Автор: Сосина Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/с №79 "Лучик"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка НОД
Тема: "Магнит"
Раздел: дошкольное образование
Занятие-эксперимент «Этот удивительный магнит»
Подготовительная группа
Цель:
- формировать познавательную активность ребенка в процессе знакомства
со свойствами магнита, умения делать выводы; расширять средства познания и
е сте ственный
опыт
детей;
развивать
спо собно сть
детей
в е с т и
целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства, которых
отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту); активизировать
словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать.
Материалы и оборудования
Магниты;
Набор предметов (из железа, дерева, пластмассы, бумаги, стекло, ткани) на
каждого ребенка;
Листок с изображением различных предметов на каждого ребенка;
Мяч;
Тазик (ванночка) с водой;
Ключик;
Музыкальная шкатулка;
Болтики, шурупы
Крупа «Гречка»
Скрепки большие и маленькие
Воспитатель:
Ребята,
я
предлагаю
вам
стать
учеными.
Кто
знает,
чем
занимаются ученые? (наблюдают, проводят опыты).
Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим,
что это комната – наша лаборатория. (Дети садятся за столы). Но прежде, чем
вы начнете работать, я хочу рассказать вам одну старую легенду. В старину
рассказывали, будто есть на краю света у самого синего моря огромная гора. У
подножья этой горы люди нашли камни, обладающие силой притягивать к себе
некоторые предметы. Неподалеку от горы был город, в котором жил храбрый
рыцарь Магнитолик, он носил доспехи сделанные из железа, и поэтому ничего
не боялся. Смело он разгуливал, где хотел. С детства мама рассказывала ему,
что гора притягивает к себе рыцарей и не отпускает. И однажды Магнитолик
поспорил, что проедет мимо горы и вернется живым. Но гора-то все равно
притянула его к себе. А Магнитолик был еще умным и поэтому нашел способ
как
от
горы
освободиться.
Освободился
сам
и
освободил
всех
рыцарей.
Интересная легенда?
- Ребята, а вы догадались, как называется эта гора? (Магнитная)
- А какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
(Снял доспехи, сделанные из железа).
Воспитатель показывает магнит: Вот перед вами обычный магнит. Много
секретов он в себе хранит. Если магнит такой сильный и притягивает предметы
из железа, то может быть, он притягивает и другие предметы? Чтобы проверить
это, давайте поэкспериментируем.
Важное дело – эксперимент
В нем интересен наш каждый момент.
Эксперимент 1
У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги,
стекла.
Воспитатель: Ребята, возьмите магнит и самостоятельно определите, какие
предметы магнит притягивает, а какие нет. И разделите их на две группы.
Какие предметы притянул к себе магнит?
Из какого материала сделаны эти предметы?
Какие предметы не притянулись к магниту?
Почему?
Каждому ребенку выдается
листок бумаги с изображением различных
предметов вокруг магнита (иголка, шишка, кнопка, стакан и т.д.)
Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он
притягивает.
Скажите, к каким предметам вы провели стрелку?
Почему?
Вывод: Магнит притягивает железные предметы.
Проводится игра с мячом «Притянется – не притянется» (Мяч – это магнит,
дети – предмет, который называет воспитатель). Воспитатель говорит, кубик и
бросает мяч ребенку. Ребенок не должен ловить (не притягивается); Ножницы –
ребенок ловит и т.д.
Эксперимент 2
Воспитатель
показывает
детям
музыкальную
шкатулку:
Ребята,
я
вам
принесла игрушку, не простую, а волшебную. Да, вот, беда, завести ее не могу,
т.к. ключ случайно упал в тазик с водой. Ребята, кто поможет достать ключ, не
мочив рук. Воду сливать нельзя.
Дети должны достать ключ при помощи магнита.
Что вы использовали, чтобы достать ключ?
Скажите, ребята, вода помешала достать ключ?
Вывод:
Вода не является помехой и не влияет на взаимодействие магнита
с железом.
Эксперимент 3
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Золушка». Что заставляла
делать Злая Мачеха Золушку. Верно, перемешала крупу горох и чечевицу и
заставила перебирать. Кто ей помог? (птички).
А сейчас Злая Мачеха перемешала гречку с игрушками, болтами и опять
заставила Золушку перебрать. Птички помочь в этот раз не могут, бояться
сломать клювики.
Ребята, может, мы сможем Золушке помочь? Как быстро выбрать шурупы и
болтики? Что для этого нужно использовать? (Магнит).
Дети
подходят
к
столу
и
при
помощи
магнитов
выбирают
шурупы,
болтики.
Почему вы решили использовать магнит? (Потому что шурупы из железа)
Вывод:
Чтобы
отделить
железные
предметы
от
остальных,
надо
использовать магнит.
Эксперимент 4
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, а ведь я еще и волшебница и могу двигать предметы,
не касаясь их руками. Под столом вожу магнитом – на столе двигается предмет
(Железный). А другой рукой вожу сверху.
Если
дети
догадались,
предлагаю
им
сделать
тоже
самое
с
другими
металлическими предметами.
Вывод: Магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни другие преграды.
Магнитные силы проходят через разные материалы.
Эксперимент 5
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать волшебниками. Посмотрите,
как из скрепок можно сделать цепочку (воспитатель показывает). К магниту
притягивается скрепка, к этой скрепке другая и т.д. пока держится. У кого
получилось?
Что произошло со скрепкой (притянулась)
Почему? (на нее действует магнит).
Что произошло с другими скрепками? (они притянулись к первой скрепке)
Почему? (скрепка стала «магнитной»)
Дети осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится
Почему держится? (Скрепка намагнитилась).
Воспитатель:
Вот,
ребята,
мы
были
с
вами
и
учеными
и
немножко
волшебниками. Узнали много интересного о свойствах магнита.
Чем интересны магниты? (Притягивают к себе некоторые предметы)
Как вы это обнаружили? (Подносили магниты к разным предметам)
Из
чего
сделаны
предметы,
которые
не
притягиваются
магнитом
(Из
бумаги, стекла, дерева, пластмассы).
Являются ли помехой магниту: вода, бумага, дерево? (Нет).