Напоминание

Ю. Яковлев "Полосатая палка"


Автор: Яныгина Римма Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Жедайская СОШ
Населённый пункт: с.Чапаево Олекминский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: Ю. Яковлев "Полосатая палка"
Раздел: начальное образование





Назад




Яныгина Римма Анатольевна

Тема: Ю. Яковлев «Полосатая палка»

Цель: Формирование нравственных убеждений.

Задачи:

- научить объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее

состояние, развивать внимание к смыслу слова в контексте литературного

произведения;

развивать умение высказывать своё личное мнение;

- развивать умение составлять план произведения, определять главную

мысль в каждой части, делать выводы;

- развивать умение читать текст по ролям;

- расширять словарный запас детей, развивать грамотную устную речь;

- воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными

возможностями, уважение к старшим,

Этап

урока

Содержание урока

УУД

Урок чтения в 3 классе

Учитель начальных классов

МБОУ «Жедайская СОШ»

1.Организ

ационный

момент

- Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, посмотрите, а гости это всегда

радость и хорошее настроение. Поприветствуйте гостей, подарите им

свои улыбки. Присаживайтесь, поприветствуйте друг друга. Соедините

ладошки, пожелайте удачи.

Здороваются. Соединяют ладошки.

Личностные:смысл

ообразование,самоо

пределение,

формирование

м о т и в а ц и и

к

о б у ч е н и ю

и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Регулятивные:

управление

своей

деятельностью.

Коммуникативные:

развитие

продуктивного

взаимодействия

и

сотрудничества

со

с в е р с т н и к а м и

и

учителем

2.

Мотивац

ия к

учебной

деятельно

сти

Сегодняшний урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но

она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

Какую пословицу собрали?

На доске собирают пословицу, читают.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

- Для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому

научиться, овладеть жизненным опытом

Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (нельзя)

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали

умнее и мудрее за этот урок.

Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то

новое, сделать свое маленькое открытие?

(Внимательность, трудолюбие, наблюдательность)

3.Актуали

зация

знаний

- Какой раздел мы начали?

- С каким рассказом познакомились на прошлом уроке?

(Полосатая палка)

- Кто автор?

(Юрий Яковлев)

- О чём рассказал автор в своём произведении?

-Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой

рассказ.

-Прочитайте

Ещё есть надежда и надо спешить. Надо спешить.

-Что хочет сказать автор этими словами?

Искать слепого

Отдать палку

Совершать больше добрых поступков

- Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

с

у ч и т е л е м

и

сверстниками;

умение

выражать

свои чувства

Регулятивные:конт

роль

и

коррекция

ответов

Личностные:форми

р о в а н и е

с в о е г о

о т н о ш е н и я

к

учебной

задаче

и

осознание

значимости ее

4.

Подготов

к а

к

восприят

ию нового

материал

а

Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об

этом качестве говорится в стихотворенииМажитаГафури:

«Легкопроизносимые слова»

Сказать нетрудно слово «совесть»,

Желает каждый совестливым слыть, —

Семь букв всего в коротком слове,

Но кто по совести способен жить?..

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

Личностные:осозна

н и е

з н а ч и м о с т и

отобранного

материала

5. Этап

осмыслен

ия

КАРТОЧКА

- Обратимся к началу рассказа и вспомним, каким автор представляет нам

героя.

- Для характеристики Мишки на карточках выберите подходящие слова.

Время – 1 минута

(карточки у каждого на парте)

Слова из текста

Мишка

драчливый

непослушный

ласковый

равнодушный

умный

Коммуникативные:

управление

поведением своим и

партнера,

умение

выражать

свои мысли

Регулятивные:

к о н т р о л ь

и

коррекция

в

форме

сравнения

способа

д е й с т в и я

и

е г о

результата

Личностные:

формирование

Чтение по

ролям

не держит слово

дружелюбный

- Какие поступки совершает герой?( Очень часто человека

характеризуют его поступки.)

- Задумывался ли он над своими поступками?

- В каких словах это выражено?( А он стоял в стороне, словно это его не

касалось)

- Я предлагаю вам выбрать модель (человечки), которой можно

обозначить нашего героя.

- Почему выбрали чёрный цвет? (ответы детей) (Слайд)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки,

потому что не задумывается над ними.

- На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?

( Нет. Он меняется.)

-Докажите.

- Когда происходят эти изменения? (ответы детей)

-Я хочу обратить ваше внимание на один из эпизодов рассказа, в котором

автор описывает встречу мальчика со старушкой. Прочитайте этот эпизод

по ролям.

(чтение по ролям)

- Показал ли нам автор в этом эпизоде, что с мальчиком начали

происходить изменения?

- Какие слова автора в данном отрывке помогают нам увидеть, что в

мальчике начинают происходить изменения?

Как на крючок

Цепкий крючок

Как крючья

- Почему автор акцентирует внимание на этих словах? Почему он

трижды употребляет их в тексте? (Эта встреча начала менять его

сознание)

- Давайте вернёмся в начало. Каким образом происходят изменения?

Какое стало отношение к поступку?

(Вначале он не задумывался, что с ним происходит, а теперь начал

задумываться).

Вывод: он начал задумываться над своим поступком, значит он

меняется в лучшую сторону.

- Права ли я, что сознание героя стало меняться.

- Что же получается? Ю. Яковлев рассказал нам о том, какие изменения

происходят с мальчиком. Почему же свой рассказ он назвал «Полосатая

палка»?

Ответы детей:

Всё о палке

Из-за неё всё произошло

Палка - его сознание

Палка сопровождает его на протяжении всего рассказа.

алгоритма

сво его

способа действия

Познавательные:

Умениеструктуриров

ать знания,

р а б о т а т ь

с

информацией

Коммуникативные:

читать

вслух

и

про

себя текст учебника,

понимать

прочитанное.

6.

Физминут

ка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок,

Прямо спинку ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Личностные:

умение

организовывать себя

н а

в ы п о л н е н и е

поставленной

задачи.

Регулятивные:

контроль действия.

7. Работа

в группах

- И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении

отводит автор полосатой палке?

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам объединиться в группы и

поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.

Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание

палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.

Описание палки

Состояние мальчика

Обсуждение работы в группах.

1)На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была

раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на

милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило

Мишку в восторг.

2) Палка, похожая на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру

зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными, чёрными

полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил

немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на

перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под

лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от

палки.

3) Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницей. Он досадливо

скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к

перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его

никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать

палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным,

что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но

рукав был мал и узок для палки.

4)Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось у

него на душе. Если бы палку вырвал не он , а другой, можно было бы

крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он

порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал,

угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал

человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит

в небо и не может сдвинуться с места. Он уже не размахивал палкой, а

волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.

5) Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями,

зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито

поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде

найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.

6) Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему

человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником,

подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…

7)Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с

тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно

было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она

улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно

приросла к его руке.

8)Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь

город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник.

Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о

человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни

звёзды… А Мишка видит всё. И дома, которые как в реке, отражаются в

мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И

Коммуникативные:

управление

поведением своим и

партнера,

умение

в ы р а ж а т ь

с в о и

мысли

У ч а с т в о в а т ь

в

диалоге;

слушать

и

понимать

других,

высказывать

свою

точку

зрения

н а

события,

поступки

.

Выполняя

различные

роли

в

группе,

с о т р у д н и ч а т ь

в

совместном решении

проблемы

(задачи),

договариваться

друг

с другом.

Отстаивать

с вою

т о ч к у

з р е н и я ,

соблюдая

правила

речевого этикета.

Личностные:

формирование

алгоритма

сво его

способа действия

Регулятивные:

к о н т р о л ь

и

коррекция

листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость,

если из-за тебя погиб человек?

- Каждая группа поделится своими наблюдениями.

На доске появляются КЛАСТЕР

-Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь

сказать, почему автор дал такое название своему произведению?

- Можно ли утверждать, что автор отвёл палке роль совести?

Вывод: Автор посредством палки изобразил внутреннее состояние

мальчика. Палка - его совесть. Его внутреннее состояние.

10.

Итог

урока

- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что он стал

хорошим?(Выберите модель)

-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?

-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?

- В тех, с которых мы начали урок

-Есть надежда на что?

- Куда же надо спешить? Почему надо спешить?

- Чья же эта точка зрения?

- На какие размышления наводит рассказ?

- В каждом человеке есть две половинки - белая и чёрная, важно только:

какую человек открывает в себе больше.

- Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет

автора и раскрыли идею произведения. И я вас поздравляю с этим.

- А вы хотите надеяться вместе с автором?

Тогда прочитайте продолжение рассказа, которое придумали дома.

Дети читают свои концовки рассказа.

Познавательные:оц

енка

проце сс а

и

результата

деятельности,

умение

д е л ат ь

выводы

Регулятивные:

оценка – выделение

и

о с о з н а н и е

учащимися того, что

уже

усвоено,

а

что

е щ ё

п о д л е ж и т

усвоению, осознание

уровня

и

качества

усвоения.

Личностные:

проявлять

широкий

интерес к учебному

рассорился с

собой

восторг

Неповоротливая,

тяжелая

Белая, гладкая

Хорошее настроение

исчезло

ПОЛОСАТАЯ

ПАЛКА

досада

Стала обузой

мешала

материалу.

Коммуникативные

:Понимать

точ ку

зрения другого

13.

Рефлекси

я

- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях

Закончите предложения:

Рассказ вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Коммуникативные:О

формлять свои мысли

в

у с тн о й

р е ч и .

Критично относиться к

своему мнению

Личностные:

самооценка,

самоанализ

Регулятивные:уметь

оценивать

правильность

выполнения действия.

14.

Домашнее

задание

Прозвенел уже звонок,

Значит, кончился урок.

Спасибо, ребята, за работу на уроке

Регулятивные:

волевая саморегуляция



В раздел образования