Автор: Красницкая Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №21
Населённый пункт: города Армавир Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: " Рекомендации для учителей начальных классов"
Раздел: начальное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс
человеческого взаимодействия. В начальной школе особо значимы для
ребенка
–
взаимоотношения
с
учителем. Вы
становитесь
объектом
подражания,
во
многом
определяете
мнения,
стремления
младших
школьников. Вашими глазами ребенок видит себя, сверстников и школьную
жизнь. Особенно это характерно для первоклассников.
Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего
кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу,
агрессивность,
гнев,
нервозность,
замкнутость,
невнимательность.
Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
Не действуйте вопреки ребенку.
Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его.
Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что
вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При
разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ре-
бенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное
значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку
почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему.
Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся
их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы
об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах.
Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не
должен бояться сказать “Я не знаю”. Очень важно знать культурный уровень
семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства
никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или
смущать ребенка.
Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза
наполнились слезами, не скрывайте этого. “Ты очень любил маму, и я это
понимаю. Очень грустно, что она умерла”. В это время ребенку можно
рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно
улыбаться и смеяться. “Мама любила клоунов, не правда ли?” – такая фраза
может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно
предложить изобразить что-нибудь веселое.
Никогда не говорите: “Ты ведь так не думаешь, не так ли?” Не
говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не
пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя
виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они
говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им
надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа “Скоро
тебе будет лучше”. Гораздо лучше будет сказать: “Я знаю, что ты
чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть
таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь
его”.
Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро
почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение
безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его
привычках.
Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для
потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники,
когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери,
нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно,
невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий
учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной
темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с
минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из
кризиса,
нуждается
в
специальной
помощи.
Здесь
требуется
специализированная индивидуальная психотерапия, как для ребенка, так и
для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.
Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень
простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут
себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя
вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний
о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому
справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и
искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой зада-
чей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны
уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком,
встречают его каждый день в школе.