Автор: Фазлыева Минира Ахметовна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №17 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Инновационность и педагогическая целесообразность кружковой работы «Тикомоделирование»
Тема: « ТИКО – конструирование» в ДОУ для старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
« ТИКО – конструирование» в ДОУ
для старшего дошкольного возраста
Актуальность практики
Направленность практики на решение актуальных задач
системы дополнительного образования детей
«Скажи мне — и я забуду;
Покажи мне— и я смогу запомнить
Позволь мне сделать самому –
И это останется со мной навсегда»
Китайская пословица
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать
кардинальные решения, и это актуально.
Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными
критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные
виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей
выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования
Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения технологии ТИКО-
моделирования для дошкольников, и желанием родителей (законных представителей) – в
нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная
общеразвивающая программа дополнительной образовательной услуги по развитию
интелллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
«Тикомоделирование».
Программа кружковой деятельности « ТИКО-моделирование» имеет:
• обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление
логико-математических представлений детей 6-7 лет;
• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного
интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию
творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками.
Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск
вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей
детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и
учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и
интересы детей.
Инновационный
характер
практики
.
Инновационность
и
педагогическая
целесообразность
кружковой
работы
«Тикомоделирование»
обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста в
конструктивно-модельной деятельности.
Чем ещё хорош конструктор ТИКО для детей?
ТИКО – хорошая основа для занимательного педагогически ценного путешествия
в страну геометрических фигур и тел.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность нам
продуктивно использовать наше время и добиваться высоких результатов обученности
воспитанников.
ТИКО - конструирование - это новая педагогическая технология.
Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного
анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Таким образом, «Тикомоделирование» входит в жизнь детей как новое «открытие»
закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к
этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей
среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле
конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в игре,
более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить
предметную среду и сделать ее развивающей.
Цель
и
задачи,
которые
решались
в
рамках
реализации
практики.
Целью своей деятельности ставила
- формирование у воспитанников способности и
готовности к созидательному техническому творчеству и конструктивной деятельности
дошкольников через ТИКО – моделирование.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач
Задачи, решаемые при использовании конструкторов:
научить дошкольников основам технического творчества: конструирования,
техномоделирования, используя современные виды ТИКО-конструктора;
развивать высшие психические функции: мышление, речь, внимание, воображение,
память, логику, познавательную активность;
развивать умение мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных
задач с разными вариантами ответов;
развивать личностные качества: любознательность, инициативность, стремление к
самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач.
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха
и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка в дополнительном образовании — развитие
его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
легко осваивать новое.
Ожидаемые результаты: По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать плоские и объемные
геометрические фигуры;
конструировать многогранники;
- владеть основами моделирующей деятельности;
- конструировать плоские и объемные фигуры
по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Содержание
практики
«
Конструируя, ребенок действует как зодчий, возводящий здание собственного
интеллекта» - писал Жан Жак Пиаже (швейцарский психолог и философ).
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности,
способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей,
умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе
конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской,
творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат
раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в
основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного
материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования,
педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих
конструкторов.
Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который
обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.
Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь.
Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в
конструировании.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта вещь,
которая должна быть доступна каждому ребенку.
Гениальность задумки изобретения конструктора поистине бесценна – в процессе игры
наши дети приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни: будь то починка
детской игрушки или крана, строительства домика или посадки дерева.
В своей педагогической практике я использую в работе конструктор нового поколения для
3D-моделирования ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для
обучения. Они помогают маленьким детям почувствовать себя настоящими
исследователями. Универсальные конструкторы пробуждают любознательность, развивают
творческую фантазию.
Идея внедрить технологию ТИКО — моделирования в образовательный процесс своей
группы, сделать работу с ТИКО-конструкторами целенаправленным процессом, расширить
содержание конструктивно-модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения
конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому
творчеству стала одной из главных целей моей деятельности.
Целью своей деятельности ставила - формирование у воспитанников способности и
готовности к созидательному техническому творчеству и конструктивной деятельности
дошкольников через ТИКО – моделирование.
Проведя наблюдения по деятельности конструирования в своей практике работая в
старших
группах
я
разработала
программу,
по
которой
я
реализовала
новые
нетрадиционные формы работы с детьми и пришла к выводу, что у 20% детей слабо
развита мелкая моторика фалангов пальцев, что негативно отражается не только на
воображении и пространственном мышлении, но и на развитие речи. Менее чем за
полгода используя конструктор ТИКО у детей моей группы повысилась эффективность в
пространственном мышлении, они используя конструктор делают не только плоскостные
работы, но объёмные. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, ТИКО
конструктор обретает статус эффективного педагогического инструмента в глазах
педагогов дошкольных учреждений.
«ТИКО»-–это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения
«ТИКО»
– это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно
соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс
перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри
больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в
роли «окошка», «двери», «глазок». Он предназначен для сборки и моделирования абсолютно
любых плоских и объемных конструкций: машин, кораблей, космической и подводной
техники, старинных замков и современных домов, мебели, предметов домашнего обихода.
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия, но и облик плоскостных
фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты,
прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и
восьмиугольники). Активируются мыслительные резервы. В игре с конструктором
участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Создание мысленных образов,
работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и
лежит в основе благоприятного эффекта.
Средства и способы реализации практики
.
Этапы реализации: 1 этап – подготовительный
Приобретение конструкторов нового поколения для объёмного 3D моделирования
«ТИКО»: «Азбука», «Геометрия»
Создание «ТИКО-центра»
Приобретение методической литературы по ТИКО-моделированию (И.В.Логинова) :
- папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций для детей 5-7 лет;
- журналы по ТИКО-моделированию «Контурные схемы»;
Разработать программу
«ТИКО-Моделирование »
Самообразование: пройти вебинары, принять участие в творческих интернет –
конкурсах, написать статью о ТИКО, о чем свидетельствуют дипломы за призовые
места по ТИКО-технологиям.
Познакомить родителей с данным видом конструктора.
2 этап – основной (организация работы по реализации практики ) состоит из 2-х
модулей
1 МОДУЛЬ «Плоскостное моделирование».
Цель: исследование многоугольников, конструирование и моделирование на плоскости.
2 МОДУЛЬ «Объемное моделирование».
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Практическое осуществление экспериментальной деятельности:
- знакомство с названиями деталей ТИКО, различать и называть их;
- организация работы с конструкторами;
- технологические карты и развертки по ТИКО-моделированию;
- подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента;
- мастер-класс по работе с детьми и родителями;
- выставка «Фотостенд - Наши достижения»;
- просмотр презентаций; прослушивание видеоролика про ТИКОШУ.
- интеграция «ТИКО-моделирование» с различными образовательными областями;
- разработка методических материалов (презентации, мастер-классы, консультации для
родителей);
3 этап - заключительный
Оформление материалов по практике.
Выставки детских работ из конструкторов «ТИКО», организуемые в группе.
Презентация опыта работы по реализации проекта.
Акция «Конструктор и я – лучшие друзья» по созданию технопарка в группе.
Информационные стенды: устная и письменная информация для родителей.
Фотовыставка «Город ТИКО-мастеров!»
Участие педагога по распространению опыта в конкурсах, фестивалях.
План реализации практики «Образовательная технология «ТИКО-моделирование».
Выяснив объем знаний детей, их интерес и пожелания мы определили перспективу:
составили план «Паутинку»
Таким образом, ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения
представляет собой инновационную разработку, которая включает в себя несколько
функций: развивающую, обучающую и развлекательную. Несмотря на игровой процесс, это
непосредственно-образовательная деятельность, в которой могут быть задействованы
воспитанники дошкольного возраста.
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:
Различные атрибуты,
построенные из ТИКО-
деталей (футбольные мячи и
мячи для боулинга
ЦЕНТР ГРАМОТЕЙКА:
- День открытых дверей для
родителей;
-
Познавательный мультфильм;
- Дидактическая игра
«Буквенный конструктор»,
«Дружилки»
Игры
на
внимание
и
память: "Что изменилось?"
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:
-Графический диктант;
- Логические задачи:
Игры на
классификацию:
"Чудесный мешочек";
"Запомни и выложи
дорожку"
ЦЕНТР КНИГИ:
Подготовить книгу-сказок по
ТИКО: «Теремок»,
«Кораблик»;
-Чтение и рассматривание
иллюстраций
«Азбука наших достижений»
Семинар-практикум
«ТИКО-моделирование
»
ЦЕНТР «ТИКОШКА»
ЦЕНТР «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
- «Подарок папе!»
(транспорт)
-«Подарок маме!»
ЦЕНТР ИСКУССТВА:
- прослушивание видеоролика
про ТИКОШУ, презентации
ЦЕНТР ИГРЫ:
-
из ТИКО – кукольная
мебель, транспорт,
продукты и т.д.
Данные
о
результативности
Проведя наблюдения по деятельности конструирования в своей практике работая в
старших
группах
я
разработала
программу,
по
которой
я
реализовала
новые
нетрадиционные формы работы с детьми и пришла к выводу, что у 20% детей слабо
развита мелкая моторика фалангов пальцев, что негативно отражается не только на
воображении и пространственном мышлении, но и на развитие речи. Менее чем за
полгода используя конструктор ТИКО у детей моей группы повысилась эффективность в
пространственном мышлении, они используя конструктор делают не только плоскостные
работы, но объёмные. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, ТИКО
конструктор обретает статус эффективного педагогического инструмента в глазах
педагогов дошкольных учреждений.
Конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и
полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой
познавательной
игрой,
с
другой
применение
новой
формы
игры
способствует
всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. С использованием образовательных
конструкторов дети самостоятельно, либо с помощью взрослого приобретают знания при
решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных
предметных областей.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы дополнительной
платной образовательной услуги познавательной направленности детей старшего
дошкольного возраста «ТИКО-моделирование и влияния образовательного процесса,
организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей проводился мониторинг
достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.
Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь, май). Проведя итоговый
мониторинг, для выявления уровня знаний у детей была проведена сравнительная
характеристика.
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года
показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается
положительная динамика развития ребенка познавательной направленности. Полученные
данные свидетельствуют о том, что динамика достижения планируемых результатов
соответствует возрасту детей. Очевиден положительный результат проделанной работы,
знания детей прочные( См.док.Диагностика) .
Это замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, великолепный материал
для конструктивно- творческой деятельности, экспериментирования, конструирования,
созидания, познания. Ребенок включается в игру с конструктором всем своим существом –
эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для
проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для
релаксации, что в последствии отражается в будущем на обучении в школе. Активируются
мыслительные резервы. В игре с конструктором участвуют обе руки, поэтому оба полушария
мозга работают, т.е. активизируется развитие левого и правого полушария головного мозга
за счет управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при
сборе объемных фигур. Развивается мелкая моторика, укрепляются детские пальчики и
кисти, развивается память. Дети учатся подбирать цвета, составлять разноцветные
орнаменты, при этом они активно анализируют, отбирают материал, действуют, сравнивают,
обобщают и, конечно, имеют возможность наглядно оценить результат своего творчества и
творчество своего товарища.
Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и
удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе благоприятного эффекта.
Овладение представлениями о ТИКО будет эффективным и результативным только тогда,
когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для
себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают,
решают логические задачи.
Технология ТИКО-моделирование расширяет возможности организации такой деятельности.
Оснащенность наборами ТИКО-конструктора, позволит определить качество достигнутых
результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и
результативность работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит
положительный результат эксперимента.
Таким образом, созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх,
в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и
упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом,
в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки,
у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями,
чертежами. Приложение№1
Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал
для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в
создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего
прочего. Я начала изучать конструкторы по необходимости и рассматривала их только в
рамках развития пространственных представлений детей. Но настолько увлек меня процесс
изучения, столько было проанализировано мною конструкторов, столько возможностей
использования конструкторов я открыла для себя, что решила продолжить изучения данной
темы, но в рамках изучения процесса развития логического мышления.
Воспитанники принимали активное участие в конкурсах различных уровней. Есть
достижения наших воспитанников
Неотъемлемой частью является работа с родителями. Нами были составлены
перспективный и календарный планы, в них указывались все мероприятия, такие как:
консультации, открытые занятия, мастер-классы тематика наглядно-стендовой, информации
и выставки изобретений. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались
участвовать во всех акциях и
творческих конкурсах различных уровней. (см.диплом
ГалиеваТ.)
В течение года повышала свой педагогический опыт:
1. Диплом как руководителю участника регионального конкурса «Северное сияние»
победителю-2места.
2. Свидетельство статьи «Тико-моделирование» в Международном сетевом издании
«Солнечный свет».
3. Диплом по номинации: «Разработка рабочих программ по Тико-моделированию»
4. Диплом по номинации: «Проект педагога» Всероссийского конкурса талантов 2место
«Тико-конструирование в ДОУ для старшего дошкольного возраста».
Используя приобретенные детьми навыки работы с ТИКО-конструктором, на следующий
2022учебный год планируем ввести использование ТИКО-конструирования,
реализуя
воспитательные и образовательные задачи.
МЫ предполагаем:
для педагогов:
1. Участие детей в международном, общероссийском, региональном и городском конкурсе
2. Опубликовать статью о ТИКО-моделировании
3. Участвовать в вебинарах
Для детей:
1. Изготовить Специальный альбом: “Я и ТИКО»
2. В театральном уголке нужно Сконструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи
для сказок;
3. Участие детей в международном, общероссийском, региональном и городском конкурсе
4. Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно
сконструировать из ТИКО;
5. Выставка изобретений детей для родителей.
6. Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-
классах, педагогических советах, публикации своих работ в СМИ, повышение
профессионального мастерства.
Одной из наиболее эффективных форм предоставления информации, которая привлечет
внимание детей, является презентация «Использование иновационных технологий»
Во время презентации подачу материала лучше чередовать с практическими заданиями,
играми и с музыкальным сопровождением про Тикошу.(Видеоролик)
Кроме того, дети с удовольствием принимают участие сами в творческих интернет –
конкурсах, , о чем свидетельствуют дипломы за призовые места.
Оформление папок — передвижек, информационных уголков и выставок и консультаций в
группе для родителей позволяют раскрыть и показать родителям наглядно, как дети активно
участвуют в различных мероприятиях
Вывод. Реализация мероприятий, предусмотренных по ТИКО - моделированию, позволило
мне сделать следующие выводы: игры-исследования с образовательным конструктором
ТИКО стимулирует интерес и любознательность, развивают способность к решению
проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы,
выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический,
математический словари ребенка.
По окончании дети моей группы знают: основные геометрические фигуры (квадрат, круг,
треугольник); понятия «один» - «много»; числа от 1 до 10. Дети умеют: сравнивать и
классифицировать фигуры по одному свойству; ориентироваться в свойствах: большой -
маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий -
желтый – зеленый; считать и сравнивать числа от 1 до 5; ориентироваться в понятиях
«вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед; конструировать плоские и
объёмные фигуры по образцу, по собственному техническому восприятию мира.
В заключении хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на
сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном
образовании,
которое
дает
колоссальный
скачок
для
развития
и
успешного
становления будущего поколения.
Приложения
Приложения №1 схемы ТИКО
Приложения №2 Кораблик
Приложения №3 Теремок
Приложения №4 Узоры и орнаменты
Приложения №5 Подарок папе
Приложения №6 Подарок маме
Консультация для родителей (папка)