Автор: Саруханов Руслан Шарафудинович
Должность: преподаватель 1 категории
Учебное заведение: Краснодарского подразделения Северо-Кавказского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Основные виды грузов, способы их строповки, перемещения, расстроповки и складирования
Раздел: дополнительное образование
Краснодарское подразделение Северо-Кавказского учебного центра профес-
сиональных квалификаций
Учебное пособие
по предмету
«
Основные виды грузов, способы их строповки, перемещения,
расстроповки и складирования
»
основной программы профессионального обучения
–
программы профессиональной переподготовки
по профессии «Стропальщик 2, 3-го разрядов»
Преподаватель: Р.Ш. Саруханов
Краснодар
2023
Содержание
Тема 1. Сведения о грузах, перемещаемых кранами ............................. 4
Классификация грузов ............................................................................... 4
Манипуляционные знаки и знаки опасности ........................................... 4
Тема 2. Строповка грузов ........................................................................... 5
Способы и схемы строповки ...................................................................... 5
Выбор грузозахватного приспособления ................................................. 8
Тема 3. Складирование грузов ................................................................. 9
Тема 4. Организация безопасного производства работ кранами ......... 11
Технологические документы, регламентирующие производство работ
ПС ........................................................................................................................ 11
Установка стрелового мобильного крана ............................................. 11
Опасные зоны при работе кранов ........................................................... 12
Производство работ кранами вблизи ЛЭП ...................................... 13
Погрузка и выгрузка полувагонов .......................................................... 15
Подъем и перемещение груза несколькими кранами ........................... 15
Требования к процессу подъема и транспортировки людей ............... 16
Требования безопасности при кантовке груза ...................................... 16
Тема 5. Основные обязанности стропальщиков по безопасному произ-
водству работ грузоподъемными машинами ................................................... 18
Общие положения ................................................................................. 18
Обязанности стропальщика перед началом работы ............................... 19
Обязанности стропальщика при строповке груза ................................. 20
Знаковая сигнализация .......................................................................... 22
Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза ........ 23
Обязанности стропальщика при опускании груза ................................ 25
Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях .......................... 25
Литература ............................................................................................ 28
Тема 1. Сведения о грузах, перемещаемых кранами Классифика-
ция грузов
Грузы по их виду, способу строповки и складирования делятся на:
— металлические конструкции,
двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия
— прокатная сталь, трубы, лесо- и
пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, плиты, панели,
блоки, балки и другие изделия геометрически правильной формы
грузы — уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая
металлическая стружка и другие грузы, которые перемещаются в таре или
грейферами
— грузы, обладающие способностью
некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени за-
твердевать (бетонные массы, растворы, битумы, смазывающие вещества).
Транспортируются в специальной таре
— грузы, не имеющие определенной формы. Они
транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах
транспортируются обычно под давлением в бал-
лонах и других сосудах
В зависимости от размеров грузы делятся на:
— грузы, размеры которых не превышают габари-
ты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транс-
порта
габаритные грузы — грузы, размеры которых выходят за габариты
подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспор-
та
— составляют особую группу грузов (детали и
узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т. п.), которые
перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трейлерах. В
практике стропальных работ длинномерными называют также грузы, у кото-
рых один из размеров не менее чем в 10 раз превышает остальные (столбы,
бревна, трубы).
В зависимости от веса грузы могут быть:
Легковесными – массой до 250кг;
Тяжеловесными – массой от 250кг до 50т;
Весьма тяжёлыми- массой свыше 50т.
Манипуляционные знаки и знаки опасности
Манипуляционные знаки указывают способ обращения с грузом. Их
наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз. На рис. 1 показана
небольшая часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стро-
пальщику.
Рис. 1. Манипуляционные знаки
Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погру-
зочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде.
Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в кото-
ром изображен символ, указывающий вид опасности:
Тема 2. Строповка грузов
Способы и схемы строповки
Неправильная строповка груза — одна из основных причин аварий и
несчастных случаев при производстве работ грузоподъемными кранами. Да-
же опытный стропальщик может совершить ошибку, самостоятельно выби-
рая способ строповки. Поэтому на все перемещаемые грузы должны быть
разработаны схемы строповки.
Схема строповки — это графическое изображение способа строповки
груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.
Стропальщик может приступить к выполнению работ по строповке
груза только после ознакомления со схемой строповки.
При использовании стропов строповка грузов осуществляется:
путем зацепки ветвевыми стропами (если на грузе имеются специаль-
ные петли, цапфы, рымы)
путем обвязки универсальными стропами (если на грузе нет специ-
альных элементов для зацепа)
При зацепке крюки ветвевого стропа должны свободно устанавливать-
ся в петли груза, для этого размеры крюков должны соответствовать петлям.
После установки крюка в петлю его предохранительный замок должен за-
крыться. При зацепке грузов крюки стропов должны устанавливаться в на-
правлении от центра тяжести груза (Рис. 2).
Рис. 2
Существуют
следующие
способы
обвязки
грузов
универсальными
стропами:
свободная укладка (простой охват) грузов на стропы (Рис. 3). Допус-
кается при наличии на грузе элементов, предотвращающих смещение стро-
пов вдоль груза. При этом способе обвязки меньше деформируются стропы.
затяжка груза петлей стропа (Рис. 4). Является более надежным спо-
собом обвязки, его еще называют обвязкой «петлей-удавкой» (при использо-
вании петлевых стропов) или «двойной удавкой» (при использовании коль-
цевых стропов).
Рис. 3
Рис. 4
Обвязка длинномерных грузов должна выполняться двумя стропами,
симметрично расположенными относительно центра тяжести груза, с углом
между стропами не более 90°. Строповку круглого проката, труб и т.п. дли-
ной до 1,5м можно производить посередине одним петлевым или кольцевым
стропом (Рис. 5).
обкручиванием (двойным обхватом) двумя петлевыми или двумя
кольцевыми стропами (Рис. 6).
Рис. 5.
Рис. 6
При обвязке грузов с острыми ребрами на канатных стропах образуют-
ся заломы, которые могут стать причиной разрушения стропа и падения гру-
за. Поэтому между ребрами груза и канатными стропами следует размещать
предохранительные проставки. Для изготовления проставок могут быть ис-
пользованы разнообразные материалы и отходы производства:
Проставки применяют также в тех случаях, когда необходимо защитить
поверхность перемещаемого изделия от воздействия канатных или цепных
стропов.
При
обвязке
грузов с
острыми ребрами цепными стропами не
следует допускать изгиба звеньев цепи на ребрах груза (Рис. 7).
Рис. 7.
Для
грузов
одинаковой
формы,
но
имеющих
разные
размеры,
разрабатывают типовые схемы строповки. Ниже приведены несколько
вариантов типовых схем строповки различных грузов.
Схемы строповки должны быть выданы на руки стропальщикам и
крановщикам или вывешены в местах производства работ.
При
отсутствии
схем
строповки
стропальщик
должен
поставить
в
известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с
применением ПС, и получить у него сведения о схеме строповки груза.
Работы по обвязке и зацепке грузов, на которые не разработаны
схемы
строповки,
должны
выполняться
стропальщиком
под
непосредственным
руководством
специалиста,
ответственного
за
безопасное производство работ с применением ПС.
Выбор грузозахватного приспособления
Для производства стропальных работ стропальщику необходимо знать
следующие сведения о перемещаемом грузе:
схему строповки
массу груза, которая может быть указана:
o
в списке перемещаемых грузов с указанием их массы
o
в маркировке на грузе
o
сопроводительной документации на груз
В некоторых случаях необходимо знать расположение центра тяжести
груза, а также способы обращения с грузом.
Подбор
стропов
и
иных
грузозахватных
приспособлений
должен
осуществляться
в
соответствии
с
массой,
габаритами
и
характером
перемещаемого груза:
тип стропа (ГЗП) указан на схеме строповки
необходимо
убедиться,
что
масса
груза
не
превышает
грузоподъемность стропа (ГЗП), указанную на бирке
необходимо убедиться, что длина ветвей стропа составляет не менее
3/4 расстояния А (Рис. 8) между двумя наиболее удаленными друг от друга
местами строповки. При выполнении данного условия угол между ветвями
стропа будет не более 90°
Рис. 8
Тема 3. Складирование грузов
Площадки
под
складирование
грузов
должны
быть
спланированы,
очищены от посторонних предметов и мусора (в зимнее время от снега и
льда) и уплотнены. Для отвода поверхностных вод устраивают небольшой (2-
3°) уклон.
При укладке деталей в штабель предусматривают через каждые два
штабеля проходы шириной не менее 1м и проезды, ширина которых зависит
от габаритов транспортных средств (Рис. 10).
Рис. 10
Укладку деталей в штабеля производят с применением подкладок и
прокладок. Подкладки и прокладки в штабелях складируемых материалов и
конструкций
располагают
в
одной
плоскости.
Толщина
подкладок
и
прокладок должна быть больше высоты выступающих монтажных петель,
деталей или частей не менее чем на 20 мм (Рис. 11). Прокладки и подкладки
должны быть изготовлены из дерева. Использование в качестве подкладок
случайных предметов не допускается.
Рис. 11.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте
штабеля
до
1,2м
должны
находиться
от
ближайшего
к
грузу
рельса
железнодорожного или кранового пути на расстоянии не менее 2м, а при
большей высоте штабеля – не менее 2,5м (Рис. 12).
Расстояние
от
складируемого груза
до
выступающих частей
крана
должно быть при работе стрелового крана не менее 1м, а при работе
Рис. 12.
козлового или башенного крана – не менее 0,7м на высоте до 2м и не менее
0,4м на высоте выше 2м. Ниже приведены несколько вариантов типовых
схем складирования различных грузов.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. Что означает этот знак и к какому типу знаков он относится?
Вопрос 2. Что означает этот знак и к какому типу знаков он относится?
Вопрос 3. Что такое схемы строповки и где они должны располагаться?
Вопрос 4. Чем должен руководствоваться стропальщик при подборе
грузозахватного приспособления?
Вопрос 5. Какой способ рекомендуется для складирования мелкосорт-
ного металла?
Тема
4.
Организация
безопасного
производства
работ
кранами
(ПС)
Технологические документы, регламентирующие производство ра-
бот ПС
Выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных
работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в
стесненных условиях на ОПО с применением кранов (ПС), должно осущест-
вляться в соответствии с ППР (проектом производства работ), разработан-
ным эксплуатирующей или специализированной организацией.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышлен-
ной безопасности ППР несет его разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается.
Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.
Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с примене-
нием ПС на базах, складах, открытых площадках, в случаях, кроме случаев,
указанных выше, должны выполняться по ТК (технологической карте), раз-
работанным эксплуатирующей или специализированной организацией.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышлен-
ной безопасности ТК несет ее разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается.
Внесение изменений в ТК осуществляется разработчиком ТК.
ППР с использованием ПС, ТК на погрузочно-разгрузочные работы,
схемы строповки, схемы складирования и другие технологические регламен-
ты
утверждаются
руководителем
эксплуатирующей
организации,
выпол-
няющей работы, и выдаются на участки выполнения работ с применением
ПС до начала выполнения предусмотренных там работ.
Специалисты, ответственные за безопасное производство работ с при-
менением ПС, крановщики и стропальщики должны быть ознакомлены с
ППР и ТК под роспись до начала производства работ.
Установка стрелового мобильного крана
Установка стреловых кранов должна производиться на спланированной
и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Уста-
навливать кран стрелового типа для работы на свеженасыпанном не утрам-
бованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный
в паспорте (обычно не более 3 ), не разрешается. Стреловые мобильные кра-
⁰
ны, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики разрешается устанавливать
вблизи откоса котлована (траншеи) (рис. 13) при условии соблюдения безо-
пасных расстояний от основания откоса котлована до ближайшей опоры кра-
на, приведенных в таблице 1.
Рис.
13.
Установка
стрелового
мобильного
крана
вблизи
откоса
котлована (траншеи)
Таблица 1.
При невозможности соблюдения этих расстояний или глубине котло-
вана более 5 м откос котлована должен быть укреплен.
Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при ра-
боте расстояние между поворотной частью крана при любом его положении
и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее
1000 мм.
При необходимости установки стрелового или железнодорожного кра-
на, крановманипуляторов, на выносные опоры, ПС устанавливаются на все
имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные
и устойчивые подкладки в соответствии с эксплуатационной документацией.
Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, пе-
редвигающегося по наземному крановому пути (козловые, башенные, пор-
тальные краны), и строениями, штабелями грузов и другими предметами,
расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок,
должно быть не менее 0,7 м (700 мм), а на высоте более 2 м – не менее 0,4 м
(400 мм).
Опасные зоны при работе кранов
Границы опасных зон, над которыми происходит перемещение грузов
кранами, включают в себя:
зону обслуживания крана
габариты перемещаемого груза
максимальное расстояние отлета груза от вертикали при его возмож-
ном падении (рис. 14).
Граница зоны обслуживания кранов стрелового типа определяется мак-
симальным вылетом стрелы. Максимальное расстояние отлета груза при его
возможном падении зависит от высоты его подъема H (см. рис. 14 и таблицу
2).
Рис. 14. Определение границы опасной зоны крана
Высота подъема груза (высота его возможного падения) – это расстоя-
ние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница
опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузозахватном приспособле-
нии.
Таблица 2.
Примечание: При высоте подъема до 20м максимальное расстояние отлета груза можно
рассчитать, используя выражение L= 0,3Н + 1.
Опасные зоны ограждаются защитными ограждениями и (или) обозна-
чаются знаками безопасности и надписями установленной формы.
Производство работ кранами вблизи ЛЭП
Установка и работа кранов стрелового типа, кранов-трубоукладчиков
на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи на-
пряжением более 42 В (рис.15) осуществляются только по наряду-допуску,
определяющему безопасные условия работы.
Время действия наряда-допуска определяется организацией, его вы-
давшей.
Рис. 15. Работа стрелового самоходного крана вблизи ЛЭП
В конце наряда-допуска расписываются специалист, ответственный за
безопасное производство работ с применением ПС, крановщик и стропаль-
щики (после получения инструктажа). Один экземпляр наряда-допуска дол-
жен выдаваться крановщику перед началом работы. Крановщику запрещает-
ся самовольная установка крана для работы вблизи ЛЭП, о чем делается за-
пись в путевом листе.
При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи, гра-
ницы которой определяются расстоянием Б, зависящим от величины напря-
жения ЛЭП (см. рис. 16), наряд-допуск выдается только при наличии разре-
шения организации, эксплуатирующей ЛЭП. При установке грузоподъемных
машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять
напряжение с воздушной линии электропередачи.
Рис. 16.
При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной ли-
нии электропередачи работу кранов в охранной зоне линии электропередачи
разрешается производить при условии, что расстояние от подъемной или вы-
движной части крана в любом ее положении, ГЗП или груза (см. рис. 17) до
ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии элек-
тропередачи должно быть не менее расстояния А (см. таблицу 3), опреде-
ляющем границы опасной зоны ЛЭП. Для этого лицо, подписывающее наряд-
допуск, дает владельцу ЛЭП заявку в письменном виде на отключение и, по-
лучив письменное разрешение на отключение линии, выдает наряд-допуск на
производство работ.
Рис. 17.
Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под
непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное
производство работ ПС.
Таблица 3.
Установка стрелового самоходного крана при работе вблизи ЛЭП про-
изводится в следующем порядке:
специалист, ответственный за безопасное производство работ с при-
менением ПС, определяет место установки крана и проверяет состояние вы-
бранной площадки
кран устанавливают на выбранную площадку, заземляют специаль-
ным переносным заземлителем, выставляют выносные опоры (Рис. 18)
после установки крана специалист, ответственный за безопасное про-
изводство работ с применением ПС, проверяет выполнение предусмотренных
нарядом-допуском условий работы и делает запись в вахтенном журнале
крановщика: «Установку крана на указанном месте проверил. Работу разре-
шаю»
Рис. 18
После этого крановщик поднимает стрелу из транспортного положения
в рабочее, определяются опасные зоны работы крана, выставляются сигналь-
ные ограждения.
Заземление крана осуществляется до начала установки выносных опор
и подъема стрелы из транспортного положения. Снятие заземления произво-
дится после установки стрелы в транспортное положение.
Работа стреловых кранов под не отключенными контактными прово-
дами городского транспорта может производиться при соблюдении расстоя-
ния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при
установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное рас-
стояние при подъеме стрелы.
Погрузка (выгрузка) полувагонов
При погрузке и выгрузке полувагонов или автомашин должны выпол-
няться следующие требования безопасности:
должна быть разработана технологическая карта на выполнение по-
грузочно-разгрузочных работ, с которой крановщик и стропальщик должны
быть ознакомлены под роспись
нахождение людей в полувагоне, кузове, кабине автомашины при
подъеме и опускании груза не допускается
для стропальщика в местах постоянной разгрузки и погрузки автома-
шин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или
навесные площадки
укладку грузов в полувагоны следует производить в соответствии с
установленными нормами и по согласованию с грузополучателем
погрузка груза в автомашины и полувагоны должна производиться
таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка груза
при разгрузке
погрузка и разгрузка полувагонов должны производиться без нару-
шения их равновесия
при погрузке и разгрузке полувагонов работой должен руководить
специалист, ответственный за безопасное производство работ кранами (ПС)
Рис. 19
Подъем и перемещение груза несколькими кранами
Подъем и перемещение груза несколькими кранами (ПС) разрешается
только по ППР или ТК, разработанным специализированной организацией.
При подъеме и перемещении груза несколькими кранами, нагрузка, прихо-
дящаяся на каждое из них, не должна превышать грузоподъемность кранов.
Работа по перемещению груза несколькими кранами должна произво-
диться под непосредственным руководством специалиста, ответственного за
безопасное производство работ кранами (ПС).
Стреловым самоходным кранам разрешается перемещаться с грузом на
крюке, при этом нагрузка на кран, а также возможность такого перемещения
должны устанавливаться в соответствии с руководством (инструкцией) по
эксплуатации крана.
Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь
твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее
величин, указанных в паспорте или руководстве (инструкции) по эксплуата-
ции крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не более указан-
ного в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана.
Перемещение груза краном необходимо производить на высоте не бо-
лее 0,5 м над поверхностью с удерживанием груза от раскачивания и разво-
рота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и кра-
ном не допускается.
При начале движения крана необходимо предварительно успокоить
груз от раскачивания. Движение крана с места при раскачивающемся грузе
запрещено.
Требования к процессу подъема и транспортировки людей
Подъем и транспортировка людей с применением ПС, в паспорте кото-
рых отсутствует разрешение на транспортировку людей, разрешена в сле-
дующих случаях:
при монтаже, строительстве и возведении уникальных объектов, ко-
гда иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ не могут быть
применены
при монтаже и обслуживании отдельно стоящих буровых и иных ус-
тановок нефтегазодобычи
на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ре-
монту корпусов судов
на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море,
для смены персонала при вахтовом методе обслуживания платформ
при перемещении персонала для крепления и раскрепления крупно-
тоннажных контейнеров на судах
при проведении диагностирования и ремонта металлоконструкций
ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно
при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии пере-
двигаться. ППР на подъем и транспортировку людей с применением ПС
должны быть разработаны с обязательным условием выполнения требований
промышленной безопасности, изложенных в Правилах, и согласованы Рос-
технадзором, кроме случаев аварийной транспортировки людей.
Подъем и транспортировка людей с применением ПС должна произво-
диться в люльке (кабине), предназначенной только для этих целей.
Требования безопасности при кантовке груза
Кантовать грузы с применением ПС разрешается только на кантоваль-
ных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу,
по заранее разработанному ППР.
При кантовке груза следует выполнять следующие дополнительные
меры безопасности:
в целях предотвращения зажатия стропальщику запрещено находить-
ся между грузом и стеной или другим препятствием, при этом стропальщик
должен находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте
груза плюс 1 метр
стоять со стороны прокладок, на которые опускается груз, воспреща-
ется
производить кантовку тяжелых грузов и грузов сложной конфигура-
ции только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного
за безопасное производство работ ПС (при проведении кантовочных опера-
ций «тяжелыми грузами» считаются грузы массой более 75% грузоподъем-
ности механизма подъема, а «грузами сложной конфигурации» - грузы со
смещением центра тяжести).
Для кантовки деталей серийного и массового производства необходимо
использовать специальные кантователи.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. Какие технологические документы должна разработать орга-
низация, эксплуатирующая краны?
Вопрос 2. Какой вид работ необходимо произвести перед установкой
стрелового самоходного крана вблизи откоса котлована глубиной более 5
метров?
Вопрос 3. Как определяется радиус границы опасной зоны при работе
стрелового самоходного крана?
Вопрос 4. Перечислите требования безопасности при погрузке полува-
гонов?
Вопрос 5. Можно ли производить работу стреловыми кранами под не-
отключенными контактными проводами городского электротранспорта?
Вопрос 6. Допускается ли перемещение грузов над перекрытиями про-
изводственных помещений, где могут находиться люди?
Тема
5.
Основные
обязанности
стропальщиков
по
безопасному
производству работ грузоподъемными кранами
К выполнению операций по строповке грузов в процессе производства
работ грузоподъемными машинами допускаются специально обученные ква-
лифицированные рабочие – стропальщики. Для ПС, управляемых с пола, за-
цепку груза на крюк без предварительной обвязки разрешается выполнять
персоналу основных рабочих профессий, прошедшему проверку навыков по
зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.
Допуск к работе стропальщиков должен оформляться приказом (распо-
ряжением) по организации.
Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соот-
ветствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной
комиссии и инспектора Ростехнадзора. Во время работы стропальщик дол-
жен иметь при себе удостоверение и предъявлять его по требованию инспек-
тора Ростехнадзора, специалиста ответственного за осуществление производ-
ственного контроля при эксплуатации ПС и специалиста, ответственного за
безопасное производство работ с применением ПС, а также по требованию
крановщика.
Повторная
проверка
знаний
стропальщиков
проводится
комиссией
предприятия:
периодически, не реже одного раза в 12 месяцев
при переходе с одного предприятия на другое
по требованию специалиста, ответственного за осуществление произ-
водственного контроля при эксплуатации ПС
по требованию инспектора Ростехнадзора
Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной
инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.
В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, из
кабины управления крановщика не видна полностью, для передачи сигналов
стропальщика крановщику специалист, ответственный за безопасное произ-
водство работ с применением ПС, должен выделить сигнальщика из числа
опытных стропальщиков (Рис. 20).
Стропальщик в своей работе подчиняется специалисту, ответственному
за безопасное производство работ с применением ПС.
Рис. 20
Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен знать:
основные параметры грузоподъемных машин
назначение и устройство грузоподъемных приспособлений и тары,
нормы их браковки
способы и схемы строповки грузов
порядок подбора грузозахватного приспособления (тары)
порядок и схемы складирования грузов
опасные факторы и опасные зоны при работе грузоподъемных машин
знаковую сигнализацию
требования промышленной безопасности и охраны труда
меры безопасности при производстве работ грузоподъемными маши-
нами
Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен уметь:
производить строповку грузов
выбирать и подготавливать места укладки или установки грузов
выбирать необходимые грузозахватные приспособления
определять пригодность грузозахватных приспособлений
подавать (согласно установленной знаковой сигнализации) сигналы
крановщику на подъем и перемещение груза
пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров
оказывать первую помощь пострадавшим на производстве
своевременно докладывать лицу, ответственному за безопасное про-
изводство работ грузоподъемными машинами, о выявленных неисправностях
или дефектах грузоподъемных приспособлений (тары) и возникавших в про-
цессе работы опасных ситуациях или нарушениях требований промышлен-
ной безопасности
При
выполнении
стропальных
работ
стропальщик
должен
руково-
дствоваться:
производственной инструкцией стропальщика
проектом производства строительно-монтажных работ (ППР)
технологическими картами (ТК) на погрузочно-разгрузочные работы
другими технологическими регламентами
указаниями лица, ответственного за безопасное производство работ
кранами
Обязанности стропальщика перед началом работы
Перед началом работы стропальщик обязан:
надеть спецодежду, обувь, защитную каску, рукавицы
получить задание на определенный вид работы у лица, ответственно-
го за безопасное производство работ кранами
ознакомиться под роспись с ППР, ТК, схемами строповки
подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и
характеру перемещаемого груза
проверить исправность грузозахватных приспособлений и тары
проверить наличие
и
исправность вспомогательных
инвентарных
приспособлений (оттяжек, багров, лестниц, площадок, подкладок и прокла-
док), необходимых для выполнения работ
проверить состояние и освещенность рабочей площадки.
При недостаточной освещенности стропальщик, не приступая к работе,
обязан доложить об этом специалисту, ответственному за безопасное произ-
водство работ с применением ПС (Рис. 21).
Рис. 21
Рис. 22
Когда машинист крана находится в кабине управления, стропальщику
не разрешается самостоятельно устанавливать грузоподъемные машины на
выносные опоры, а также снимать (укладывать) грузозахватные приспособ-
ления с неповоротной части машины (Рис. 22). В этом случае возможно за-
жатие стропальщика между поворотной и неповоротной частями грузоподъ-
емной машины.
Обязанности стропальщика при строповке груза
При строповке (обвязке и зацепке) груза стропальщик должен:
При строповке стропальщику запрещается:
Не должны допускаться к строповке и подъему грузоподъемными
кранами следующие грузы:
Знаковая сигнализация
Перед каждой операцией по подъему, перемещению и опусканию груза
стропальщик должен
подавать соответствующий сигнал крановщику или
сигнальщику.
Ниже приведена рекомендуемая знаковая сигнализация при перемеще-
нии грузов кранами.
Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиоперего-
ворной связи должны быть внесены в производственные инструкции для
крановщиков и стропальщиков. При смене участка работы крановщики и
стропальщики должны быть проинструктированы (под расписку) о знаковой
сигнализации, применяемой на новом участке работ.
Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза
Перед подачей сигнала на подъем груза стропальщик должен выпол-
нить следующие действия:
Стропальщик обязан сопровождать груз и следить за тем, чтобы он не
перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать
груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить
крановщик, второй стропальщик или сигнальщик.
Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и
громоздких грузов во время их подъема или перемещения следует применять
специальные оттяжки или багры. При этом запрещено оттягивать груз.
Рис. 23.
При подъеме и перемещении грузов стропальщику запрещается нахо-
диться:
под стрелой крана и поднятым грузом (Рис. 24)
между грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим
оборудованием
в полувагоне, на платформе или в автомашине при подъеме или опус-
кании груза
в зонах вращающихся частей стреловых и башенных кранов во избе-
жание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана
Рис. 24
Рис. 25
Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или
опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки
(Рис. 25).
При подъеме и перемещении груза стропальщику запрещается:
допускать, чтобы люди находились возле работающего крана, в полу-
вагоне, на платформе или в автомашине
выравнивать или оттягивать руками перемещаемый груз
освобождать при помощи крана зажатые грузом стропы (Рис. 26)
подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных при-
емных площадок или приспособлений
допускать использование тары для транспортировки людей
допускать подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком
крана при наклонном положении грузовых канатов
Рис. 26
Обязанности стропальщика при опускании груза
Перед опусканием груза стропальщик обязан:
осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в
невозможности падения, опрокидывания или сползания груза
в случае необходимости предварительно уложить на место установки
груза прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза
Рис. 27.
При опускании груза стропальщик должен:
укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные
для складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (Рис. 28)
укладку груза в вагонетки, полувагоны, на платформы, в кузов авто-
мобиля, а также снятие груза производить, не нарушая равновесия транс-
портных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреп-
лены во избежание их произвольного перемещения (Рис. 28)
Рис. 28
Рис. 29
Снимать стропы с груза или крюка стропальщик может лишь после то-
го, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен
(Рис. 29).
Не допускается при длительном перерыве или по окончанию работ на-
хождение груза в подвешенном состоянии.
Стропальщику запрещается:
устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в дру-
гие места, не предназначенные для укладки груза
использовать стены зданий, заборы и т.п. в качестве опорных элемен-
тов для укладываемого (складируемого) груза
Рис. 30.
Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях
При возникновении на участке работ аварийной ситуации (проседание
опор стрелового крана, проседание кранового пути, появление стука в меха-
низмах машины, разрушение канатов, поломка грузозахватных органов и т.
п.) стропальщик должен немедленно подать сигнал крановщику на остановку
грузоподъемной машины и предупредить всех работающих.
При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер,
гроза, туман, ураган, землетрясение) стропальщик должен прекратить работу,
предупредить крановщика и других работающих об опасности.
Рис. 31
При возникновении на грузоподъемной машине пожара стропальщик
должен отключить источник электропитания, вызвать пожарную охрану и
приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаро-
тушения (Рис. 32).
Рис. 32
Рис. 33
Если грузоподъемная машина оказалась под напряжением, стропаль-
щик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные произ-
водственной инструкцией (Рис. 33).
При аварии или несчастном случае стропальщик должен немедленно
поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство ра-
бот кранами, оказать первую помощь пострадавшему и вместе с крановщи-
ком обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если
это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к
осложнению аварийной обстановки.
Следующие виды работ с применением кранов должны выпол-
няться под непосредственным руководством специалиста, ответственно-
го за безопасное производство работ кранами (ПС):
погрузка и разгрузка полувагонов
подъем и перемещение груза несколькими кранами
работы вблизи линии электропередачи
перемещение грузов при отсутствии схем строповки и информации о
массе груза
кантовка тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации
в других случаях, предусмотренных проектами производства работ
или технологическими регламентами
При этом на него возлагается вся полнота ответственности и возмож-
ные риски, связанные с выполнением указанных операций.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. Кто может потребовать у стропальщика предъявить удосто-
верение стропальщика?
Вопрос 2. В каких случаях и кем должен назначаться сигнальщик?
Вопрос 3. Что должен знать обученный стропальщик?
Вопрос 4. Что должен уметь обученный стропальщик?
Вопрос 5. Перечислите обязанности стропальщика при строповке гру-
за.
Вопрос 6. Какие действия должен выполнить стропальщик перед пода-
чей сигнала на предварительный подъем груза?
Литература
1. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и
размещении грузов, утверждённые приказом Министерства труда и социаль-
ной защиты Российской Федерации от 28 октября 2020 г. №753н.
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасно-
сти «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых
используются подъёмные сооружения», утверждённые приказом Федераль-
ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
26.11.2020 г. №461.
3. Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производст-
ву работ грузоподъемными машинами (РД 10-107-96), с изменением №1
[РДИ 10-430(107)-02], утвержденная постановлением Госгортехнадзора Рос-
сии от 08.02.1996 №3 с Изменением №1, утвержденным постановлением Гос-
гортехнадзора России от 30.01.2002 №7.