Напоминание

" Рекомендации для учителей начальных классов"


Автор: Красницкая Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №21
Населённый пункт: города Армавир Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: " Рекомендации для учителей начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс

человеческого взаимодействия. В начальной школе особо значимы для

ребенка

взаимоотношения

с

учителем. Вы

становитесь

объектом

подражания,

во

многом

определяете

мнения,

стремления

младших

школьников. Вашими глазами ребенок видит себя, сверстников и школьную

жизнь. Особенно это характерно для первоклассников.

Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего

кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу,

агрессивность,

гнев,

нервозность,

замкнутость,

невнимательность.

Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.

Не действуйте вопреки ребенку.

Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его.

Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что

вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При

разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ре-

бенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное

значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку

почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему.

Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся

их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы

об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах.

Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не

должен бояться сказать “Я не знаю”. Очень важно знать культурный уровень

семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства

никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или

смущать ребенка.

Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза

наполнились слезами, не скрывайте этого. “Ты очень любил маму, и я это

понимаю. Очень грустно, что она умерла”. В это время ребенку можно

рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно

улыбаться и смеяться. “Мама любила клоунов, не правда ли?” – такая фраза

может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно

предложить изобразить что-нибудь веселое.

Никогда не говорите: “Ты ведь так не думаешь, не так ли?” Не

говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не

пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя

виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они

говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им

надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа “Скоро

тебе будет лучше”. Гораздо лучше будет сказать: “Я знаю, что ты

чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть

таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь

его”.

Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро

почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение

безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его

привычках.

Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для

потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники,

когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери,

нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно,

невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий

учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной

темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с

минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из

кризиса,

нуждается

в

специальной

помощи.

Здесь

требуется

специализированная индивидуальная психотерапия, как для ребенка, так и

для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень

простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут

себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя

вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний

о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому

справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и

искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой зада-

чей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны

уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком,

встречают его каждый день в школе.



В раздел образования