Автор: Тыщенко Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №56 УИМ"
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "ЦЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ, ДЕТСКОГО СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК, КАК СРЕДСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: начальное образование
ЦЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ, ДЕТСКОГО СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК, КАК
СРЕДСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно. Воображение же
охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции».
Альберт Энштейн
Почему главной задачей начальной школы не является обучения детей любви к
чтению? И не важно,
какие книги будет
читать ребёнок. Главное, что бы это чудо
произошло! Когда это случается, то человек от животного любопытства переходит к
человеческой любознательности, от примитивного мышления к творческому. И когда он
начинает
делиться
прочитанным,
то
начинает
развиваться
мышление
и
чудо
человеческого мышления - воображение. А, как известно - "Воображение важнее знаний".
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном
языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем
пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку,
поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая, рассказывая, сочиняя
сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались
сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать
основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение
ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Детские
сказки
расширяют
словарный
запас
малыша,
помогают
правильно
строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь
ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.
Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи,
необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию
слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной
деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно
в воспитании детей на
сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт
свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её
смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в
сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку
любовь к чтению.
На
уроках
литературного
чтения,
окружающего
мира
и
т.д.
сказки помогают
изучать простые и сложные правила, закономерности, понятия.
Сказки
должны
входить
в
план
воспитания
детей
как
средство воспитания
личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций.
В. Виталина
Неразлучные друзья
Жил – был маленький медвежонок. Медвежонок очень любил смотреть на звёзды.
Больше всего он любовался на Полярную звезду и хотел с ней подружиться.
Когда
садилось
солнце,
и
звездное
небо
становилось
видно,
Медвежонок садился возле своей берлоги и любовался своей далекой
красавицей – Полярной звездой. А ночью ему снилось, что Полярная
звезда прилетает к нему в гости и они вместе весело играют.
Медвежонок даже сделал из листиков себе звёздочку, представляя
себе, что это его далекий друг. Смастерил для неё наряды и стал заботиться о ней.
Как-то вечером Полярная звезда увидела, как Медвежонок укладывает спать свой
листик – звездочку, и ей захотелось подружиться с ним. Полярная звезда пригласила
Медвежонка к себе в гости. Медвежонку очень понравилось на звездном небе, и он
решил остаться.
Теперь ночью на небе мы можем наблюдать два
неразлучных
друга
–
созвездие
Малой
Медведицы
и
Полярную звезду.
А вот и мнение самих ребят, отвечающих на вопрос «Почему писатели
пишут сказки?» (раздел литературного чтения в 3 кл. «И кот учёный свои мне сказки
говорил…»):
Писатели пишут сказки, чтобы нам было интересно узнавать что-то
новое. Чтобы мы их рассказывали, ведь писателям это интересно, пишут
про свои фантазии. А нам весело читать!
Тимур Б., 3 класс
Почему писатели пишут сказки? Писатели и взрослые – они тоже как бы
дети, пишут сказки на свой лад. И, конечно, сказки получаются разными.
У
всех
людей
есть
своя
фантазия,
и
эту
фантазию
писатели
перевоплощают в сказку, которую с удовольствием читают дети.
Алиса Л, 3 класс
Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное
русло
развития.
Начинать
лучше
с
волшебных
сказок,
имеющих
постой
сюжет.
Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих
силах.