Напоминание

«Тераплей – метод улучшения детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности».


Автор: Таиса Викторовна Зорина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ №62
Населённый пункт: гп Янино 1, Ленинградская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Тераплей – метод улучшения детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Тераплей – метод улучшения детско-родительских отношений через

игру, основанную на привязанности».

Тераплей

– это психотерапевтический метод,

направленный на

преодоление различных проблем в поведении у детей всех возрастов (от

младенцев

до

подростков),

причиной

которых

является

нарушение

привязанности.

Тераплей был разработан в 60-е годы американским психологом Энн

Дженберг на основе теории привязанности Джона Боулби и игровой терапии

для детей аутистов Остина ДеЛорье.

Уникальность метода тераплей заключается в том, что терапевтическая

работа ведется как с родителями (и ближайшими родственниками) так и с

ребенком.

Основанный

на

отношениях

подход

Тераплэй

разработан

специально для того, чтобы помогать семьям, сталкивающимся с

трудностями, воссоединиться и найти общий язык друг с другом.

Общение в процессе игры помогает детям и родителям стать ближе –

физически и эмоционально. Благодаря акценту на созвучности и

эмпатии, семьи получают возможность почувствовать и лучше узнать

друг друга, проявить заботу и любовь. В созвучном, эмпатическом

взаимодействии ребенок переживает подлинное ощущение себя, а

роди

тель воспринимает ребенка таким, какой он есть.

Вместо того, чтобы навязывать свое собственное мнение о

потребностях, Тераплэй помогает родителю отвечать на потребности

ребенка.

В тераплей подробно рассматриваются отношение родителей к

младенцу, которое обеспечивает формирование надежной привязанности: «С

момента рождения ребенка родители всегда помнят о нем и постоянно

готовы отреагировать на его настроения и потребности. Они отвечают на его

плач кормлением, объятиями, успокаивают его и проявляют заботу. Они

качают и поглаживают его, поют ему. Когда он счастлив и внимателен они

отвечают ему на его улыбки и жесты, приглашающие к общению, веселыми

играми и песнями. Они регулируют и организуют его жизнь, обеспечивая

ему безопасность и помогая понять мир. По мере взросления они поощряют

его пробовать новое и исследовать мир» (1 с.56). В этих простых словах

заложен

образ

очень

любящего,

нежного,

чуткого,

заботливого,

эмоционально

отзывчивого

родителя,

который

при

этом

поощряет

самостоятельность и активность ребенка.

Терапевт во время сессии транслирует отношение, характерное для

отношения адекватного родителя к младенцу (не зависимо от возраста

ребенка пришедшего на терапию). Считается, что при этом удовлетворяются

потребности ребенка неудовлетворенные в младенчестве. Это похоже на

метод замещающего онтогенеза.

Когда ранние потребности ребенка

удовлетворены

в

терапии,

то

уходит

проблемное

поведение,

сформировавшееся как реакция на фрустрацию этих потребностей.

Центральные идеи Тераплэй

В попытках воссоздать то множество взаимодействий, которые

предполагает здоровое общение между родителем и младенцем, мы

выделили некоторые основные принципы, которые являются

центральными

идеями

Тераплэй.

Они

представляют

собой

признаки здоровых детско-родительских отношений. Отношения,

которым

свойственны эти качества – условие для здорового

социально-эмоционального развития.

Метод Тераплэй:

Интерактивный и основанный на отношениях

Опыт прямого взаимодействия здесь и сейчас

Направляется взрослым

Чуткий, созвучный, эмпатический и рефлексивный

Ориентирован

на

довербальный,

социальный,

правополушарный уровень развития

Мультисенсорный,

предполагающий

использование

прикосновений

Игровой

Также

согласно

тераплей

родитель

должен

быть

надежным

(обеспечивать

надлежащие

удовлетворение

потребностей

ребенка),

предсказуемым, а также должен обеспечить безопасную предсказуемую

среду для развития ребенка. В воспитании должны присутствовать порядок,

режим и ограничения, на языке тераплей это называется «структура».

Использование Тераплэй-элементов

для планирования терапии

Многообразие игровых ритуалов, из которых складывается

ежедневное общение матери и ребенка, можно условно разделить на

четыре элемента: Структура, Вовлеченность, Забота и Вызов. Мы

используем эти элементы при планировании терапии, чтобы отвечать

потребностям родителя и ребенка.

На вопрос-

Как должно меняться отношение родителя по мере

взросления ребенка? Тераплей считает, что должны меняться формы в

которых выражается вышеописанное отношение, но суть должна оставаться

неизменной. Т.е. и в отношениях к ребенку раннего возраста, и к

дошкольнику, и младшему школьнику, и даже в какой-то мере к подростку

должны сохраняться все те же 4 элемента

характерные для здоровых

отношений родителя к младенцу, а именно: структура, вовлеченность,

забота и вызов. Рассмотрим подробнее, что в тераплей понимают под этими

терминами:

Структура.

В родительско

младенческих отношениях родитель

берет на себя ответственность за безопасность и комфорт малыша,

выступает

инициатором

общения,

организует

его

жизнь,

устанавливает ограничения и обеспечивает его своим руководством.

Ребенок чувствует себя в безопасности, только когда он знает, что

рядом с ним тот, кто «способен лучше справляться с трудностями

этого мира»

(Bowlby, 1988, с. 27).

Благодаря

организации

окружения

ребенка

со

стороны

родителей, он не только наслаждается чувством физической и

эмоциональной

безопасности,

но

также

получает

возможность

понять и изучить свое окружение и может развить способность к

саморегуляции.

Взрослый тем самым сообщает ребенку: «Ты со

мной в безопасности,

п

о

т

о

м

у

ч

т

о

я

з

н

а

ю

,

к

а

к

н

у

ж

н

о

з

а

бо

т

и

т

ь

с

я

о

т

е

б

е

»

.

В терапевтическом процессе Тераплэйтерапевт, как «достаточно

хороший» родитель, структурирует общение, чтобы обеспечить

ребенку ощущение безопасности, предлагая участвовать в уже

спланированном и управляемом им взаимодействии, при этом

оставаясь чувствительным к потребностям ребенка. Неуверенный

взрослый

и необходимость решать, что делать дальше, могут

усугубить

состояние

напуганного,

расстроенного

или

обеспокоенного ребенка. Ему

требуется твердое, уверенное и

веселое руководство, чтобы помочь вступить в контакт. Именно

поэтому Тераплэйтерапевт выступает инициатором общения,

увлекает ребенка их совместной игрой и не ждет, когда он сам

«выберет» общение.

Вовлеченность.

Общение родителя и младенца наполнено

упои

тельной

игрой,

вызывающей

эмоциональную

вовлеченность.

Малыш сообщает о своем желании поиграть с помощью взгляда,

улыбки

и

гуления.

Мать

откликается,

чутко

и

своевременно

реагирует, тем самым поддерживая их связь, и сама участвует в

процессе.

Она

всегда

отслеживает

потребности

младенца

остановиться, отвести

взгляд и снизить уровень возбуждения.

Многие традиционные дет

с

к

и

е

и

г

р

ы,

т

а

к

и

е

к

а

к

«

К

у

к

у

»

,

д

у

т

ь

в

ж

и

в

о

т

,

«

Д

о

г

оню

д

о

г

оню

»

,

с

л

у

ж

а

т

для вовлечения ребенка в общение с

родителем и поддержания необходимого уровня эмоционального

возбуждения. Эти игровые ритуалы увлекательные, мотивирующие и

захватывающие

и

создают

у

р

е

б

е

н

к

а

п

о

зи

т

и

в

н

ы

й

об

р

а

з

«

Я

»

.

В

р

е

з

ул

ь

т

а

т

е

р

е

б

е

н

о

к

п

е

р

е

ж

и

в

а

е

т

признание

себя

другими

как

отдельной и значимой личности. Он также учится общаться, вступать

в близкие отношения и получать

радость

от

межличностного

взаимодействия.

Многие дети, которые пришли на терапию, показывают своим

внешним видом желание, чтобы их оставили одних. Таких детей

необходимо «выманить» из попытки замкнуться в себе и избежать

общения с помощью эмпатичного приглашения и вовлечения их

в приятные отношения – такие, в которых их действительно

замечают и они могут открыть, что не одиноки. Используя игровые

ритуалы, в основу которых легли веселые игры между матерью и

младенцем,

т

а

к

и

е

к

а

к

«

Л

а

д

у

ш

к

и

»

,

«

П

р

я

тк

и

»

и

л

и

«

И

г

р

а

в

л

о

д

к

у

»

,

т

е

р

а

п

е

вт

п

р

е

д

л

а

гает

ребенку

испытать

радость

приключений,

разнообразные ощущения, повеселиться и по-новому взглянуть на

мир. Такой опыт помогает ребенку узнать, что новые и неожиданные

впечатления могут приносить удовольствие. Игры на Вовлеченность

особенно подходят

детям, которые замыкаются в себе, избегают

контакта или слишком

скованны и чересчур себя контролируют.

Научиться вовлекать ребенка в совместную игру необходимо

родителям, которые этого не умеют или слишком заняты или не

настроены на ребенка, которые пытаются заинтересовать ребенка

преимущественно с помощью разговоров и не знают, как получать

радость от общения с ним.

Забота.

В

родительскомладенческих

отношениях

присутствует большое количество игровых ритуалов, направленных

на проявление заботы. Назовем лишь некоторые из них: кормление,

укачивание,

объятия,

поддержка.

Такие

ритуалы

вселяют

уверенность, успокаивают и являются крайне важной составляющей

безопасных

отношений.

Родитель

предугадывает

потребности

ребенка и тем самым

демонстрирует

ему

свое

понимание

и

сообщает,

что

заботится

о

нем.

В

результате

переживания

присутствия поддерживающего взрослого, когда ему это требуется,

ребенок постепенно развивает

способность

стать

заботливым

родителем по отношению к самому

себе и учится самоподдержке. С

помощью заботы о ребенке взрослый ему сообщает: «Тебя любят. Я

хочу, чтобы тебе было хорошо. Я всегда

г

о

т

ов

у

д

ов

ле

тв

о

ри

т

ь

тв

ои

по

т

р

е

б

но

с

т

и

в

заб

о

т

е

,

по

дд

е

р

ж

к

е

и

л

ю

б

в

и

»

.

Чтобы

в

терапии

удовлетворить имеющиеся у ребенка эмоциональные потребности,

применяется множество игровых ритуалов на проявление заботы,

такие как кормление, создание отпечатка руки с использованием

крема или укачивание ребенка в одеяле. Такие ритуалы помогают

ему

расслабиться

и

успокоиться

благодаря

прикосновениям,

особенностям

движений

и

теплой,

чуткой

заботе.

Ребенок

убеждается,

что

родители

доступны

для

него

всегда,

когда

он

испытывает в них потребность. Данные ритуалы важны для

формирования

у

ребенка

внутреннего

представления

о

себе,

ощущения,

что его любят и принимают таким, какой он есть.

Успокаивающий

эффект

ритуалов

на

Заботу

помогает

ребенку

развить

способность к саморегуляции. Элемент заботы особенно

полезен

для

детей,

которые

гиперактивны,

агрессивны

или

отличаются

не

по

возрасту

взрослым

поведением.

Учиться

откликаться на потребности ребенка в поддержке и безопасности

важно родителям, которые испытывают трудности с тактильным

общением и проявлением любви или которые

невнимательны

и

склонны часто наказывать ребенка.

Вызов.

В общении с младенцем родители часто стимулируют

ребенка пойти на небольшой риск, степень которого соответствует

уровню его

развития,

и

помогают

ему

научиться

справляться

с

напряжением в таких ситуациях. Позже они поддерживают его тягу к

открытиям и стимулируют пробовать новые занятия, которые

развивают его чувство собственной компетентности. Например, мать

может помочь младенцу «пройтись» по ее коленям, а отец поднимет

ребенка

вверх и произнесет: «Какой большой!» Когда родитель

поддерживает ребенка в его развитии и радуется его успехам,

ребенок

обретает

уверенность

в

своей

способности

учиться,

принимать вызов и имеет реалистичные ожидания от самого себя.

Тем самым родитель ему

с

ооб

щ

а

е

т

:

«

Т

ы

с

п

о

с

об

е

н

р

а

з

в

и

в

а

т

ь

с

я

и

м

е

н

я

т

ь

мир

к

л

у

ч

ш

е

м

у

»

.

В терапии игры на Вызов используются, чтобы поддержать и

развить у ребенка чувство собственной компетентности. Задания

ориентированы на их успешное выполнение и осуществляются в

веселом партнерстве со взрослым. Например, терапевт может

помогать четырехлетнему ребенку удерживать равновесие, пока

тот стоит на груде подушек, а потом помочь ему прыгнуть в руки

родителя на счет три. Такие задания мотивируют ребенка пробовать

все новые

задания,

которые

формируют

чувство

собственной

компетентности и уверенности. Игры на Вызов особенно полезны

замкнутым в себе,

стеснительным, тревожным детям. Научиться

давать ребенку вызов,

соответствующий его возрасту, важно

родителям, которые предъявляют завышенные требования к ребенку

или являются слишком оберегающими или конкурирующими.

В процессе диагностики терапевт выявляет каких из 4-х элементов

идеальных отношений недостает взаимодействию родителя и ребенка и

планирует сессию так, чтобы восполнить недостающие элементы. Для этого

он включает в

сессию коммуникативные игры и

игровые

ритуалы

направленные

на

создание

в

отношениях

с

ребенком

недостающих

элементов. Примером игр на вовлеченность могут служить: игры с

мыльными пузырями, игры «Бип-хрю», «Поймай игрушку», «Сдуй ватку»

(см. Приложение «Примеры игр по каждому из 4-х элементов тераплей»).

Эти игры используются для замкнутых и тревожных детей, а также в начале

сессии, чтобы установить контакт с ребенком. Примером ритуалов заботы

могут служить: веселый массаж типа «рельсы, рельсы….», кормление из рук,

расчесывание волос, колыбельная, забота о ранках (см. приложение).

Примером игр на структуру могут быть игры «зеркало», «силуэты», «король

сказал», «зеленый свет, красный свет» (см. приложение). Т.е. это игры

похожие на те, которые предлагают Лютова и Монина для гиперактивных

детей. Для создания вызова могут использоваться следующие игры: «гонки

на четвереньках», «гора из подушек», теннис воздушным шаром, «Толкай

подушку» и др. (см. приложение).

Тераплей базируется на следующих принципах:

Тераплей – интерактивный метод, фокусирующийся на отношениях. В

центре внимания отношения родителя и ребенка, терапевт и родители

сотрудничают, чтобы вовлечь ребенка в более здоровые отношения.

Тераплей – обеспечивает опыт прямого взаимодействия здесь и сейчас.

Вместо того, чтобы обсуждать события, которые имели место в прошлом

(как во многих других направлениях психотерапии), терапевт создает новые

формы взаимодействия с ребенком, которые удовлетворяют его здесь и

сейчас. Также терапевт реагирует на проблемные реакции ребенка теми

способами,

которые

ведут

к

более

здоровому

общению.

Затем

к

терапевтическому взаимодействию подключаются родители.

Тераплей

направляется

взрослым.

Терапевт

берет

на

себя

ответственность за взаимодействие во время сессии и учит делать родителей

тоже самое. Т.е. на сессии терапевт определяет, чем будет заниматься

ребенок, свобода выбора минимальна. Эта позиция берет начало из

представления Дж.Боулби о том, что «достаточно хороший родитель»

должен обеспечивать ребенку уверенное руководство. Если ребенку трудно

принять руководство взрослого (а порой это основная проблема), то терапевт

предлагает

новые формы взаимодействия,

в которые ребенку будет

интересно и приятно вовлечься. Так что в конце концов ребенок принимает

руководство взрослого. Т.е. тераплей директивная терапия.

Тераплей – это чуткий, созвучный и эмпатический метод. Терапевт очень

внимателен к потребностям, он чутко реагирует на его настроения. В

точности как здоровый родитель внимательен и отзывчив к нуждам ребенка.

Тераплей

ориентирован

на

довербальный,

социальный,

правополушарный

уровень

развития.

В

тераплей

основная

часть

взаимодействий является невербальной. Это обмен игровыми действиями,

приятные

прикосновения,

зрительный

контакт.

Независимо

от

биологического возраста тераплей воссоздает ситуацию, в которой

удовлетворяются неудовлетворенные в раннем детстве потребности

ребенка.

Тераплей – мультисенсорный метод. В тераплей используются все

органы чувств. Используется тактильный и зрительный контакт, движение,

вестибулярная стимуляция. Так что тераплей может быть использован как

дополнительная терапия при нарушениях сенсорной интеграции.

Тераплей

-

игровой

метод.

Основная

часть

терапии

это

интерактивные, подвижные игры. Именно через игру терапевт (а затем

родители) транслируют ребенку новый стиль отношений. Он применим для

детей, которые еще не освоили речь в силу возраста (с первых месяцев

жизни), а также которые по тем или иным причинам не разговаривают.

В

основном

тераплей

работает

с

проблемами

поведения

и

коммуникации, возникшими в следствие нарушения привязанности.

Тераплей изначально применялся для помощи детям дошкольного и

младшего школьного возраста с поведенческими проблемами. Впервые он

был применен в программе HeadStart для неблагополучных и малоимущих

семей, имеющих детей дошкольников и младших школьников. Затем стал

завоевывать популярность и распространяться на целевые аудитории: другие

возраста и другие категории проблем. Сейчас его используют в центрах

ранней помощи, дошкольных учреждениях, группах продленного дня, в

агентствах по усыновлению детей, в центрах обучения и поддержки

несовершеннолетних матерей, в замещающих семьях, в школах при работе с

подростками, в программах для несовершеннолетних правонарушителей, в

программах поддержки семей с детьми аутистами, при работе с семьями,

которым

угрожает

лишение

родительских

прав,

с

детьми

жертвами

стихийных бедствий и даже в работе с глухими детьми, у которых слышащие

родители.

Тераплей

видится

мне

как

весьма

эффективный

метод

помощи

воспитанникам детского сада с нарушениями эмоционально-волевой

сферы, поскольку он напрямую воздействует на причину этих нарушений

стиль

взаимодействия

родителей

и

ребенка.

Воздействие

терапевтическое оказывается и на родителя, и на ребенка, и на ребенка

вместе с родителями (а при необходимости и ближайшими родственниками).

Также

его

преимущество

в

том,

что

терапевтическое

воздействие

осуществляется через игру, которая является для дошкольника естественным

средством общения и самовыражения. За счет этого в русле тераплей можно

начать работу с самыми маленькими воспитанниками детского сада (хоть с

полугода).

А

чем

раньше

оказывается

помощь,

тем

эффективность

терапевтического воздействия.

Организация

терапевтического

процесса

Теперь

кратко

рассмотрим

организацию

и

стандартную

последовательность терапии по методу Тераплэй.

Тераплэйтерапия

предполагает

присутствие

родителей

или

ответственных

опекунов

на

сессиях.

Терапия

может

быть

эффективной при участии как одного, так и двух терапевтов. Когда

задействованы два терапевта, один работает с ребенком, а другой

интерпретирует процесс, работая с родителями. Когда задействован

только один терапевт, он проводит сессию с ребенком и приглашает

родителей к участию, как только решит, что родители и ребенок

готовы. Он встречается отдельно с родителями, чтобы ответить

на их

вопросы,

обсудить

происходящее

на

сессиях

с

ребенком

и

подготовить их к участию в сессиях.

Условия проведения.

Комната

для

Тераплэй

должна

быть

простой,

функциональной

и

уютной.

Большие

подушки

на

полу,

кресломешок и диванные подушки дают ощущение, что в этом месте

можно расслабиться и весело провести время. Полезно иметь комнату

наблюдения

с

зеркалом

Гезелла,

сквозь

которое

родители

и

интерпретирующий терапевт могут наблюдать за процессом и

обсуждать происходящее на сессии. Если это невозможно, простое

подсоединение видеокамеры или беспроводное соединение могут

связать Тераплэйкомнату с другой комнатой, которая служит

для

наблюдения.

Базовая Тера

плэйтерапия рассчитана на количество от 18 до 24

сессий. Это число

включает

тричетыре

диагностические

сессии,

терапию и период последующего наблюдения из трехшести сессий в

течение

года.

В

более

сложных

случаях

продолжительность

терапии составит от шести месяцев до года. Тераплэйсессии длятся

по 30–45 минут

и, как правило, проводятся раз в неделю.

Последовательность

Тераплэй-терапии.

Ниже описаны три этапа терапевтического процесса: диагностика,

терапия и период последующего наблюдения.

Диагностика.

Процедура

диагностики

в

Тераплэй

включает

следующие элементы:

• Стандартизированные опросники, касающиеся поведения ребенка и

родительских установок. Они обычно заполняются

родителями

перед первичным интервью.

• Первичное интервью с родителями ребенка, в процессе которо

го мы

начинаем знакомиться с историей и степенью функци

ональности

семьи. Ребенок не присутствует на этом интервью.

• Диагностика отношений между ребенком и каждым родителем

при

помощи

Метода

оценки

взаимодействия

Маршак

(MIM)

(Marschak, 1960, 1967; Marschak and Call, 1966; Booth,

Christensen,

and

Lindaman,

2005),

структурированный

метод

наблюдения,

разработанный

с

целью

диагностики

качества

и

характера

отношений между ребенком и каждым из родителей.

Терапия. Тераплэй сессии организованы таким образом, чтобы

участники испытали моменты радости и вовлеченности. Терапевт

готовит

к

каждой

встрече

план,

в

основе

которого

лежат

потребности конкретного ребенка. В процессе взаимодействия с

ребенком терапевт меняет свой план, настраивая свои действия на

актуальные

реакции

ребенка.

Активные и спокойные игровые

ритуалы в каждой сессии чередуются между собой; сессии, как

правило, заканчиваются спокойным

ритуалом на Заботу, включая

кормление и пение.

Первая сессия начинается с живого приветствия и активных

усилий познакомиться, во время которых терапевт «проверяет»

важные особенности ребенка. Он может отметить цвет его глаз,

посчитать

веснушки, проверить, насколько высоко он может

прыгнуть или на

сколько далеко может что либо бросить.

Несмотря на то, что каждый ребенок по-своему реагирует на

игру с новым терапевтом, многие дети проходят этап неохотного

принятия, стадию сопротивления и подходят к концу терапии с

восторженной вовлеченностью. Заключительная сессия – веселый

праздник

в

честь

достоинств

и достижений ребенка. Особое

внимание уделяется тому, насколько

ребенок и родители могут

наслаждаться друг другом.

В

конце

терапии

родители

снова

заполняют

стандартизированные

опросники

и

процедура

MIM

повторяется,

чтобы оценить результаты терапии.

Контрольные сессии.

Контрольные сессии проводятся ежемесячно

в первые три месяца и затем ежеквартально в течение года – в идеале.

Данные сессии построены по образцу сессий второй половины

терапии, когда родители присоединяются к игре во второй половине

каждой сессии. Во время первой половины сессии у родителей есть

возможность обсудить любые проблемы или вопросы, которые

возникли за прошедшие недели. Когда они входят в детскую, они

могут

продемонстрировать новые игровые ритуалы, которые им

понравилось проводить с ребенком.

Родителю предлагается выполнить вместе с ребенком различные

игровые

задания,

которые

затрагивают

различные

аспекты

привязанности и позволяют выявить нарушения во взаимодействии

родителя и ребенка.

РЕШЕНИЕ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЯ

ТЕРАПЛЭЙ

Поскольку мы так воодушевлены эффективностью Тераплэй в

решении широкого спектра проблем детскородительских отношений,

может казаться, что мы предлагаем его в качестве панацеи от всех

существующих проблем. Это не так: есть множество ситуаций, в

которых Тераплэйтерапия не будет оптимальным выбором, и вместо

нее предпочтителен другой вариант помощи. В некоторых случаях

Тераплэй может использоваться в сочетании с другим подходом или

после того, как ребенок окажется в безопасном окружении. Главный

принцип,

который

необходимо

соблюдать,

принимая

решение

об

использовании Тераплэй: вы должны быть уверены, что ребенок

находится в безопасной среде. Ниже представлен список ситуаций, в

которых следует использовать Тераплэй с осторожностью или

выбрать другой метод терапии.

Дети с опасным неуправляемым поведением

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе Тераплэй

может

быть полезен в работе с семьей, в которой ребенок

демонстрирует опасное неуправляемое поведение, он один не может

обеспечить

необходимую безопасность. Ребенок в столь тяжелом

состоянии и

стрессе нуждается в круглосуточном наблюдении и

безопасном

сдерживании,

по

возможности

в

психиатрической

больнице или специализированном

лечебном

учреждении.

Как

только безопасность обеспечена, Тераплэй может использоваться для

формирования привязанности, которая необходима ребенку, чтобы

чувствовать себя

достаточно защищенно в работе с травмой и

потерей.

Дети

с

психотическими

расстройствами

Ребенку,

страдающему

от

психотического

расстройства,

может

быть

полезна

направленность

Тераплэйтерапии

на

реализацию

прин

ципа

здесь

и

сейчас.

Однако

при

таком

серьезном

расстройстве,

в

первую

очередь,

необходимо

безопасное

сдерживание,

которое

описано

выше.

Более

того,

возможно

потребуется

стабилизировать

его

состояние

медикаментами

под

наблюдением детского психиатра, прежде чем принимать решение

о каком-либо терапевтическом

воздействии.

Дети,

недавно

пережившие

травму

Детям, которые недавно пережили травму, необходимо срочно

помочь ее проработать и понять, что с ними произошло. Однако

они

могут это сделать, только чувствуя себя в достаточной

безопасности.

Дети,

пострадавшие

от

сексуального

насилия

Ребенок,

пострадавший

от

сексуального

насилия,

нуждается

в

терапии, в основе которой лежит подтверждение факта насилия и

его проработка. Ему также будет полезна модифицированная форма

Тераплэй,

разработанная

для

установления

таких

отношений

между ребенком и родителем, которые могут его поддержать, пока

он работает с травмой.

Дети в приемных и фостерных семьях

Тераплэй

эффективно

используется

при

работе

с

детьми

в

приемных и фостерных семьях, но не стоит полагать, что это

единственная терапия, которая требуется таким детям.

Родители

с

серьезными

проблемами

Если родители не решили свои собственные проблемы, они не

могут обеспечить своим детям необходимую заботу. Не следует

включать родителей в Тераплэйтерапию, пока вы не убедитесь,

что родите ли способны обеспечить ребенку безопасную и чуткую

заботу, которая ему необходима.

Родители

с

психическими

расстройствами

Родителям с психическими расстройствами, например, с тяжелой

депрессией

или

психотическими

расстройствами,

состояние

ко

торых не корректируется медикаментами, а сами они не проходят

собственную терапию, не следует участвовать в Тераплэйтерапии.

Литература:

Ф.Бусс,

Э.Дженберг.

Тераплей.

Руководство

по

улучшению

детско-

родтельских отношений через игру, основанную на привязанности. – М.:

Институт игровой терапии, 2017г.



В раздел образования