Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС


Автор: Труфанов Евгений Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ Центр образования № 47
Населённый пункт: город Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС

Сегодняшняя современная школа, используя новые образовательные технологии, готовит

будущее нашей страны, не забывая при этом о здоровье подрастающего поколения. Мы с вами знаем,

что существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и

укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название

«здоровьесберегающие технологии». Обучение здоровому образу жизни и формирование навыков

сохранения здоровья должно проводиться в школе в доступной для учащихся форме.

Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех

факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его

обучения и развития.

Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса,

адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация

учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным

возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный

режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей

внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при

которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба

их здоровью.

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

- Здоровье и адаптация

- Гигиенические условия обучения

- Питание, водный режим

- Профилактика школьных болезней

- Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

- Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений

учащимися.

Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-

педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с

наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы.

1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.

2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе

6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным

возможностям школьников

7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных

проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его

способность психоэмоционального переключения.

9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-

воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной

деятельности педагогами и воспитателями.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального

напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и

задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное

напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:

обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и

воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации

самостоятельной познавательной деятельности и т. п.Использование пословиц при изучении понятия

монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь,

поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они

воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся

напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует

не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а

также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во

время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления

учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей

каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию,

позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное

исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности,

уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым

может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и

психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных

заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-

ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на

возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной

деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые

технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и

методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого

ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на

уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в

способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач применяю следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов

выполнения заданий;

применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих

ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-

символическую);

рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были

исправлены.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной

системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и

реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект,

становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных

направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии

свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для

реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-

воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие

прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским

недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на

свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие

на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого

уровня психологического здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся

более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои

творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения,

активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей

заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю,

освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной

дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического

творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение

физического и психического здоровья учащихся;

опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности,

прагматичности (практической ориентации);

приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и

утомляемости; приросту учебных достижений;

достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание

благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих

появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения

учащихся.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности;

оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет

решать задачи педагогики оздоровления.

Благодаря данной технологии достигается:

1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.

4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника,

близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и

атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения

родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы.

Основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во

внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.

Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшими очень острыми, нужно

решать комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей

принципов и норм здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут –

таким будет и будущее. Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.



В раздел образования