
(исходного образца). Модель используется в качестве
заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру
оригинала, сводя к минимуму несущественные моменты. Она
служит обобщённым отражением явления. Модели могут
представлять собой материальные предметы или быть
математическими, графическими, действенными,
информационными (наглядно-образные, логико-
символические, а процесс создания и использования этих
моделей и есть моделирующая деятельность (или
моделирование).
2.Виды моделирования.
Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы
три вида моделей
:
1.Предметная модель
в виде физической
конструкции предметов, закономерно связанных.
Это могут быть технические игрушки, в которых
отражен принцип устройства механизма; модели
построек. Например, глобус земли или аквариум,
моделирующий экосистему в миниатюре
.
2.Предметно-схематическая
модель.
Здесь выделенные в
объекте познания существенные
компоненты и связи между ними
обозначаются при помощи
предметов-заместителей и
графических знаков
.
3.Графические модели -
обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы,
схемы). Например, у нас в группе есть календарь погоды, который воспитатели ведут совместно с
детьми, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой
природе Например: при формировании понятия «птицы» в группе используется модель, в которой
отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы
животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (крылья, лапы, форма тела,
покров тела, особенности питания, в которых проявляется приспособление птиц к их среде
обитания..
ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:
Заместители.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются
другими, реально-условными.
Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
1) геометрические фигуры или полоски;
2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты,
контуры, пиктограммы);
3) планы и условные обозначения, используемые в них;
4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек
становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером,
космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с
числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы
ребенок мог выбрать нужные.
Мнемотаблицы.
Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст
зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает
информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что
мнемосхемы – это средство для запоминания.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной
речи:
– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста
использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных
эталонов.
Модели являются, весьма общим средством познания окружающей
детей действительности. Овладевая умением работать с различными
видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о
предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может
ставить ребенка в активную позицию и стимулировать
познавательную и творческую деятельность. Применение моделей
на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при
котором повышается уровень умственных способностей детей. В
настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но
результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что
моделирование актуально на сегодняшний день.
Спасибо за внимание !