Напоминание

Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения


Автор: Парсаданян Елена Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 472 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Тема: Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Парсаданян Е.О., инструктор по плаванию

МБДОУ «ДС №472 г.Челябинска»

Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни

воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается

неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому

образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и

развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы, методики, но

формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным

условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного

качества личности возможно только при условии его целенаправленного

развития, как в детском саду, так и в семье.

Наше дошкольное образовательное учреждение одно из не многих в

Заполярье оснащено плавательным бассейном. Занятие плаванием занимают

особое место в формировании здорового образа жизни, физическом

воспитании, развитии, укреплении здоровья дошкольников. Основу ЗОЖ в

раннем возрасте составляет формирование гигиенических навыков. Через

игру мы учим детей правильно выполнять гигиенические процедуры,

прививаем навыки одевания, раздевания, правила умывания.

Для детей

раннего возраста в период адаптации к ДОУ педагоги применяют игры с

водой в группе и умывальных помещениях, а на прогулках в нашем Зимнем

саду, используем сухой бассейн. Купаясь в нем, дети радуются, восхищаются

и получают общий массаж, а также положительный эмоциональный эффект.

На занятиях по плаванию решаются не только образовательные и

воспитательные задачи, такие как - научить детей не бояться воды, плавать, и

воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание

организма. Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть

боязнь воды и неуверенность в своих силах.

В разработанной мной технологии «Как рыбка в воде» по преодолению

водобоязни, включена система упражнений по закаливанию организма: это

обливания из лейки водой контрастной температуры в чаше бассейна; ходьба

по солевым дорожкам при входе в чашу, методы закаливания; упражнения и

подвижные игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных

направлениях и разными способами, «Крокодилы на охоте», «Лягушки»,

«Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны». Игры

«Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» направленные

на ознакомления со свойствами воды, с погружением в воду с головой,

«Ловцы Жемчуга», игры с открыванием глаз в воде, «Смелые ребята».

Для детей второй группы раннего возраста, с первых занятий

предлагаю игры для освоения с водой, тем самым преодолевая чувство

неуверенности и страха. Правильно организованные занятия плаванием

способствуют развитию таких качеств, как смелость, решительность,

настойчивость. Со 2-й младшей группы, как на занятиях по плаванию, так и

по физической культуре, отводим время для материала по здоровому образу

жизни, где даются представления об индивидуальности человеческого

организма, знакомим детей со строением некоторых частей тела и

внутренних органов; условиями их охраны и гигиены. С детьми среднего и

старшего дошкольного возраста я провожу различные игровые опыты.

Объясняя и рассказывая о свойствах воды и жидкости вообще. Например,

опыты по замораживанию и разморозке воды или о том, что вода может

принять любую форму, заполнив соответствующий сосуд. Все это крайне

увлекательно

для

ребят,

возможно,

такие

занятия

разбудят

в

них

исследовательский интерес.

Игры, развлечения и праздники на воде с

использованием

элементов

аквааэробики

повышают

эмоциональность

занятий

плаванием,

являясь

хорошим

средством

переключения

с

однообразных, монотонных движений, характерных для этого вида спорта. В

это время происходит многократное повторение предметного материала в его

различных сочетаниях и формах. Развивается чувство ритма,

умение

управлять телом в воде, формируется умения двигаться под музыку,

открываются

творческие

способности,

акватворчество.

Через

занятия

плаванием и физической культурой подводим воспитанников к пониманию

того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. В качестве

результата рассматриваем способность ребенка осуществлять здоровый

стиль поведения.

Физкультурные занятия являются неотъемлемой

частью формирования основ ЗОЖ, они способствуют укреплению здоровья

детей,

развитию

их

физических

качеств.

Устойчивость

организма

к

неблагоприятным факторам внешней среды Заполярья, зависит не только от

индивидуальных

особенностей

ребенка,

но

и

от

своевременного

и

правильного

проведения

специальных

оздоровительных

мероприятий.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе, дыхательная и пальчиковая

гимнастика, «минутки безопасности», гимнастика пробуждения и ходьба по

«дорожкам здоровья», плавание в бассейне – все это важные составляющие

ЗОЖ дошкольников, которые мы активно используем в своей практике.

Регулярно

проводятся

досуги,

игровые

и

развлекательные

занятия,

физкультурные и спортивные праздники, дни здоровья, соревнования, как в

бассейне, спортивном зале, так и на свежем воздухе. Для приобщения детей

к ЗОЖ ведется сотрудничество с Северным колледжем физической

культуры и спорта. Будущие тренера и инструктора, учителя и педагоги по

Физической культуре помогают в проведении спортивных мероприятий,

показывая нашим воспитанникам, какими видами спорта владеют.

Огромную роль в воспитании ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое

зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, на протяжении ряда лет

в

ДОУ

сложилась

система

мероприятий,

по

повышению

уровня

компетентности родителей. Помимо родительских собраний с привлечением

инструкторов

по

физической

культуре,

тематических

листов,

индивидуальных консультаций, проводится ставший уже традиционным

семинар

практикум

для

родителей

наших

воспитанников.

Родители

принимают непосредственное участие в мероприятии, апробируя на себе

предлагаемые

педагогами

материал.

Эффективной

формой

работы

с

родителями мы считаем проведение клуба «Выходного дня». Посещение

экологического парка в нашем городе, где дети совместно с родителями

принимают участие в театрализованных физкультурных развлечениях.

Таким

образом,

плавание

и

физическая

культура,

как

цель

осмысленного

поведения,

оказывает

радикальное

воспитывающее

оздоравливающее влияние на организм ребенка и на формирование

здорового образа жизни дошкольников.



В раздел образования