Автор: Иванова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Табунский детский сад " Огонёк"
Населённый пункт: село Табуны, Табунского района, Алтайского края
Наименование материала: консультация
Тема: Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Предматематическая подготовка детей
Математика сегодня – одна из наиболее важных областей знаний
современного человека. Это объясняется бурным развитием математической
науки и проникновением ее в различные области знаний. Повсеместное
широкое использование техники (компьютеров), требует от каждого
определенного минимума математических знаний и представлений.
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с
математикой (набор телефонного номера требует знания цифр и умения
запомнить цифровую последовательность), математика нужна и домохозяйке
(разумно выстроить бюджет, включить микроволновку), и плотнику, и
бизнесмену.
Математическому развитию отводится значительное место в умственном
развитии детей д/в. Под математическим развитием дошкольников
понимаются качественные изменения в формах их познавательной
активности, которые происходят в результате формирования элементарных
математических представлений и связанных с ними логических операций.
Обучение в д/с направлено на воспитание у детей привычки полноценной
логической аргументации окружающего. Развитию логического мышления
способствует изучение начальной математики.
Математическое развитие детей д/в происходит как непроизвольно в
повседневной жизни (в совместной деятельности детей со взрослыми, в
общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на
занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Рационально организованное обучение дошкольников математике
обеспечивает общее умственное развитие детей.
Рационально организованное – это своевременное, соответствующее
возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет
педагогическое руководство со стороны взрослого.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей д/в
должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только практический
результат (навыки счета, выполнение математических операций), но и
широкий развивающий эффект.
Нормально развивающиеся дети к концу дошкольного периода в основном
переходят от конкретного к абстрактному, понятийному мышлению. У них
формируются мыслительные операции, необходимые для овладения
основами научных понятий.
Для того, чтобы обеспечить математическое развитие детей д/в следует
сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные
логические структуры: сенсорные процессы, словарь, систему элементарных
математических представлений, наглядные формы учебной деятельности.
Итогом предматематической подготовки детей является не только и не
столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений,
сколько умственное развитие детей, формирование у них необходимых
специфических познавательных и умственных умений, которые являются
базовыми для дальнейшего математического содержания.
Предматематическая подготовка направлена:
- развитие логического мышления
- развитие мелкой моторики
- развитие внимания, памяти
Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает
их всестороннее развитие.
Общая характеристика предматематической подготовки дошкольников
Предматематическая подготовка, которая осуществляется в дошкольных
образовательных учреждениях, представляет собой часть общей подготовки
детей к школе и включает в себя формирование системы элементарных
математических представлений.
Методика формирования элементарных математических представлений
состоит из следующих разделов: «количество и счет», «величина»,
«геометрические фигуры», «ориентировка во времени», «ориентировка в
пространстве».
При постановке и реализации задач предматематической
подготовки дошкольников учитывают:
— закономерности становления и развития познавательной деятельности,
умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;
— возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с
ними навыков и умений;
— принцип преемственности в работе детского сада и школы.
В процессе предматематической, подготовки обучающие, воспитательные и
развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с
другом.
Основные задачи предматематической подготовки детей в детском саду:
1. Формирование системы элементарных математических представлений у
дошкольников.
2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных
логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и
общего умственного развития.
Отмеченные задачи предматематической подготовки дошкольников имеют
место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учетом
возраста и индивидуальных особенностей. Для правильной ее постановки и
реализации необходимо знание педагогом программы развития
элементарных математических представлений не только той группы, с
которой он работает; использование средств, методов, форм и способов
организации работы, адекватных задачам и уровню развития детей;
систематическая работа по реализации задач как на занятиях по
формированию математических представлений, так и в повседневной жизни.
Содержание предматематической подготовки дошкольников детском саду
имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических
понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей
дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего
умственного и математического развития детей.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы
действительного мира, прежде всего количественные отношения и
пространственные формы.
Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность,
наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления
дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе
содержания знаний, методов и способов их представления для
первоначального обучения.
Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние
годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах
развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в
воспитании и обучении детей.
Содержание обучения отражается в разделе «Развитие элементарных
математических представлений» «Программы воспитания и обучения в
детском саду». В каждой возрастной группе программа развития
элементарных математических представлений состоит из одинаковых по
названию разделов: «Количество и счет» (во второй младшей группе этот
раздел называется просто «Количество», так как детей еще не учат считать),
«Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве»,
«Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и
киот возможность научить детей выделять в предметах и явлениях
окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения,
которые являются предметом изучения математики. Усиливаемые в детском
саду знания с полным правом можно назвать предматематикой, а программу
— программой предматематической подготовки в школе. Она включает в
себя также и требования к уровню развития количественных,
пространственных и временных представлений у детей на каждом
возрастном этапе, что дает возможность использовать ее для контроля и
проверки степени усвоения основных программных задач.
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение
специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы.
К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды
деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с
выполнением арифметических действий. Ко второй — пропедевтические,
специально сконструированные в дидактических целях, доматематические
виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения
(А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов),
сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).
Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на
конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны
младшим дошкольникам.
Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более
сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода
и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды
деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем
дошкольном возрасте.
Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более
сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы
надстраиваются над ними.
Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с
возникновением представлений о числах натурального ряда.
Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в
подготовке к школе. Однако счет не может быть единственно верным
содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать
математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный
вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета,
установлены более тесные связи между различными представлениями,
формируемыми у детей.
Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к
тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер.
Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует
подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с
множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и
наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше»,
«меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать
независимость числа от пространственно-качественных особенностей
предметов. Следует шире применять логические игры и упражнения, в том
числе на классификацию и сериацию с разнообразными дидактическими
средствами, которые способствуют формированию полноценных
представлений о числе и общему умственному развитию детей.
Лишь после выполнения различных практических действий с множествами
ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это
происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и
имеющей своеобразный учебно-игровой характер.
Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель
которой — формирование представлений о величинах. Большая
подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми
дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера,
объема, массы путем непосредственного сравнения предметов по данным
признакам. Чувственно-практическая деятельность, позволяющая
определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше (меньше),
шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже (мельче), тяжелее (легче) и
т. д., является первоосновой для введения измерения условными, а затем и
общепринятыми мерами.
Формирование представлений о величине происходит в тесной взаимосвязи с
развитием представлений о числе. Число получается и в результате счета, и в
результате измерения. Счет и измерение существенно дополняют друг друга,
способствуя математическому развитию ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать : элементами
вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в
школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами
вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими
математическими категориями.
Формирование пространственно-временных представлений во
всех возрастных группах происходит на базе практических ориентировок.
Познание пространства и времени дошкольниками осуществляется через их
чувственное отражение, осмысление в речи и использование в деятельности
(различение и называние геометрических фигур, основных
пространственных направлений, отдельных временных отрезков;
определение предметов круглой, квадратной, треугольной формы, изменение
направления в ходе движения, умение учитывать время в своей деятельности
и т. д.).
Однако в каждом году обучения выделяется одно главное направление. Во
второй младшей группе — формирование представлений о равенстве и
неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, в средней
группе — формирование представлений о числах в пределах 5, в старшей —
формирование представлений о числах и отношениях между
последовательными числами в пределах 10.
Поквартальное изложение основных программных задач в методических
пособиях и отдельных программных документах облегчает своевременное
повторение и закрепление пройденного, освоение нового материала.