Напоминание

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников


Автор: Истомина Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 97"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Презентация
Тема: Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование как средство развития

творческих способностей дошкольников

Истомина Ю.А.

Муниципальное автономное детское учреждение «Детский сад № 97

общеобразовательного вида»

Модель – система объектов или знаков, которая воспроизводит

некоторые существенные свойства системы-оригинала

(исходного образца). Модель используется в качестве

заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру

оригинала, сводя к минимуму несущественные моменты. Она

служит обобщённым отражением явления. Модели могут

представлять собой материальные предметы или быть

математическими, графическими, действенными,

информационными (наглядно-образные, логико-

символические, а процесс создания и использования этих

моделей и есть моделирующая деятельность (или

моделирование).

2.Виды моделирования.

Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы

три вида моделей

:

1.Предметная модель

в виде физической

конструкции предметов, закономерно связанных.

Это могут быть технические игрушки, в которых

отражен принцип устройства механизма; модели

построек. Например, глобус земли или аквариум,

моделирующий экосистему в миниатюре

.

2.Предметно-схематическая

модель.

Здесь выделенные в

объекте познания существенные

компоненты и связи между ними

обозначаются при помощи

предметов-заместителей и

графических знаков

.

3.Графические модели -

обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы,

схемы). Например, у нас в группе есть календарь погоды, который воспитатели ведут совместно с

детьми, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой

природе Например: при формировании понятия «птицы» в группе используется модель, в которой

отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы

животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (крылья, лапы, форма тела,

покров тела, особенности питания, в которых проявляется приспособление птиц к их среде

обитания..

ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

Заместители.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются

другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты,

контуры, пиктограммы);

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек

становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером,

космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с

числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы

ребенок мог выбрать нужные.

Мнемотаблицы.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст

зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает

информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что

мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной

речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста

использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных

эталонов.

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей

детей действительности. Овладевая умением работать с различными

видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о

предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может

ставить ребенка в активную позицию и стимулировать

познавательную и творческую деятельность. Применение моделей

на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при

котором повышается уровень умственных способностей детей. В

настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но

результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что

моделирование актуально на сегодняшний день.

Спасибо за внимание !



В раздел образования