Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии как средство повышения учебной мотивации обучающихся"
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии как
средство повышения учебной мотивации
обучающихся
учитель начальных классов
Ковалева Светлана Юрьевна
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем,
над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким
проблемам относится проблема развития и поддержания интереса детей к учению, проблема
падения мотивации к учению.
Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение
всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике
сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной
деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и
управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных
педагогических технологий и использование их в своей практике.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные
способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные
заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее
центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику
обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его
способностям.
Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать
процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить
объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе
является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на
уроках
я сделала
вывод: новые педагогические технологии существенно влияют на
мотивационную сферу учебного процесса .
Использование их позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность
учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, делают урок
более интересным.
Одна из таких технологий, которые активно используются на уроках это
здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять
различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи
сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных
работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Используемый мной на уроках подвижный способ обучения позволяет увеличить
двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке. Это различные
дидактические игры с использованием всего пространства класса: «Найди орфограмму», «Найди
отгадку», «Найди верное решение». Изучение определённых тем с учётом геометрических
знаний детей: «Встань по периметру», с помощью рук: «Создай круг, овал, квадрат и т.д.» (дети
встают, разбиваются на группы и выстраиваются в круг, овал и т.д.).
Смена рабочей позы осуществляется несколько раз за урок: дети встают после выполнения
каждого задания, двигаются, работая в группах. На уроках математики часто использую
карточки с числами, записанные разным цветом или разноцветные карточки, на которых
записаны числовые выражения. Карточки размещаю в пространстве класса, которые дети
находят глазами, либо показывают правой или левой рукой стоя, либо находят, двигаясь в
направлении расположения карточки.
Провожу физминутки (перед уроком дыхательная гимнастика, общая, для пальцев рук, глаз).
Зрительный тренажер В.Ф.Базарного, размещенный на стене классного кабинета,
используемый на уроках, помогает детям снять зрительное напряжение, если они работают с
линиями зеленого цвета, или настроиться на работу, если используется тренажер с линиями
красного цвета. Тренажер применяется на любом уроке, так как отдых для глаз необходим
после длительного письма или чтения. Часто сочетаются упражнения на зрительных
тренажерах с фоновым музыкальным сопровождением. Положение детей при этом тоже бывает
различным: стоя рядом с тренажером, стоя у рабочих мест или сидя за партой.
При подготовке и проведении урока так же
учитываю:
-дозировку учебной нагрузки;
-построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
-профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся);
оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть
усталость, уныние, неудовлетворительность;
-соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске,
применение ИКТ).
Использование данных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного
процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный
интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы
полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти
поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную
активность.
В процессе работы я пришла к выводу, что педагогические технологии помогают:
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые
помогают учащимся проявлять их творческие способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание
изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• реализовывать
личностно-ориентированный
и
дифференцированный
подходы
в
обучении;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
Таким образом, использование данных педагогических технологий на уроках, способствуют
повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития
каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной
активности.