Напоминание

« ТИКО – конструирование» в ДОУ для старшего дошкольного возраста


Автор: Фазлыева Минира Ахметовна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №17 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Инновационность и педагогическая целесообразность кружковой работы «Тикомоделирование»
Тема: « ТИКО – конструирование» в ДОУ для старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




« ТИКО – конструирование» в ДОУ

для старшего дошкольного возраста

Актуальность практики

Направленность практики на решение актуальных задач

системы дополнительного образования детей

«Скажи мне — и я забуду;

Покажи мне— и я смогу запомнить

Позволь мне сделать самому –

И это останется со мной навсегда»

Китайская пословица

Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать

кардинальные решения, и это актуально.

Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными

критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные

виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.

Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей

выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования

Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения технологии ТИКО-

моделирования для дошкольников, и желанием родителей (законных представителей) – в

нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная

общеразвивающая программа дополнительной образовательной услуги по развитию

интелллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

«Тикомоделирование».

Программа кружковой деятельности « ТИКО-моделирование» имеет:

обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление

логико-математических представлений детей 6-7 лет;

развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного

интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию

творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к

совместной деятельности со сверстниками.

Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск

вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей

детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и

учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и

интересы детей.

Инновационный

характер

практики

.

Инновационность

и

педагогическая

целесообразность

кружковой

работы

«Тикомоделирование»

обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста в

конструктивно-модельной деятельности.

Чем ещё хорош конструктор ТИКО для детей?

ТИКО – хорошая основа для занимательного педагогически ценного путешествия

в страну геометрических фигур и тел.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность нам

продуктивно использовать наше время и добиваться высоких результатов обученности

воспитанников.

ТИКО - конструирование - это новая педагогическая технология.

Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного

анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Таким образом, «Тикомоделирование» входит в жизнь детей как новое «открытие»

закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к

этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей

среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле

конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая

позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в игре,

более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить

предметную среду и сделать ее развивающей.

Цель

и

задачи,

которые

решались

в

рамках

реализации

практики.

Целью своей деятельности ставила

- формирование у воспитанников способности и

готовности к созидательному техническому творчеству и конструктивной деятельности

дошкольников через ТИКО – моделирование.

Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач

Задачи, решаемые при использовании конструкторов:

научить дошкольников основам технического творчества: конструирования,

техномоделирования, используя современные виды ТИКО-конструктора;

развивать высшие психические функции: мышление, речь, внимание, воображение,

память, логику, познавательную активность;

развивать умение мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных

задач с разными вариантами ответов;

развивать личностные качества: любознательность, инициативность, стремление к

самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач.

развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование

практических умений;

создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха

и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка в дополнительном образовании — развитие

его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют

легко осваивать новое.

Ожидаемые результаты: По окончании дети должны уметь:

- называть и конструировать плоские и объемные

геометрические фигуры;

конструировать многогранники;

- владеть основами моделирующей деятельности;

- конструировать плоские и объемные фигуры

по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Содержание

практики

«

Конструируя, ребенок действует как зодчий, возводящий здание собственного

интеллекта» - писал Жан Жак Пиаже (швейцарский психолог и философ).

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного

образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности,

способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей,

умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе

конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской,

творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат

раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в

основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного

материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования,

педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих

конструкторов.

Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который

обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.

Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь.

Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в

конструировании.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта вещь,

которая должна быть доступна каждому ребенку.

Гениальность задумки изобретения конструктора поистине бесценна – в процессе игры

наши дети приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни: будь то починка

детской игрушки или крана, строительства домика или посадки дерева.

В своей педагогической практике я использую в работе конструктор нового поколения для

3D-моделирования ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для

обучения. Они помогают маленьким детям почувствовать себя настоящими

исследователями. Универсальные конструкторы пробуждают любознательность, развивают

творческую фантазию.

Идея внедрить технологию ТИКО — моделирования в образовательный процесс своей

группы, сделать работу с ТИКО-конструкторами целенаправленным процессом, расширить

содержание конструктивно-модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения

конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому

творчеству стала одной из главных целей моей деятельности.

Целью своей деятельности ставила - формирование у воспитанников способности и

готовности к созидательному техническому творчеству и конструктивной деятельности

дошкольников через ТИКО – моделирование.

Проведя наблюдения по деятельности конструирования в своей практике работая в

старших

группах

я

разработала

программу,

по

которой

я

реализовала

новые

нетрадиционные формы работы с детьми и пришла к выводу, что у 20% детей слабо

развита мелкая моторика фалангов пальцев, что негативно отражается не только на

воображении и пространственном мышлении, но и на развитие речи. Менее чем за

полгода используя конструктор ТИКО у детей моей группы повысилась эффективность в

пространственном мышлении, они используя конструктор делают не только плоскостные

работы, но объёмные. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, ТИКО

конструктор обретает статус эффективного педагогического инструмента в глазах

педагогов дошкольных учреждений.

«ТИКО»-–это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения

«ТИКО»

– это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно

соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс

перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри

больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в

роли «окошка», «двери», «глазок». Он предназначен для сборки и моделирования абсолютно

любых плоских и объемных конструкций: машин, кораблей, космической и подводной

техники, старинных замков и современных домов, мебели, предметов домашнего обихода.

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия, но и облик плоскостных

фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты,

прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и

восьмиугольники). Активируются мыслительные резервы. В игре с конструктором

участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Создание мысленных образов,

работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и

лежит в основе благоприятного эффекта.

Средства и способы реализации практики

.

Этапы реализации: 1 этап – подготовительный

Приобретение конструкторов нового поколения для объёмного 3D моделирования

«ТИКО»: «Азбука», «Геометрия»

Создание «ТИКО-центра»

Приобретение методической литературы по ТИКО-моделированию (И.В.Логинова) :

- папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций для детей 5-7 лет;

- журналы по ТИКО-моделированию «Контурные схемы»;

Разработать программу

«ТИКО-Моделирование »

Самообразование: пройти вебинары, принять участие в творческих интернет –

конкурсах, написать статью о ТИКО, о чем свидетельствуют дипломы за призовые

места по ТИКО-технологиям.

Познакомить родителей с данным видом конструктора.

2 этап – основной (организация работы по реализации практики ) состоит из 2-х

модулей

1 МОДУЛЬ «Плоскостное моделирование».

Цель: исследование многоугольников, конструирование и моделирование на плоскости.

2 МОДУЛЬ «Объемное моделирование».

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Практическое осуществление экспериментальной деятельности:

- знакомство с названиями деталей ТИКО, различать и называть их;

- организация работы с конструкторами;

- технологические карты и развертки по ТИКО-моделированию;

- подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента;

- мастер-класс по работе с детьми и родителями;

- выставка «Фотостенд - Наши достижения»;

- просмотр презентаций; прослушивание видеоролика про ТИКОШУ.

- интеграция «ТИКО-моделирование» с различными образовательными областями;

- разработка методических материалов (презентации, мастер-классы, консультации для

родителей);

3 этап - заключительный

Оформление материалов по практике.

Выставки детских работ из конструкторов «ТИКО», организуемые в группе.

Презентация опыта работы по реализации проекта.

Акция «Конструктор и я – лучшие друзья» по созданию технопарка в группе.

Информационные стенды: устная и письменная информация для родителей.

Фотовыставка «Город ТИКО-мастеров!»

Участие педагога по распространению опыта в конкурсах, фестивалях.

План реализации практики «Образовательная технология «ТИКО-моделирование».

Выяснив объем знаний детей, их интерес и пожелания мы определили перспективу:

составили план «Паутинку»

Таким образом, ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения

представляет собой инновационную разработку, которая включает в себя несколько

функций: развивающую, обучающую и развлекательную. Несмотря на игровой процесс, это

непосредственно-образовательная деятельность, в которой могут быть задействованы

воспитанники дошкольного возраста.

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

Различные атрибуты,

построенные из ТИКО-

деталей (футбольные мячи и

мячи для боулинга

ЦЕНТР ГРАМОТЕЙКА:

- День открытых дверей для

родителей;

-

Познавательный мультфильм;

- Дидактическая игра

«Буквенный конструктор»,

«Дружилки»

Игры

на

внимание

и

память: "Что изменилось?"

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

-Графический диктант;

- Логические задачи:

Игры на

классификацию:

"Чудесный мешочек";

"Запомни и выложи

дорожку"

ЦЕНТР КНИГИ:

Подготовить книгу-сказок по

ТИКО: «Теремок»,

«Кораблик»;

-Чтение и рассматривание

иллюстраций

«Азбука наших достижений»

Семинар-практикум

«ТИКО-моделирование

»

ЦЕНТР «ТИКОШКА»

ЦЕНТР «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

- «Подарок папе!»

(транспорт)

-«Подарок маме!»

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- прослушивание видеоролика

про ТИКОШУ, презентации

ЦЕНТР ИГРЫ:

-

из ТИКО – кукольная

мебель, транспорт,

продукты и т.д.

Данные

о

результативности

Проведя наблюдения по деятельности конструирования в своей практике работая в

старших

группах

я

разработала

программу,

по

которой

я

реализовала

новые

нетрадиционные формы работы с детьми и пришла к выводу, что у 20% детей слабо

развита мелкая моторика фалангов пальцев, что негативно отражается не только на

воображении и пространственном мышлении, но и на развитие речи. Менее чем за

полгода используя конструктор ТИКО у детей моей группы повысилась эффективность в

пространственном мышлении, они используя конструктор делают не только плоскостные

работы, но объёмные. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, ТИКО

конструктор обретает статус эффективного педагогического инструмента в глазах

педагогов дошкольных учреждений.

Конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и

полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой

познавательной

игрой,

с

другой

применение

новой

формы

игры

способствует

всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. С использованием образовательных

конструкторов дети самостоятельно, либо с помощью взрослого приобретают знания при

решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных

предметных областей.

С целью определения степени освоения детьми образовательной программы дополнительной

платной образовательной услуги познавательной направленности детей старшего

дошкольного возраста «ТИКО-моделирование и влияния образовательного процесса,

организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей проводился мониторинг

достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.

Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь, май). Проведя итоговый

мониторинг, для выявления уровня знаний у детей была проведена сравнительная

характеристика.

Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года

показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается

положительная динамика развития ребенка познавательной направленности. Полученные

данные свидетельствуют о том, что динамика достижения планируемых результатов

соответствует возрасту детей. Очевиден положительный результат проделанной работы,

знания детей прочные( См.док.Диагностика) .

Это замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, великолепный материал

для конструктивно- творческой деятельности, экспериментирования, конструирования,

созидания, познания. Ребенок включается в игру с конструктором всем своим существом –

эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для

проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для

релаксации, что в последствии отражается в будущем на обучении в школе. Активируются

мыслительные резервы. В игре с конструктором участвуют обе руки, поэтому оба полушария

мозга работают, т.е. активизируется развитие левого и правого полушария головного мозга

за счет управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при

сборе объемных фигур. Развивается мелкая моторика, укрепляются детские пальчики и

кисти, развивается память. Дети учатся подбирать цвета, составлять разноцветные

орнаменты, при этом они активно анализируют, отбирают материал, действуют, сравнивают,

обобщают и, конечно, имеют возможность наглядно оценить результат своего творчества и

творчество своего товарища.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и

удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе благоприятного эффекта.

Овладение представлениями о ТИКО будет эффективным и результативным только тогда,

когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для

себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают,

решают логические задачи.

Технология ТИКО-моделирование расширяет возможности организации такой деятельности.

Оснащенность наборами ТИКО-конструктора, позволит определить качество достигнутых

результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и

результативность работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит

положительный результат эксперимента.

Таким образом, созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх,

в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и

упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом,

в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки,

у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями,

чертежами. Приложение№1

Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал

для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в

создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего

прочего. Я начала изучать конструкторы по необходимости и рассматривала их только в

рамках развития пространственных представлений детей. Но настолько увлек меня процесс

изучения, столько было проанализировано мною конструкторов, столько возможностей

использования конструкторов я открыла для себя, что решила продолжить изучения данной

темы, но в рамках изучения процесса развития логического мышления.

Воспитанники принимали активное участие в конкурсах различных уровней. Есть

достижения наших воспитанников

Неотъемлемой частью является работа с родителями. Нами были составлены

перспективный и календарный планы, в них указывались все мероприятия, такие как:

консультации, открытые занятия, мастер-классы тематика наглядно-стендовой, информации

и выставки изобретений. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались

участвовать во всех акциях и

творческих конкурсах различных уровней. (см.диплом

ГалиеваТ.)

В течение года повышала свой педагогический опыт:

1. Диплом как руководителю участника регионального конкурса «Северное сияние»

победителю-2места.

2. Свидетельство статьи «Тико-моделирование» в Международном сетевом издании

«Солнечный свет».

3. Диплом по номинации: «Разработка рабочих программ по Тико-моделированию»

4. Диплом по номинации: «Проект педагога» Всероссийского конкурса талантов 2место

«Тико-конструирование в ДОУ для старшего дошкольного возраста».

Используя приобретенные детьми навыки работы с ТИКО-конструктором, на следующий

2022учебный год планируем ввести использование ТИКО-конструирования,

реализуя

воспитательные и образовательные задачи.

МЫ предполагаем:

для педагогов:

1. Участие детей в международном, общероссийском, региональном и городском конкурсе

2. Опубликовать статью о ТИКО-моделировании

3. Участвовать в вебинарах

Для детей:

1. Изготовить Специальный альбом: “Я и ТИКО»

2. В театральном уголке нужно Сконструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи

для сказок;

3. Участие детей в международном, общероссийском, региональном и городском конкурсе

4. Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно

сконструировать из ТИКО;

5. Выставка изобретений детей для родителей.

6. Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-

классах, педагогических советах, публикации своих работ в СМИ, повышение

профессионального мастерства.

Одной из наиболее эффективных форм предоставления информации, которая привлечет

внимание детей, является презентация «Использование иновационных технологий»

Во время презентации подачу материала лучше чередовать с практическими заданиями,

играми и с музыкальным сопровождением про Тикошу.(Видеоролик)

Кроме того, дети с удовольствием принимают участие сами в творческих интернет –

конкурсах, , о чем свидетельствуют дипломы за призовые места.

Оформление папок — передвижек, информационных уголков и выставок и консультаций в

группе для родителей позволяют раскрыть и показать родителям наглядно, как дети активно

участвуют в различных мероприятиях

Вывод. Реализация мероприятий, предусмотренных по ТИКО - моделированию, позволило

мне сделать следующие выводы: игры-исследования с образовательным конструктором

ТИКО стимулирует интерес и любознательность, развивают способность к решению

проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы,

выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический,

математический словари ребенка.

По окончании дети моей группы знают: основные геометрические фигуры (квадрат, круг,

треугольник); понятия «один» - «много»; числа от 1 до 10. Дети умеют: сравнивать и

классифицировать фигуры по одному свойству; ориентироваться в свойствах: большой -

маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий -

желтый – зеленый; считать и сравнивать числа от 1 до 5; ориентироваться в понятиях

«вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед; конструировать плоские и

объёмные фигуры по образцу, по собственному техническому восприятию мира.

В заключении хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на

сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном

образовании,

которое

дает

колоссальный

скачок

для

развития

и

успешного

становления будущего поколения.

Приложения

Приложения №1 схемы ТИКО

Приложения №2 Кораблик

Приложения №3 Теремок

Приложения №4 Узоры и орнаменты

Приложения №5 Подарок папе

Приложения №6 Подарок маме

Консультация для родителей (папка)



В раздел образования