Автор: Невская Марина Александровна
Должность: ассистент кафедры гуманитарного образования
Учебное заведение: Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Право" для 10-11 класса, профильный уровень
Раздел: полное образование
Рабочая программа по предмету «Право»
для 10-11 класса, профильный уровень
кафедра гуманитарного образования СУНЦ УрФУ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «Право» для учащихся 10 и 11 классов
(социально-гуманитарного,
социально-экономического,
гуманитарного
профилей)
создана
на
основании
ФГОС
СОО,
утвержденном
Приказом
Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования", в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.07.2017 г., 24.09.2020
и 11.12.2020 г., ФГОС ООО, утвержденном Приказом Министерства образования и
науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897, в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 11.12.2020 г., основной
образовательной программы и учебного плана СУНЦ УрФУ, а также тематического
планирования, предлагаемого автором.
Рабочая программа по Праву для 10-11 классов рассчитана на 136 учебных
часов (2 часа в неделю) при 34 неделях учебного года. Главная содержательная линия
учебной программы в 10-11 классе реализуется в рамках курса права углубленного
уровня.
Класс
Объем
учебного
времени в
неделю
Объем
учебного
времени в
год
Разделы учебной программы
10
2
68
Понятие права. Сущность, право и мораль.
Источники права, система права. Роль и
значение права. Теория государства и права.
Конституция Российской Федерации. Разделы
Конституции РФ. Права человека.
Избирательное право и избирательный
процесс. Конституционное право.
Международное право.
11
2
68
Гражданское право. Налоговое право.
Трудовое право. Семейное право.
Административное право. Уголовное право.
1
Основы судопроизводства. Гражданский,
административный, арбитражный, уголовный
процесс.
Правовая культура и правосознание.
Учебная программа ориентирована на становление личностных характеристик
обучающегося:
любящего свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего
мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и
общества;
владеющего основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированного на творчество и инновационную деятельность;
готового
к
сотрудничеству,
способного
осуществлять
учебно-
исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающего себя личностью, социально активным, уважающим закон и
правопорядок, осознающим ответственность перед семьей, обществом, государством,
человечеством;
уважающего мнение других людей, умеющего вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно
выполняющего
и
пропагандирующего
правила
здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей
жизни.
Методологической
основой
учебной
программы
является
системно-
деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
2
построение
образовательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных,
возрастных,
психологических,
физиологических
особенностей
и
здоровья
обучающихся.
Требования к результатам освоения учебной программы:
личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное
мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории,
владение
навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным,
включающим
освоенные
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях,
формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
3
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-
оздоровительной
деятельностью,
неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
14)
сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
4
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических
задач,
применению
различных методов познания;
4)
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
(далее
-
ИКТ)
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6)
умение
определять
назначение
и
функции
различных
социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы
устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных
предметов
на
базовом
уровне
ориентированы
на
обеспечение
преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения учебной программы на углубленном уровне
ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному
образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более
глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук,
систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные
результаты
освоения
интегрированных
учебных
предметов
ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры
5
обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий
на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения учебной программы должны обеспечивать
возможность
дальнейшего
успешного
профессионального
обучения
или
профессиональной деятельности.
Выпускник на углубленном уровне научится:
–
выделять содержание различных теорий происхождения государства;
–
сравнивать различные формы государства;
–
приводить примеры различных элементов государственного механизма и их
место в общей структуре;
–
соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
–
применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях
права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом
материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
–
оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и
элемента культуры общества;
–
сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем
(семей);
–
проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными
нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
–
характеризовать особенности системы российского права;
–
различать формы реализации права;
–
выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
–
оценивать
собственный
возможный
вклад
в
становление
и
развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
–
различать
соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений,
юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления
нарушенных прав;
–
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
–
целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной
власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации,
механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в
соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
–
сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
–
оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
–
характеризовать
систему
органов
государственной
власти
Российской
Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
–
характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять
его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
–
дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
6
–
характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и
структуру Правительства Российской Федерации;
–
характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
–
характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
–
выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
–
характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
–
определять
место
международного
права
в
отраслевой
системе
права;
характеризовать субъектов международного права;
–
различать способы мирного разрешения споров;
–
оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
–
сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и
контроля в области международной защиты прав человека;
–
дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
–
различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных
действий;
–
выделять структурные элементы системы российского законодательства;
–
анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
–
проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
–
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
–
различать формы наследования;
–
различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
–
выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности
защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
–
анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
–
различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
–
выделять права и обязанности членов семьи;
–
характеризовать трудовое право, как одну из ведущих отраслей российского
права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
–
проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
–
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
–
дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание
за них;
–
проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к
уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
–
целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
7
–
в
практических
ситуациях
определять
применимость
налогового
права
Российской
Федерации;
выделять
объекты
и
субъекты
налоговых
правоотношений;
–
соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
–
применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления
своего права на жилище;
–
дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
–
проводить
сравнительный
анализ
конституционного,
гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами;
–
давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
–
применять
правовые
знания
для
аргументации
собственной
позиции
в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
–
выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–
проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
–
дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной
власти;
–
сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования
права;
–
оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
–
понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
–
классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам
принятия, по порядку принятия и изменения;
–
толковать государственно-правовые явления и процессы;
–
проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
–
различать принципы и виды правотворчества;
–
описывать этапы становления парламентаризма в России;
–
сравнивать различные виды избирательных систем;
–
анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
–
анализировать институт международно-правового признания;
–
выявлять особенности международно-правовой ответственности;
–
выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
–
оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите
прав человека в условиях военного времени;
–
формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать
виды страхования;
–
различать опеку и попечительство;
8
–
находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой деятельности;
–
определять применимость норм финансового права в конкретной правовой
ситуации;
–
характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
–
определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА. УЧЕБНО-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории
сущности государства.
Внутренние и внешние функции государства. Формы
государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного
устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический
режим:
демократический,
антидемократический.
Государственный
механизм:
структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в
объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система
права.
Предмет правового
регулирования.
Метод
правового регулирования.
Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды
нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные
нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права.
Юридическая техника. Формы реализации права.
Виды и способы толкования
права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка.
Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.
Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для
гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном
уровне.
Признаки
и
виды
правонарушений.
Юридическая
ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное
право.
Виды
конституций.
Конституция
Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма
государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного
права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания
приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы
гражданина
Российской
Федерации.
Уполномоченный
по
правам
человека.
Конституционные
обязанности
гражданина
РФ.
Воинская
обязанность
и
альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти
Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой статус,
функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской
9
Федерации:
структура,
полномочия
и
функции.
Правительство
Российской
Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура
судебной
системы
Российской
Федерации.
Демократические
принципы
судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской
Федерации.
Система
и
функции
правоохранительных
органов
Российской Федерации.
Принципы и виды правотворчества.
Законодательный
процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса
в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в
Российской Федерации.
Виды и особенности избирательных систем.
Стадии
избирательного
процесса.
Выборы.
Референдум.
Система
органов
местного
самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов
местного самоуправления.
Международное право
Основные
принципы
и
источники
международного
права.
Субъекты
международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение
международных
споров.
Источники
и
основания
международно-правовой
ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация
прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека.
Международная
система
защиты
прав
человека
в
рамках
Организации
Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение
жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав
человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного
гуманитарного права.
Международный Комитет Красного Креста.
Участники
вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты.
Защита жертв войны.
Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и
методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-
правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица.
Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности.
Виды
правомочий
собственника.
Формы
собственности.
Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности
сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора:
оферта и акцепт. Наследование. Завещание.
Страхование и его виды. Формы
защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав
потребителей.
Непреодолимая сила.
Право на результаты интеллектуальной
деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет,
метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое
10
регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи.
Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление.
Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники
трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности
работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок
заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа.
Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования
труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности.
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования.
Признаки
и
виды
административного
правонарушения.
Административная ответственность и административные наказания. Принципы и
источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав
преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Финансовое право.
Правовое
регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права
и обязанности вкладчиков.
Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый
аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от
уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и
обязанности участников образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное
судопроизводство.
Предмет,
источники
и
принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное
процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства.
Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии
уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных
заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях.
Юридические
профессии:
судьи,
адвокаты,
прокуроры,
нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 КЛАСС
№ Количество
часов
Тема/раздел
Виды
контроля
Количество
1
27
Тема 1. Теория государства и
права
Контрольная
работа
3
2
27
Тема 2. Конституционное право
Контрольная
работа
3
3
14
Тема 3. Международное право
Контрольная
работа
2
11
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 класс
Кол-
во
часо
в
Номе
р
урок
а
Тема
Содержание
27
Теория государства и права
1
Теории
происхождения
государства и права
Теологическая, патриархальная, теория
договора, теория насилия, органическая
теория, психологическая теория, расовая,
материалистическая (марксистская).
2
Признаки государства
Теории сущности государства. Внутренние
и внешние функции государства. Формы
государств.
3
Форма правления
Монархия и республика.
4
Формы
государственного
устройства:
унитарные и федеративные государства.
Конфедерация.
5
Политический режим
Демократические и антидемократические
режимы
6
Государственный
механизм: структура и
принципы.
Ветви власти, их взаимодействие.
Федеральное Собрание, Правительство,
Суд в РФ
7
Гражданское
общество. Правовое
государство.
Понятие и признаки правового государства
8
Понятие права
Право в объективном и субъективном
смысле. Признаки права. Функции права.
Система права.
9
Правовая норма
Предмет правового регулирования. Метод
правового регулирования.
10
Источники права.
Нормативные акты, прецеденты, правовые
обычаи и правовые договоры.
11
Правовые системы
(семьи).
Романо-германская правовая семья
Англосаксонская правовая семья
Религиозная правовая семья
(мусульманская, иудейская и др.)
12
Нормативно-правовой
акт.
Виды нормативно-правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов.
13
Социальные нормы.
Структура и классификация правовых
норм.
14
Система российского
права.
Система российского права. Отрасли права.
15
Юридическая техника
Формы реализации права. Виды и способы
толкования права.
12
16
Правоотношения
Субъекты и объекты правоотношения.
Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность.
17
Юридические факты
Юридические факты.
18
Законность и
правопорядок.
Верховенство закона. Гарантии законности
и правопорядка.
19
Правосознание.
Правовая культура.
Правовой нигилизм. Правовое воспитание.
20
Понятие коррупции и
коррупционных
правонарушений.
Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства.
Антикоррупционные меры, принимаемые
на государственном уровне.
21
Признаки и виды
правонарушений.
Юридическая ответственность.
Презумпция невиновности.
22
Теория государства и
права
Анализ текста, нормативно-правовой базы
23
Теория государства и
права
Задание на раскрытие смысла понятия.
Задание на раскрытие теоретических
положений.
24
Теория государства и
права
Решение познавательных задач.
Составление плана доклада по теме
25
Теория государства и
права
Эссе
26
Теория государства и
права
Решение правовых задач, правовые
заключения
27
Контрольная работа
«Теория государства и
права»
Систематизация и обобщение материала.
Объяснение значения основных понятий
темы. Работа с текстами источников и
дополнительных материалов. Выполнение
разноуровневых тестовых заданий.
27
Конституционное право
28
Понятие конституции,
ее виды.
Конституционализм. Международные
акты,
29
Источники
конституционного
права Российской
Федерации.
Конституция РФ; федеральные
конституционные законы;
внутригосударственные договоры;
федеральные законы; законы бывшего
СССР и РСФСР в части, не
противоречащей Конституции РФ; указы
Президента РФ; постановления
Правительства РФ, решения и
постановления Конституционного Суда РФ
и Верховного Суда РФ.
30
Конституция
Российской
Федерации.
Общая характеристика Конституции
Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской
13
Федерации.
31
Форма
государственного
устройства
Российской
Федерации.
Федеративное устройство
32
Гражданство
Российской
Федерации
Основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства.
33
Права и свободы
гражданина
Российской
Федерации.
Гражданские, политические, культурные,
социально-экономические права.
34
Конституционные
обязанности
гражданина РФ.
Понятие, соблюдение Конституции РФ и
федеральных законов, уважение прав и
свобод других, сохранение природы и
окружающей среды, бережное отношение к
природным богатствам; забота о
сохранении исторического и культурного
наследия, памятниках истории, культуры,
природы, платить законно установленные
налоги и сборы, воинская обязанность.
35
Воинская обязанность
и альтернативная
гражданская служба.
Понятие, условия.
36
Система органов
государственной
власти Российской
Федерации.
Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти: Президент Российской
Федерации;
Федеральное Собрание (Совет Федерации и
Государственная Дума); Правительство
Российской Федерации; суды Российской
Федерации.
37
Президент Российской
Федерации
Правовой статус, функции и полномочия.
38
Федеральное
Собрание Российской
Федерации
Структура, полномочия и функции
39
Правительство
Российской
Федерации
Порядок формирования, области
деятельности, структура.
40
Структура судебной
системы Российской
Федерации.
Демократические принципы
судопроизводства. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации.
41
Система и функции
правоохранительных
органов Российской
Суды (общей юрисдикции и
конституционные). Прокуратура РФ. МЧС
России. Следственный комитет РФ.
14
Федерации
Федеральная служба безопасности (ФСБ).
Министерство внутренних дел РФ.
Полиция.
42
Система и функции
правоохранительных
органов Российской
Федерации
Федеральная служба по контролю за
оборотом наркотиков. Налоговые службы.
Федеральная таможенная служба.
Нотариат. Адвокатура. Министерство
юстиции РФ: Федеральная служба
исполнения наказаний; Федеральная
служба судебных приставов.
43
Система и функции
правоохранительных
органов Российской
Федерации
Нотариат. Адвокатура. Министерство
юстиции РФ: Федеральная служба
исполнения наказаний; Федеральная
служба судебных приставов.
44
Законодательный
процесс
Принципы и виды правотворчества.
Субъекты законодательной инициативы,
стадии законодательного процесса в
Российской Федерации.
45
Избирательное право в
Российской
Федерации.
Виды и особенности избирательных
систем.
46
Избирательный
процесс в Российской
Федерации.
Стадии избирательного процесса.
47
Выборы. Референдум.
Стадии избирательного процесса. Выборы.
Референдум.
48
Система органов
местного
самоуправления.
Принципы местного самоуправления.
Сферы деятельности органов местного
самоуправления.
49
Уполномоченный по
правам человека
Понятие, правовой статус, компетенция.
50
Конституционное
право
Анализ текста
51
Конституционное
право
Задание на раскрытие смысла понятия
52
Конституционное
право
Задание на раскрытие теоретических
положений. Решение познавательных
задач.
53
Конституционное
право
Решение правовых задач
54
Контрольная работа
«Конституционное
право»
Систематизация и обобщение материала.
Объяснение значения основных понятий
темы. Работа с текстами источников и
дополнительных материалов. Выполнение
разноуровневых тестовых заданий.
14
Международное право
55
Основные принципы и
Субъекты международного права.
15
источники
международного
права.
Международно-правовое признание.
56
Мирное разрешение
международных
споров.
Источники и основания международно-
правовой ответственности.
57
Права человека:
сущность, структура,
история.
Классификация прав человека.
58
Право на
благоприятную
окружающую среду.
Нарушения прав человека.
59
Права ребенка.
Международные договоры о защите прав
человека, ребенка.
60
Международная и
региональная системы
защиты прав человека.
Рассмотрение жалоб в Европейском суде
по правам человека. ООН.
61
Международная
защита прав человека
в условиях военного
времени.
Источники и принципы международного
гуманитарного права. Международный
Комитет Красного Креста.
62
Участники
вооруженных
конфликтов:
комбатанты и
некомбатанты.
Защита жертв войны. Защита гражданских
объектов и культурных ценностей.
Запрещенные средства и методы ведения
военных действий.
63
Международное право
Анализ текста
64
Международное право
Задание на раскрытие смысла понятия
65
Международное право
Задание на раскрытие теоретических
положений. Решение познавательных
задач.
66
Международное право
Эссе
67
Контрольная работа
«Международное
право»
Объяснение значения основных понятий
темы. Работа с текстами источников и
дополнительных материалов. Выполнение
разноуровневых тестовых заданий.
68
Контрольная работа
«Международное
право»
Объяснение значения основных понятий
темы. Работа с текстами источников и
дополнительных материалов. Выполнение
разноуровневых тестовых заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 КЛАСС
№ Количество
Тема /раздел
Виды
Количество
16
часов
контроля
1
47
Основные отрасли
российского права
Контрольная
работа
5
2
21
Основы российского
судопроизводства
Контрольная
работа
3
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 класс.
Кол-
во
часо
в
Номер
урока
Тема
Содержание
47
Основные отрасли российского права
1
Гражданское право
Предмет, метод, источники, принципы.
2
Виды гражданско-
правовых отношений.
Субъекты гражданских правоотношений.
3
Физические и
юридические лица.
Гражданская право- и дееспособность.
4
Организационно-
правовые формы
предпринимательской
деятельности.
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности.
5
Организационно-
правовые формы
предпринимательской
деятельности.
АО, унитарные, товарищества. Решение
правовых задач
6
Право собственности.
Виды правомочий собственника. Формы
собственности.
7
Страхование и его
виды.
Страхование и его виды.
8
Обязательственное
право.
Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция.
9
Гражданско-правовой
договор.
Порядок заключения договора: оферта и
акцепт.
10
Наследование.
Завещание.
Наследование по закону, по завещанию.
Порядок наследования
11
Формы защиты
гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность.
Непреодолимая сила.
12
Защита прав
потребителей.
Закон о защите прав потребителей
13
Право на результаты
интеллектуальной
деятельности
Авторские и смежные права, патентное
право, ноу-хау
14
Семейное право.
Предмет, метод, источники и принципы
семейного права. Правовое
регулирование отношений супругов.
Брачный договор.
17
15
Семейное право.
Решение правовых задач
16
Семья и брак.
Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака.
17
Права и обязанности
членов семьи
Права и обязанности членов семьи
18
Ответственность
родителей по
воспитанию детей.
Лишение родительских прав.
19
Формы воспитания
детей, оставшихся без
попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья.
20
Трудовое право
Источники трудового права. Участники
трудовых правоотношений: работник и
работодатель.
21
Права и обязанности
работника и
работодателя
Права и обязанности работника и
работодателя
22
Порядок приема на
работу.
Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения.
23
Рабочее время и время
отдыха. Заработная
плата.
Сверхурочная работа. Виды времени
отдыха.
24
Особенности
правового
регулирования труда
несовершеннолетних.
Особенности правового регулирования
труда несовершеннолетних.
25
Особенности
правового
регулирования труда
несовершеннолетних.
Составление плана доклада по теме
26
Трудовые споры.
Дисциплинарная ответственность.
27
Трудовые споры.
Решение правовых задач
28
Административное
право
Источники и субъекты
административного права. Метод
административного регулирования.
29
Административные
правонарушения
Признаки и виды административного
правонарушения.
30
Административная
ответственность и
административные
наказания
Административная ответственность и
административные наказания
31
Административная
ответственность и
административные
наказания
Задание на раскрытие теоретических
положений
32
Уголовное право
Принципы и источники уголовного
права. Действие уголовного закона.
18
33
Понятие преступления
Признаки, виды и состав преступления.
34
Уголовная
ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве.
35
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
Уголовная ответственность
несовершеннолетних
36
Финансовое право.
Правовое регулирование банковской
деятельности. Структура банковской
системы РФ. Права и обязанности
вкладчиков.
37
Налоговое право
Источники налогового права. Субъекты и
объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика.
38
Виды налогов.
Виды налогообложения. Налоги с
физических и юридических лиц
39
Налоговые
правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты
налогов.
40
Жилищное право
Основные положения жилищного права
Российской Федерации. Жилищное
законодательство РФ.
41
Субъекты жилищных
правоотношений.
Самоуправление в области жилищных
отношений. Основания возникновения
жилищных прав и обязанностей, объекты
жилищных прав
42
Образовательное
право.
Права и обязанности участников
образовательного процесса.
43
Основные отрасли
российского права
Анализ текста
44
Основные отрасли
российского права
Задание на раскрытие смысла понятия
45
Основные отрасли
российского права
Решение правовых задач
46
Основные отрасли
российского права
Решение правовых задач
47
Контрольная работа
«Основные отрасли
российского права»
Объяснение значения основных понятий
темы. Работа с текстами источников и
дополнительных материалов.
Выполнение разноуровневых тестовых
заданий.
21
Основы российского судопроизводства
48
Конституционное
судопроизводство.
Этапы и содержание
49
Предмет, источники и
принципы
гражданского
процессуального
Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права.
19
права.
50
Стадии гражданского
процесса.
Стадии гражданского процесса.
51
Стадии гражданского
процесса.
Решение познавательных задач
52
Арбитражное
процессуальное право.
Понятие, предмет, метод.
53
Принципы и субъекты
уголовного
судопроизводства.
Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателей.
54
Особенности
процессуальных
действий с участием
несовершеннолетних.
Вызов несовершеннолетнего для
производства следственного действия;
специфический круг лиц, участвующих в
следственном действии; процессуальный
порядок производства следственного
действия с участием
несовершеннолетнего.
55
Особенности
процессуальных
действий с участием
несовершеннолетних.
Решение правовых задач
56
Особенности
судебного
производства по делам
об административных
правонарушениях.
Порядок рассмотрения, содержание
Постановления, обжалование.
57
Особенности
судебного
производства по делам
об административных
правонарушениях.
Решение правовых задач
58
Юридические
профессии
Судьи, адвокаты, прокуроры.
59
Юридические
профессии
Нотариусы, следователи.
60
Юридические
профессии
Защита индивидуальных проектов
61
Основы российского
судопроизводства
Анализ текста
62
Основы российского
судопроизводства
Задание на раскрытие смысла понятия
63
Основы российского
судопроизводства
Задание на раскрытие теоретических
положений
64
Основы российского
судопроизводства
Составление плана доклада по теме
65
Основы российского
судопроизводства
Учебный гражданский процесс
20
66
Основы российского
судопроизводства
Учебный уголовный процесс
67
Основы российского
судопроизводства
Подготовка процессуальных документов
68
Контрольная работа
«Основы
российского
судопроизводства»
Объяснение значения основных понятий
темы. Работа с текстами источников и
дополнительных материалов.
Выполнение разноуровневых тестовых
заданий.
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной программы.
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Теория государства и права: учебник / В. Л. Кулапов, А. В. Малько. – М.: Норма:
ИНФРА-М, 2017. -384 с.
2. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Инновационная школа.
Учебник для 10-11 классов. Москва: РУССКОЕ СЛОВО, 2017. — 196, 238с.
3. Конституционное право: учебник для бакалавриата/ В. Е. Чиркин. – М.: Норма:
ИНФРА –М, 2018. – 304 с.
4. Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобраз. Учреждений/ Соболева О.Б.,
Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. ; под общ. ред. Г.А. Бардовского.
— 3-е изд., перераб, - Москва: ВЕНТАНА—ГРАФ, 2017. - 256 с.
5. Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобраз. Учрежедний: базовый уровень/
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и [др.] ; под ред. Л.Н.
Боголюбова [и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. — 5-е изд.—
Москва: Просвещение, 2010. — 349с.— (Академические школьный учебник).
6. Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобраз. Учреждений/ Соболева О.Б.,
Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. ; под общ. ред. Г.А.
Бардовского. — 3-е изд., перераб, - Москва: ВЕНТАНА—ГРАФ, 2016. —
176с.
7. Права человека.
Учебное пособие для студентов. Специальность «учитель
истории и обществознания». Калуга: издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2008 —
398с.
8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов. Профильный
уровень образования. Книга первая. Право и политика. Москва: издательство
Вита-пресс. 2010 — 383с.
9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов. Профильный
уровень образования. Книга вторая. Право и политика. Москва: издательство
Вита-пресс. 2010 — 319с.
10.
Смоленский М.Б. Основы права. Изд. 8-е, стеореотипное. — Ростов-На-Дону:
«Феникс», 2015. — 414с.
21
11.
Чернышова О.А.
Обществознание. 9-11 классы. ОГЭ и ЕГЭ: задания с
графиками, диаграммами и таблицами: учеб. пособие/ О.А. Чернышова —
Изд. Второе, перераб. — Ростов-на-Дону: Легион, 2016. — 112с. — (ЕГЭ).
Нормативно-правовая
12. Конституция Российской Федерации.
13. Федерально-конституционные законы о Гербе, Гимне, Флаге РФ.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и
четвертая: текст с изм. И доп.
15. Гражданско-процессуальный кодекс РФ с изм. и доп.
16. Уголовный кодекс РФ с изм. и доп.
17. Уголовно-процессуальный кодекс РФ с изм. И доп.
18. Кодекс РФ об административных правонарушениях с изм. И доп.
19. Арбитражный кодекс РФ с изм. и доп.
20. Трудовой кодекс РФ.
21. Жилищный кодекс РФ.
22. Семейный кодекс РФ.
23. Градостроительный кодекс РФ.
24. Конвенция о правах ребенка.
25. Всеобщая декларация прав человека.
26. Налоговый кодекс Российской Федерации.
27. Об
общих
принципах
организации
местного
самоуправления.
Закон
Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.
28. Об
основных гарантиях
избирательных прав
и права
на
участие в
референдуме граждан Российской Федерации. Закон Российской Федерации
от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.
29. О выборах президента Российской Федерации.
Федеральный закон от 10
января 2003 года №19-ФЗ.
Дополнительная.
30.
Большая юридическая энциклопедия. Москва: Эксмо, 2007. — 688с.
31.
Обществознание и права человека: Методический конструктор. В 2 т. Т. 1:
Право/ С.А. Дьячкова, А.А. Макаров, О.Г. Погонина. — Москва: Книгодел,
2016. — 552с.
32.
Обществознание и права человека: Методический конструктор. В 2 т. Т. 2:
Политика/ С.А. Дьячкова, А.А. Макаров, О.Г. Погонина. — Москва:
Книгодел, 2016. — 220-549с.
33.
Права человека: Энцикл. Слов/ отв. Ред. С.С. Алексеев. — Москва: Норма:
ИНФРА-М, 2012. — 656с.
34.
Права человека. Книга для чтения. 9-11 классы. Пермь: «Пушка», 2005. —
296с.
22
35.
Права человека. Методика преподавания в школе. 9-11 классы. — Пермь:
«Здравствуй», 2004. — 285с.
36.
Современный словарь по общественным наукам./ под общей ред. О.Г.
Данильяна, Н.И. Панова. — Москва: Дрофа, 1998. — 592с.
37.
Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты. —
Москва: [б.и.], 2006. — 468с.
4. Материально-техническое и дидактическое обеспечение программы.
При освоении данной программы рекомендуется использовать:
— учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.);
— карточки раздаточного материала;
— аудиовизуальные материалы;
— технические средства обучения (компьютерная техника, аудио-видео аппаратура).
23