Авторы: Шунаева Любовь Сергеевна, Любовь Сергеевна Шунаева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы формирования здорового образа жизни"
Раздел: начальное образование
Приёмы формирования здорового образа жизни
Шунаева Л.С.
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это
воспитание
здорового
подрастающего
поколения.
Эта
многоплановая
проблема.
Воспитатель
группы
продленного
дня
должен
эффективно
использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа
жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и
активно вовлекать учащихся в систему работы.
Обучение и воспитание
строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей,
ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности
каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в
группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания,
видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного
воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Здоровье является фактором личностно – ценного образования, поэтому
главными задачами современной школы являются следующие:
воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый
образ жизни (ЗОЖ);
организация такого образовательного и воспитательного процесса,
который не навредит здоровью ребёнка;
использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и
развития школьника.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа
жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе, поэтому мы, педагоги,
поставили перед собой следующую цель:
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё
здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами
бытия.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач:
1. Профилактика вредных привычек.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения,
безопасной жизни.
Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять
ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие
мероприятия,
которые
стали
бы
интересны
и
полезны
школьнику
соответствующего
возраста,
способствовали
его
интеллектуальному
и
физическому развитию, обогащали его эмоционально.
В конечном итоге мы должны придти к следующему результату: воспитать
нравственно,
физически
и
психически
здорового
ученика,
адекватно
оценивающего своё место и предназначение в жизни.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве
приоритетных направлений в воспитании мы рассматриваем физическое и
нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование
культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое
воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.
В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья
учащихся.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых
гигиенических
и
психологических
условий
для
организации
учебной
деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду
здорового образа жизни.
Организация
учебно-воспитательной
работы
по
укреплению
ЗОЖ
и
укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:
1.
Соблюдение режима дня;
2.
Рациональное питание;
3.
Оптимальная двигательная активность;
4.
Предупреждение вредных привычек;
5.
Повышение психоэмоциональной устойчивости;
6.
Разъяснительная работа с родителями;
1.Соблюдение режима дня
В нашей школе организованы 2 группы продленного дня по 15 человек.
Возраст не ограничен, группу посещают дети со 2 – 11 класс. Первоклассники
могут посещать группу со второго полугодия. Для занятий оборудованы два
класса. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня — это
не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в
течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От
того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен
ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только
дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и
здоровье.
Раз в неделю мы проводим беседы о здоровом образе жизни. «Азбука
поведения», «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным
питанием», «Разговор о правильном питании», «Твои поступки и привычки» и
т.д.
На занятиях используются различные формы работы: беседы по теме,
проведение опытов, наблюдений, оздоровительных минуток, праздников, КВН,
игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, «уроков» - здоровья и
т. д.
2.Рациональное питание.
В
обязанности
педагога
входит
организация
своевременного
питания
учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.
Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно
организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей
начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А
пища служит основным источником энергии и строительным материалом для
роста и развития организма ребенка.
3.Оптимальная двигательная активность.
Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему
живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в
играх малой и средней подвижности. Ежедневно в нашей школе организуются
прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно
выделит следующие:
Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными
изменениями;
Прогулка-задание, цель которой может быть - поздравить товарищей
или взрослых с праздником;
Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической
задачи;
Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание
отыскать, к примеру, лекарственные растения;
Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и
т.д;
Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого
развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать
сказку;
Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и
показать;
Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по
ПДД, культуре поведения и т.д.
Комбинированная
прогулка проводиться
в
сочетании
с
играми,
спортивными занятиями, экскурсионной работой.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние
центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель
решает сразу две задачи: обеспечивает интересное проведение времени и
содействует укреплению коллектива.
А также игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии
ребенка. Жизнь ему проще познавать в игре. Игра как своеобразная форма
обучения в начальных классах, опираясь на дощкольный опыт детей,
обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств
организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая
возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам
развития их психики.
Основная форма работы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные,
малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную
гимнастику,
строевые
и
физические
упражнения,
упражнения
для
формирования осанки.
4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование
полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда
они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и
избавления от них лежит воля.
Мы ведем систематическую работу по воспитанию самостоятельности и
культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней
культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя
сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть
выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Мы считаем своей задачей
помочь ребенку в овладении культурой поведения. В группе продленного дня,
как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не
активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия.
Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное
мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно
учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.
Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает
радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого
положительного результата, даже самой маленькой победы.
Поэтому в нашей школе обязательно проводятся занятия по психологии.
Проводят их как школьный психолог, так и учителя и педагоги группы
продленного дня. Основная цель этих занятий - психологическое здоровье, т.е
помочь
школьникам
научиться
понимать
себя,
взаимодействовать
со
сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Занятия проводятся индивидуально или в группах:
Тренинговые
занятия -
групповое
занятие,
целью
которого
является создание
условий
для
самораскрытия
участников
и
самостоятельного
поиска
ими
способов
решения
собственных
психологических проблем.
Волшебный стул – цель данного группового дела – развивать у
школьников
интерес
к
человеку
как
таковому
и
содействовать
формированию достоинства как черты личности.
6. Разъяснительная работа с родителями:
В работе с родителями используются тематические родительские собрания о
соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правила
работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком
какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими
собраниями в практику школы вошло один раз в год проводить день открытых
дверей для родителей. Где родители могут посетить или провести сами любой
мастер-класс.
Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от
отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик
с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен,
оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог
успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Помните,
здоровье детей – в наших с вами руках! Благодарю всех за внимание.