Напоминание

"Что такое крахмал?"


Автор: Кошелева Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского"
Населённый пункт: пос. Шаумянский
Наименование материала: Технологическая карта внеурочного занятия
Тема: "Что такое крахмал?"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема Где прячется крахмал?

Цели занятия: расширение и систематизирование знаний детей о крахмале.

Задачи внеурочного занятия:

Дидактические

- Расширять кругозор о пользе картофеля для человека;

- Обеспечить развитие умения детей выдвигать гипотезы, делать выводы, вступать в речевые контакты с педагогом и другими взрослыми

для сбора информации;

- Способствовать развитию умения детей работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра, высказывать своё мнение.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность анализировать,

сравнивать;

- развивать основные мыслительные операции.

Воспитательные

- воспитывать аккуратность, при проведении опытов.

Объект: крахмал

Предмет: продукты питания

Оборудование: крахмал, стаканы с водой, металлические ложки, ватные диски, тарелки с кусочками продуктов (картофель, морковь,

яблоко, макароны, рис), флакон с йодом, таблицы для фиксирования результатов исследования

Планируемые результаты:

1. Предметные

- первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений

природы; о связи мира живой и неживой природы;

- стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

2. Личностные

- благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе

информационной);

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность, и самостоятельность в познании.

3. Метапредметные

Регулятивные

1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

3. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательные

1. Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения;

2. Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия

3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

Коммуникативные

1. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалого;

2. Готовить небольшие публичные выступления;

3. Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I.

Подготовительны

й

-Здравствуйте, меня зовут Ирина Игоревна, и сегодня исследовательское занятие

проведу у вас я.

-Садитесь!

- Сегодня на занятии вы будете настоящими учеными-исследователями.

- Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются?

- Ученые занимаются научной деятельностью. Любая наука – это познание. Ученые

проводят

различные

опыты,

эксперименты.

Полученные

результаты

своих

исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.

- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить

проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты

своих опытов и конечно, сделать выводы.

- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (в научной

лаборатории).

- У нас сегодня на занятии будет работать 2 научные лаборатории.

- Но чтобы попасть в лабораторию и начать исследование нам надо выяснить, что, же

будет объектом нашего исследования.

- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект

нашего исследования.

- Потрогайте это вещество.

Приветствуют

учителя.

Учёный —

специалист в

какой-либо

научной области,

внёсший вклад в

науку. Обычно

учёными называют

тех людей,

которые

применяют

научный метод.

Учёный может

быть экспертом в

одной или

нескольких

областях науки.

В научной

лаборатории.

Поскрипывает на

пальцах

Порошок белого

- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)

- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)

- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества –

растворимость в воде. Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)

- Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.

- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)

- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования

(порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии).

- Чтобы узнать, как называется вещество, обладающее указанными свойствами вам

нужно отгадать загадку:

Как хрустит он хорошо –

Этот белый порошок.

Он в блины идет, в кисель.

Очень вкусно, ты поверь.

Ты уж, верно, угадал?

То – картофельный …… (крахмал)

-Тема нашего занятия «Где прячется крахмал?»

- Какую цель мы можем поставить перед собой? (Узнаем какими свойствами

обладает крахмал)

- Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (Предположим, что крахмал содержится в

каких-то продуктах растительного происхождения)

- Итак, объект нашего исследования – крахмал.

цвета

Добавить в воду и

размешать

Это

вещество

в

холодной воде не

растворяется

Порошок

белого

цвета,

не

растворяется

в

воде,

поскрипывает при

сжатии.

Крахмал

Узнаем

какими

свойствами

обладает крахмал

Предположим, что

крахмал

содержится

в

каких-то продуктах

растительного

происхождения

II. Основной

- Ребята, кто знает или догадался, из чего получают крахмал?

- А зачем людям крахмал? Где его используют? (крахмал используют для

приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств –

его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить

рубашки и юбки).

- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу?

- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это

невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с

вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.

- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем

ответить на вопросы:

1. Как обнаружить крахмал? и 2. Где прячется крахмал?

- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло

успешно.

- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится

«волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.

- Давайте сначала выясним, какого цвета йод. Капните йод при помощи пипетки на

ватный диск на тарелочке.

- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)

- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с

крахмалом.

- Для этого проведем следующий опыт. Возьмем 3 стакана с чистой водой.

В 1 стакан добавлять ничего не будем.

Крахмал

используют

для

приготовления

киселя,

при

выпечке

тортов,

как

компонент

лекарственных

средств

его

добавляют

в

таблетки.

А еще при помощи

крахмала

можно

накрахмалить

рубашки и юбки

Коричневого

Во 2 стакан добавим 1 ложку крахмала.

В 3 стакан добавим 1 ложку пищевой соды.

- А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.

- Что наблюдаете? (В стаканах №1 и №3 раствор пожелтел. В стакане №2, где был

раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)

- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет,

а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)

- Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том

или ином пищевом продукте крахмал.

- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей

йода.

- Ребята, теперь вы можете ответить на первый вопрос нашего занятия? (при помощи

йода)

- Итак, на первый вопрос ответ мы получили. Осталось выяснить - где прячется

крахмал – «невидимка».

В стаканах №1 и

№3

раствор

пожелтел.

В

стакане

№2,

где

был

раствор

с

крахмалом,

йод

изменил

цвет

на

фиолетовый

При помощи йода

III.

Заключительный

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в своих лабораториях и

протестировать продукты питания на наличие крахмала. У нас будет работать 3

лаборатории. У каждой лаборатории свое задание.

- Чтобы начать экспериментировать, нужно знать правила лаборантов. (на экране)

1. Внимательно слушать или читать задание.

2. Точно выполнять инструкции.

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. Фиксировать результаты наблюдений.

5. В конце опытов делать выводы.

Практическая часть.

-У вас на партах картошка, морковка и вам нужно узнать какие овощи содержат

крахмал.

- А теперь давайте заслушаем выступления представителей лабораторий.

- В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная?

- Что это значит? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем

интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно)

- Ребята, мы ответили на второй из поставленных вопросов?

- Теперь вы знаете, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких его нет.

-У вас на партах карточки, заполните таблицу:

п/п

Название продукта

Содержит крахмал – «+»

Не содержит крахмал – «-»

1

Хлеб

2

Макароны

3

Морковь

4

Свекла

5

Картофель

6

Лук

7

Яблоко

8

Груша

Чем

больше

крахмала

содержится

в

пищевом продукте,

тем

интенсивнее

реакция

ярче

фиолетовое пятно

9

Конфета

10

Апельсин, лимон

11

Рис

12

Гречка

13

Кукуруза

-Сверьте ответы со слайдом.

- Давайте подведем итог нашего занятия, закончив фразы:

На занятии я узнал(а)……..

Для меня было открытием …….

Мне было интересным ………

- Расскажите о каком веществе мы сегодня говорили?

- Где прячется крахмал?

- С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, сегодня вы

были настоящими учеными.



В раздел образования