Напоминание

"Мастерская занимательного пластилина"


Автор: Яковлева Алла Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 41 "Ивушка" г.Калуги
Населённый пункт: г Калуга, Калужская область
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Мастерская занимательного пластилина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

№41 «Ивушка» города Калуги

Принято педагогическим советом

Утверждено приказом по

от 02.09.2019 г. МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги

протокол № 1 от 30.08.2019 г. № 176

Авторская образовательная программа

по направлению

«Художественно-эстетическое развитие»

«Мастерская занимательного пластилина»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработчик: Яковлева А.В.

2019 г.

1

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка. 3

1.1.1. Цели и задачи программы. 4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы. 4

1.1.3. Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет. 5

1.1.4. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы. 5

2.Содержательный раздел.

2.1. Содержание программы. 6

2.2. Методы и приемы. 8

2.3. Работа с родителями. 8

3.Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы. 9

3.2. Место программы в режиме дня. 9

3.3. Учебный план. 10

3.4. Достижение детьми планируемых результатов освоения программы. 17

3.5. Материально-техническое обеспечение программы. 18

Приложения. 19

2

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская»

спроектирована с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012

г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письма Министерства

образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных

требованиях

к

программам

дополнительного

образования

детей»,

Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

N 1155),

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013

года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13),

Художественно – эстетическое

развитие детей 5-6 лет: «Занятия пластилинографией» Т.В.Смирновой.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который

может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно

не только лепить, с его помощью можно рисовать.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают

предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего

развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию,

расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью

красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как

пластилинография.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства,

принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных

предметов на горизонтальной поверхности.

Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро

достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей,

делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают

простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном

возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов

разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы,

плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение

начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи

признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения

более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки; также

происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной

деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с

миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого

бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Занимаясь пластилинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические,

но и воспитательно- образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать

3

себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности

изобразительной деятельности детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и

расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное

мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При

успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные

работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более

выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей,

увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование

пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный

(шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.

1.1.1.Цели и задачи программы.

Цель программы – развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация

творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.

Программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет и

реализует следующие задачи:

Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание,

размазывание, примазывания, надавливание, сглаживание поверхности и др.

Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу,

длительность, направленность и др.

Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира,

действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один;

формировать целостную картину мира;

Учить

инкрустировать

работы

различными

дополнительными

материалами

(бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать

бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни,

палочки и проч.)

Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.

Развивать координацию и согласованность руки и глаза.

Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.

Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях,

праздничных событиях и традициях родного края и страны.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

1.

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной

и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание

иллюстраций, продуктивной деятельности.

2.

Принцип

гуманистичности –

индивидуально

-

ориентированный

подход

и

всестороннее развитие личности ребенка.

3.

Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с

игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

4.

Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

4

1.1.3.Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет.

В

возрасте

около

5

лет

в

развитии

ребёнка

происходит

большой

скачок.

К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах,

отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или

количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение -

высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой

деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике

не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а

придумывать

свои

собственные

планы.

Формировать

замыслы

и

реализовать

индивидуальное

воображение

во

всех

видах

деятельности.

Математика

требует

переводить

абстрактные

понятия

в

зрительные

образы,

визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с

беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия,

форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных

произведений,

активизируют

абстрактное

мышление

и

воображение.

Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.

Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом

определяют

степень

заинтересованности

ребят

самим

предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений,

научить

испытывать

удовольствие

от

прилагаемых

интеллектуальных

усилий

и

получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам

сопутствовал успех.

Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания

и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за

пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в

сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния

вещества или процесса.

1.1.4.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения

программы.

После реализации рабочей программы в группе:

В группе:

-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);

-оформлен фотоотчет о работах выполненных детьми.

После реализации рабочей программы дети:

По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы

пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание), создавая

при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего

мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и

пальцев рук.

5

2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание программы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные

темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой

встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика,

разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все

анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают

динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в

самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование

игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей,

развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление,

поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное

мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной

направленности.

– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя

знания детей об окружающем.

– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о

живой и не живой природе.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать

заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои

первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить

поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от

центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии

нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в

младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для

получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета

в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин

прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков

разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового

колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла

фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой

6

или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием

пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные

способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или

фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными

вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно

использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал:

колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических

кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень

сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных

силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество

должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт

совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует

чувство ответственности друг перед другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости,

поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один

важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и

детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка

которых становится стимулом к творчеству.

При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:

Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под

крана, (но не заливать кипятком).

Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы

следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило

деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания,

сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с

нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это

поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности

легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без

труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для

оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из

пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой

плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной

поверхности легче убирать пыль.

На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка

для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной

работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с

мылом.

Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим

минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и

разминок.

7

В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых,

рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.

Этапы работы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько

этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Подготовительная часть.

Организационный

этап

(общая

организация

детей,

подготовка

необходимых

принадлежностей).

Вводная

часть:

беседа,

мобилизация

внимания,

создание

эмоциональной

заинтересованности,

повышение

мотивации

изобразительной

деятельности

детей,

рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или

образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление

сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения

(планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение

возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ

работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и

достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

2.2. Методы и приёмы

.

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным

объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

2.3. Работа с родителями.

№ Тема встречи

Форма

проведения

встречи

Цель встречи

Время

проведения

1

«Умелые пальчики»

Ознакомительная беседа

Познакомить родителей

с

видами

пластилинографии.

Октябрь

2

«Мир на кончиках

пальцев»

Консультация

для

родителей

Рассказать родителям о

взаимосвязи

развитии

мелкой

моторики

и

речи детей.

Декабрь

3

«Это мы умеем»

Фотоотчет

для

родителей

о

наших

работах

Май

8

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы.

Т.В. Смирнова

Художественно – эстетическое развитие детей 5-6 лет: «Занятия

пластилинографией» - Волгоград: Учитель, 2015.

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М.: ТЦ

Сфера, 2009.

Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий

2003», 2015.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство

«Скрипторий 2003», 2015.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий

2003», 2015.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,

2015.

3.2.

Место программы в режиме дня:

Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей детей старшего

дошкольного возраста. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 10-

15 человек, не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество

встреч в год – 64, при частоте встреч -2 раза в неделю, длительность встречи

в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН не более -

25 минут.

9

3.3. Учебный план

№ п/п

Содержание

Количество часов

1.

Сентябрь

Гусеница

1

Цвета радуги

1

Подарки осени

2.

Октябрь

Кленовый листочек

1

Разноцветный зонтик

1

Осенний букет

1

3.

Ноябрь

Подводный мир

Осеннее дерево

1

Подарок для любимых мам

1

4.

Декабрь

Любимая игрушка

1

Снеговик

1

Нарядная елочка

1

5.

Январь

Снегири - синички

1

Ветка рябины

1

6.

Февраль

Зимнее дерево

1

Самолеты

1

Открытка для папы

1

1

7.

Март

Тюльпаны для мамы

1

Солнышко лучистое

1

Весеннее дерево

1

8.

Апрель

Космические фантазии

1

Пасхальное яйцо

1

Одуванчика цветы, словно солнышко желты

1

9.

Май

День Победы

1

Бабочка красавица

1

Цветы

1

10

Содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

п/

п

Месяц

Название

занятия

Задачи

Материал

1.

Сентябр

ь

Гусеница

Продолжать формировать интерес

детей к изображению предметов

пластилином

на

плоскости.

Упражнять

в

раскатывании

кусочков

пластилином

между

ладонями

прямыми

движениями

обеих рук.

Картон с силуэтом

листочка,

размер

½ А4, пластилин

Цвета

радуги

Упражнять детей в раскатывании

колбасок разного цвета примерно

одной

толщины,

разной

длины

прямыми движениями обеих рук.

Учить

детей

изображать

дугообразную

форму

радуги

и

порядок цветов в ней.

Продолжать

учить

использовать

стеку для отрезания лишних концов

при укладывании радужных полос.

Развивать

чувство

прекрасного

(красивая разноцветная радуга).

Картон

синего

цвета

с

изображение

контура

дуги,

размер

½

А4,

пластилин

красного,

оранжевого,

желтого, зеленого,

голубого, синего,

фиолетового

цветов,

салфетка

для

рук,

стека,

иллюстрация

с

изображение

радуги.

Подарки

осени

Закреплять знания детей о колорите

осени,

полученные

в

процессе

наблюдений за природой в осенний

период времени. Создать условия

для

изображения

фруктов.

Закреплять умения детей в работе с

пластилином на плоскости. Учить

детей

приему

«вливания

одного

цвета

в

другой».

Воспитывать

интерес к красоте природы.

Картон А4 синего

(голубого) цвета с

силуэтами

фруктов

набор

пластилина, стека,

салфетка для рук

2.

Октябрь

Кленовый

листочек

Закреплять приемы надавливания и

размазывания.

Учить смешивать различные цвета,

поддерживать

желание

доводить

начатое дело до конца. Развивать

мелкую

моторику,

воспитывать

навыки аккуратности.

Картон,

засушенный

кленовый

лист,

контур кленового

листа, пластилин,

стеки, доски для

лепки,

салфетки

для рук.

Разноцветный

зонтик

Продолжать

обучать

детей

приемам

работы

в

технике

«пластилинография»:

лепить

Картон с силуэтом

зонтика, размер ½

А4, пластилин

11

отдельные

детали

придавливать,

примазывать,

разглаживать

границы

соединения частей. Воспитывать

художественный вкус.

Осенний

букет

Продолжить

знакомить

детей

с

одним из видов изобразительной

техники – прямой многослойной

пластилинографией;

развивать

чувство

цветовосприятия;

воспитывать

интерес

к

осенним

явлениям природы, эмоциональную

отзывчивость на красоту осени

Плотные шаблоны

из картона в виде

листьев

различных

пород

деревьев и плодов

осени; пластилин,

стека,

осенние

листья

3.

Ноябрь

Подводный

мир

Уточнить и расширить знания детей

о подводном мире, о многообразии

его обитателей.

Учить создавать выразительный и

интересный сюжет в полу объёме,

используя нетрадиционную технику

исполнения

работы – рисование

пластилином.

Совершенствовать

технические

и

изобразительные навыки, умения.

Использовать в работе различный

по

содержанию

и

структуре

бросовый материал.

Картон синего или

голубого

цвета,

набор пластилина,

ракушки,

салфетки для рук,

стека.

Осеннее

дерево

Вызывать у детей эмоциональное,

радостное

отношение

к

яркой

осенней

природе

средствами

художественного

слова.

Обучать

детей приемам работы в технике

«пластилинография»:

лепить

отдельные детали — придавливать,

примазывать, разглаживать границы

соединения

частей.

Учить

использовать

для

работы

разно

фактурный материал.

Картон размер 1/2

А4,

пластилин

коричневого

(черного),зеленого

,желтого,

красного,

оранжевого

цвета,

осенние

листья.

Открытка

для

любимых

мам

Продолжать обучать детей приемам

работы

в

технике

«пластилинография»:

лепить

отдельные детали — придавливать,

примазывать, разглаживать границы

соединения

частей.

Развивать

творческие

способности,

усидчивость,

аккуратность,

доводить

начатое

до

конца.

Воспитывать художественный вкус.

Белый

или

цветной

картон;

пластилин

(все

цвета),

стеки;

салфетки;

4.

Декабрь.

Любимая

игрушка

Закрепить

технику

создания

изображения на плоскости в полу

Картон

светлых

тонов с силуэтами

12

объёме при помощи пластилина.

Учить

создавать

целостность

объекта

из

отдельных

деталей,

используя

имеющиеся

навыки:

придавливания деталей к основе,

примазывания,

приглаживания

границ

соединения

отдельных

частей. Развивать мелкую моторику

рук.

разных

игрушек,

размер А4, набор

пластилина,

салфетка для рук,

тарелочка с водой.

Игрушки

для

показа.

Снеговик

Продолжать

знакомство

с

нетрадиционной

техникой

изображения – пластилинографией.

Учить

детей

передавать

образ

снеговика

посредством

художественной

техники

-

пластилинографии.

Побуждать

к

самостоятельному

выбору

дополнительных деталей для своего

снеговика.

Развивать

умение

и

навыки в работе с пластилином –

отщипывание, скатывание колбасок

пальцами, размазывание на основе,

разглаживание

готовых

поверхностей,

развивать

мелкую

моторику пальцев рук. Воспитывать

интерес к пластилинографии.

Картон

голубого

(синего)

цвета,

размер

½

А4,

набор пластилина,

стека,

игрушка

снеговик.

Нарядная

елочка

Учить

детей

передавать

образ

наряженной

елки,

посредством

художественной

техники

-

пластилинографии.

Побуждать

к

самостоятельному

выбору

дополнительных

деталей

для

работы. Развивать чувство

формы,

пропорций и цвета; вызвать яркие

эмоции в ожидании праздника.

Картон

голубого

(синего)

цвета,

размер

½

А4,

набор пластилина,

стека,

пайетки,

бусины

5.

Январь

Снегири

-

синички

Расширять представления детей о

зимующих

птицах,

развивать

умения передавать свои наблюдения

за

живой

природой

в

художественно-изобразительной

деятельности; формировать навыки

изображать

птиц,

передавать

особенности

внешнего

облика;

закреплять

приёмы

скатывания,

расплющивания,

примазывания,

соединяя прямую и многослойную

пластилинографию;

воспитывать

бережное отношение к природе.

Плотный

картон

размер ½

А4

с

силуэтом

птиц,

набор пластилина,

салфетка для рук,

доска для лепки,

стека,

фотоиллюстрации

с

зимующими

птицами.

Ветка

рябины

Добиваться

реализации

выразительного,

яркого

образа

ветки рябины. Закрепить способы

Плотный

картон

размер ½

А4

с

силуэтом

ветки,

13

работы

в

технике

«пластилинография»: раскатывание,

сплющивание, скатывание шариков.

Развивать

у

детей

творческое

воображение.

Воспитывать

интерес

к

пластилинографии.

набор пластилина,

салфетка для рук,

доска для лепки,

стека,

иллюстрации

ветки рябины.

6.

Февраль

Зимнее

дерево

Вызывать у детей эмоциональное,

радостное отношение к

природе

зимой средствами художественного

слова.

Развивать

умение

растягивать

пластилин

по

поверхности, создавая рельефные

объекты средствами

прямой и

обратной

пластилинографии

в

сочетании

с

контурными

и

мозаичными элементами, развивать

мелкую моторику рук; воспитывать

коллективные,

дружеские

взаимоотношения.

Воспитывать бережное отношение к

деревьям,

интерес

к

пластилинографии.

Картон размер 1/2

А4,

пластилин

коричневого

(черного),

голубого,

белого

цвета,

иллюстрации

с

зимними

деревьями

Самолеты

Учить

детей

составлять

на

плоскости предмет, состоящий из

нескольких

частей,

добиваться

точной передачи формы предмета,

его строения, частей. Дополнять

изображение

характерными

деталями

(окошками-

иллюминаторами),

используя

знакомые

приемы

работы:

раскатывание,

сплющивание.

Продолжать формировать интерес

детей к работе пластилином на

горизонтальной

плоскости

пластилинографии.

Картон

синего

(голубого) цвета с

силуэтами

облаков размером

½ А4, пластилин

всех цветов, доска

для

лепки,

влажная салфетка.

Открытка

для папы

Закреплять

приемы

лепки:

скатывание

пластилина

между

ладонями;

упражнять

в

использовании

приема

прищипывания,

оттягивания;

закреплять умение соединять части,

плотно прижимая их друг к другу, и

в сглаживании швов;

продолжать

знакомить

детей

со

свойствами

пластилина (мягкий, податливый,

способен принимать любую форму);

закреплять

умение

работать

со

стекой.

Картон

½

А4,

набор пластилина,

стека,

салфетка

для рук.

14

7.

Март

Тюльпаны

для мамы

Продолжать учить детей воплощать

в

художественной

форме

своё

представление

о

тюльпанах;

развивать умение изображать цветы

при помощи пластилина, закреплять

умения

смешивать

пластилин

разного

цвета

для

получения

выразительности образа. Развивать

чувство

формы

и

цвета;

воспитывать бережное отношение к

природе.

Картон нежно-

голубого цвета;

пластилин разных

цветов; стеки;

салфетки;

фотоиллюстрации

с тюльпанами

Солнышко

лучистое

Учить

изображать

на

плоскости

солнце,

моделируя

его

образ

с

помощью

пластилина

в

разных

техниках

(мозаика,

жкутики).

Развивать умение и навыки в работе

с

пластилином

отщипывание,

скатывание

колбасок

пальцами,

размазывание

на

основе,

разглаживание

готовых

поверхностей, развивать общую и

мелкую моторику пальцев рук.

Картон

½

А4,

набор пластилина,

стека,

салфетка

для рук.

Весеннее

дерево

Вызывать у детей эмоциональное,

радостное отношение к

природе

весной

средствами

художественного слова. Развивать

умение растягивать пластилин по

поверхности, создавая рельефные

объекты средствами

прямой и

обратной

пластилинографии

в

сочетании

с

контурными

и

мозаичными элементами, развивать

мелкую моторику рук; воспитывать

коллективные,

дружеские

взаимоотношения.

Воспитывать бережное отношение к

деревьям,

интерес

к

пластилинографии.

Картон размер 1/2

А4,

пластилин

коричневого

(черного),

зеленого

цвета,

иллюстрации

с

весенними

деревьями

Развитие у детей представлений о

том,

как

растения

приспосабливаются

к

климатическим

условиям

места

обитания. Развивать практические

умения

и

навыки

детей

при

создании

заданного

образа

посредством

пластилинографии.

Учить использовать возможности

бросового материала для придания

объекту

завершенности

и

выразительности.

Продолжать

знакомить

детей

со

свойствами

пластилина Продолжать знакомить

Плотный

картон

желтого

цвета

размером 15 на 20

см,

набор

пластилина, набор

бусинок,

бисер

любого

цвета

и

размера,

половинки

зубочисток,

цветок

искусственный,

простой

карандаш,

15

детей со свойствами пластилина:

мягкий,

податливый,

способен

принимать заданную ему форму.

Воспитывать аккуратность в работе

с пластилином.

салфетка для рук,

иллюстрации

с

изображением

кактусов.

8.

Апрель

Космические

фантазии

Развивать

мелкую

моторику

пальцев рук при размазывании

пластилина

по

поверхности

деталей.

Побуждать

дополнять

свою работу звёздами, планетами,

кометами и т. д. по выбору детей.

Воспитывать у детей проявление

индивидуальности.

Картон с силуэтом

ракеты

½

А4,

набор пластилина,

стека,

паетки,

фигурные

макароны,

иллюстрации

о

космосе.

Пасхальное

яйцо

Продолжать

знакомить

детей

с

народными

традициями

и

праздниками.

Учить

изображать

элементы

росписи

при

помощи

пластилина.

Развивать

чувство

композиции,

умение

красиво

располагать

узор

на

заданном

силуэте. Воспитывать аккуратность

при работе с пластилином.

Силуэтом яйца

½

А4,

набор

пластилина, стека,

паетки, фигурные

макароны,

бусинки.

Одуванчик

и

цветы,

словно

солнышко

желты.

Учить

детей

создавать

образы

полевых

растений

нашего

края;

закреплять

умения

детей

использовать

нетрадиционную

технику изображения – рисование

пластилином.

Плотный

картон

белого

цвета;

иллюстрации

с

изображением

полевых

цветов;

салфетки влажные

для

рук;

пластилин

желтого

и

зеленого цвета

.

9.

Май

День

Победы.

Вызывать у детей эмоциональное,

радостное

отношение

к

празднованию

Дня

Победы.

Закреплять умение

и

навыки

в

работе

с

пластилином

отщипывание, скатывание колбасок

пальцами, размазывание на основе,

разглаживание

готовых

поверхностей.

Побуждать

в

самостоятельном

выборе

цвета,

сочетании

красок.

Активизировать

речь,

развивать

фантазию,

глазомер,

мелкую

моторику

пальцев

рук.

Поддерживать

желание

доводить

начатое

до

конца.

Воспитывать

чувство гордости за свою страну.

Картон

½

А4,

набор пластилина,

стека,

салфетка

для рук.

Бабочка

красавица

1.

Продолжать учить детей создавать

выразительный образ насекомых -

Плотный картон с

изображением

16

бабочки.

Закрепить

умения

и

навыки

детей

в

работе

с

пластилином

раскатывания,

сплющивание,

размазывание

используемого материала на основе

разглаживания

готовых

поверхностей.

Развивать

мелкую

моторику.

Воспитывать аккуратность в работе

с пластилином.

силуэта бабочки ½

А4,

набор

пластилина, стека,

доска для лепки,

иллюстрация

с

изображением

разных бабочек.

Цветы

Учить создавать картину в технике

-

пластилинография, закреплять

приёмы

надавливания

и

размазывания.

Развивать у детей

эстетическое

восприятие

окружающего

мира,

желание

передать красоту природных форм

цветов

в

своем

творчестве.

Поддерживать

желание

доводить

начатое до конца. Развивать мелкую

моторику. Воспитывать интерес к

пластилинографии.

Картон

½

А4,

набор пластилина,

стека,

салфетка

для рук.

3.4. Достижение детьми планируемых результатов освоения программы.

Цель: выявить интерес к художественно-творческой деятельности, способность

изображать объекты и сюжеты с использованием пластилинографии, используя

пластические свойства материала, цвет, проявлять активность, стремление

довести дело до конца.

Диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей,

осуществляется в наблюдениях, во время занятий. Мониторинг проводится с целью

эффективного построения занятий.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком

необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:

1.Творческая активность

а) Повышенный интерес ,творческая активность – высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по

указанию педагог – средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет,

выразительность изображения - высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень

в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень

3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами -

высокий уровень

17

б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность, работа выполнена по контуру - высокий

уровень

б) Ручная умелость развита, есть небольшие помарки - средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень

5. Самостоятельность

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает

тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства,

доводит начатое дело до конца - высокий уровень

б) Требует незначительная помощь - средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий

уровень

6. Показатели технических навыков

- раскатывание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

- сплющивание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

- размазывание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

7.

Оформление работы

а) Применяет для оформление дополнительные материалы (бусинки, камешки и т.д.),

имеется рамка – высокий уровень

б) работа выполнена по образцу без дополнительных материалов.- средний

в) работа выполнена небрежно, частично, не завершена – низкий уровень

Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).

Фамилия, имя

ребенка

творческая

активность

сенсорика

композиция

моторика

самостоятел.

техника

оформление

Итог

раскатыв.

сплющив.

размазыв.

средний

балл

18

3.5.

Материально-техническое обеспечение программы.

Уголок художественного творчества

Пластилин

Картон белый и цветной

Стеки

Дощечки для раскатывания пластилина

Салфетки для рук

Бросовый материал.

Приложение 1.

Основные приёмы:

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и

выполнять

кругообразные

движения,

чтобы

получился

шарик.

Шарик

нужно

периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.

Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо

получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить

раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом

его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание.

Придает

определенную

фактуру

поверхности

изделия,

что

необходимо

при

выполнении

мелких

деталей

на

крупной

модели.

Для

этого

соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему

нужную форму.

Оттягивание. Похоже

на предыдущий прием, но после захвата пластилина его

оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к

другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком.

Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками.

Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик

ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном

направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок.

В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном

случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим

количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот,

смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это

происходит

следующим

образом.

Берут

2

кусочка

пластилина

разного

цвета,

19

предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик.

Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его

опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание

продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без

пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала

смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Приложение 2.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5

белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка

перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в

другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в

одном шарике и рисовать.

20



В раздел образования