Авторы: Нятюнова Валентина Ивановна, Альтапова Гульнара Альбертовна
Должность: заместители директора
Учебное заведение: МАУДО "СШОР"Яр Чаллы"
Населённый пункт: город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Физкультурно-оздоровительные технологии физического воспитания школьников.
Раздел: среднее образование
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Нятюнова Валентина Ивановна,
Альтапова Гульнара Альбертовна,
заместители директора
МАУДО «СШОР «Яр Чаллы»
г. Набережные Челны, РТ
По уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье – это основа
формирования личности, один из важнейших компонентов человеческого
благополучия, одно из условий успешного социального и экономического
развития любой страны. Дисциплина «Физическая культура» направлена на
всестороннее физическое развитие учащегося, овладение ими средствами и
методами физической культуры, формирование знаний, необходимых для
ведения
здорового
образа
жизни
и
решение
задач,
возникающих
в
профессиональной деятельности. Она непосредственно связана с педагогикой,
психологией, физиологией, анатомией.
Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для
ученика
и учителя. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность
приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному
процессу.
При котором выполняются следующие требования:
учет индивидуальных возможностей занимающегося;
привитие знаний в умении самостоятельно защищать себя от стрессов;
не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
интеллектуальной нагрузки;
обеспечение
благоприятного
морально-психологического
климата
в
коллективе.
Организация учебной деятельности:
-строгие дозированные физические нагрузки;
-использование методики чередования интенсивности и релаксации в
обучении;
-использование принципа наглядности, постепенности, непрерывности,
доступности нагрузки с учётом индивидуальных возрастных особенностей
учащихся;
-учёт физической подготовленности и развития физических качеств;
-построение
занятия
с
учётом
динамичности
обучающихся,
их
работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований;
-благоприятный эмоциональный настрой, создание комфортных условий
на занятии.
Цель образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения. Сформировать у него
необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни. Два-три раза в год
(начало, середина и конец учебного года) проводить мониторинг различных
показателей, в первую очередь оценивающих физическую и психическую
работоспособность, функциональное состояние.
Особым моментом физкультурно-оздоровительной деятельности является
внеурочные
занятия,
организации
досуга.
Основными
мероприятиями
оздоровительной деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий;
- повышение уровня образованности в области физической культуры,
спорта и здорового образа жизни;
- формирование
устойчивого интереса и потребности в регулярных
занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности
через интегрированное и проектное
обучение основам здорового образа жизни.
И еще. У большинства ослабленных детей отсутствует интерес к физической
культуре. Такие дети избегают занятия физической культурой. Задача педагога
состоит в повышении двигательной активности таких школьников. Цель –
обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения.
Сформировать у него необходимые разумные знания, умения и навыки по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной жизни.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для
эстетического воспитания личности. Вся работа по воспитанию ученика в
школе должна сопровождаться активной пропагандой культуры здоровой
жизни. Следует формировать у школьников бережное отношение к своему
самочувствию,
ориентировать
их
на
укрепление
здоровья,
физическое
совершенство, гармонию души и тела.
Литература:
1. Физическая культура / Ю.И.Евсеев.-Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. –
382с. – (Высшее образование).
2. Физическая культура: уч. пособие/Под общ. Ред. Е.В. Коневой. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 558с.: ил. – (Высшее образование).
3. Теория и методика
обучения предмету «Физическая культура»: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. –
3-изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272с.