Автор: Калашникова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОКУ детский сад комбинированного вида "Сказка"
Населённый пункт: пгт. Лёвинцы Оричевского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Период младенчества прекрасен и эмоционален для малыша, но время идет, малыш
подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с детским
садом. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым
необходимо привыкнуть.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою
очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся связей и быстрого
образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья
ребенка
целесообразно
в адаптационный
период использовать
различные игровые
технологии, так как игра занимает ведущее место в жизни маленького человека. Игра – это
не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он
недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию
общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети
познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство,
знакомятся
с
растениями,
животными, адаптируются к
многообразию
человеческих
отношений.
Таким
образом, игровые
технологии играют
основную
роль
в
работе
воспитателя в адаптационный период.
Понятие «игровые
педагогические
технологии» включает
достаточно
обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Цель игровых технологий - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре
волнующие
его
ситуации
при
полном
внимании
и
сопереживании
взрослого.
Используя игровые
технологии в
образовательном
процессе,
взрослому
необходимо
обладать
эмпатией,
доброжелательностью,
уметь
осуществлять
эмоциональную
поддержку,
создавать
радостную
обстановку
поощрения
любой
выдумки
и
фантазии
ребенка.
Место и роль игровых технологий в образовательном процессе, сочетание элементов
игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.
Сначала они (игровые технологии) используются как отдельные игровые моменты.
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта,
доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда
готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Первые игры были фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются
с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном
расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых
и большим количеством детей
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждались робкие, застенчивые дети,
чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять
настроение
помогли
"пальчиковые"
игры:
«Гуси-
гуси»,
«Прятки»,
«Поляна»,
«Мы
капусту рубим, рубим» и др.
Такие игры, как "Книжка – угадай-ка", "Вместе с мишкой", “Игры с куклой” не только
ободряли
робкого
и
развеселяли
плачущего
малыша,
но
и
успокаивали
слишком
расшалившегося,
переключали
внимание
и
помогали
расслабиться
рассерженному,
агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный
период помогли
физические
упражнения
и
подвижные
игры,
которые
мы
проводим
по
несколько
раз
в
день.
Также
создали
условия
для
самостоятельных упражнений: предлагали малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, то
читали им
сказку или играли в спокойные игры.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро
заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и
сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения
циклов занятий.
Игровая
форма
занятий
создается
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций,
выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
Деятельность
детей
была
построена
на
творческом
использовании
игры
и
игровых
действий
в
воспитательно-образовательном
процессе,
наиболее
удовлетворяющей
возрастные потребности дошкольников.
Мы приступили к проведению занятий сразу с сентября, не перенося педагогический
процесс на октябрь.
Каждую неделю мы
вводим в игру новый сюжет (разыгрывать с ребенком новое
событие),
чтобы
игра
не
превратилась
в
стереотипное
повторение
одних
и
тех
же
действий.
Идя в детский сад, ребенок знал, что его ждет тот или персонаж. Он его встречает,
делает зарядку, играет ,занимается. Слезы проходят быстро. Особый интерес проявляют
дети, когда для героя лепим или рисуем.
Образовательная деятельность с использованием игровых технологий проходит очень
в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере свободы и
равенства
.
Как показывает опыт, изученный в процессе игровой деятельности материал,
забывается детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого
игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически
сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным
для дошкольников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения,
усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Вот темы циклов- занятий, которые мы использовали:
«Божья коровка»;
«Листопад»;
«Мячик»;
«Прогулка в осенний лес»;
«Веселый петрушка»;
«Осень золотая»;
«Мячики»;
«Мыльные пузыри»;
«Музыканты»;
«Зайка»;
«Мишка»;
«Народные промыслы»;
«Непослушные мышата»;
«Снеговик у нас в гостях»;
«Новый год»;
«Развлечения»;
«Елочка»;
Колобок»;
«Собака»;
«Медведь»;
«Мой папа»;
«Мамин день»;
«Котята»;
«Кукла»;
«Лошадка»;
«Машины»;
«Птичка»;
«Овощи»;
«Фрукты»;
«Петушок, курочка и цыплята»;
«Бабочка»;
«Цветы».
А задачи перед собой мы ставили следующие:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к
детскому саду;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Кроме
этого
мы
знакомили родителей с
организацией
воспитательно
–
образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных
игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде
консультаций, например: «Игры
в период
адаптации ребенка
к
детскому
саду», «Игры
пальчиковой гимнастики». Проводились индивидуальные беседы.
Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 38%
детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 62% средняя степень адаптации. Так же и
среди родителей наблюдалась повышенная активность в сотрудничестве с детским садом
по созданию условий для адаптации и развитии детей.
Из всего этого можно сделать вывод, что игровые технологии несут в себе большую
познавательную, развивающую и эмоциональную ценность.