Напоминание

"Приёмы формирования здорового образа жизни"


Авторы: Шунаева Любовь Сергеевна, Любовь Сергеевна Шунаева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы формирования здорового образа жизни"
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы формирования здорового образа жизни

Шунаева Л.С.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это

воспитание

здорового

подрастающего

поколения.

Эта

многоплановая

проблема.

Воспитатель

группы

продленного

дня

должен

эффективно

использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа

жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и

активно вовлекать учащихся в систему работы.

Обучение и воспитание

строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей,

ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности

каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в

группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания,

видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного

воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Здоровье является фактором личностно – ценного образования, поэтому

главными задачами современной школы являются следующие:

воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый

образ жизни (ЗОЖ);

организация такого образовательного и воспитательного процесса,

который не навредит здоровью ребёнка;

использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и

развития школьника.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа

жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе, поэтому мы, педагоги,

поставили перед собой следующую цель:

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё

здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами

бытия.

Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач:

1. Профилактика вредных привычек.

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их

полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения,

безопасной жизни.

Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять

ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие

мероприятия,

которые

стали

бы

интересны

и

полезны

школьнику

соответствующего

возраста,

способствовали

его

интеллектуальному

и

физическому развитию, обогащали его эмоционально.

В конечном итоге мы должны придти к следующему результату: воспитать

нравственно,

физически

и

психически

здорового

ученика,

адекватно

оценивающего своё место и предназначение в жизни.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве

приоритетных направлений в воспитании мы рассматриваем физическое и

нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование

культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое

воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья

учащихся.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых

гигиенических

и

психологических

условий

для

организации

учебной

деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду

здорового образа жизни.

Организация

учебно-воспитательной

работы

по

укреплению

ЗОЖ

и

укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:

1.

Соблюдение режима дня;

2.

Рациональное питание;

3.

Оптимальная двигательная активность;

4.

Предупреждение вредных привычек;

5.

Повышение психоэмоциональной устойчивости;

6.

Разъяснительная работа с родителями;

1.Соблюдение режима дня

В нашей школе организованы 2 группы продленного дня по 15 человек.

Возраст не ограничен, группу посещают дети со 2 – 11 класс. Первоклассники

могут посещать группу со второго полугодия. Для занятий оборудованы два

класса. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня — это

не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в

течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От

того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен

ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только

дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и

здоровье.

Раз в неделю мы проводим беседы о здоровом образе жизни. «Азбука

поведения», «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным

питанием», «Разговор о правильном питании», «Твои поступки и привычки» и

т.д.

На занятиях используются различные формы работы: беседы по теме,

проведение опытов, наблюдений, оздоровительных минуток, праздников, КВН,

игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, «уроков» - здоровья и

т. д.

2.Рациональное питание.

В

обязанности

педагога

входит

организация

своевременного

питания

учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.

Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно

организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей

начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А

пища служит основным источником энергии и строительным материалом для

роста и развития организма ребенка.

3.Оптимальная двигательная активность.

Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему

живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в

играх малой и средней подвижности. Ежедневно в нашей школе организуются

прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно

выделит следующие:

Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными

изменениями;

Прогулка-задание, цель которой может быть - поздравить товарищей

или взрослых с праздником;

Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической

задачи;

Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание

отыскать, к примеру, лекарственные растения;

Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и

т.д;

Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого

развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать

сказку;

Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и

показать;

Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по

ПДД, культуре поведения и т.д.

Комбинированная

прогулка проводиться

в

сочетании

с

играми,

спортивными занятиями, экскурсионной работой.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние

центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель

решает сразу две задачи: обеспечивает интересное проведение времени и

содействует укреплению коллектива.

А также игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии

ребенка. Жизнь ему проще познавать в игре. Игра как своеобразная форма

обучения в начальных классах, опираясь на дощкольный опыт детей,

обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств

организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая

возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам

развития их психики.

Основная форма работы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные,

малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную

гимнастику,

строевые

и

физические

упражнения,

упражнения

для

формирования осанки.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование

полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда

они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и

избавления от них лежит воля.

Мы ведем систематическую работу по воспитанию самостоятельности и

культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней

культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя

сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть

выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Мы считаем своей задачей

помочь ребенку в овладении культурой поведения. В группе продленного дня,

как нигде, отражается воспитанность наших учеников.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не

активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия.

Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное

мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно

учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает

радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого

положительного результата, даже самой маленькой победы.

Поэтому в нашей школе обязательно проводятся занятия по психологии.

Проводят их как школьный психолог, так и учителя и педагоги группы

продленного дня. Основная цель этих занятий - психологическое здоровье, т.е

помочь

школьникам

научиться

понимать

себя,

взаимодействовать

со

сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Занятия проводятся индивидуально или в группах:

Тренинговые

занятия -

групповое

занятие,

целью

которого

является создание

условий

для

самораскрытия

участников

и

самостоятельного

поиска

ими

способов

решения

собственных

психологических проблем.

Волшебный стул – цель данного группового дела – развивать у

школьников

интерес

к

человеку

как

таковому

и

содействовать

формированию достоинства как черты личности.

6. Разъяснительная работа с родителями:

В работе с родителями используются тематические родительские собрания о

соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правила

работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком

какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими

собраниями в практику школы вошло один раз в год проводить день открытых

дверей для родителей. Где родители могут посетить или провести сами любой

мастер-класс.

Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от

отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик

с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен,

оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог

успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Помните,

здоровье детей – в наших с вами руках! Благодарю всех за внимание.



В раздел образования