Автор: Зинькина Ирина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Руза, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
И.И. Зинькина
(г. Руза, Московская обл.)
"
Развитие творческих способностей обучающихся
в системе дополнительного образования "
Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной
самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор,
умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и
творить что-либо новое, необычное. Поэтому творческие способности
человека рассматриваются многими исследователями как базовый ресурс
цивилизации.
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный
на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные
способы деятельности.
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях
творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных
аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как
создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество.
Немаловажную роль в развитии творчества играют учреждения
дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет
успешно содействовать развитию творческих способностей учащихся на
основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой
деятельности.
Для учреждения дополнительного образования детей характерно наличие
широкого
спектра
образовательных
услуг,
отсутствие
жёсткой
регламентации деятельности, гуманистическое взаимодействие участников
образовательного процесса являются главными достоинствами учреждений
дополнительного образования детей. Что, в свою очередь, создаёт атмосферу,
максимально
благоприятную
для
проявления
и
развития
творческой
активности (в частности творческого мышления) как обучающихся, так и
самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие
достижения педагогической науки.
Обеспечение развития творческого мышления учащихся в контексте
повышения качества работы образовательного учреждения предполагает:
-
Разработку,
корректировку
реализуемых
в
образовательном
учреждении
образовательных
программ,
способствующих
развитию
у
учащихся способностей, обеспечивающих в будущем возможность не
отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса, творчески
подходить к решению актуальных профессиональных и жизненных проблем.
- Разработку личностно-ориентированных образовательных программ,
направленных на удовлетворение разнообразных интересов и творческое
развитие учащихся.
-
Включение
учащихся
в
разнообразные
виды
мыслительной
деятельности.
- Реализацию системы разнообразных методов, приемов развития
творческого мышления в рамках реализуемых образовательных программ.
-
Создание
целостной
системы
мониторинга
степени
развития
творческого
мышления
учащихся
в
учреждении
дополнительного
образования детей.
- Повышение квалификации педагогов дополнительного образования в
сфере развития творческого мышления учащихся.
Таким образом, и занятия в системе дополнительного образования
могут строиться на основе креативного урока, который отличается от
традиционного и включает в себя блоки, реализующие цели занятия,
раскрывающие его задачи.
Дополнительное
образование
является
по
сути
практико-
ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется педагогами,
мастерами
своего
дела,
что
обеспечивает
его
разносторонность,
привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность.
Дополнительное образование - это «зона ближайшего развития» личности
ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии
со своими желаниями и потребностями.
Гибкость дополнительного образования как открытой социальной
системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских
качеств,
развития
социального творчества,
формирования социальных
компетенций.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено
целым
рядом
направлений.
Одной
из
направлений: художественно-
эстетическое.
Художественно-эстетическое
развитие –
важнейшая
сторона
воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта,
эмоциональной сферы личности.
Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-
эстетическому воспитанию, обеспечивающее эмоциональное благополучие
каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного и творческого
потенциала, создание условий для его самореализации.
Дополнительное
образование -
это
«зона
ближайшего
развития»
личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в
соответствии со своими желаниями и потребностями.
Дополнительное
образование
по
художественно-эстетическому
воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности,
который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию
способностей
детей,
помогает
их
проявлению
и
дальнейшему
совершенствованию.
Цель кружковой работы – формирование эстетического отношения к
окружающему миру, развитие природных данных детей, творческое развитие
с
учетом
индивидуальности
каждого
ребенка
посредством
занятий
декоративно-прикладного искусства.
Занятие
в
кружках
художественно-эстетической
направленности
обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое,
свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению
разными
видами
деятельности;
имеет
другую
систему
оценивания
результатов деятельности обучающихся. Занятия в кружках дополнительного
образования
детей
направлены
на
развитие творческого
потенциала
воспитанников.
Трудно представить нам жизнь ребенка без творчества. Творчество –
синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно
ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка –
огромные возможности развития. В современном обществе все более
реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не
означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же
способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог
дополнительного
образования,
ориентируясь
на
гуманистические
общечеловеческие
ценности,
на
занятиях
осуществляет
целостный
образовательный
процесс
(развитие,
воспитание,
обучение
детей
и
подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями,
способностями
и
интересами).
Например,
занятия
декоративно
-
прикладным творчеством выполняют несколько важных функций: с одной
стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она
эффективно
развивает
творческое
воображение,
эстетический
вкус,
эмоциональную
сферу,
пространственное
мышление,
художественные
потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в
материальной и духовной деятельности.
Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший
результат. А хороший результат возможен там, где есть положительная
мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие
способности ребенка и их использование в творческой деятельности
Список литературы.
1.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986.
С. 30—36.
2.
Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий
курс научного творчества. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. -
88 с.
3.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности:
Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров:
АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
4.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по
развитию творческой личности учащихся в педагогической системе
НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования.
Выпуск 1. -ART 53572.
5.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности:
Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров:
АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с