Автор: Яныгина Римма Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Жедайская СОШ
Населённый пункт: с.Чапаево Олекминский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: Ю. Яковлев "Полосатая палка"
Раздел: начальное образование
Яныгина Римма Анатольевна
Тема: Ю. Яковлев «Полосатая палка»
Цель: Формирование нравственных убеждений.
Задачи:
- научить объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее
состояние, развивать внимание к смыслу слова в контексте литературного
произведения;
развивать умение высказывать своё личное мнение;
- развивать умение составлять план произведения, определять главную
мысль в каждой части, делать выводы;
- развивать умение читать текст по ролям;
- расширять словарный запас детей, развивать грамотную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями, уважение к старшим,
Этап
урока
Содержание урока
УУД
Урок чтения в 3 классе
Учитель начальных классов
МБОУ «Жедайская СОШ»
1.Организ
ационный
момент
- Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, посмотрите, а гости это всегда
радость и хорошее настроение. Поприветствуйте гостей, подарите им
свои улыбки. Присаживайтесь, поприветствуйте друг друга. Соедините
ладошки, пожелайте удачи.
Здороваются. Соединяют ладошки.
Личностные:смысл
ообразование,самоо
пределение,
формирование
м о т и в а ц и и
к
о б у ч е н и ю
и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные:
управление
своей
деятельностью.
Коммуникативные:
развитие
продуктивного
взаимодействия
и
сотрудничества
со
с в е р с т н и к а м и
и
учителем
2.
Мотивац
ия к
учебной
деятельно
сти
– Сегодняшний урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но
она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
На доске собирают пословицу, читают.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
- Для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому
научиться, овладеть жизненным опытом
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (нельзя)
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали
умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то
новое, сделать свое маленькое открытие?
(Внимательность, трудолюбие, наблюдательность)
3.Актуали
зация
знаний
- Какой раздел мы начали?
- С каким рассказом познакомились на прошлом уроке?
(Полосатая палка)
- Кто автор?
(Юрий Яковлев)
- О чём рассказал автор в своём произведении?
-Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой
рассказ.
-Прочитайте
Ещё есть надежда и надо спешить. Надо спешить.
-Что хочет сказать автор этими словами?
Искать слепого
Отдать палку
Совершать больше добрых поступков
- Давайте разберёмся, кто же из вас прав?
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с
у ч и т е л е м
и
сверстниками;
умение
выражать
свои чувства
Регулятивные:конт
роль
и
коррекция
ответов
Личностные:форми
р о в а н и е
с в о е г о
о т н о ш е н и я
к
учебной
задаче
и
осознание
значимости ее
4.
Подготов
к а
к
восприят
ию нового
материал
а
Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об
этом качестве говорится в стихотворенииМажитаГафури:
«Легкопроизносимые слова»
Сказать нетрудно слово «совесть»,
Желает каждый совестливым слыть, —
Семь букв всего в коротком слове,
Но кто по совести способен жить?..
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
Личностные:осозна
н и е
з н а ч и м о с т и
отобранного
материала
5. Этап
осмыслен
ия
КАРТОЧКА
- Обратимся к началу рассказа и вспомним, каким автор представляет нам
героя.
- Для характеристики Мишки на карточках выберите подходящие слова.
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Слова из текста
Мишка
драчливый
непослушный
ласковый
равнодушный
умный
Коммуникативные:
управление
поведением своим и
партнера,
умение
выражать
свои мысли
Регулятивные:
к о н т р о л ь
и
коррекция
в
форме
сравнения
способа
д е й с т в и я
и
е г о
результата
Личностные:
формирование
Чтение по
ролям
не держит слово
дружелюбный
- Какие поступки совершает герой?( Очень часто человека
характеризуют его поступки.)
- Задумывался ли он над своими поступками?
- В каких словах это выражено?( А он стоял в стороне, словно это его не
касалось)
- Я предлагаю вам выбрать модель (человечки), которой можно
обозначить нашего героя.
- Почему выбрали чёрный цвет? (ответы детей) (Слайд)
Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки,
потому что не задумывается над ними.
- На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?
( Нет. Он меняется.)
-Докажите.
- Когда происходят эти изменения? (ответы детей)
-Я хочу обратить ваше внимание на один из эпизодов рассказа, в котором
автор описывает встречу мальчика со старушкой. Прочитайте этот эпизод
по ролям.
(чтение по ролям)
- Показал ли нам автор в этом эпизоде, что с мальчиком начали
происходить изменения?
- Какие слова автора в данном отрывке помогают нам увидеть, что в
мальчике начинают происходить изменения?
Как на крючок
Цепкий крючок
Как крючья
- Почему автор акцентирует внимание на этих словах? Почему он
трижды употребляет их в тексте? (Эта встреча начала менять его
сознание)
- Давайте вернёмся в начало. Каким образом происходят изменения?
Какое стало отношение к поступку?
(Вначале он не задумывался, что с ним происходит, а теперь начал
задумываться).
Вывод: он начал задумываться над своим поступком, значит он
меняется в лучшую сторону.
- Права ли я, что сознание героя стало меняться.
- Что же получается? Ю. Яковлев рассказал нам о том, какие изменения
происходят с мальчиком. Почему же свой рассказ он назвал «Полосатая
палка»?
Ответы детей:
Всё о палке
Из-за неё всё произошло
Палка - его сознание
Палка сопровождает его на протяжении всего рассказа.
алгоритма
сво его
способа действия
Познавательные:
Умениеструктуриров
ать знания,
р а б о т а т ь
с
информацией
Коммуникативные:
читать
вслух
и
про
себя текст учебника,
понимать
прочитанное.
6.
Физминут
ка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок,
Прямо спинку ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Личностные:
умение
организовывать себя
н а
в ы п о л н е н и е
поставленной
задачи.
Регулятивные:
контроль действия.
7. Работа
в группах
- И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении
отводит автор полосатой палке?
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам объединиться в группы и
поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.
Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание
палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.
Описание палки
Состояние мальчика
Обсуждение работы в группах.
1)На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была
раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на
милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило
Мишку в восторг.
2) Палка, похожая на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру
зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными, чёрными
полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил
немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на
перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под
лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от
палки.
3) Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницей. Он досадливо
скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к
перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его
никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать
палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным,
что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но
рукав был мал и узок для палки.
4)Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось у
него на душе. Если бы палку вырвал не он , а другой, можно было бы
крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он
порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал,
угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал
человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит
в небо и не может сдвинуться с места. Он уже не размахивал палкой, а
волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.
5) Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями,
зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито
поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде
найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.
6) Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему
человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником,
подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…
7)Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с
тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно
было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она
улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно
приросла к его руке.
8)Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь
город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник.
Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о
человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни
звёзды… А Мишка видит всё. И дома, которые как в реке, отражаются в
мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И
Коммуникативные:
управление
поведением своим и
партнера,
умение
в ы р а ж а т ь
с в о и
мысли
У ч а с т в о в а т ь
в
диалоге;
слушать
и
понимать
других,
высказывать
свою
точку
зрения
н а
события,
поступки
.
Выполняя
различные
роли
в
группе,
с о т р у д н и ч а т ь
в
совместном решении
проблемы
(задачи),
договариваться
друг
с другом.
Отстаивать
с вою
т о ч к у
з р е н и я ,
соблюдая
правила
речевого этикета.
●
Личностные:
формирование
алгоритма
сво его
способа действия
Регулятивные:
к о н т р о л ь
и
коррекция
листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость,
если из-за тебя погиб человек?
- Каждая группа поделится своими наблюдениями.
На доске появляются КЛАСТЕР
-Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь
сказать, почему автор дал такое название своему произведению?
- Можно ли утверждать, что автор отвёл палке роль совести?
Вывод: Автор посредством палки изобразил внутреннее состояние
мальчика. Палка - его совесть. Его внутреннее состояние.
10.
Итог
урока
- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что он стал
хорошим?(Выберите модель)
-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?
-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?
- В тех, с которых мы начали урок
-Есть надежда на что?
- Куда же надо спешить? Почему надо спешить?
- Чья же эта точка зрения?
- На какие размышления наводит рассказ?
- В каждом человеке есть две половинки - белая и чёрная, важно только:
какую человек открывает в себе больше.
- Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет
автора и раскрыли идею произведения. И я вас поздравляю с этим.
- А вы хотите надеяться вместе с автором?
Тогда прочитайте продолжение рассказа, которое придумали дома.
Дети читают свои концовки рассказа.
Познавательные:оц
енка
проце сс а
и
результата
деятельности,
умение
д е л ат ь
выводы
Регулятивные:
оценка – выделение
и
о с о з н а н и е
учащимися того, что
уже
усвоено,
а
что
е щ ё
п о д л е ж и т
усвоению, осознание
уровня
и
качества
усвоения.
Личностные:
проявлять
широкий
интерес к учебному
рассорился с
собой
восторг
Неповоротливая,
тяжелая
Белая, гладкая
Хорошее настроение
исчезло
ПОЛОСАТАЯ
ПАЛКА
досада
Стала обузой
мешала
материалу.
Коммуникативные
:Понимать
точ ку
зрения другого
13.
Рефлекси
я
- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях
Закончите предложения:
Рассказ вызвал у меня чувства…
Рассказ помог понять…
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
Коммуникативные:О
формлять свои мысли
в
у с тн о й
р е ч и .
Критично относиться к
своему мнению
Личностные:
самооценка,
самоанализ
Регулятивные:уметь
оценивать
правильность
выполнения действия.
14.
Домашнее
задание
Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке
Регулятивные:
волевая саморегуляция