Автор: Миранова Диана Темуриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: с.Эдиссия
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Секреты подготовки и проведения интересного урока"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
"Секреты подготовки и проведения интересного урока"
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Миранова Диана Темуриевна
МКОУ «СОШ № 5»
2022 г
(Звучит музыка из передачи «Поле чудес»- вынос чёрного ящика). Под эту музыку я
вхожу в кабинет и выношу чёрный ящик)
-Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня в чёрном ящике?
(предположения коллег). Вам очень хочется знать, что в нем? Хорошо, вы, конечно, же
узнаете, но немного позже.
-Давайте сейчас на минутку представим себя в роли ученика, почувствуем свое вну-
треннее настроение, которое у вас сейчас в данный момент. Перед собой вы сейчас види-
те педагога, который вас будет чему- то учить. В вашей голове борются мысли: долго ли
она будет выступать и, кажется, будет что-то интересное?
Так и многие дети, придя к вам на урок думают: скорей бы закончился этот урок и
побыстрее домой! Ну, а чтобы таких мыслей у учеников не было, мы должны находить
ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы ученик полюбил школу, научился не только
читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успеш-
ным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему на-
ходить чудо в обычном и неприметном! Сегодня я расскажу несколько приёмов и подхо-
дов к проведению уроков, которые увлекают детей.
Заинтересовать и заинтриговать- вот главная задача для педагога!
В своей работе я применяю три правила, которые нам озвучили педагоги, филосо-
фы, писатели. Это В. А. Сухомлинский, Хенрик Джон Кларк, Анатоль Франс.
Как говорил В. А. Сухомлинский: Урок- это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и
эрудиции.
Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть
вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок. (Хенрик Джон Кларк
- афроамериканский историк, профессор)
«Лучше
усваиваются
те
знания,
которые
поглощаются
с
аппетитом!»
Анатоль Франс (французский писатель и критик)
Так как же:
Разбудить «аппетит» учеников к новым знаниям?
Сделать каждый урок интересным и необычным?
Как же завладеть вниманием своей аудитории?
В центре внимания- личность учителя! Не секрет, что нередко интерес к предмету
формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для
этого необходимо? Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Открой-
тесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке,
диалог на равных. Ведите себя нестандартно! Приводите больше интересных примеров
из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неорди-
нарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуман-
ные.
-Начала я своё выступление с чёрного ящика. Это один из увлекательных приёмов у
детей.
1.«Черный ящик» или «Таинственный мешок».
У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти ин-
тересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый
год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним вни-
мание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть!
Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тя-
жел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их
было бы совсем неинтересно.
Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания.
Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов.
Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхо-
да учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в
«Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не
было, если не этот корень. При изучении сказки «Колобок» - пластилин, чтобы в конце
урока слепить из него колобка.
***
- Когда я выносила чёрный ящик, что ещё привлекло ваше внимание? (музы-
ка). Правильно! Это тоже очень хороший способ привлечь внимание. Называется он
«Моцарт»
2. Прием «Моцарт»
Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может
так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему
серьезный тон или же создать шумную и весёлую атмосферу.
***
- Одним из самых любимых моментов на уроке- это конкурс.
3. Прием «Конкурс».
Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивиро-
вать учеников?
Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять
настроение класса?
Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стрем-
ление учеников к первенству?
***
- При делении на команды можно применить способ «Разрезанная открытка»
Пока дети собирают открытки, происходит отдых и развитие внимания. Вы избежи-
те таких слов, как «Хочу в эту команду» или «Можно мне с Ирой»
4. Разрезанная открытка
Берутся две- три почтовых открытки (одинаковых или разных; лучше - большого
формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемеши-
ваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь
с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборуду-
ет его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания
«инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).
Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и
посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои ко-
мандные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о
том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).
***
-Отдохнули? А теперь у меня к вам куча вопросов. Вот она шапка вопросов.
(В шапке лежат вопросы для учителей)
5. «Шапка вопросов»
Вид работы по любому учебному тексту, требующий общения, закрепления и взаи-
мосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» две-три записки с
вопросом по тексту:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
***
-С вопросами справились, а у меня уже в руках волшебная палочка.
Сейчас вы пустите её по кругу и будете произносить слова, которыми вы опи-
шите меня (первая команда), а другая команда назовёт название любимого цветка.
6. «Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается в классе в произволь-
ном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее
заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число,
а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: суще-
ствительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа,
повести - одного из персонажей этого произведения;
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и по-
вторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
***
-В каждой команде должен быть капитан. Выбираем!
Завязываем глаза капитану. Капитан должен вытянуть 3 листочка. А теперь
команда должна выполнить задание: объяснить название приёма или подхода к уро-
ку.
7. Слепой капитан
Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руко-
водствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.
В начальной школе:
- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);
- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;
- выделяют грамматическую основу в предложении;
- ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);
- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все,
что знают, и т. п.
Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго за-
поминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.
Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница
стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на пере-
мене) хорошенько разобраться в проблеме.
8.Прием «Миссия невыполнима».
Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну?
Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения
соответствующей темы?
Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале уро-
ка дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.
9.Прием «Реквизит».
Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании ма-
териала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики
могли бы подержать в руках и передать по рядам?
10.Рифмы и ритм
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения,
способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий.
Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В школе можно исполь-
зовать рифмованное начало уроков.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
11. Обратное направление
Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что
было в начале и в середине?
- Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать,
как он был сделан, и освоить соответствующие навыки?
12. Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а
важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь пере-
кричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-
ышит…
поднимите правую руку“.
Некоторые ученики
наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух
поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные глас-
ные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые насторажива-
ют
даже
тех,
кого
и
громким
голосом
не
сразу
дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная ти-
шина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повы-
сив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.
13. Прием «Умелые руки».
Как можно использовать ручной труд на уроке?
Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?
Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам сма-
стерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему про-
явить себя как умельца?
Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа
« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.
14. Прием «Польза в жизни».
Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в буду-
щем? Как они смогут применить его в жизни?
15. Прием «Любовь к технике».
Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?
Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электрон-
ные устройства?
Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов
оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?
Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к воз-
можности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы
можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.
16. Прием «Мнемонический крючок»
- Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать
назубок?
- Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет
запомнить важную информацию?
- Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?
- Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь
ученикам удержать его в памяти?
17. Прием «Актуальность».
Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в
новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?
Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает сте-
пень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о
глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать
список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фами-
лий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спра-
шивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос,
ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между
собой.
18. «Яркое пятно»
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты
из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жиз-
ни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание уче-
ников, но все-таки связанный с темой урока.