Автор: Комарова Наталия Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ОШ №12
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренинг для педагогов "Говорят, под Новый год чудеса случаются"
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа
"Город Архангельск"
"Основная школа № 12 имени Героя Российской Федерации
генерал-полковника И.В.Коробова"
МБОУ ОШ № 12
Тренинг для педагогов
«Говорят под Новый год
чудеса случаются»
Дата проведения: декабрь 2023г.
Автор:
педагог-психолог
Комарова Наталия Ивановна
г. Архангельск, 2023 год.
1
Введение
Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается
усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на
образовательный процесс, забывают о своих желаниях и потребностях, ставя их
на последнее место, что приводит к эмоциональному выгоранию. В нашем
детском саду в конце декабря, мы провели тренинг для педагогов с целью
повышения стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания.
Задачи тренинга — создать благоприятные условия для продуктивной
работы над собой, совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя
внутреннюю душевную гармонию, развить навыки самопознания и рефлексии.
Предложенные
упражнения
помогли
педагогам
обрести
комфортное
душевное состояние и создали праздничную атмосферу в коллективе. Таким
образом, положительный результат тренинга был достигнут, а все его участники
высказали желание проводить подобные тренинги чаще. Ведь их польза для
налицо!
2
Цель:
профилактика
эмоционального
выгорания
педагогов,
создание
праздничной атмосферы в коллективе.
Задачи
1.
Снять психоэмоциональное напряжение и усталость у педагогов.
2.
Сплотить педагогический коллектив.
3. Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой,
развивать навыки самопознания и рефлексии.
4.
Развивать
мелкую
моторику,
коммуникативные
навыки,
образное
мышление и способности к творческой деятельности.
5. Установка на качественный отдых.
Формат проведения: очный
Участники: педагог-психолог (ведущий), воспитатели.
Форма проведения: группа 10 – 12 человек, продолжительность – 40-60
минут.
Оборудование для тренинга:
«сказочная атмосфера» (украсить помещение блестящими праздничными
атрибутами: дождиком, звездами из мишуры, аромалампа с запахом
мандарина, хвои);
стулья по количеству участников;
лента или веревка;
бумага для «снежков»;
картонная коробка с крышкой (по количеству участников) (готовая
картонная);
бумага, длинная лента для «битвы снежками»;
художественные и поделочные материалы для украшения коробки (ткани,
флис, цветная бумага, журналы, бисер, стразы, сухие листья и цветы,
краски, фольга, кисточки, клей и т.д.
музыкальное сопровождение;
листочками с фразами к игре «Подводим итоги этого года»;
бумажные салфетки с тематикой Нового года;
3
бумажные тарелочки на каждого участника;
листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно
разноцветных.
Ход мероприятия:
Музыкальное
сопровождение
встречи
участников
тренинга
(звучит
волшебная музыка «Новогодний вальс» из фильма «Карнавальная ночь»). Во время
тренинга
на
10-15
минут
включается
аромолампа
(хвоя,
мандарины).
Предварительно у педагогов обязательно узнать, нет л у них аллергических
реакций на запахи.
1. Организационный момент.
1.1. Озвучивание правил и цели тренинга.
Цель: Познакомить с целями и правилами поведения на тренинге. Настроить
участников тренинга на позитивное восприятие друг друга.
1. Отключить мобильные телефоны.
2. Один говорит – другие слушают.
3. Активное участие в предлагаемых играх и упражнениях.
4. Уважать друг друга, быть терпимым и доброжелательным.
4. Конфиденциальность.
1.2. Упражнение «Бейдж».
Ведущий: Сейчас я предлагаю Вам выбрать себе имя. По этому имени к Вам
будут обращаться на протяжении всего тренинга. Имя может отражать забавные
прозвища из детства, возможно вас называют так родители или супруг и т.д.
Затем выбранное имя необходимо оформить в виде бейджа.
I этап: Вводный
Вступительные слова педагога-психолога.
- Добрый день, дорогие коллеги! Рада вас приветствовать на новогоднем
тренинге.
4
Есть очень хорошая традиция - отдавать долги до конца года, чтобы
пришедший Новый год начать с чистого листа. Обязательно следует простить
всех обидчиков и помириться с теми, с кем вы в ссоре. Чтобы войти в Новый год
без зла и обид, открыться для всего хорошего и избавиться от негатива,
предлагаю вам снежную битву.
Игра “Снежная битва”
Задание: Пока играет музыка, вам нужно сделать снежки из бумаги и
перебрасывать их на сторону второй команды. Как только музыка закончится,
посчитаем количество снежков на каждой стороне, выигрывает та команда,
у которой окажется меньше снежков.
II этап: Основной
Игра “Подводим итоги этого года” (Приложение №1)
- Новый год – это и некая точка отсчета, время подводить итоги прожитого
года и строить планы на будущее. Я вам предлагаю поделиться, каким для вас
был прошедший год. Возьмите листочек, прочитайте ее и продолжите фразу.
Упражнение «Возьми салфетки»
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по
кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются,
возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
- Для всех уходящий год был разным. У кого-то произошли важные
перемены в личной жизни, кто-то уходил, кто-то приходил, состав менялся. Мы
узнавали друг друга. Но все-таки есть факты, о которых мы наверняка еще не
знаем. Каждый из вас взял салфетки. Теперь сообщите о себе столько фактов,
сколько салфеток вы взяли.
Психологический тест «Лошадь» (Приложение №2)
- А теперь я предлагаю узнать немного о себе. Ведь порой в повседневной
суете мы забываем о самом главном человеке в нашей жизни, о самом себе.
5
Перед Вами силуэт лошади. Ваша задача – перерисовать ее на лист бумаги, а
затем дорисовать картинку, придав ей законченность и осмысленность. Уделите
внимание деталям внешности животного. При желании, можно нарисовать и фон
– постарайтесь создать вокруг своей лошадки такую атмосферу, в которой она
чувствовала бы себя комфортно. Закончили? Приступаем к интерпретации.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
o
Если вы сосредоточились лишь на основных, характерных деталях
лошадиной внешности, обозначив только копыта, гриву, хвост, и почти не
уделили внимания фону – формально вы выполняете все, что от вас требует
ваша должность, но делать из работы культа никогда не станете. Словом,
трудоголиком вас не назовешь.
o
Вы долго трудились над своей картиной и уделили очень много внимания
мелочам, тщательно прорисовав каждый волосок в лошадиной гриве и
каждую травинку под ее копытами? Вероятно, вы очень педантичный
человек и любите кропотливую работу. Вы старательны, добросовестны и
требовательны к себе. К несчастью для окружающих, к их трудовой
деятельности вы тоже относитесь весьма взыскательно. А уж если говорить
начистоту – порой вы просто изводите коллег и подчиненных своими
придирками.
o
Если вы особенно тщательно прорисовали морду лошади – ноздри, рот,
глаза, ресницы, сделали ей кокетливую челочку – вы ищите и находите в
работе романтику. Принимаетесь за любой проект, вы полны энтузиазма и
радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды, просто не успели ни
«зачерстветь»,
ни
«выгореть».
Если
же
вы
человек
зрелый
и
сформировавшийся, вероятно, вы просто неисправимый оптимист.
o
Ваша лошадка пасется на лугу или в поле? Значит, самое важное для вас –
работать в комфортных условиях, желательно – вообще иметь свободный
график и не ощущать никакого давления со стороны. Больше всего на свете
вы ненавидите рамки и ограничения. И очень цените независимость.
6
o
Если вы надели на лошадь уздечку или хомут – вам не привыкать много
и тяжело работать. Дело для вас – прежде всего. Похоже, вы даже не
представляете, что можно жить как-то иначе.
o
Если вы посадили на лошадь всадника – вам просто необходим куратор,
который будет вас организовывать и подгонять. Без давления сверху вы
быстро теряете тем и начинаете сачковать.
o
Если вы поставили перед лошадью корм и корыто с водой, вы готовы к
любой работе, при условии, что она будет хорошо вознаграждена. И никак
иначе!
Игра «Новогоднее настроение».
- Новый год – время, когда можно позволить себе многое: кататься с горки,
наряжаться в маскарадные костюмы, играть в игры. Поиграем?
Инструкция. Психолог раздает всем участникам по бумажной тарелочке и
фломастеру, предлагает ее положить на голову и слушать инструкцию, что
нарисовать на тарелке (например: «Нарисуйте елку, рядом с елкой зайца, камин,
звезду на елке, гирлянды на елку и подарок под елку»). Когда все инструкции
выполнены снять тарелочку с головы, посмотреть, у кого самый красивый
рисунок получился.
Упражнение «… зато ты».
- Конечно, в праздничные дни хочется теплоты от окружающих. Сейчас мы
будет дарить другу комплименты. Бывают такие комплименты, которые на года
остаются в памяти, потому что был неожиданными, какими-то свежими,
небанальными, яркими. Вспоминая их, всегда улыбаешься. Они откликаются
внутренним теплом и неподдельной благодарностью тем, кто их одарил. Слова
становятся рождественской гирляндой: включишь, вспомнишь однажды унылым
вечером – и как снова волшебства отсыпали.
Задание сейчас такое: каждый из участников подписывает свой лист и пишет
на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим
участникам. Они пишут на его листе «за то ты…» и далее какое-то
7
положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые
глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты). В конце выполнения задания
каждому участнику возвращается его лист.
Упражнение «Новогодние планы» (Приложение №3)
-
Перед Новым годом каждый из нас пребывает в состоянии готовности к
чуду и волшебству, что легко можно запустить реализацию всех своих желаний
на целый год!
И я предлагаю Вам начать работать над исполнением желаний еще до начала
Нового года! Чтобы после уже они сами работали на нас!
«Скажите, вы ведь представляете себе полет на самолете? Так вот на борту
самолета действуют правила. Одно из таких правил – правило пользования
кислородной маской в случае поломки самолета? Правильно: сначала надеть
маску себе, а затем – ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если
вы не спасете себя, возможно, уже будет некому спасать других. Так и в нашей
работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Сейчас
у каждого из вас будет время подумать и ответить на следующие вопросы:
- Что в новом году вам бы хотелось?
- Что вы пообещаете себе?
- Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?
Педагогам дается на выбор открытка с вопросами на обратной стороне.
Возьмите карандаши или фломастеры, которые вам нравятся, и письменно
ответьте на эти вопросы. Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они
останутся у вас.
Упражнение «Сила желаний»
- Все наши слова и желания придают окраску нашей жизни. Необходимо,
чтобы она была наполнена как можно большим позитивом. Так вот сейчас мы и
начнем окрашивать ее в яркие цвета.
На полу раскладывается несколько обручей. Внутри каждого обруча
прикрепляется бумажка с крупно написанным желанием.
8
Кругосветное путешествие.
Машина.
10.000.000 рублей.
Дом у моря.
Хорошее настроение и т.п.
Инструкция: Игра начинается с танцев между обручами, как только музыка
затихает участникам необходимо занять свободные обручи. В один обруч может
встать несколько человек, главное, чтобы они не выходили за пределы.
Участников должно быть больше, чем обручей.
Текст психолога: коллеги вам необходимо под музыку танцевать между
обручами, но как только я остановлю музыку вам необходимо занять ближайший
обруч. В одном обруче могут разместиться несколько человек – лишь бы ноги не
выходили за границу обруча. Разрешите себе танцевать по всему залу, а не
держитесь вблизи выбранного вами обруча. Позвольте интуиции вести вас.
Интересно, сколько раз вы окажитесь в одном и том же обруче или совсем вне
обручей? Думаю, вы понимаете, что в каждой шутке есть доля истины?
АРТ-ТЕХНИКА «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»
Суть упражнения «Волшебная коробочка» — в создании коробочки с
определенным содержимым, использование которого регулирует эмоциональное
состояние, снимает напряжение и дает надежду на будущий Новый год.
- Новый год – это не просто время чудес, это уникальный период, который
случается раз в году, когда мы все становимся волшебниками! Несмотря на то,
что вы готовы подарить сказку своим близким, знакомым, детям на утреннике,
очень важно запустить реализацию своих желаний на целый год. Порой в
повседневной суете мы забываем о самом главном человеке в нашей жизни, о
самом себе.
Чтобы волшебство и его сила остались с вами, я предлагаю вам создать
волшебную коробочку, куда вы сложите для себя все то самое важное, ценное для
9
себя, что поможет быть вам быть счастливыми в 2024 году. Создание коробочки
будет способствовать вашему диалогу с самим собой.
1.
Украсьте коробку снаружи с помощью поделочных материалов (это занятие
само себе снимет текущее напряжение).
2.
Составьте список из ситуаций, предметов или занятий, которые являются
для вас источником положительных эмоций.
3.
Положите в коробочку камушек приятного глазу цвета (глядя на него, вы
успокаиваетесь).
4.
Можете положить для себя ваши цели, фразы коллег, если они греют вашу
душу.
5.
Взгляните на результат и опишите свои ощущения.
6.
Дома вы можете доложить те предметы, которые связаны у вас с
положительными эмоциями (рисунки, фотографии, распечатанные цитаты,
фото людей, которые вдохновляют, памятные открытки, стикеры).
- Когда вам станет грустно, достаньте вашу «волшебную коробочку» и
воспользуйтесь ее содержимым, проговаривая формулы самовнушения из серии
«У
меня
есть
ресурсы,
чтобы
справиться
с
трудностями».
В течение времени коробку можно дополнять.
Рефлексия: Какими ощущениями вы бы могли поделиться сейчас. Как
чувствовали себя во время работы? Что чувствуете сейчас?
III этап. Завершающий.
Упражнение «Пожелания».
- И закончить мне бы хотелось сегодняшний тренинг пожеланиями.
Ведущий называет первую букву – А, и первый участник тренинга должен
придумать фразу, связанную с Новогодним поздравлением, которая начинается на
букву А, например, говорит: «Активности желаю вам». Второй игрок говорит на
букву Б: «Будьте счастливы» и так далее по алфавиту, при этом каждому игроку,
придумавшему фразу, выдается новогодняя открытка.
10
- Спасибо огромное, Вам коллеги, за вашу работу. Это встреча была очень
ресурсной для меня. А с каким настроением уходите вы? Что ценного вы
получили на нашей встрече?
Список литературы:
1.
Бельская Т. Сценарий тренинга для педагогов к Новому году «Дружеские
послания». // Справочник педагога – психолога детский сад. – 2019. - № 12.
- с. 64-75. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
2.
Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-
психологического тренинга. – М., 1982.
3.
ПримаченкоО.В. К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя. –
Москва: Эксмо, 2022. – 336 с.
4.
Прохоров А.О. Психология самоуправления. – Казань, 1997.
5.
Реньш, Марина Александровна. Р 39 Психологический тренинг: учебно-
методическое пособие /
6.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель
профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6.
11
Приложение №1
Игра “Подводим итоги этого года”
Лучший фильм, который
вы посмотрели в этом
году
Какой бы день из вашего года
вы проживали снова и снова
Лучшая книга, которую
вы прочитали в этом
году
Лучшая песня этого года
Самый смешной случай,
который произошел с
вами в этом году
Лучшая покупка этого года
Лучшее событие этого
года
Чему вы новому научились в
этом году
Лучшая поездка этого
года
Лучшая встреча этого года
12
Самый неловкий момент в
этом году
Самое интересное знакомство
этого года
Самое вкусное блюдо,
которые вы попробовали
в
этом году
Что вы сделали впервые в
этом году?
Какой была твоя самая
бесполезная покупка?
Каким цветом был этот год?
Какое главное твое
достижение этого года?
Если бы про вас в этом году
снимали фильм, то какого он
был жанра?
Осуществил ли вы какую-
нибудь мечту?
Кому ты помог в этом году?
13
Приложение №2
Приложение №3
14
15
- Что в новом году вам бы
хотелось?
- Что вы пообещаете себе?
- Какие 3 главные цели у вас
на грядущий год?
16