Напоминание

Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста


Автор: Иванова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Табунский детский сад " Огонёк"
Населённый пункт: село Табуны, Табунского района, Алтайского края
Наименование материала: консультация
Тема: Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предматематическая подготовка детей

Математика сегодня – одна из наиболее важных областей знаний

современного человека. Это объясняется бурным развитием математической

науки и проникновением ее в различные области знаний. Повсеместное

широкое использование техники (компьютеров), требует от каждого

определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с

математикой (набор телефонного номера требует знания цифр и умения

запомнить цифровую последовательность), математика нужна и домохозяйке

(разумно выстроить бюджет, включить микроволновку), и плотнику, и

бизнесмену.

Математическому развитию отводится значительное место в умственном

развитии детей д/в. Под математическим развитием дошкольников

понимаются качественные изменения в формах их познавательной

активности, которые происходят в результате формирования элементарных

математических представлений и связанных с ними логических операций.

Обучение в д/с направлено на воспитание у детей привычки полноценной

логической аргументации окружающего. Развитию логического мышления

способствует изучение начальной математики.

Математическое развитие детей д/в происходит как непроизвольно в

повседневной жизни (в совместной деятельности детей со взрослыми, в

общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на

занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Рационально организованное обучение дошкольников математике

обеспечивает общее умственное развитие детей.

Рационально организованное – это своевременное, соответствующее

возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет

педагогическое руководство со стороны взрослого.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей д/в

должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только практический

результат (навыки счета, выполнение математических операций), но и

широкий развивающий эффект.

Нормально развивающиеся дети к концу дошкольного периода в основном

переходят от конкретного к абстрактному, понятийному мышлению. У них

формируются мыслительные операции, необходимые для овладения

основами научных понятий.

Для того, чтобы обеспечить математическое развитие детей д/в следует

сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные

логические структуры: сенсорные процессы, словарь, систему элементарных

математических представлений, наглядные формы учебной деятельности.

Итогом предматематической подготовки детей является не только и не

столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений,

сколько умственное развитие детей, формирование у них необходимых

специфических познавательных и умственных умений, которые являются

базовыми для дальнейшего математического содержания.

Предматематическая подготовка направлена:

- развитие логического мышления

- развитие мелкой моторики

- развитие внимания, памяти

Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает

их всестороннее развитие.

Общая характеристика предматематической подготовки дошкольников

Предматематическая подготовка, которая осуществляется в дошкольных

образовательных учреждениях, представляет собой часть общей подготовки

детей к школе и включает в себя формирование системы элементарных

математических представлений.

Методика формирования элементарных математических представлений

состоит из следующих разделов: «количество и счет», «величина»,

«геометрические фигуры», «ориентировка во времени», «ориентировка в

пространстве».

При постановке и реализации задач предматематической

подготовки дошкольников учитывают:

— закономерности становления и развития познавательной деятельности,

умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;

— возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с

ними навыков и умений;

— принцип преемственности в работе детского сада и школы.

В процессе предматематической, подготовки обучающие, воспитательные и

развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с

другом.

Основные задачи предматематической подготовки детей в детском саду:

1. Формирование системы элементарных математических представлений у

дошкольников.

2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных

логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и

общего умственного развития.

Отмеченные задачи предматематической подготовки дошкольников имеют

место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учетом

возраста и индивидуальных особенностей. Для правильной ее постановки и

реализации необходимо знание педагогом программы развития

элементарных математических представлений не только той группы, с

которой он работает; использование средств, методов, форм и способов

организации работы, адекватных задачам и уровню развития детей;

систематическая работа по реализации задач как на занятиях по

формированию математических представлений, так и в повседневной жизни.

Содержание предматематической подготовки дошкольников детском саду

имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических

понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей

дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего

умственного и математического развития детей.

Математические понятия выражают сложные отношения и формы

действительного мира, прежде всего количественные отношения и

пространственные формы.

Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность,

наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления

дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе

содержания знаний, методов и способов их представления для

первоначального обучения.

Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние

годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах

развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в

воспитании и обучении детей.

Содержание обучения отражается в разделе «Развитие элементарных

математических представлений» «Программы воспитания и обучения в

детском саду». В каждой возрастной группе программа развития

элементарных математических представлений состоит из одинаковых по

названию разделов: «Количество и счет» (во второй младшей группе этот

раздел называется просто «Количество», так как детей еще не учат считать),

«Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве»,

«Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и

киот возможность научить детей выделять в предметах и явлениях

окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения,

которые являются предметом изучения математики. Усиливаемые в детском

саду знания с полным правом можно назвать предматематикой, а программу

— программой предматематической подготовки в школе. Она включает в

себя также и требования к уровню развития количественных,

пространственных и временных представлений у детей на каждом

возрастном этапе, что дает возможность использовать ее для контроля и

проверки степени усвоения основных программных задач.

Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение

специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы.

К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды

деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с

выполнением арифметических действий. Ко второй — пропедевтические,

специально сконструированные в дидактических целях, доматематические

виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения

(А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов),

сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).

Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на

конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны

младшим дошкольникам.

Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более

сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода

и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды

деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем

дошкольном возрасте.

Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более

сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы

надстраиваются над ними.

Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с

возникновением представлений о числах натурального ряда.

Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в

подготовке к школе. Однако счет не может быть единственно верным

содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать

математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный

вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета,

установлены более тесные связи между различными представлениями,

формируемыми у детей.

Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к

тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер.

Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует

подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с

множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и

наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше»,

«меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать

независимость числа от пространственно-качественных особенностей

предметов. Следует шире применять логические игры и упражнения, в том

числе на классификацию и сериацию с разнообразными дидактическими

средствами, которые способствуют формированию полноценных

представлений о числе и общему умственному развитию детей.

Лишь после выполнения различных практических действий с множествами

ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это

происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и

имеющей своеобразный учебно-игровой характер.

Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель

которой — формирование представлений о величинах. Большая

подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми

дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера,

объема, массы путем непосредственного сравнения предметов по данным

признакам. Чувственно-практическая деятельность, позволяющая

определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше (меньше),

шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже (мельче), тяжелее (легче) и

т. д., является первоосновой для введения измерения условными, а затем и

общепринятыми мерами.

Формирование представлений о величине происходит в тесной взаимосвязи с

развитием представлений о числе. Число получается и в результате счета, и в

результате измерения. Счет и измерение существенно дополняют друг друга,

способствуя математическому развитию ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать : элементами

вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в

школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами

вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими

математическими категориями.

Формирование пространственно-временных представлений во

всех возрастных группах происходит на базе практических ориентировок.

Познание пространства и времени дошкольниками осуществляется через их

чувственное отражение, осмысление в речи и использование в деятельности

(различение и называние геометрических фигур, основных

пространственных направлений, отдельных временных отрезков;

определение предметов круглой, квадратной, треугольной формы, изменение

направления в ходе движения, умение учитывать время в своей деятельности

и т. д.).

Однако в каждом году обучения выделяется одно главное направление. Во

второй младшей группе — формирование представлений о равенстве и

неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, в средней

группе — формирование представлений о числах в пределах 5, в старшей —

формирование представлений о числах и отношениях между

последовательными числами в пределах 10.

Поквартальное изложение основных программных задач в методических

пособиях и отдельных программных документах облегчает своевременное

повторение и закрепление пройденного, освоение нового материала.



В раздел образования