Автор: Кошелева Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского"
Населённый пункт: пос. Шаумянский
Наименование материала: Технологическая карта внеурочного занятия
Тема: "Что такое крахмал?"
Раздел: начальное образование
Тема Где прячется крахмал?
Цели занятия: расширение и систематизирование знаний детей о крахмале.
Задачи внеурочного занятия:
Дидактические
- Расширять кругозор о пользе картофеля для человека;
- Обеспечить развитие умения детей выдвигать гипотезы, делать выводы, вступать в речевые контакты с педагогом и другими взрослыми
для сбора информации;
- Способствовать развитию умения детей работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра, высказывать своё мнение.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность анализировать,
сравнивать;
- развивать основные мыслительные операции.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, при проведении опытов.
Объект: крахмал
Предмет: продукты питания
Оборудование: крахмал, стаканы с водой, металлические ложки, ватные диски, тарелки с кусочками продуктов (картофель, морковь,
яблоко, макароны, рис), флакон с йодом, таблицы для фиксирования результатов исследования
Планируемые результаты:
1. Предметные
- первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений
природы; о связи мира живой и неживой природы;
- стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
2. Личностные
- благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность, и самостоятельность в познании.
3. Метапредметные
Регулятивные
1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
3. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные
1. Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения;
2. Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.
Коммуникативные
1. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалого;
2. Готовить небольшие публичные выступления;
3. Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
I.
Подготовительны
й
-Здравствуйте, меня зовут Ирина Игоревна, и сегодня исследовательское занятие
проведу у вас я.
-Садитесь!
- Сегодня на занятии вы будете настоящими учеными-исследователями.
- Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются?
- Ученые занимаются научной деятельностью. Любая наука – это познание. Ученые
проводят
различные
опыты,
эксперименты.
Полученные
результаты
своих
исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.
- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить
проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты
своих опытов и конечно, сделать выводы.
- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (в научной
лаборатории).
- У нас сегодня на занятии будет работать 2 научные лаборатории.
- Но чтобы попасть в лабораторию и начать исследование нам надо выяснить, что, же
будет объектом нашего исследования.
- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект
нашего исследования.
- Потрогайте это вещество.
Приветствуют
учителя.
Учёный —
специалист в
какой-либо
научной области,
внёсший вклад в
науку. Обычно
учёными называют
тех людей,
которые
применяют
научный метод.
Учёный может
быть экспертом в
одной или
нескольких
областях науки.
В научной
лаборатории.
Поскрипывает на
пальцах
Порошок белого
- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)
- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)
- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества –
растворимость в воде. Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)
- Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.
- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)
- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования
(порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии).
- Чтобы узнать, как называется вещество, обладающее указанными свойствами вам
нужно отгадать загадку:
Как хрустит он хорошо –
Этот белый порошок.
Он в блины идет, в кисель.
Очень вкусно, ты поверь.
Ты уж, верно, угадал?
То – картофельный …… (крахмал)
-Тема нашего занятия «Где прячется крахмал?»
- Какую цель мы можем поставить перед собой? (Узнаем какими свойствами
обладает крахмал)
- Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (Предположим, что крахмал содержится в
каких-то продуктах растительного происхождения)
- Итак, объект нашего исследования – крахмал.
цвета
Добавить в воду и
размешать
Это
вещество
в
холодной воде не
растворяется
Порошок
белого
цвета,
не
растворяется
в
воде,
поскрипывает при
сжатии.
Крахмал
Узнаем
какими
свойствами
обладает крахмал
Предположим, что
крахмал
содержится
в
каких-то продуктах
растительного
происхождения
II. Основной
- Ребята, кто знает или догадался, из чего получают крахмал?
- А зачем людям крахмал? Где его используют? (крахмал используют для
приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств –
его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить
рубашки и юбки).
- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу?
- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это
невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с
вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.
- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем
ответить на вопросы:
1. Как обнаружить крахмал? и 2. Где прячется крахмал?
- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло
успешно.
- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится
«волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.
- Давайте сначала выясним, какого цвета йод. Капните йод при помощи пипетки на
ватный диск на тарелочке.
- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)
- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с
крахмалом.
- Для этого проведем следующий опыт. Возьмем 3 стакана с чистой водой.
В 1 стакан добавлять ничего не будем.
Крахмал
используют
для
приготовления
киселя,
при
выпечке
тортов,
как
компонент
лекарственных
средств
–
его
добавляют
в
таблетки.
А еще при помощи
крахмала
можно
накрахмалить
рубашки и юбки
Коричневого
Во 2 стакан добавим 1 ложку крахмала.
В 3 стакан добавим 1 ложку пищевой соды.
- А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.
- Что наблюдаете? (В стаканах №1 и №3 раствор пожелтел. В стакане №2, где был
раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)
- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет,
а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)
- Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том
или ином пищевом продукте крахмал.
- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей
йода.
- Ребята, теперь вы можете ответить на первый вопрос нашего занятия? (при помощи
йода)
- Итак, на первый вопрос ответ мы получили. Осталось выяснить - где прячется
крахмал – «невидимка».
В стаканах №1 и
№3
раствор
пожелтел.
В
стакане
№2,
где
был
раствор
с
крахмалом,
йод
изменил
цвет
на
фиолетовый
При помощи йода
III.
Заключительный
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в своих лабораториях и
протестировать продукты питания на наличие крахмала. У нас будет работать 3
лаборатории. У каждой лаборатории свое задание.
- Чтобы начать экспериментировать, нужно знать правила лаборантов. (на экране)
1. Внимательно слушать или читать задание.
2. Точно выполнять инструкции.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. Фиксировать результаты наблюдений.
5. В конце опытов делать выводы.
Практическая часть.
-У вас на партах картошка, морковка и вам нужно узнать какие овощи содержат
крахмал.
- А теперь давайте заслушаем выступления представителей лабораторий.
- В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная?
- Что это значит? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем
интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно)
- Ребята, мы ответили на второй из поставленных вопросов?
- Теперь вы знаете, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких его нет.
-У вас на партах карточки, заполните таблицу:
№
п/п
Название продукта
Содержит крахмал – «+»
Не содержит крахмал – «-»
1
Хлеб
2
Макароны
3
Морковь
4
Свекла
5
Картофель
6
Лук
7
Яблоко
8
Груша
Чем
больше
крахмала
содержится
в
пищевом продукте,
тем
интенсивнее
реакция
–
ярче
фиолетовое пятно
9
Конфета
10
Апельсин, лимон
11
Рис
12
Гречка
13
Кукуруза
-Сверьте ответы со слайдом.
- Давайте подведем итог нашего занятия, закончив фразы:
На занятии я узнал(а)……..
Для меня было открытием …….
Мне было интересным ………
- Расскажите о каком веществе мы сегодня говорили?
- Где прячется крахмал?
- С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, сегодня вы
были настоящими учеными.