Напоминание

"В гостях у сказки"


Автор: Олеся Сергеевна Гусарова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Звездочка" №1
Населённый пункт: Кемеровская область Березовский ГО
Наименование материала: Программа творческого объединения по театрализованной деятельности
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




+-Принята: Утверждаю:

На педагогическом совете Заведующий МБДОУ №1 «Звёздочка»

Протокол № ___________________ Якушенко С.В.

от «___» ____ 20 __ г. приказ №___ от «___» ____20 __ г.

Программа творческого объединения по

театрализованной деятельности

«В гостях у сказки»

для детей средней группы

(4-5лет)

+-

Составитель: Гусарова О.С.

Березовский городской округ 2022-2023г.

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность

3

1.2

Цель и задачи программы

3

1.3

Принципы построения программы

4

1.4

Ожидаемые результаты программы

5

1.5

Форма обучения программы

5

1.6

Периодичность проведения занятий программы

5

1.7

Требование к предметно- развивающей среде программы

6

1.8

Требование к педагогу программы

6

1.9

Условия реализации программы

6

2.

Учебно-тематический план программы

7

2.1

Учебно-тематический план

7

2.2

Календарно-тематический план

8

3.

Критерии показатели результативности освоения программы

13

4.

Информационно-методическое обеспечение программы

15

4.1

Методическая литература по данной программе

15

4.2

Список рекомендуемой литературы родителям по данной программе

15

4.3

Техническое обеспечение по данной программе

15

4.4

Приложения

16

4.4.1

Методические рекомендации педагогам

16

4.4.2

Методические рекомендации родителям

22

4.4.3

Конспект занятия

23

4.4.4

Глоссарий

28

2

1.Пояснительная записка

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное

благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и

доступная для него театрально-игровая деятельность.

Возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не

ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии - через образы, краски, музыку, а умело поставленные

воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения.

Театрализованная деятельность вовлекает в образовательный процесс,

знакомство детей с разнообразными видами театра: театр на фланелеграфе,

пальчиковый, би-ба-бо, картонный и т.д. Которые в дальнейшем дети

используют в самостоятельной театрализованной деятельности.

1.1Актуальность.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи,

касающиеся

формирования

выразительности

речи

ребёнка,

интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в

театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из

жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять

окружающий мир.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное

произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную

направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир

не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к

добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть

робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит

ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому

нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку

развиваться всесторонне.

1.2

Цель программы:

Формирование

интереса к театрализованной

деятельности;

развитие

коммуникативных

навыков

и

творческих

способностей детей.

Задачи программы:

3

1.Учить детей правильно оценивать действия персонажей, оценивать себя и

своих товарищей.

2.Закрепить представление о различных видах театра.

3.Расширять представление об окружающей действительности, о прошлом и

будущем, о предметах, обычаях и быте.

4.Обогощать речь, добиваться правильной интонационно-выразительной

речи, свободного проявления эмоций в жестах, мимики, движении.

5.Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

6.

Воспитывать

стремление

быть

отзывчивым,

разыгрывать

сказки,

импровизировать.

1.3 Принципы построения программы

В основе принципов заложены: содержание и организационные формы

воспитания, направленные на развитие социально –активной, образованной,

нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях

окружающего мира.

- Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне

возрастных

возможностей

дошкольников,

чтобы

они

не

испытывали

интеллектуальных,

физических,

моральных

перегрузок,

отрицательно

сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

- Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном

процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов,

карточек, видео, киноматериалов, слайдов, прослушивание музыкального

материала и др.

- Принцип систематичности и последовательности.

Этот принцип требует, чтобы каждый элемент материала логически

связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к

усвоению нового.

- Принцип индивидуальности, учитывает возрастные и индивидуальные

особенности детей.

4

- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание

ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности,

-Принцип сотрудничества Организации с семьёй.

- Принцип результативности.

1.4 Ожидаемые результаты программы

Знания, умения, навык, которыми должны овладеть дети в процессе занятий

по ДОО «В гостях у сказки»:

1.Умение детей правильно оценивать действия персонажей, оценивать себя и

своих товарищей.

2.Иметь представление о различных видах театра: маски, пальчиковой,

настольный

,вязаный,

конусный,

мягкой

игрушки

представление

об

окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях

и быте.

3.Умение передавать содержание сказки, обогащать речь, добиваться

правильной интонационно-выразительной речи, свободного проявления

эмоций в жестах, мимики, движении, говорить и проговаривать правильно

небольшие тексты героев инсценировок.

1.5 Форма обучения:

Групповая. Занимаются 24 воспитанников.

1.6 Периодичность проведения занятий

Работа кружка организуется в средней группе во второй половине дня, во

внеурочное время.

Срок реализации программы: 1 год. Количество и

периодичность 1раз в неделю, 18 занятий в год. Возраст детей, участвующих

в реализации рабочей программы –средняя группа (4-5лет). Длительность

одного периода в средней группе – 15-20 минут.

Отличительной особенностью

программы

является

то,

что

она

предусматривает темы занятия, с помощью которых изучаются литературные

произведения, осуществляется формирование интереса к книге. Происходит

интеллектуальное развитие дошкольников в процессе чтения, рассказывания

и обсуждения сказок.

5

Год обучения

Количество занятий

Количество детей

в группе

В

месяц

В год

2

18

24

1.7 Требование к предметно-развивающей среде

Созданная в группе предметно-развивающая среда по театрализованной

деятельности Мини-студия «В гостях у сказки»,

способствует развитию

творчества,

интереса,

внимания,

любознательности,

вызывает

эмоциональный отклик у детей.

В Мини-студии доступно расположены

потешки, сказки и др. дидактические материалы для инсценирования;

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Пальчиковый театр.

Театр Петрушки « Би-ба-бо».

Вязанный театр

Детские костюмы для спектаклей.

Элементы костюмов для детей и взрослых.

Атрибуты для занятий и для спектаклей.

Ширма для кукольного театра.

Музыкальный центр, видеоаппаратура

Медиотека (аудио- и CD диски).

Декорации к спектаклям

Методическая литература

1.8Требование к педагогу

Программу по творческому объединению реализует воспитатель

Высшей категории : Гусарова Олеся Сергеевна.

6

1.9 Условия реализации программы.

- составление конспектов занятий, бесед;

- изготовление лэпбуков , театра кукол, ширмы;

- пополнение театрализованной среды,

- организация консультаций, мастер-классов, для родителей,

- методические рекомендации родителям.

1. квартал – ноябрь

инсценировка русской народной сказки «Три поросенка»

2. квартал –март Открытое занятие для родителей. Инсценировка русской

народной сказки «Заюшкина избушка»

3. квартал – май

Открытое мероприятие для педагогов инсценировка русской народной

сказки «Заюшкина избушка»

Презентация работы кружка на педсовете.

Фото-отчет для родителей.

2. Учебный план программы.

2.1 Учебно-тематический план детей 4-5 лет.

№ Темы

Всего

занятий

1 Диагностика

1

2 Давайте познакомимся

1

3 Путешествие в мир театра

1

4 Знакомство с разнообразными видами театра

1

5

Художественное чтение и беседа по сказке «Три

поросенка»

1

6

Заучивание и обучение пересказу сказки «Три поросенка»

с показом настольного театра

1

7. Конусный театр по сказке «Три поросенка»

1

8. Художественное чтение и беседа по сказке «Три медведя»

1

9.

Заучивание и обучение пересказу сказки «Три медведя» с

показом вязанного театра.

1

1 Настольной театр «Три медведя»

1

7

0

1

1

Художественное чтение и беседа по сказке «Заюшкина

избушка»

1

1

2

Заучивание и обучение пересказу сказки «Заюшкина

избушка» с показом театра Би-Ба-Бо.

1

1

3

Театр масок с элементами костюмов «Заюшкина

избушка» итоговое для родителей.

1

1

4

Художественное чтение и беседа по сказке «Волк и

козлята»

1

1

5

Заучивание и обучение пересказу сказке «Волк и козлята»

1

1

6

Театр Би-Ба-Бо «Волк и козлята»

1

1

7

Театр масок Инсценировка сказки «Репка»

1

1

8

Театр масок с элементами костюмов «Заюшкина

избушка» итоговое для педагогов

1

2.2 План занятий для детей 3-4 лет.

Сентябрь

Тема

Программные задачи

1.

Диагностика

Беседы по знакомым сказкам, умение

частично рассказывать, менять интонацию

в голосе.

2.

Давайте

познакомимся

Формировать у детей живой интерес к

театрализованной игре, желание

участвовать в общем действии и

использовать все окружающее

пространство; побуждать детей к

активному общению, развивать речь и

умение строить диалог

.

Октябрь

Тема

Программные задачи

1.

Путешествие в мир

театра

Воспитывать

интерес

к

литературным

произведением средству их обыгрывания

и театрализации

2.

Знакомство с

разнообразными

видами театра.

Познакомить детей с различными видами

театра, ввести новые понятия: «театр»,

«сцена», «зрительный зал», «занавес»,

«актер».

8

Ноябрь

Тема

Программные задачи

1.

Художественное

чтение и беседа по

сказке «Три

поросенка»

Познакомить детей с английской сказкой

"Три поросенка" (пер. С. Михалкова),

помочь понять ее смысл.

Совершенствовать диалогическую речь:

учить участвовать в беседе, понятно для

слушателей отвечать на вопросы и

задавать их.

2.

Заучивание и

обучение пересказу

сказки «Три

поросенка» с показом

настольного театра.

Учить рассказывать сказку

последовательно, эмоционально, опираясь

на модели. Развивать творческое

воображение.

Учить детей принимать самостоятельные

решения.

Декабрь

Тема

Программные задачи

1.

Конусный театр по

сказке «Три

поросенка»

Создание условий для эмоционального

развития детей в процессе

театрализованной деятельности

2.

Художественное

чтение и беседа по

сказке «Три медведя»

Продолжать формировать умение слушать

рассказ взрослого, не перебивая,

дослушивать его до конца; формировать

положительные качества, умение

сопереживать.

Январь

Тема

Программные задачи

1.

Заучивание и

обучение пересказу

сказки «Три

медведя» с показом

вязанного театра.

Учить детей самостоятельно

пересказывать сказку с помощью

наглядных моделей(вязаный театр).

2.

Настольной театр

Учить детей внимательно слушать сказку

9

«Три медведя»

и смотреть показ настольного театра,

эмоционально воспринимая содержание.

Февраль

Тема

Программные задачи

1.

Художественное

чтение и беседа по

сказке «Заюшкина

избушка»

Продолжать

учить

детей

внимательно

слушать

литературное

произведение, правильно

воспринимать

содержание, сопереживать его героям.

Формировать умение отвечать на вопросы

по содержанию произведения.

Воспитывать интерес к художественной

литературе.

2.

Заучивание и

обучение пересказу

сказки «Заюшкина

избушка» с показом

театра Би-Ба-Бо

Развитие речи детей дошкольного

возраста посредством кукольного театра.

Закрепление знаний детей о сказках.

Пополнение словарного запаса детей.

Март

Тема

Программные задачи

1.

Театр масок с

элементами

костюмов

«Заюшкина

избушка» итоговое

для родителей.

Создание условий для развития у детей

интереса к театральной деятельности и

желание выступать вместе с коллективом

сверстников.

2.

Художественное

чтение и беседа по

сказке «Волк и

козлята»

Ознакомление с русской народной сказкой

«Волк и семеро козлят». Способствовать

формированию коммуникативных

навыков через ознакомление с устным

народным творчеством .

Апрель

Тема

Программные задачи

10

1.

Заучивание и

обучение пересказу

сказки» Волк и

козлята» с показом

настольного театра.

Учить пересказывать вместе с

воспитателем сказку «Козлята и волк»

Воспитывать любовь к русской народной

сказке.

2.

Театр Би-Ба-Бо

«Волк и козлята».

Учить детей разыгрывать несложное

представление по знакомому литературному

произведению. Формирование театрально –

игровых умений.

Май

Тема

Программные задачи

1.

Пальчиковый театр

Инсценировка сказки

«Репка»

Учить играть роль персонажа сказки с

помощью взрослого; Формировать у детей

умение внимательно слушать; Учить детей

работать в команде, самостоятельно

распределять роли.

2.

Театр масок с

элементами

костюмов

«Заюшкина

избушка» (итоговое

для педагогов.)

Создание условий для развития у детей

интереса к театральной деятельности и

желание выступать вместе с коллективом

сверстников.

3.Критерии, показатели результативности освоения программы.

Форма подведения итогов: драматизация эпизодов сказки.

В программе «В гостях у сказки» разработан механизм диагностики качества

образовательного процесса, который позволяет определить уровень освоения

воспитанниками содержания программы.

При подведении итогов реализации программы используется итоговая

диагностика в форме театрально-игровых заданий для детей. Примерные

задания:

Передай образ героя (жесты, мимика, интонация)

Покажи отрывок из сказки

Придумай свою сказку

Скажи выразительно

Критерии

и

показатели

овладения

детьми

театрализованной

деятельности,

определяющих

степень

развитости

воображения

у

дошкольников 4-5года.

11

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла

Ребенок самостоятельно имитирует действия персонажа;

сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное

состояние героя;

по собственной инициативе использует в игре театральные

игрушки, сам придумывает роль;

с удовольствием использует в игре знакомый сюжет,

изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.

Средний уровень

1 балл

Ребенок имитирует действия, характерные для персонажа только

с помощью взрослого;

передает эмоциональное состояние персонажа по образцу

взрослого или другого ребенка;

может использовать театральные игрушки в игре , повторяя

действия взрослого;

с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.

Низкий уровень

0 баллов

Ребенок не умеет и не хочет имитировать характерные движения

персонажа;

не может показать эмоцию даже повторить её за другими;

никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки;

ребенок не использует в игре знакомый сюжет .

Диагностика

Средняя группа 4-5 лет.

Фамилия,

Имя ребенка

Владение

видам

кукольного

театра

«Пальчиковы

х кукол»

Владение видам

Кукольного

Настольного

театра

(конусные,

вязанные,

деревянные,

бумажные куклы

и т.д )

Владение видам

кукольного

театра

«С элементами

костюмов

( масок) для

детей и

взрослых»

Владение видам

кукольного

театра

Петрушки «Би-

ба-бо»

Умение

эмоционально

передавать свой

персонаж, владеть

мимикой,

использовать

интонации

.

Итог:

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

12

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

Итог:

4.Информационно-методическое обеспечение программы.

4.1 Методическая литература

4.2 Список рекомендуемой литературы родителям

1.

Программа «От рождения до школы»

/

Под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-

Синтез, 2016.- 368 с

2.

М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Москва,

Творческий центр “Сфера”, 2000 г

3.

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/

с”, Москва “Школьная пресса” 2004 г.

4.

Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва:

АРКТИ, 2007 г.

5.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»,

Москва: ВАКО, 2007 г.

13

6.

А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду»

Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.

7.

М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»

Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.

8.

Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду»

Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.

9.

О.В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.

10.Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва: АРКТИ, 2007 г.

4.3 Техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей

программы

Театральная игра

Задачи:

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.

Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные

группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное

слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,

фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи:

Развивать умение произвольно реагировать на команду или

музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать

координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно

передавать их.

Культура и техника речи

Задачи:

Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую

дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие

рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки

и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи:

Познакомить детей с театральной терминологией, с основными

видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

14

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с

воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями,

выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно,

сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

4.4 Приложения

4.4.1 Методические рекомендации педагогам.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего

развития ребенка. В 4-5 года у детей активно развиваются все психические

процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В

этот же период происходит формирование основных качеств личности.

Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия

средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка

в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры,

т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр -

один из самых демократичных и доступных видов искусства, который

позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,

связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием

коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии,

инициативности и т.д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски,

звуки,

а

умело

поставленные

вопросы

заставляют

ребят

думать,

анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно

связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры

незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая

культура

его

речи,

ее

интонационный

строй.

Исполняемая

роль,

произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко,

понятно

изъясняться.

У

него

улучшается

диалогическая

речь,

ее

грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не

менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу

ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные

игры

также

позволяют

формировать

опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное

15

произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для

подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой

идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на

формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать

многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная

театрально-игровая

деятельность

-

уникальный

вид

сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и

дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками

общения.

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм,

складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,

которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку

потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание

детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев,

устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие

театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например,

если ребенок

не хочет есть или спать). Таким образом, основные

направления развития театрализованной игры состоят в постепенном

переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к

самостоятельной игровой деятельности.

Важным аспектом деятельности

воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является

постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей

театра.

Основными

требованиями

к

организации

театрализованной

деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие

тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь

ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и

проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах

организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных

спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет

удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.

Вначале воспитателю

лучше

самостоятельно

показывать

ребенку

спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В

повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они

овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального

воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не

задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно

хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не

потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по

16

возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами,

подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса,

интонации персонажей игры.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же

после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как

вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время

предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте

высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке

"Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк.

Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех

детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку,

волка. Победителю - аплодисменты.

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как

прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи,

как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые

матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел

лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к

совместным инсценировкам.

Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он

младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае,

идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять

текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку

немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать

концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы

колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и

придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и

разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и

смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и,

возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-

нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и

именем.

Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра

подойдет вашим детям?

Театрализованные игры можно разделить на две основные

группы:

драматизации

и режиссерские (каждая из них, в свою очередь,

подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

17

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких

сюжетов) без предварительной подготовки.

В

режиссерской

игре «артистами

являются

игрушки

или

их

заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер»,

управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он

использует

разные

средства

вербальной

выразительности.

Виды

режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,

используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Для

дошкольников

4-5

лет

самым

доступным

видом

театра

является кукольный

театр. Игра

с

куклами

оказывает

непрямое

и

незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает

обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует

себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время

широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с

помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного

раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны

оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок

открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением

лица, жестикуляцией.

Существует четыре

вида

кукольного

театра: настольный,

пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для

младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное

освоение

режиссерской

театрализованной

игры

-

настольного

театра

игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные

картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для

настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему

перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому

крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30

см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей.

Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под

ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом

инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка

совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами.

Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка,

мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему

ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги

кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра

готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа,

изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или

18

несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или

потешки.

В театре петрушки, который в практике часто называется театр

бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри,

надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный

палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы

прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя

подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления

туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа

и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.

Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но

тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам,

ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие

деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-

марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную

радость.

Рекомендации при организации театрализованных игр:

- Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и

игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты

- Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь

- Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры-

инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал

- Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием

разных видов театра

- Формировать посредством театрализованной деятельности опыт

нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу

Требования к театрализованной игре:

- Разнообразие тематики содержания

- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все

формы организации педагогического процесса

- Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и

проведения игр

- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах

организации театрализованных игр

Перечень театрализованных игр, используемых в работе с детьми

4-5лет

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети

проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных

эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись,

захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с

передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и

стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .

19

- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят

по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

- Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам

стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. »,

«Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов,

которые рассказывает воспитатель.

Ролевой диалог героев сказок.

- Инсценирование фрагментов сказок о животных.

-Игра-драматизация

с

несколькими

персонажами

по

народным

сказкам).

Итак, занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших

воспитанников

интересной

и

содержательной,

наполните

ее

яркими

впечатлениями

и

радостью

творчества.

А

самое

главное

-

навыки,

полученные

в

театрализованных

играх,

дети

смогут

использовать

в

повседневной жизни.

4.4.2 Методические рекомендации родителям.

«Организация театрализованной деятельности в семье»

В процессе совместной детско-театральной деятельности устанавливаются

тесные отношения между родителями и детьми. Театр - это источник новых

знаний, эмоциональных переживаний, ощущений.

Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеряют»

на себя различные модели поведения в обществе.

Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок

был успешен – предлагайте ему театрализованную деятельность!

Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:

психофизические способности (мимика и пантомимика) ;

психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание,

память);

речь (монолог, диалог);

творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать

на себя роль).

Для этого Вы можете вместе с ребёнком:

разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям - особое

внимание уделить выразительной интонации;

использовать упражнения и этюды, ритмопластику, речевые игры и

упражнения; театральные игры;

учить владеть куклой, игрушкой, и всеми доступными видами театра;

20

изготавливать и подбирать атрибуты, куклы и игрушки, элементы

костюмов;

на семейных праздниках и в свободной деятельности использовать

различные виды театров (плоскостные, теневые, игрушки, пальчиковый и

др.).

Желаем Вам всем творческих успехов!

Помните: чтобы увидеть подлинные творческие способности ребёнка, ему

необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно

проявить свою самобытность и необычность видения мира.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома

закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,

достичь желаемых нами результатов.

План работы по взаимодействию с родителями

Месяц

Форма работы. Тема.

сентябрь

«Зачем нужен кружок. Как вы относитесь к

театрализованной деятельности» - обсуждение целей,

задач.

Консультация «Театрализованная деятельность в

детском саду»

Анкетирование родителей «Театр и дети»

октябрь

Папка-передвижка «Театрализованная деятельность

дошкольников»

Памятки для родителей : «Построение среды для ТД»;

«Театр и родители?!»

ноябрь

Консультация «Театр дома»

Анкетирование «Нужны ли детям русские народные

сказки»

декабрь

Папка-передвижка «Домашний театр»

21

Новогодний утренник

январь

Родительское собрание «Играем в театр»

февраль

Ширма «Что такое театр?»

Консультация «Развитие детей в театрализованной

деятельности»

март

Обсуждение темы «Изготовление кукол для

домашнего театра»

Анкетирование «Ваше отношение к совместной

культурно-досуговой деятельности»

Показ сказки «Заюшкина избушка»

апрель

Папка-передвижка «Дети и театр»

Вечер вопросов и ответов

май

Подведение итогов работы за год:

Фото-отчет для родителей.

4.4.3 Конспект занятия

«Путешествие в мир театра» (средняя группа)

Цель: Развить творческие способности дошкольников, их речевую и

сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную

отзывчивость, общительными, коммуникативными, дружелюбными,

добрыми, интеллектуальными, развитыми, талантливыми, музыкальными,

терпеливыми, инициативными, эрудированными, непосредственными,

способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Перевоплощение детей в игре с помощью развития языка жестов, мимики,

пантомимики. Понимание того, что кроме речевых средств существуют и

другие средства общения.

Задачи: обратить внимание детей на интонационную выразительность речи;

упражнять детей в проговаривании слов и фраз с различной интонацией;

22

развивать у детей умение выражать свое настроение; воспитывать интерес к

литературным произведением средству их обыгрывания и театрализации;

развивать речь, фантазию, творческие способности детей посредством

перевоплощения в образы сказочных героев.

Материалы и оборудование: картинки эмоций, коробочка, маски героев к

сказке Теремок.

Ход деятельности:

Организационная часть - эмоциональный настрой:

Дети, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с

гостями поздороваемся, сами с собой, друг с другом и со мной.

Театрализованная игра «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте! Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный день. В этот чудесный

день я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную

страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и

начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

Воспитатель: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

Воспитатель: Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы

знаете? (Ответы детей)

А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

1.

Основная часть:

Воспитатель: Я знаю волшебные слова и сейчас с их помощью мы

превратимся в артистов. Только слова мы должны произнести все вместе,

громко и четко, а то волшебство не получится.

Раз, два, три покружитесь! Из ребят в больших артистов превратись!

Ура! мы все теперь артисты. Приглашаю вас войти в удивительный

мир театра!

23

Ребята, в театре для детей часто показывают постановки сказок. Много

сказок вы уже знаете? И сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы

знаете сказки. Для этого нужно отгадать загадки.

Берегись болезнь любая:

грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор …. (Айболит)

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

Баба била — не разбила,

Дед ударил — не разбил.

Баба очень загрустила.

Кто же бабе подсобил?

Прибежала в дом малышка.

Вмиг яйцо разбила (Мышка)

В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка по имени Норушка,

И лягушечка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка.

А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — … (Теремок)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? (Лиса)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака

Жучка Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все вы знаете.

24

А как вы думаете, с каким настроением люди собираются в театр?

(ответы детей: с хорошим; когда им грустно и они хотят поднять настроение;

и т. д).

Проводится Игра «Подари хорошее настроение»

Воспитатель: Вот у меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей

радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если

улыбка вернется ко мне

Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают

руку и улыбаются.

Воспитатель: Как здорово, что у нас у всех хорошее настроение.А теперь я

предлагаю вам сыграть со мной еще. Для этого скажите, пожалуйста, что

нужно сделать, чтобы стать артистом.

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма,

маски, головного убора).

Воспитатель: А без костюма можно?

Конечно можно! И в этом актерам помогают жесты и конечно мимика.

Что такое мимика?

Мимика- это выражение нашего лица. А жесты - это движения.

Сейчас попробуйте без слов и движений показать эмоции.

(появляются пиктограммы эмоций- дети их изображают)

Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх,

А теперь нужно передать наше настроение голосом. Послушайте, вот такую

фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». А сейчас повторите хором. А

теперь скажите эту фразу, с той интонацией, с каким смайликом я покажу.

Молодцы! Справились! Какие вы молодцы!

Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Сегодня я шла по дорожке в детский

сад и нашла вот эту красивую коробочку. Вам интересно, что в ней? (пытаясь

открыть, но она не открывается). Мы открыть ее не сможем, пока загадки не

разгадаем. Готовы потрудиться?

Дети отгадывают загадку, а воспитатель достает из коробочки маски.

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка «ква-ква». (Лягушка)

По полю скачет-ушки прячет.

Встанет столбом-ушки торчком. (Заяц)

Кто зимой холодный ходит злой, голодный? (Волк)

Хвост пушистый, мех золотисты.

В лесу живет, кур в деревне крадет. (Лиса)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали, ох, сколько зверей

спрятала волшебная коробочка! Ребята, вы догадались, из какой сказки эти

животные?

Правильно «Теремок».

25

А теперь давайте нашим гостям покажем сказку «Теремок». Для этого мы

превратимся в сказочных героев-лесных зверушек. (Дети выбирают маски

жителей теремка).

Еще в нашей сказке будет сказочный лес. (Состоит из деревьев, солнышка,

бабочек).

(Инсценировка сказки)

Воспитатель в роли автора.

Воспитатель: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не

высок. Вот поднялся сильный ветер, лес закачался, зашумел, бабочки полете,

выглянуло солнышко, радостное, веселое и выбежали из леса мышки,

увидели теремок, спрашивают:

Мышки: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.

Воспитатель: Вошли мышки в теремок и стал там жить.

Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.Снова

поднялся сильный ветер, лес закачался, зашумел, бабочки полетели,

выглянуло солнышко, радостное, веселое и выпрыгнули лягушки-квакушки.

Увидели теремок и спрашивают:

Лягушки: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышки: Мы, мышки-норушки! А ты кто?

Лягушки: А мы лягушки-квакушки.

Мышки: Идите к нам жить!

Воспитатель: Лягушки прыгнули в теремок. Стали жить.

Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Бегут мимо зайчики -побегайчики. Увидели теремок и спрашивают:

Зайчики: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышки: Мы, мышки-норушки!

Лягушки Мы лягушки-квакушки.

А вы кто?

Зайчики: А мы зайчики-побегайчики!

Звери все месте: Идите к нам жить!

Воспитатель: Зайчики прыгнули в теремок. Стали жить.

Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Идут мимо лисички-сестрички. Увидели теремок и спрашивают:

Лисички: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышки: Мы, мышки-норушки!

Лягушки: Мы лягушки-квакушки.

Зайчики: Мы зайчики-побегайчики!

- А вы кто?

Лисички: А мы лисички сестрички!

Звери все месте: Идите к нам жить! Зайчики прыгнули в теремок. Стали

жить.

Воспитатель: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не

высок. Прибежали волчки серые бочки, заглянули в дверь и спрашивают:

Волчки: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

26

Мышки: мы, мышки-норушки.

Лягушки: мы, лягушки-квакушки.

Зайчики: мы, зайчики-побегайчики.

Лисички: мы, лисички-сестрички.

Волчки :А вы кто?

А мы волчки, серые бочки!

Звери все месте: Идите к нам жить! Волк влез в теремок.

И стали они жить. Вот они в теремке живут и каждый своим делом

занимается. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не

высок. Вдруг идут медведи косолапые. Увидели медведи теремок,

остановились и заревели во всю мочь:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышки: мы, мышки-норушки.

Лягушки: мы, лягушки-квакушки.

Зайчики: мы, зайчики-побегайчики.

Лисички: мы, лисички-сестрички.

Волчки: мы, волчки серые бочки.

А вы кто?

Медведи: А мы медведи косолапые. Пустите нас к себе жить.

Все звери :Да вы же не поместитесь….

Медведи: Да мы на крыше будем жить…. (имитирует движения залезания на

крышу) (и все герои разбегаются в разные стороны)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие артисты.

А сейчас нам надо с артистов превратиться нам в ребят.

Раз, два, три, покружитесь! Из артистов в ребят превратитесь!

2.

Итог.

3.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше превращение? Что

понравилось больше всего? (ответы детей). Мне тоже очень

понравилось с вами играть. Я уверенна в том, что если вы решите стать

актерами, когда вырастите, вы будете самыми лучшими и успешными,

ведь вы такие талантливые!

4.4.4 Глоссарий

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или

зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий (акт – действие) участник игры.

Амфитеатр – места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей.

27

Афиша – объявление о представлении.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов:

музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо

настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством

специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности,

необходимой актеру для данной роли.

Декорация – украшение, художественное оформление действия на

театральной сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма – сочинение для сцены.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес – полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в

глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в

определенный момент.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями,

выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не

разговаривают, а поют.

Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с

разговорами.

28

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом

и всем телом.

Парик – накладные волосы.

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее

постановкой спектакля.

Реквизит – вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют

место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя

действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое

действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы,

детали декораций.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во

время антракта.

29



В раздел образования