Автор: Труфанов Евгений Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ Центр образования № 47
Населённый пункт: город Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС
Сегодняшняя современная школа, используя новые образовательные технологии, готовит
будущее нашей страны, не забывая при этом о здоровье подрастающего поколения. Мы с вами знаем,
что существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и
укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название
«здоровьесберегающие технологии». Обучение здоровому образу жизни и формирование навыков
сохранения здоровья должно проводиться в школе в доступной для учащихся форме.
Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его
обучения и развития.
Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса,
адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация
учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Отсюда возникают основные задачи:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей
внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при
которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба
их здоровью.
К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:
- Здоровье и адаптация
- Гигиенические условия обучения
- Питание, водный режим
- Профилактика школьных болезней
- Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.
- Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений
учащимися.
Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-
педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с
наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы.
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных
проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его
способность психоэмоционального переключения.
9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-
воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной
деятельности педагогами и воспитателями.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального
напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и
задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное
напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации
самостоятельной познавательной деятельности и т. п.Использование пословиц при изучении понятия
монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь,
поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они
воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся
напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует
не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а
также и воспитательным целям.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во
время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления
учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей
каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию,
позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное
исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности,
уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым
может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и
психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных
заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-
ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на
возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной
деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые
технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и
методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого
ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на
уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в
способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач применяю следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов
выполнения заданий;
применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих
ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-
символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были
исправлены.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной
системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и
реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект,
становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных
направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии
свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для
реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-
воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие
прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским
недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на
свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие
на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого
уровня психологического здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся
более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои
творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения,
активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей
заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю,
освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной
дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического
творчества.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение
физического и психического здоровья учащихся;
опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности,
прагматичности (практической ориентации);
приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и
утомляемости; приросту учебных достижений;
достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание
благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих
появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения
учащихся.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет
решать задачи педагогики оздоровления.
Благодаря данной технологии достигается:
1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника,
близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и
атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения
родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы.
Основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во
внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.
Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшими очень острыми, нужно
решать комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей
принципов и норм здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут –
таким будет и будущее. Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.