Автор: Спирьянова Наталья Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №139"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Дикие животные"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию связной речи
во второй младшей группе
Тема: Дикие животные.
Цель: Расширять знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления детей о диких животных;
- учить выделять характерные признаки представителей диких животных;
- обогащать словарный запас детей;
- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;
- развивать умение отгадывать загадки;
- упражнять в согласовании слов в предложении;
-употреблять в речи существительные уменьшительно - ласкательные, множественного
числа.
Развивающие:
- развивать связную речь детей;
- развивать слуховое восприятие, память, мышление;
- развивать мелкую моторику.
-Воспитательные:
- воспитание интереса к познанию окружающего мира;
- воспитание бережного отношения к обитателям живой природы;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое развитие,
физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический..
Предварительная работа:
- чтение сказок, рассказов о диких животных;
- показ детьми сказок о животных, используя разные виды театра;
- рассматривание иллюстраций диких животных и их детенышей;
- чтение стихотворений о диких животных;
- дидактическая игра «Помоги детенышу найти свою маму»;
- дидактическая игра «Кто где живет?»
- отгадывание загадок.
Оборудование:
- картинки диких животных, их детенышей, картинки с жилищами диких животных,
разрезные картинки, конверт, деревья, доски с магнитами.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети стоят около стульев.
Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!
Дети здороваются с гостями.
Дети, какое у вас настроение? С хорошим настроением мы сейчас поиграем!
- Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. На конверте написан адрес:
Детский сад «Солнышко», группа «Гномик». Давайте прочитаем, что же написано.
Слушайте внимательно.
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нам срочно помогите!»
Жители леса.
- Кто же это написал? Кто просит о помощи? Кто это за жители леса?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так
называют?
Дети: Животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду, сами
строят жилище.
2. Основной момент.
Ребята, отправимся на помощь животным?
Перед тем, как отправиться на помощь животным, нужно собрать картинки.
(Дети собирают разрезные картинки)
Воспитатель: Что нарисовано на картинках?
Дети: На картинках нарисован лес.
Воспитатель: Почему вы решили, что это лес?
Ответы детей.
Мы сейчас с вами отправимся в лес. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя.
Звучит музыка.
Воспитатель: Дети, вот мы и оказались в лесу. Я слышу какой – то шум. Кто же нас
встречает?
Отгадайте загадку:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим медведя. Расскажите, какой он? Какие
уши? Какой нос, хвост?
Дети: Медведь большой, сильный, коричневый.
Воспитатель: Что делал медведь зимой?
Дети: Медведь всю зиму спал и лапу сосал.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как передвигается медведь!
(Дети имитируют походку медведя)
Воспитатель: Дети, слушайте следующую загадку:
- Ой, смотрите, под кустом, под кустом, кто – то с рыженьким хвостом.
Как вы думаете, кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Молодцы, отгадали! Рассмотрим лису. Расскажите, какая лиса? Какой у нее
хвост?
Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У нее длинный, пушистый хвост.
Воспитатель: Зачем лисе такой пушистый хвост?
Дети: Заметать свои следы.
Воспитатель: Давайте покажем, как лиса ходит и заметает следы.
(Дети имитируют походку лисы)
Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку:
Нет ушей, не видно ножек.
Шар колючий – Это…..(ёжик)
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Да, это ёжик. Посмотрите на ёжика, какой он?
Дети: Ёжик маленький, колючий. Мордочка ежа вытянутая. Глаза круглые черные, ушки
маленькие. На теле ёжика растут иголки.
Загадка: Правильно. Следующая загадка:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто же это?
Дети: Зайка!
Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него уши?
Дети: Зайка маленький, трусливый, серый, а зимой белый. У него длинные уши.
Воспитатель: Зачем зайцу такие длинные уши?
Дети: Длинные уши зайцу нужны для того, чтобы слушать далеко. .
Ребята, давайте поиграем с зайцем.
3. Физкультминутка «Звериная зарядка»
Игра с пальчиками и движениями.
Раз – присядка, два – прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
(потереть глаза)
Любят долго потянуться,
(потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть,
(открыть рот, прикрыв его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине)
И легонечко подпрыгнуть.
(подпрыгнуть на месте)
Ну, а мишка косолапый
(локти согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы
переступать с ноги на ногу,
То одну, то обе вместе
раскачивая туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
( хлопать в ладоши)
Начинает все сначала!
Воспитатель: Молодцы. Отгадайте, про кого сейчас я расскажу.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети: Белка.
Воспитатель: Правильно. Какая белка?
Дети: Пушистая, маленькая, ловкая, шустрая. Хвост у белки большой, пушистый.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Все время он по лесу рыщет,
Он в кустах кого ищет.
Он зубами щёлк, щёлк.
На охоту вышел…. (волк)
Дети: Волк.
Воспитатель: Отгадали, это волк. Рассмотрите волка, какой он?
Дети: Волк серый, сильный, смелый, злой, зубастый, голодный.
Воспитатель: Покажите, как двигается волк.
Дети имитируют движения волка.
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки про животных.
Игра «Назови ласково» (с мячом)
Воспитатель бросает мяч ребёнку, который называет слово и бросает мяч обратно.
Заяц - зайчик, лиса – лисонька, ёж – ёжик, медведь – медведюшка, белка – белочка,
волк – волчишка.
Воспитатель: Дети, животные загрустили, они скучают по своим детенышам, Поможем
найти маленьких детенышей?
На столе картинки с детенышами диких животных. Каждый ребенок берет одну картинку
с детенышем и прикрепляет рядом с картинкой со взрослым животным.
Игра «Один – много» (образование многочисленного числа существительного в
родительном падеже)
Дети: У медведя один медвежонок, много медвежат. У зайца один зайчонок, много зайчат.
У волка один волчонок, много волчат. У лисы один лисенок, много лисят. У ежа один
ежонок, много ежат. У белки один бельчонок, много бельчат.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли диким животным найти своих детенышей.
Игра «Кто где живет?»
Воспитатель: Ребята, дикие животные днём охотятся, ходят по лесу в поисках еды. Но к
вечеру им хочется спать и они возвращаются к своим жилищам. Давайте поможем найти
им свое жилище.
На столе лежат картинки с жилищами диких животных. Каждый ребенок берет одну
картинку с жилищем и кладет рядом с нужным животным.
Дети: Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Белка живет в дупле. Зайка прячется
под кустиком. Ёжик спит в норке. Волк живет в логове.
Воспитатель: Ребята, молодцы, всем диким животным помогли! Наша прогулка по лесу
закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад.
Повернулись вокруг себя и вот мы уже в группе.
Звучит музыка.
4. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, где мы были? Как они называют животных, которые живут в лесу?
Дети, что интересного вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, вы все молодцы! Мне понравилось, как вы вели себя в лесу! Я
сделала много фотографий животных для вас, но они почему – то получились не цветные.
Вы их раскрасите, и они у вас останутся на память о нашей прогулке в лес.