Напоминание

"Удивительные камни и их свойства"


Автор: Попова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Солнышко" с. Борское
Населённый пункт: Самарская область, Борский район, с. Борское
Наименование материала: Конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Удивительные камни и их свойства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2

«Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла

Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

– Детский сад «Солнышко» с. Борское

Конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности для

детей старшего дошкольного возраста

«Удивительные камни и их свойства»

( «Познавательное развитие»)

Составила: Попова Ольга

Николаевна, \

воспитатель старшей группы

2023 г.

Интеграция

образовательных

областей:

познавательное развитие; речевое

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.

«Познавательное развитие»:

- продолжать расширять и уточнять представления детей об объектах

неживой природы (камни);

- в процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о

свойствах камней (классифицировать камни по разным признакам), выявлять

их свойства и особенности;

- развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять

существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы,

осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

- дать знания о значении полезных ископаемых для человека.

«Речевое развитие»:

- активизировать речевую деятельность детей;

- обогащать словарный запас детей различными терминами;

- совершенствовать диалогическую речь.

«Социально-коммуникативное развитие»:

-приобщать

к

элементарным

общепринятым

нормам

и

правилам

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

«Физическое развитие»

:

-продолжать

развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Методы и приемы:

- практические: исследование предметов, физминутка;

- наглядные - рассматривание иллюстраций;

- словесные – беседа, вопросы, рассказ воспитателя.

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением камней,

минералов, фотографии геологов, посылка с набором коллекций разных

полезных ископаемых, тарелки с камнями для исследования: мел, соль,

каменный уголь, песчаник, известняк; ёмкость с водой; лупы, таблица .

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Гора и камешки»

Коммуникативная

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы

Познавательно –

исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Экспериментальная деятельность с камнями (полезными ископаемыми) -

опыты

Этап занятия

Задача (с обозначением

образовательной области

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые

результаты

Мотивационно-

организационный

этап.

-

приобщать

к

элементарным

общепринятым нормам и

правилам

взаимоотношений

со

сверстниками

и

взрослыми в совместной

деятельности

(«Социально-

коммуникативное

развитие»);

Организационнный момент.

Воспитатель: « В мире много

интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны»

Предлагает посмотреть вокруг.

Обращает внимание на глобус.

- Как вы думаете, что это?

Педагог спрашивает, какие цвета

вы видите на глобусе? Что они

обозначают?

Воспитатель говорит, что одна из

тайн у планеты, на которой мы

живём, - одежда. Что это может

быть за одежда? Хотите узнать?

Дети отвечают, что

глобус – модель нашей

планеты.

Дети отвечают.

Дети проходят к

мольбертам с

картинками.

Деятельностный

этап.

- продолжать расширять и

уточнять представления

детей об объектах

неживой природы

(камни);

(«Познавательное

развитие»);

- дать знания о значении

1. Рассказ воспитателя.

Воспитатель рассказывает:

- Там, где одежда видна, на

поверхности много камней,

возвышаются каменные горы. Они

очень высокие, на них есть много

выступов. На горах очень мало

растений. А самые высокие горы

покрыты снегами, но из-за того,

Дети слушают,

запоминают

информацию.

Умеют

отвечать

нам

вопросы.

полезных ископаемых для

человека (

«Познавательное

развитие»).

что часто идут дожди, дуют ветра,

горы постепенно разрушаются, от

них откалываются камни, и ветер

их разносит повсюду. Поэтому

камни можно встретить везде.

- А кто знает, как по-другому

называют камни? (Полезные

ископаемые). Правильно, все

подземные богатства, и камни в

том числе, называют полезными

ископаемыми.

В: Подумайте, почему они

«полезные»?

- Почему ископаемые?

- Люди, которые ищут и изучают

камни, называются геологами.

(На доске иллюстрации с

изображением геологов.)

- Геологи - это люди, которые

путешествуют по разным местам и

изучают недра земли. Глубоко под

землей ищут они полезные

ископаемые, работают в

лабораториях, изучают свойства

камней. Работа у геологов трудная.

Им приходится жить в палатках и

готовить пищу на костре. Сейчас

геологам, конечно, помогают

Дети отвечают;

«Приносят пользу

людям. Строят из них

дома, дороги».

Дети отвечают, потому

что они являются

«подземными

богатствами» и

залегают глубоко под

землей. Людям

приходится приложить

немало усилий, чтобы

добыть полезные

камни.

-продолжать развивать

общую и мелкую

моторику, координацию

движений («Физическое

развитие»);

научные приборы и разные

машины. Но все равно им

приходится проходить пешком

сотни километров, взбираться на

горы с тяжелыми рюкзаками за

спиной. В рюкзаках специальные

молотки, чтобы отбивать куски

крепкой горной породы. Иногда

земные сокровища таятся в

глубоких пещерах. И туда тоже

спускаются геологи! Геолог

должен быть сильным и смелым,

уметь находить дорогу по карте и

компасу. Вот такая это работа!

2.Физминутка.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка- До небес

макушка, (Дети поднимаются на

носки.)

Ее ветер обдувает, (Обмахивают

себя кистями рук.)

Ее дождик поливает. (Встряхивают

кистями рук.)

Стоит гора, страдает

(Прикладывают ладошки к щекам.)

Камешки теряет. (Качают головой.)

И каждый день, и каждую ночь

(Дети разбегаются и

присаживаются.)

Катятся, катятся камешки прочь.

(На корточки возле столов).

Выполняют движения в

соответствии с текстом

Развивают

общую

и

мелкую

моторику,

координацию

движений.

-приобщать к

элементарным

общепринятым нормам и

правилам

взаимоотношений со

сверстниками и

взрослыми в совместной

деятельности

(«Социально-

коммуникативное

развитие»).

- в процессе

исследовательской

деятельности

3.Сюрпризный момент.

В.: Ребята сегодня утром в детский

сад почтальон принес посылку,

интересно, кто это посылку нам

прислал.

Воспитатель открывает посылку и

достает коллекцию камней.

-Смотрите, ребята, какие красивые

камни. И все разные. Здесь ещё и

письмо имеется. Читает:

«Здравствуйте, ребята! Мы

узнали, что вы любите проводить

различные эксперименты. У нас

очень много работы. Нужно

определить свойства этих

камней. Помогите нам,

пожалуйста. Ученые-геологи».

- Ну что, ребята, поможем? Тогда я

приглашаю вас в нашу

лабораторию.

Опыт 1. Определение характера

поверхности.

Предлагает потрогать свои камни и

сказать, какие они на ощупь,

гладкие или шероховатые?

Вывод: камни бывают гладкие и

шероховатые.

Дети проходят к столам

с оборудованием.

Дети

слушают

и

выполняют

указания

воспитателя.

Дети

отвечают,

что

есть

камни

и

гладкие,

и

шероховатые.

Умеют

отвечать

нам

вопросы.

Умеют обследовать

камни.

формировать у детей

знания о свойствах камней

(классифицировать камни

по разным признакам),

выявлять их свойства и

особенности;

- развивать

исследовательские

навыки: принимать и

ставить цель, выделять

существенные признаки и

связи, выдвигать

различные гипотезы,

осуществлять

эксперимент, делать

определенные

умозаключения и выводы

(«Познавательное

развитие»).

- активизировать

речевую активность детей,

обогащать словарный

запас детей различными

терминами,

совершенствовать

диалогическую речь

(«Речевое развитие»).

Опыт 2.Рассмотрим камни под

лупой.

Воспитатель: В одной руке у вас

камень, а в другую руку возьмите

лупу. Разместите лупу между

камнем и вашими глазами. Давайте

рассмотрим камень через лупу.

Посмотрите, что вы видите на

камне через лупу?

Вывод: камни имеют не ровную

поверхность.

Опыт3. Какая же форма у

камней?

- А сейчас давайте посмотрим на

форму камней.

Вывод: камни имею разную

форму и размер.

Опыт 4: «Тонет - не тонет»

На столе у воспитателя две

баночки с водой. Выходят два

ребенка. Педагог предлагает

опустить в емкость с водой один

камень и брусок дерева.

Спрашивает: - Что произошло?

Деревянный брусок утонул?

Почему? А камень?).

Записывают в таблицу.

Дети отвечают, что на

камнях есть крапинки,

дорожки, трещины,

углубления, ямочки,

узоры на камнях.

Результат записывают в

таблицу.

Дети объясняют, что

камни разной формы

(круглые, овальные,

многоугольные и т. д.)

Дети: Деревянный

Умеют обследовать

камни и устанавливать

их свойства путём

экспериментирования,

делают выводы.

Вывод: камни тонут в воде,

потому что они тяжелые.

Опыт4: «Какой камень больше

выпьет воды?» (гранит,

известняк, песчаник)

Предлагает опустить в ёмкости эти

камни с одинаковым количеством

воды. Выясняют, где после

погружения воды стало больше.

Вывод: объём вытесняемой

воды зависит от величины камня

– чем больше камень, тем

большее количество воды он

вытеснит.

Опыт 5. Мел.

Загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Мел - это известняк, состоящий из

морских микроорганизмов и

водорослей. Мел залегает глубоко

под землей.

Очень часто мы с вами рисуем в

группе еще одним камнем. Вы

наверно догадались это наши

простые карандаши. Внутри у них

очень мягкий камень – графит.

брусок не утонул,

потому что он лёгкий, а

камень утонул, он

тяжёлый.

Дети после погружения

камней в воду,

выяснили, что зависит

увеличение объёма

количества воды от

величины камня. Чем

больше камень, тем

большее количество

воды он вытеснит.

Дети

рассматривают

мел, определяют, что

мел хрупкий, белый, им

можно писать.

Делают

умозаключения,

выводы.

Углубляют и

закрепляют знания о

свойствах камней.

Вывод: камнем можно писать,

рисовать.

Опыт 6. Соль.

Как вы думаете, можно ли есть

камни?

Предлагает подумать, кто ест

камни? (Камни едят птицы.)

- А человек может питаться

камнями? Мы каждый день

употребляем в пищу кристаллики

одного камня, попробуйте угадать

какого?

Вывод: соль можно есть.

- Молодцы! Вы очень помогли

геологам. Мы им отправим нашу

таблицу «Камни и их свойства».

Дети

рассматривают

крупинки

соли,

определяют

цвет,

форму, растворяемость

в воде.

Все

выводы

записывают в таблицу.

Заключительный

этап

.

-

приобщать

к

общепринятым нормам и

правилам

взаимоотношений

со

сверстниками

и

взрослыми в совместной

деятельности

(«Социально-

коммуникативное

развитие»).

Педагог заключает, что сегодня мы

много узнали о камнях и просит

рассказать об этом с помощью

таблицы.

Спрашивает, какой опыт

понравился больше всего? Что

интересного узнали о камнях?

(Почему

называют

полезные

ископаемые,

кто такие геологи,

мел, графит – пишущие камни )

- А вот о свойствах каменного угля

и

торфа

я

вам

расскажу

на

следующем занятии.

Рассказывают о

свойствах камней с

помощью таблицы.



В раздел образования