Автор: Быкова Анна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№40 детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: Камчатский край Усть-Камчатский район п.Ключи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность "Моя Камчатка"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Моя Камчатка»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей:
о родном крае, полуострове Камчатка;
о расположении полуострова, относительно материковой зоны;
название народностей – коряки, этельмены, эвены;
о животном мире;
о традициях камчадалов,
о городах и населенных пунктах,
о вулканах.
2. Развивать интерес у детей к музыкальной культуре и литературе коренных
народностей Камчатки
3. Прививать любовь к родному краю, селу.
Актуальность:
Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада,
родного города, родного края, окружающей природы. Развитие любви и
привязанности к родному дому служит первой ступенью в нравственно –
патриотическом воспитание дошкольника.
В дошкольный период закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во
взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Именно региональная культура является первым шагом для дошкольника в
освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, формирование у
детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой,
воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых
экологических проблем. Проект «Моя Камчатка» разработан с учётом
национально-регионального компонента парциальной программы и
органически вписывается в общий контекст основной воспитательно-
образовательной программы детского сада в курсе «Ознакомление с
окружающим миром детей дошкольного возраста». Содержание проекта
носит развивающий и воспитывающий характер. Он ориентирован на
общечеловеческие, гуманистические ценности, формирование научно
обоснованного природоохранного мировоззрения; объединяет
географические, природоведческие и здоровьесберегающие знания.
Цель: формирование у детей знаний о «малой Родине», отличительных
особенностях Камчатского края.
Задачи:
Обучающая
: расширять представления детей о малой Родине на основе
знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомить с
вулканами и их строением, подвести детей к осознанному выбору
поведения, безопасного для здоровья в условиях Камчатского региона.
Развивающая:
развитие любознательности и кругозора детей.
Воспитывающая
: воспитание в ребёнке высокой духовной
нравственности, любви и бережного отношения к природе родного
края.
Участники проекта: воспитанники группы, родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно-творческий.
По продолжительности: краткосрочный.
Этапы работы:
Подготовительный;
Исследовательский;
Продуктивный;
Защита проекта;
Способы организации работы;
Предполагаемые итоги реализации проекта.
В разработке проекта «Моя Камчатка» для формирования целостной
системы знаний, развития познавательного интереса у детей были
использованы методы:
Обследование и опыт;
Метод сравнения;
Метод вопросов;
Метод повторения;
Рассматривание иллюстраций, чтение, составление рассказов;
Игровые приемы;
Проблемные ситуации;
Предположения.
Предметно-развивающая среда построена с учетом организации воспитания
и обучения дошкольников, с поиском средств максимального развития
личности ребенка через познавательно – творческую деятельность.
Для реализации цели проекта использовалось оборудование
экспериментально – исследовательского уголка:
карта Камчатки;
заготовки для макета вулкан;
природные материалы;
иллюстрации по теме;
художественная литература.
Интегративные связи: для разностороннего развития детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей в образовательном процессе,
при реализации проекта осуществлялась интеграция всех образовательных
областей.
Использование данных приемов и методов, интеграции образовательных
областей формируют у детей любознательность, творческую активность,
развивают интеллектуальные способности.
В проекте, наряду с задачами общеобразовательными, ставится задача по
сохранению здоровья и формированию способностей выживать в
экстремальных условиях, ведь Камчатка представляет собой регион с
природно-климатическими особенностями. В практической работе, опытным
путём дети приобрели знания правил поведения при землетрясении.
Деятельность в ходе проекта: оформление предметно-развивающей среды,
совместно с детьми посещение музея войсковой части, создание галереи
детского творчества «Моя Камчатка», оформление книжной выставки,
фотовыставки, коллективная работа «Камчатка-богатый край», проведение
опыта «Извержение вулкана», макет вулкана из снега, чтение
художественной литературы, посещение и рассматривание уголков по
патриотическому воспитанию в других группах, презентация фильма о
Камчатке.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Дети понимают, что после опыта и наблюдения необходимо сделать вывод,
дети самостоятельно анализировали результат опыта, некоторые дети делали
вывод самостоятельно; расширение знаний о вулканах Камчатки;
формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственное
отношение к окружающей среде, выработка навыка грамотного и бережного
отношения к биоресурсам Камчатки. По итогам реализации проекта нами
была создана галерея детского творчества «Моя Камчатка», был создан макет
«Вулкан».
Область применения:
Данный проект доступен в практическом применении и может
использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных
образовательных учреждений по ознакомлению детей с окружающим миром.
Заключение
Мы считаем, что технология проектирования помогает дошкольникам стать
активными участниками воспитательно-образовательного процесса,
становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной
деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём
уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми
проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения. А
совместный сбор материалов по теме, игры, конкурсы, презентации
раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в
воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах.
В ходе реализации проекта дети расширили представления о малой Родине
на основе знакомства с особенностями ландшафта Камчатки, познакомились
с вулканами и их строением, узнали правила безопасного поведения в
условиях Камчатского региона.
Использованные интеграции образовательных областей формируют у детей
любознательность, творческую активность, развивают познавательный
интерес, самостоятельную деятельность, интеллектуальные способности.
Помимо приобретения определенного багажа знаний, большое внимание
уделяется нравственному воспитанию детей.