Напоминание

"Секреты подготовки и проведения интересного урока"


Автор: Миранова Диана Темуриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: с.Эдиссия
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Секреты подготовки и проведения интересного урока"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс

"Секреты подготовки и проведения интересного урока"

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Миранова Диана Темуриевна

МКОУ «СОШ № 5»

2022 г

(Звучит музыка из передачи «Поле чудес»- вынос чёрного ящика). Под эту музыку я

вхожу в кабинет и выношу чёрный ящик)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня в чёрном ящике?

(предположения коллег). Вам очень хочется знать, что в нем? Хорошо, вы, конечно, же

узнаете, но немного позже.

-Давайте сейчас на минутку представим себя в роли ученика, почувствуем свое вну-

треннее настроение, которое у вас сейчас в данный момент. Перед собой вы сейчас види-

те педагога, который вас будет чему- то учить. В вашей голове борются мысли: долго ли

она будет выступать и, кажется, будет что-то интересное?

Так и многие дети, придя к вам на урок думают: скорей бы закончился этот урок и

побыстрее домой! Ну, а чтобы таких мыслей у учеников не было, мы должны находить

ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы ученик полюбил школу, научился не только

читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успеш-

ным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему на-

ходить чудо в обычном и неприметном! Сегодня я расскажу несколько приёмов и подхо-

дов к проведению уроков, которые увлекают детей.

Заинтересовать и заинтриговать- вот главная задача для педагога!

В своей работе я применяю три правила, которые нам озвучили педагоги, филосо-

фы, писатели. Это В. А. Сухомлинский, Хенрик Джон Кларк, Анатоль Франс.

Как говорил В. А. Сухомлинский: Урок- это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и

эрудиции.

Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть

вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок. (Хенрик Джон Кларк

- афроамериканский историк, профессор)

«Лучше

усваиваются

те

знания,

которые

поглощаются

с

аппетитом!»

Анатоль Франс (французский писатель и критик)

Так как же:

Разбудить «аппетит» учеников к новым знаниям?

Сделать каждый урок интересным и необычным?

Как же завладеть вниманием своей аудитории?

В центре внимания- личность учителя! Не секрет, что нередко интерес к предмету

формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для

этого необходимо? Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Открой-

тесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке,

диалог на равных. Ведите себя нестандартно! Приводите больше интересных примеров

из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неорди-

нарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуман-

ные.

-Начала я своё выступление с чёрного ящика. Это один из увлекательных приёмов у

детей.

1.«Черный ящик» или «Таинственный мешок».

У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти ин-

тересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый

год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним вни-

мание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть!

Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тя-

жел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их

было бы совсем неинтересно.

Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания.

Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов.

Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхо-

да учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в

«Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не

было, если не этот корень. При изучении сказки «Колобок» - пластилин, чтобы в конце

урока слепить из него колобка.

***

- Когда я выносила чёрный ящик, что ещё привлекло ваше внимание? (музы-

ка). Правильно! Это тоже очень хороший способ привлечь внимание. Называется он

«Моцарт»

2. Прием «Моцарт»

Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может

так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему

серьезный тон или же создать шумную и весёлую атмосферу.

***

- Одним из самых любимых моментов на уроке- это конкурс.

3. Прием «Конкурс».

Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивиро-

вать учеников?

Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять

настроение класса?

Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стрем-

ление учеников к первенству?

***

- При делении на команды можно применить способ «Разрезанная открытка»

Пока дети собирают открытки, происходит отдых и развитие внимания. Вы избежи-

те таких слов, как «Хочу в эту команду» или «Можно мне с Ирой»

4. Разрезанная открытка

Берутся две- три почтовых открытки (одинаковых или разных; лучше - большого

формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемеши-

ваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь

с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборуду-

ет его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания

«инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и

посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои ко-

мандные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о

том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

***

-Отдохнули? А теперь у меня к вам куча вопросов. Вот она шапка вопросов.

(В шапке лежат вопросы для учителей)

5. «Шапка вопросов»

Вид работы по любому учебному тексту, требующий общения, закрепления и взаи-

мосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» две-три записки с

вопросом по тексту:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

***

-С вопросами справились, а у меня уже в руках волшебная палочка.

Сейчас вы пустите её по кругу и будете произносить слова, которыми вы опи-

шите меня (первая команда), а другая команда назовёт название любимого цветка.

6. «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается в классе в произволь-

ном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее

заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число,

а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: суще-

ствительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа,

повести - одного из персонажей этого произведения;

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и по-

вторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

***

-В каждой команде должен быть капитан. Выбираем!

Завязываем глаза капитану. Капитан должен вытянуть 3 листочка. А теперь

команда должна выполнить задание: объяснить название приёма или подхода к уро-

ку.

7. Слепой капитан

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руко-

водствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

В начальной школе:

- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

- выделяют грамматическую основу в предложении;

- ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);

- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все,

что знают, и т. п.

Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго за-

поминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница

стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на пере-

мене) хорошенько разобраться в проблеме.

8.Прием «Миссия невыполнима».

Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну?

Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения

соответствующей темы?

Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале уро-

ка дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.

9.Прием «Реквизит».

Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании ма-

териала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики

могли бы подержать в руках и передать по рядам?

10.Рифмы и ритм

Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения,

способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий.

Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В школе можно исполь-

зовать рифмованное начало уроков.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

11. Обратное направление

Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что

было в начале и в середине?

- Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать,

как он был сделан, и освоить соответствующие навыки?

12. Кто-о меня-я слы-ы-ышит…

___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а

важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь пере-

кричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-

ышит…

поднимите правую руку“.

Некоторые ученики

наверняка насторожатся.

___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух

поднимается несколько пар рук.

___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные глас-

ные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые насторажива-

ют

даже

тех,

кого

и

громким

голосом

не

сразу

дозовешься.

___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная ти-

шина: муха пролетит — слышно будет.

___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повы-

сив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.

13. Прием «Умелые руки».

Как можно использовать ручной труд на уроке?

Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?

Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам сма-

стерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему про-

явить себя как умельца?

Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа

« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.

14. Прием «Польза в жизни».

Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в буду-

щем? Как они смогут применить его в жизни?

15. Прием «Любовь к технике».

Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?

Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электрон-

ные устройства?

Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов

оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?

Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к воз-

можности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы

можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.

16. Прием «Мнемонический крючок»

- Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать

назубок?

- Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет

запомнить важную информацию?

- Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?

- Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь

ученикам удержать его в памяти?

17. Прием «Актуальность».

Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в

новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?

Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает сте-

пень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о

глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.

Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать

список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фами-

лий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спра-

шивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос,

ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между

собой.

18. «Яркое пятно»

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты

из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жиз-

ни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание уче-

ников, но все-таки связанный с темой урока.



В раздел образования