Автор: Парсаданян Елена Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 472 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Тема: Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Парсаданян Е.О., инструктор по плаванию
МБДОУ «ДС №472 г.Челябинска»
Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни
воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается
неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому
образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и
развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы, методики, но
формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным
условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного
качества личности возможно только при условии его целенаправленного
развития, как в детском саду, так и в семье.
Наше дошкольное образовательное учреждение одно из не многих в
Заполярье оснащено плавательным бассейном. Занятие плаванием занимают
особое место в формировании здорового образа жизни, физическом
воспитании, развитии, укреплении здоровья дошкольников. Основу ЗОЖ в
раннем возрасте составляет формирование гигиенических навыков. Через
игру мы учим детей правильно выполнять гигиенические процедуры,
прививаем навыки одевания, раздевания, правила умывания.
Для детей
раннего возраста в период адаптации к ДОУ педагоги применяют игры с
водой в группе и умывальных помещениях, а на прогулках в нашем Зимнем
саду, используем сухой бассейн. Купаясь в нем, дети радуются, восхищаются
и получают общий массаж, а также положительный эмоциональный эффект.
На занятиях по плаванию решаются не только образовательные и
воспитательные задачи, такие как - научить детей не бояться воды, плавать, и
воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание
организма. Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть
боязнь воды и неуверенность в своих силах.
В разработанной мной технологии «Как рыбка в воде» по преодолению
водобоязни, включена система упражнений по закаливанию организма: это
обливания из лейки водой контрастной температуры в чаше бассейна; ходьба
по солевым дорожкам при входе в чашу, методы закаливания; упражнения и
подвижные игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных
направлениях и разными способами, «Крокодилы на охоте», «Лягушки»,
«Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны». Игры
«Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» направленные
на ознакомления со свойствами воды, с погружением в воду с головой,
«Ловцы Жемчуга», игры с открыванием глаз в воде, «Смелые ребята».
Для детей второй группы раннего возраста, с первых занятий
предлагаю игры для освоения с водой, тем самым преодолевая чувство
неуверенности и страха. Правильно организованные занятия плаванием
способствуют развитию таких качеств, как смелость, решительность,
настойчивость. Со 2-й младшей группы, как на занятиях по плаванию, так и
по физической культуре, отводим время для материала по здоровому образу
жизни, где даются представления об индивидуальности человеческого
организма, знакомим детей со строением некоторых частей тела и
внутренних органов; условиями их охраны и гигиены. С детьми среднего и
старшего дошкольного возраста я провожу различные игровые опыты.
Объясняя и рассказывая о свойствах воды и жидкости вообще. Например,
опыты по замораживанию и разморозке воды или о том, что вода может
принять любую форму, заполнив соответствующий сосуд. Все это крайне
увлекательно
для
ребят,
возможно,
такие
занятия
разбудят
в
них
исследовательский интерес.
Игры, развлечения и праздники на воде с
использованием
элементов
аквааэробики
повышают
эмоциональность
занятий
плаванием,
являясь
хорошим
средством
переключения
с
однообразных, монотонных движений, характерных для этого вида спорта. В
это время происходит многократное повторение предметного материала в его
различных сочетаниях и формах. Развивается чувство ритма,
умение
управлять телом в воде, формируется умения двигаться под музыку,
открываются
творческие
способности,
акватворчество.
Через
занятия
плаванием и физической культурой подводим воспитанников к пониманию
того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. В качестве
результата рассматриваем способность ребенка осуществлять здоровый
стиль поведения.
Физкультурные занятия являются неотъемлемой
частью формирования основ ЗОЖ, они способствуют укреплению здоровья
детей,
развитию
их
физических
качеств.
Устойчивость
организма
к
неблагоприятным факторам внешней среды Заполярья, зависит не только от
индивидуальных
особенностей
ребенка,
но
и
от
своевременного
и
правильного
проведения
специальных
оздоровительных
мероприятий.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе, дыхательная и пальчиковая
гимнастика, «минутки безопасности», гимнастика пробуждения и ходьба по
«дорожкам здоровья», плавание в бассейне – все это важные составляющие
ЗОЖ дошкольников, которые мы активно используем в своей практике.
Регулярно
проводятся
досуги,
игровые
и
развлекательные
занятия,
физкультурные и спортивные праздники, дни здоровья, соревнования, как в
бассейне, спортивном зале, так и на свежем воздухе. Для приобщения детей
к ЗОЖ ведется сотрудничество с Северным колледжем физической
культуры и спорта. Будущие тренера и инструктора, учителя и педагоги по
Физической культуре помогают в проведении спортивных мероприятий,
показывая нашим воспитанникам, какими видами спорта владеют.
Огромную роль в воспитании ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое
зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, на протяжении ряда лет
в
ДОУ
сложилась
система
мероприятий,
по
повышению
уровня
компетентности родителей. Помимо родительских собраний с привлечением
инструкторов
по
физической
культуре,
тематических
листов,
индивидуальных консультаций, проводится ставший уже традиционным
семинар
практикум
для
родителей
наших
воспитанников.
Родители
принимают непосредственное участие в мероприятии, апробируя на себе
предлагаемые
педагогами
материал.
Эффективной
формой
работы
с
родителями мы считаем проведение клуба «Выходного дня». Посещение
экологического парка в нашем городе, где дети совместно с родителями
принимают участие в театрализованных физкультурных развлечениях.
Таким
образом,
плавание
и
физическая
культура,
как
цель
осмысленного
поведения,
оказывает
радикальное
воспитывающее
оздоравливающее влияние на организм ребенка и на формирование
здорового образа жизни дошкольников.