Автор: Саруханов Руслан Шарафудинович
Должность: преподаватель 1 категории
Учебное заведение: Краснодарского подразделения Северо-Кавказского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Грузозахватные приспособления и тара
Раздел: дополнительное образование
Учебное пособие
по предмету
«Грузозахватные приспособления и тара»
программы профессиональной переподготовки
по профессии «Стропальщик 2, 3-го разрядов»
Преподаватель: Р.Ш. Саруханов
Краснодар
2022
Тема 1. Стальные канаты и цепи Устройство стального каната
В
механизмах
кранов,
а
также
для
изготовления
съемных
грузозахватных приспособлений используют стальные канаты (ГОСТ 3241-
91).
По конструкции стальные канаты подразделяются на:
– канаты одинарной свивки (рис. 1.1, а), состоящие проволок, свитых в
один или несколько концентрических слоев. Такие канаты являются очень
жесткими и не могут огибать блоки, поэтому применяются в основном в
качестве несущих;
– двойной свивки (см. рис. 1.1, б), состоящие из прядей, свитых в один
или несколько концентрических слоев. Такие канаты являются наиболее
распространенными;
–
тройной
свивки,
состоящие
из
свитых
канатов
двойной
свивки
(стренг).
Такие
канаты
обладают
хорошей
гибкостью
и
большим
коэффициентом
запаса
прочности,
и
применяются
при
наиболее
ответственных операциях.
По форме поперечного сечения канаты подразделяются на:
– круглые (см. рис. 1.1, а, б);
– плоские с поперечным сечением, близким к прямоугольному (см. рис.
1.1 в, г).
На
крановых
установках
СПС
и
для
изготовления
съемных
грузозахватных приспособлений поменяются в основном круглые канаты.
По форме поперечного сечения прядей канаты подразделяются на:
– круглопрядные;
– фасоннопрядные с поперечным сечением прядей, отличающимся от
круглого;
По
типу
свивки
прядей
и
канатов
одинарной
свивки
канаты
подразделяются на:
– ТК – с точечным касанием проволок между слоями;
– ЛК – с линейным касанием проволок между слоями;
–
ЛКО
–
с
линейным
касанием
проволок
между
слоями
при
одинаковом диаметре проволок по слоям пряди;
– ЛКР – с линейным касанием проволок между слоями при разных
диаметрах проволок в наружном слое пряди;
– ЛКЗ – с линейным касанием проволок между слоями и проволоками
наполнения;
– ЛКРО – с линейным касанием проволок между слоями и имеющие в
пряди
слои
с
проволоками
разных
диаметров
и
слои
с
проволоками
одинакового диаметра;
– ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок.
По материалу сердечника:
–
о.
с.
–
с
органическим
сердечником
из
натуральных
или
синтетических материалов;
– м. с. – с металлическим сердечником.
По способу свивки канаты подразделяются на:
– Н – нераскручивающиеся. Пряди и проволоки в таких канатах после
снятия обвязок и заварок на концах сохраняют свое положение;
–
Р
–
раскручивающиеся. В
таких
канатах пряди и
проволоки не
сохраняют своего положения в канате после снятия обвязок с конца каната.
По направлению свивки канаты подразделяются на:
– П – правой свивки;
– Л – левой свивки.
Направление свивки каната определяют для канатов одинарной свивки
– направлением свивки проволок наружного слоя, а для канатов двойной
свивки – направлением свивки прядей наружного слоя. Для канатов тройной
свивки направление определяется направлением свивки стренг в канатах;
Рис. 1.1. Канаты круглые одинарной (а) и двойной (б) свивки, плоской
конструкции по ГОСТ 3091-80 (в) и по ГОСТ 3092-80 (г)
По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах
двойной и тройной свивки канаты подразделяются на:
– канаты крестовой свивки (направление свивки каната и направление
свивки стренг и прядей противоположны);
– О – односторонней свивки (направление свивки каната и свивки
прядей по наружным проволокам одинаковы);
–
К
–
комбинированной
свивки
(с
чередующимися
через
одну
направлениями свивки прядей).
Канаты тройной свивки изготовляют только крестовой свивки;
По степени крутимости канаты подразделяются на:
– крутящиеся (с одинаковым направлением всех прядей и стренг);
– МК – малокрутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной
свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям);
По виду покрытия поверхности проволок в канате канаты бывают: –
без покрытия;
– ОЖ – с цинковым покрытием проволоки для особо жестких условий
работы;
– Ж – с цинковым покрытием проволоки для жестки агрессивных
условий работы;
–
С
–
с
цинковым
покрытием
для
средних
агрессивных
условий
работы;
– П – с покрытием каната или прядей искусственными материалами.
По назначению канаты подразделяются на:
–
ГЛ
–
грузолюдские,
служащие
для
подъема
транспортирования
людей и грузов (только марки В);
– Г – грузовые служащие для транспортирования грузов.
Органические сердечники стальных канатов могут быть изготовлены из
пенькового
волокна
повышенной
и
обыкновенной
групп
(однопрядные,
однониточные
и
трехпрядные),
из
сиза
или
манилы,
из
полиэтилена,
полипропилена, капрона или вискозы, из хлопчатобумажной однониточной
крученой пряжи.
Стальной канат (рис. 1.2) состоит из стальных проволок. Проволоки 1
свивают
в
пряди
2
(одинарная
свивка),
потом
пряди
свивают
вокруг
сердечника 3, в результате получается канат двойной свивки.
Рис. 1.2. Стальной канат двойной свивки:
1 – проволока; 2 – прядь; 3 – сердечник
Сердечник каната может быть следующих видов:
органический, изготовленный из органических волокон, пропитанных
смазкой, которая служит для уменьшения износа проволок и предохранения
их от коррозии
металлический,
изготовленный
из
стальных
проволок
Канаты
с
металлическим сердечником более жесткие.
На
рис.
1.3,
показано,
как
прочитать
обозначение
конструкции
стальных канатов.
Рис. 1.3. Обозначение конструкции стального каната двойной свивки
Стальные канаты двойной свивки по сочетанию направлений свивки
прядей и каната подразделяются на:
канаты
крестовой
свивки
(рис.
1.4,
а)
—
с
противоположным
направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате
канаты
односторонней
свивки
(рис.
1.4,
б)
—
с
одинаковым
направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате
Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его
поверхности
располагаются
параллельно
оси
каната.
Проволоки
каната
односторонней
свивки
располагаются
под
углом
к
его
оси.
Канаты
односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручиванию под
нагрузкой.
В
крановых
механизмах,
а
также
для
изготовления
стропов
применяют
обычно
стальные
канаты
крестовой
свивки
с
органическим
сердечником, состоящие из шести прядей.
Рис. 1.4. Стальные канаты:
а – крестовой свивки; б – односторонней свивки.
При
браковке
канатов
необходимо
уметь
правильно
определять
диаметр каната и шаг свивки. Диаметр каната измеряют штангенциркулем
(рис. 1.5, а). При замере шага свивки на поверхности одной из прядей каната
(рис. 1.5, б) наносят метку А, от которой отсчитывают вдоль каната столько
прядей, сколько их имеется в сечении каната (в данном случае шесть прядей)
и на пряди после отсчета наносят метку Б. Расстояние между метками А и Б
называется шагом свивки каната.
При подборе каната особое значение имеет его разрывное усилие, т.е.
предельная
нагрузка,
при
которой
наступает
разрыв
каната.
Разрывное
усилие каната напрямую зависит от его диаметра, а также от прочности
проволок, составляющих его.
Рис. 1.5. Определение диаметра (а) и шага свивки (б) стального каната.
При подборе каната должен учитываться коэффициент запаса, который
определяют как отношение разрывного усилия каната в целом к наибольшей
рабочей нагрузке. Этот коэффициент показывает, во сколько раз следует
уменьшить
нагрузку
на
канат
по
сравнению
с
предельной
нагрузкой
(разрывным
усилием),
чтобы
эксплуатация
каната
была
полностью
безопасной.
Коэффициент
запаса
стальных
канатов,
используемых
для
изготовления стропов, принимается равным 6.
Крепление концов канатов
Петля на конце каната (заделка каната) при креплении его на кране, а
также петля стропа может быть выполнена следующими способами:
заплеткой
постановкой обжимной втулки
применением
клиновой
втулки
(при
изготовлении
стропов
не
применяется)
установкой
винтовых
зажимов
(при
изготовлении
стропов
не
применяется)
заливкой легкоплавким сплавом в конусной втулке (при изготовлении
стропов не применяется)
другими способами в соответствии с нормативными документами
Рис. 1.6 Виды концевых креплений каната.
Для
обеспечения
правильного
формирования
петли,
предохранения
каната от резкого изгиба и преждевременного износа в петлю каната часто
вставляют
коуш
(Рис
1.7)
—
специальное
устройство
в
виде
стальной
изогнутой пластины.
Рис. 1.7. Коуш
При заплетке (рис. 1.6, а) конец каната расплетают на пряди, вырезают
сердечник и плотно
накладывают конец каната нерасплетенной частью на
наружную канавку коуша. Затем расплетенные пряди вплетают в рабочую
ветвь
каната,
прокалывая ее
специальным
инструментом. После
заделки
концов каната заплеткой концы свободных прядей обрезают заподлицо с
основным
канатом,
сращенный
участок
обматывают
мягкой
стальной
проволокой
или
другим
материалом,
пригодным
для
этой
цели.
Недостатками
крепления
концов
каната
с
помощью
заплетки
является
высокая трудоемкость.
Наиболее
прогрессивным
является
закрепление
концов
каната
в
обжимной втулке (Рис 1.8). Диаметр канатов, концы которых закрепляются
этим способом, не превышает 36мм. Основной деталью соединения является
овальная втулка из стали или алюминия (На рисунке слева). Конец каната
пропускают
через
втулку,
изгибают
для
образования
петли
и
вновь
вставляют во втулку с противоположной стороны, после чего обжимают в
специальной
матрице
гидравлическим
прессом
до
получения
круглого
поперечного сечения втулки.
Рис. 1.8 Обжимная втулка
Надежным
и
удобным
креплением
является
клиновой
зажим,
состоящий из конической втулки овального сечения и клина (см. рис. 1.9). В
плоское
сужающееся
отверстие
стального
кованого,
штампованного
или
литого
корпуса пропускают
канат
таким
образом,
чтобы
оба
его
конца
выходили из узкой стороны отверстия. Затем в петлю, образуемую частью
каната, выходящего из широкой стороны отверстия, закладывают стальной
или чугунный клин и затягивают его канатом. При этом канат зажимается
между
внутренними
поверхностями
конической
втулки
и
клином.
Свободный конец каната при таком креплении должен быть выпущен за край
конусной втулки на длину, равную 10 – 12 диаметрам каната.
Рис. 1.9 Клиновой зажим
При креплении с помощью винтовых зажимов количество зажимов (см.
рис. 1.10) выбирается в зависимости от диаметра каната, но не менее трех.
Крепление
концов
каната
путем
заливки
легкоплавким
сплавом
в
конусной втулке (рис.1.5, г) применяется для канатов большого диаметра.
Рис. 1.10 Винтовой зажим
Цепи
Для
изготовления
съемных
грузозахватных
приспособлений
используют
обычно
сварные
круглозвенные
некалиброванные
цепи,
состоящие из звеньев овальной формы (рис. 1.11).
Для сращивания цепей используются:
сварка
(рекомендуется
электрическая
контактная,
допускается
электрическая дуговая)
специальные соединительные звенья (Рис. 1.12)
Рис. 1.11 Цепь сварная. L– длина звена; d – диаметр; P– шаг
В грузоподъемных машинах применяются только калиброванные цепи,
у которых все размеры строго выдержаны по принятым допускам.
Рис. 1.12 Звено соединительное
Вопросы для самоконтроля:
Вопрос 1. Какие стальные канаты обычно применяют для изготовления
стропов?
Вопрос 2. Что такое коэффициент запаса прочности каната?
Вопрос 3. В чем состоит основное назначение коуша?
Вопрос 4. Какое минимальное количество винтовых зажимов должно
быть при их использовании для крепления конца каната?
Вопрос 5. Какие цепи обычно используются для изготовления цепных
стропов?
Тема 2. Виды съемных грузозахватных приспособлений
Съемное грузозахватное приспособление (съемное ГЗП) — устройство,
для соединения груза с грузозахватным органом ПС (например, крюком),
которое легко снимается с последнего и отсоединяется от груза. К съемным
грузозахватным приспособлениям относятся:
грузовые стропы
грузовые траверсы
грузовые захваты
К съемным грузозахватным приспособлениям также следует отнести
грузовую тару.
Требования
промышленной
безопасности
при
эксплуатации
грузозахватных приспособлений, в том числе, к проведению технического
обслуживания, ремонта, реконструкции должны быть не ниже требований
промышленной безопасности при эксплуатации ПС, совместно с которым
они используются по назначению.
Грузовые стропы
Грузозахватными
стропами
называют
отрезки
канатов
и
текстильных
лент
или
цепей,
соединенные
в
кольца
или
снабженные
навесными и грузозахватными концевыми элементами, которые служат для
обвязки, крепления и навешивания груза к грузоподъемному механизму и
обеспечивают быстрое, удобное, надежное и безопасное закрепление грузов.
Строп грузовой (строп) - съемное грузозахватное приспособление, у
которого основным является гибкий соединительный элемент, выполненный
из отрезка каната, цепи или текстильной ленты. Поэтому стропы бывают
следующих видов:
канатные
цепные
текстильные
Все
указанные
стропы
имеют
свои
преимущества
и
недостатки.
Стальные
канатные
стропы
надежны,
в
них
легче
вовремя
обнаружить
неисправность, но при большой грузоподъемности канатные стропы тяжелые
и недостаточно гибкие. Цепные стропы обладают большой гибкостью, но
они
еще
более
тяжелые,
чем
канатные.
Цепной
строп
может
внезапно
разрушиться
вследствие
образования
и
быстрого
раскрытия
трещины,
поэтому
необходим
постоянный
контроль
за
состоянием
звеньев
цепи.
Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Но они легко
повреждаются
от
порезов,
открытого
огня,
сварочных
работ
и
ультрафиолетового излучения.
Стропы
из
пеньковых
и
синтетических
канатов
применяют
при
строповке деталей с гладко обработанной поверхностью массой не более 1,5
т
(шлифованных
и
полированных,
деревянных
изделий,
нетвердых
легковесных грузов). Использовать такие стропы рекомендуется только с
коушами, применять металлические концевые элементы не рекомендуется,
так как они быстро перетирают канаты. В горячих цехах такие стропы не
применяют.
Стальные канатные стропы
Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются
постепенно, так что легко можно определить степень разрушения, но плохо
работают при перегибах и на острых углах.
При повторных нагружениях канаты многократно перегибаются, при
этом
проволоки
ломаются,
а
стропы
бракуются.
В
горячих
цехах
машиностроительных заводов, литейных цехах стропы из стальных канатов
имеют ограниченное применение, так как органический сердечник каната
относительно
быстро
выгорает
и
проволоки,
не
смазываясь,
интенсивно
изнашиваются.
В настоящее время используют несколько разновидностей грузовых
строп:
канатные
(СК),
цепные
(СЦ),
универсальные
канатные
(УСК)
и
универсальные цепные (УСЦ). По числу ветвей стропы подразделяют на
одно-, двух-, трех-, строп 4СК и универсальные.
Сращивание или связывание канатов строп не допускается.
Канатные стропы общего назначения бывают следующих типов:
1. Ветвевые (рис. 2.1, а, б, в, г),предназначенные для зацепки грузов:
1СК (одноветвевой строп канатный)
2СК (двухветвевой строп канатный)
ЗСК (трехветвевой строп канатный)
4СК (четырехветвевой строп канатный)
2. Универсальные (рис. 2.1, д, е), предназначенные для обвязки грузов:
УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1 – петлевой)
УСК2
(универсальный
строп
канатный,
исполнение
2
–
кольцевой)
Рис. 2.1 Типы стальных канатных стропов
а – 1СК; б – 2СК; в – 3СК; г – 4СК; д – УСК1; е – УСК2; 1 – захват; 2 – ветвь
канатная; 3 – навесное звено
Для
строповки
грузов
могут
применяться
конструкции
стропов,
изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.
В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность
и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается: двухветвевой строп
канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1000 мм.
Ветвевой строп (см. рис. 2.1, а, б, в, г) состоит из навесного звена 3,
канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.
Для
изготовления стропов
применяют навесные
звенья
следующих
типов (Рис 2.2):
типа Рт1 – Рт4 (разъемное треугольное) с планкой
типа Т (треугольное) с одним упором
типа Тс двумя упорами
типа О (овоидное)
типа Ов1 и Ов2 (овальные)
а
б
в
г
д
Рис. 2.2 Типы навесных звеньев: а - типа Рт1 – Рт4 (разъемное треугольное) с
планкой; б - типа Т (треугольное) с одним упором; в - типа Тс двумя
упорами; г - типа О (овоидное); д - типа Ов1 и Ов2 (овальные).
В качестве захватов обычно применяют крюки (рис. 2.3)
Рис. 2.3 Крюковой захват с предохранительным замком
Крюки
стропов
должны
иметь
предохранительный
замок,
предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Также в
качестве
захватов
могут
быть
использованы
скобы,
карабины
и
другие
изделия.
Заделку
концов
каната
при
изготовлении
стропов
выполняют
следующими способами:
заплеткой с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих
концов прядей
мягкой проволокой или другим материалом
опрессовкой алюминиевой втулкой (конец ветви каната должен
выходить из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм)
Петля
ветвевого
стропа,
сопряженная
с
кольцами,
крюками
или
другими
деталями,
должна
быть
выполнена
с
применением
коуша
для
предохранения каната от перетирания. В петли универсального петлевого
стропа коуши не устанавливают.
Цепные стропы
Цепные стропы, как и стальные канатные, могут использоваться на
производствах для подъема и перемещения любых грузов.
Преимущество цепных стропов перед стальными канатными в том, что
они более гибки, пригодны для подъема деталей и узлов с острыми кромками
без
подкладок,
могут
работать
при
высокой
температуре,
хорошо
накладываются на груз и снимаются с него, что очень важно при работе с
раскаленным металлом. Но цепные стропы имеют ряд недостатков: большую
собственную
массу,
не
выносят
резких
динамических нагрузок
и
могут
внезапно
рваться,
дефекты
цепей
трудно
обнаружить.
Эти
недостатки
ограничивают
применение
их,
особенно
при
подъеме
тяжелых
и
ответственных
грузов
в
местах
большой
концентрации
людей
и
оборудования.
Практика показала, что частыми причинами разрыва цепных стропов
является
неправильная
их
эксплуатация,
перегрузка
из-за
неправильной
маркировки
или
подъема
мертвых
грузов,
нерадивость
стропальщиков,
применение изношенных цепей.
Стропы со звеньями или захватными элементами, изношенными более
чем на 10 % по диаметру цепной стали, имеющие свыше 30 % выработавших
звеньев или негодные по другим причинам, к дальнейшей эксплуатации не
допускаются.
Цепные стропы общего назначения изготавливают ветвевыми (рис. 2.4,
а, б, в, г ):
1СЦ (одноветвевой строп цепной)
2СЦ (двухветвевой строп цепной)
ЗСЦ (трехветвевой строп цепной)
4 СЦ (четырехветвевой строп цепной)
Для строповки грузов могут применяться конструкции цепных стропов,
изготовленные
в
соответствии
с
другими
нормативными
документами,
например универсальный цепной строп УСЦ – кольцевой (рис. 1.15, д).
Рис. 2.4 Типы цепных стропов
а – 1СЦ; б – 2СЦ; в – 3СЦ; г – 4СЦ; д – УСЦ
Маркировка канатных и цепных стропов
Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно
закрепленной металлической биркой (Рис. 2.5) с указанием:
порядкового
номера
стропа
по
системе
нумерации
завода-
изготовителя
грузоподъемности стропа в тоннах
даты испытаний (месяц, год)
Рис. 2.5
Также
рекомендуется
указывать
наименование
предприятия-
изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители
указывают дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п.
На ветвевых стропах бирку крепят к навесному звену. Встречаются
ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном
звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть
закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.
Текстильные стропы
В
настоящее
время
широкое
распространение
в
строительстве
и
промышленности получили текстильные стропы из синтетических лент.
Благодаря текстильным стропам можно намного уменьшить время и
трудозатраты погрузочно-разгрузочных работ, а также сократить количество
действий,
производимых
краном.
Использование
таких
строп
позволяет
свести к минимуму вероятность порчи грузов при их транспортировке.
Текстильный
строп
обладает
такими
свойствами
как:
низкая
гигроскопичность, хорошая морозостойкость, устойчивость к воздействию
влаги, тепла и света. Вместе с этим, их нельзя подвергать воздействиям
технических
масел,
нефти,
морской
воды,
различных
органических
растворителей
и
многих
других
химических
веществ.
Основное
преимущество
текстильных
строп
заключается
в
незначительной
собственной
массе
и
в
том,
что
их
можно
использовать
при
подъеме
практически любого вида грузов.
Стропы
текстильные
производятся
из
специальной
полиэстровой
ленты.
Строп
текстильный
петлевой
(СТП)
используется
для
подъема
окрашенных или легко повреждаемых грузов. Чтобы защитить материал
ленты
петли
СТП
применяют
защитный
чехол.
Аналогично
петлевому
стропу можно применять и кольцевой текстильный строп (СТК).
Также на настоящее время широкое распространение в строительстве и
промышленности
получили
круглопрядные
текстильные
стропы
из
синтетических канатов.
Круглопрядный
кольцевой
текстильный
строп
(СТКк)
может
использоваться в тех же целях, что и строп из плоской ленты. Но, за счет
защитного чехла (чехол по всей длине), круглопрядные стропы более стойки
к износу и повреждению.
Текстильные стропы общего грузового назначения используются как
грузозахватные приспособления для автоподъемников. Они применяются на
промышленных, транспортных и складских предприятиях.
Достоинства стропов текстильных:
Сохранение целостности груза: грузы тщательно подготовленными
поверхностями или с мягкими кромками менее подвергаются повреждениям
при транспортировке. Это свойство — лучшая характеристика текстильных
строп, так как они аккуратно огибают груз и сохраняют достойным его
внешний вид.
Незначительный
вес:
текстильные
стропы
намного
легче
любых
металлических.
Это
хорошо
заметно
при
работе
тяжелыми
грузами.
Следствием незначительного веса стали такие преимущества как: простое
перемещение самого стропа, их легко заводить под груз и зацеплять за
крановый крюк. Помимо этого, стропы текстильные позволяют сэкономить
время, которое тратится на работы по разгрузке и погрузке.
Безопасность:
на
текстильных
стропах
исключено
образование
заусенцев и выступающих кусочков проволоки, которые могут привести к
травмам.
Высокая
устойчивость
к
деформации
и
износу:
сравнительно
с
металлическими
стропами,
текстильные
более
износоустойчивы
и
легко
переносят многократные сгибы и разгибы в одном месте. Они также менее
подвержены
воздействию
абразивных
материалов,
влиянию
многих
химических веществ (щелочей, окислителей).
Компактность:
в
отличии
от
металлических
строп,
которые
невозможно сложить аккуратно из-за их пружинящих свойств, текстильные
очень просто складывать и хранить. Их можно свертывать как угодно, при
этом они не распрямляются и не переплетаются друг с другом. Такие стропы
можно легко уложить где угодно и всегда иметь под рукой.
Текстильные стропы (ленточные и круглопрядные) бывают следующих
типов:
1.
Ветвевые– ленточные (рис. 2.6, а, б, в, г):
1СТ (одноветвевой строп текстильный)
2СТ (двухветвевой строп текстильный)
ЗСТ (трехветвевой строп текстильный)
4СТ (четырехветвевой строп текстильный)
2.
Универсальные (рис. 2.6, д, е, ж, з):
СТП (строп текстильный петлевой)
СТК (строп текстильный кольцевой)
СТПк (строп текстильный петлевой круглопрядный)
СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный)
Рис. 2.6 Типы текстильных стропов
а – 1СТ; б – 2СТ; в – 3СТ; г – 4СТ; д – СТП; е – СТК; ж – СТПк; з – СТКк
Для
изготовления
текстильных
стропов
применяют
синтетические
материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Кроме перечисленных типов
изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
На
каждый
текстильный
строп
пришивается
этикетка
(бирка),
на
которой указывают сведения:
товарный знак предприятия-изготовителя
номер стропа
обозначение стропа
название материала, из которого строп изготовлен
грузоподъемность стропа
рабочая длина
дата испытания
Универсальные, многоветвевые и комбинированные стропы
Число ветвей стропа, на который подвешивают груз, выбирают в
зависимости от массы, габаритов и конфигурации груза.
Универсальные
стропы
выполняют
трех
типов:
упрощенные,
облегченные и бесконцевые (замкнутые - кольцевые). Упрощенный строп
представляет
собой отрезок
каната
с
петлями
на
концах, концы прядей
которого
заделаны
от
раскручивания:
у
стальных
канатов
–
мягкой
отожженной
проволокой,
или
опрессовкой
алюминиевой
втулкой,
у
пеньковых
канатов
–
прядями
пеньки.
Такие
стропы
применяют
на
вспомогательных
работах,
при
ремонте
оборудования,
на
монтажных
и
демонтажных работах.
Облегченный двухпетлевой универсальный строп представляет собой
отрезок каната, заплетенный с обоих концов в петли с коушами, либо с одной
петлей и со свободным концом с наложенной маркой. При зацепке груза он
легко проходит в отверстия деталей, петли, рымы, кольца, проушины и т. п.,
образуя несколько ветвей, что увеличи¬вает его грузоподъемность.
Двухпетлевой
строп
может
служить
составным
элементом
многих
сложных и специальных грузозахватных приспособлений. В этом случае в
петли стропа вплетают коуши, предохраняющие его от быстрого износа и
резких перегибов.
Кольцевой
(замкнутый -
кольцевой)
универсальный строп (рис.2.7)
представляет
собой
замкнутый
кольцевой
отрезок
каната
или
цепи
необходимой длины. Он может быть изготовлен из стальных канатов, цепей,
пеньковых и синтетических канатов. Универсальный кольцевой строп, как и
двухпетлевой, используют при строповке самых разнообразных грузов. В
зависимости от конфигурации и массы груза он может работать на две,
четыре,
а
иногда
и
восемь
ветвей,
что
особенно
важно
при
транспортировании весьма тяжеловесных грузов.
Обвязку
груза
универсальным
кольцевым
стропом
выполняют,
как
правило,
мертвой
петлей,
что
гарантирует
прочность
и
надежность
строповки.
Универсальный
кольцевой
строп
под
нагрузкой
не
раскручивается в отличие от всех других канатных стропов, вытягивается
незначительно, поэтому срок его службы более продолжителен.
Рис. 2.7 Универсальные двухпетлевые и кольцевые стропы
Однопетлевой одноветвевой
строп
(рис.2.8)
имеет
на
одном
конце
петлю, а на другом крюк, карабин, струбцину или другой концевой захват.
Такой
строп применяют при перемещении грузов, имеющих монтажные
петли, рымы, крюки или другие приспособления.
Рис.2.8.Однопетлевые и однозвеньевые одноветвевые стропы.
Так
как
одноветвевой
строп
от
предельных
нагрузок
может
раскручиваться, то его нужно изготавливать из канатов крестовой свивки.
Многоветвевой
строп
(рис.2.9)
состоит
из
нескольких
ветвей,
объединенных между собой общим стальным кольцом (грузовым звеном). Он
предназначен для зацепления грузов за две, три или четыре точки. Широкое
применение
эти
стропы
получили
при
строповке
тяжеловесных
грузов,
коробов и т. п., снабженных петлями, проушинами, скобами, цапфами и т. д.
Рис. 2.9 Многоветвевые стропы.
При использовании многоветвевых стропов необходимо следить за тем,
чтобы нагрузка передавалась на все ветви равномерно.
Комбинированный строп состоит из элементов стального каната и цепи
(рис.2.10). Петли и крайние части стропа изготавливают из стального каната,
а среднюю часть стропа, как участок интенсивного износа, делают из цепи,
грузоподъемность которой на 15 – 20 % больше грузоподъемности каната.
Комбинированные стропы выпускают грузоподъемностью до 6,0т.
Они обладают всеми преимуществами цепных стропов, кроме того, они
надежнее, долговечнее их.
Тяжелые навесные
и соединительные
кольца,
необходимые
для
цепных
стропов,
заменяют
легкими
и
прочными
канатными петлями. Поскольку канатный участок стропа имеет меньшую
грузоподъемность, разрушаться он начинает раньше, как бы сигнализируя о
непригодности стропа. Канатная часть стропа служит также амортизатором
цепи при динамических нагрузках, смягчая рывки и предотвращая разрыв.
Комбинированный строп предназначен для транспортирования сварных и
литых
деталей
с
острыми
кромками
и
ребрами,
рельсов,
корпусов
подшипников, металлоконструкций и т. п.
Рис.2.10. Комбинированный строп.
В
зависимости
от
поднимаемых
грузов
стропы
оборудуют
специализированными
захватами;
коромыслами,
кольцами,
крюками,
струбцинами и др.
Конструкция
стропов
и
грузозахватных
приспособлений
должна
исключать
возможность
самопроизвольного
отсоединения
груза.
При
маркировке
многоветвевого
стропа
нужно
указывать
грузоподъемность
стропа в целом и его отдельных частей, ветвей. Это помогает стропальщикам
правильнее
выбирать стропы,
а
при подъеме
груза за
несколько
ветвей
точнее рассчитать усилия, приходящиеся на одну ветвь и на каждый строп.
Все инвентарные стропы и грузозахватные приспособления снабжают
бирками
с
четким
обозначением
регистрационного
номера,
грузоподъемности и даты очередного испытания.
При расчете и изготовлении стропов должен учитываться коэффициент
запаса
прочности
каната
(цепи,
текстильной
ленты),
из
которого
строп
изготовлен.
На
рис.
2.7
приведены
значения
коэффициентов
запаса
прочности гибких элементов стропов.
Рис. 2.11
При увеличении угла между ветвями стропов возрастает натяжение
ветвей и вероятность их разрыва.
Грузовые траверсы
Траверса
грузовая
(траверса)
-
съемное
грузозахватное
приспособление, у которого захваты присоединены к линейной, плоскостной
или пространственной конструкции, оснащенной устройством для навески на
ПС
и
предназначенное для
раздельного либо совмещенного выполнения
функций, обеспечивающих неизменяемость формы груза, ориентацию груза,
максимальную
высоту
подъема
груза,
строповку
нескольких
грузов,
сокращение времени строповки, подъем и перемещение груза несколькими
ПС.
Рис. 2.12 Траверса плоскостная
Траверсы
—
это
съемные
грузозахватные
приспособления,
предназначенные обычно для строповки длинномерных и крупногабаритных
грузов. Использование обычных стропов в этом случае приводит к потере
полезной высоты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа),
а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом грузе.
По
конструкции
траверсы
разделяют
на
плоскостные
и
пространственные.
Плоскостные
траверсы
(см.
рис.
2.12)
применяют
для
строповки
длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка или ферма,
которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке могут подвешиваться
канатные или цепные ветви.
Пространственные траверсы (Рис. 2.13) применяют для строповки
объемных конструкций, машин, оборудования.
Рис. 2.13 Пространственные траверсы
Универсальные траверсы - это те же линейные и пространственные
траверсы, но дающие возможность перемещать точки подвеса груза. На
рисунке 2.14 показана универсальная телескопическая траверса.
Рис. 2.14
К
разновидностям
универсальных
траверс
относится
балансирная
траверса
(Рис.
2.15),
у
которой
балансирные
стропы
перекинуты
через
ролики, укрепленные на траверсе. Балансирные траверсы удобно применять
при подъеме конструкций за элементы, находящиеся на разной высоте, а
также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести.
Рис 2.15 Балансирная траверса
Траверса (рис. 2.16) крана УК-25/9-18 представляет собой коробчатую
балку
2,
по
концам
которой
шарнирно
закреплены
две
поперечные
полуавтоматические
траверсы
1
и
5
с
клещевыми
захватами,
а
для
подвешивания к ферме крана — подвижные блоки 3 грузового полиспаста,
свободно
посаженные
на
осях
4.
Траверсы
обеспечивают
полуавтоматический
захват
головок
рельсов
типов
Р50,
Р65
и
Р75.
Конструкцию и работу траверс можно проследить по рис. (2.16. б, в). Внутри
коробчатой балки 1 расположены две пары челюстей 2 для захвата головок
рельсов звена, два стопора 8 с коленчатыми рычагами 9 и противовесами 10,
рукоятка 15 для ручного освобождения стопоров, рукоятка 14 с тягой 12 для
выключения замковых рычагов 6, стержни 5, соединенные с челюстями и
толкателем
3,
опирающиеся на
головки
рельсов.
Для
управления двумя
стопорами от одной рукоятки предусмотрена рычажная передача, имеющая
три канатика 11 и двуплечий рычаг 13. За счет пружины 7 замковые рычаги 6
постоянно прижаты к большему или меньшему диаметру стержней 5. При
опускании траверс на звено за счет веса грузозахватного устройства челюсти
траверс разводятся в разные стороны, рукоятка 15 запирается в крайнее
правое положение, при этом оба стопора 8 устанавливаются в выключенное
положение. При поднятии траверс грузовыми канатами челюсти надежно
захватывают
головки
рельсов
звена.
Для
раскрытия
челюстей
и
снятия
траверс со звена его опускают до соприкосновения с балластом или звеном,
рукоятки
14
перемещают
вправо,
а
затем
отпускают,
рукоятку
15
перемещают влево. Тогда за счет противовесов 10 стопоры 8 выдвигаются в
наружные стороны и удерживают челюсти от закрывания при последующем
поднятии траверс.
Рис. 2.16. Траверса УК-25/9-18
Грузовые захваты
Захваты
являются
наиболее
совершенными
и
безопасными
грузозахватными
приспособлениями.
Основное
их
преимущество
—
сокращение
ручного
труда.
Захваты
применяют
в
тех
случаях,
когда
приходится
перемещать
однотипные
грузы.
В
связи
с
большим
разнообразием
перемещаемых
грузов
существует
множество
различных
конструкций захватов.
Большинство из них можно отнести к одному из указанных ниже
типов:
- клещевые
- фрикционные
Клещевые захваты (рис. 2.17) выполняются как рычажные системы в
виде ножниц, рычаги которых имеют свободные концы, захватывающие груз
или выступающие элементы груза.
Фрикционные (рис. 2.18) захваты удерживают груз за счет сил трения
между поверхностью груза и элементами захвата.
В эксцентриковых захватах (рис. 2.19) закрепление поднимаемого груза
осуществляется
между
одним
или
двумя
эксцентриками,
которые
при
повороте надежно зажимают груз (чаще листовые материалы).
Рис. 2.17. Разновидности клещевых захватов
Рис. 2.18. Разновидности фрикционных захватов
Рис. 2.19. Разновидности эксцентриковых захватов
Рабочие
органы
вилочных
захватов
(рис.2.20.а)
располагаются
непосредственно под грузом или проходят в монтажные петли, отверстия
груза или поддона, на котором расположен груз.
К захватам вилочного типа можно отнести торцевые захваты (см. рис.
2.20.б), которые используются чаще всего для подъема труб.
Для подъема и перемещения грузов могут применяться и другие типы
грузовых захватов.
а
б
Рис. 2.20. а - Вилочные захваты; б – захват для труб
Захваты коромыслового типа (Рис. 2.21) удерживают груз с помощью
несущего
элемента
–
коромысла,
воспринимающего
массу
груза.
Коромысловые захваты применяют для подъема грузов, имеющих сквозные
отверстия, под которые можно разместить несущее коромысло захвата.
Рис. 2.21 Захваты коромыслового типа
Захваты зажимного типа удерживают груз за счет его зажима в рабочих
органах
захвата.
К
таким
захватам
относится,
например,
струбциновый
захват (Рис 2.22).
Рис. 2.22
Грузовая тара
Тара
грузовая
(тара)
-
многооборотное
металлическое,
деревянно-
металлическое
или
полимерное
средство
для
складирования,
транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы для
зацепки грузозахватными приспособлениями или вилами либо крюком ПС.
Поддоны (рис. 2.23) — это средства пакетирования, предназначенные
для перемещения мелкоштучных грузов. Конструкции и размеры поддонов
стандартизированы.
Наиболее
распространенными
являются
плоские
поддоны размером 800 × 1200 мм.
Рис. 2.23 Поддон
Контейнеры
(Рис.
2.24)
—
это
многооборотные
замкнутые
приспособления, предназначенные для штучных и тарно-штучных грузов.
Контейнеры бывают универсальные, предназначенные для различных грузов,
и специализированные— для перемещения и хранения грузов с одинаковыми
свойствами. В настоящее время большое количество грузов перемещается на
дальние расстояния в универсальных крупнотоннажных контейнерах.
Рис. 2.24 Контейнеры
Бункеры, бадьи, ящики применяют для сыпучих и полужидких грузов.
В строительстве широко применяют бункеры специальной конструкции для
подачи бетонной смеси. Для транспортировки бетонной смеси в небольших
количествах применяют бадьи и ящики.
Рис. 2.25
Бочки и цистерны применяют для жидких грузов.
Тара
должна
изготавливаться
в
соответствии
с
технологическими
картами или индивидуальными чертежами.
На таре (рис. 2.26), за исключением специальной технологической,
должно быть указано:
предназначена (грузоподъемность тары).
Рис. 2.26 Маркировка тары
Не
допускается
нахождение
в
местах
производства
работ
немаркированной и поврежденной тары.
Тара
должна
заполняться
только
тем
материалом,
для
которого
предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой
может стать причиной перегрузки крана или разрушения тары.
Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100
мм от уровня бортов (см. рис. 2.27). Для предотвращения перегрузки тары на
ее борту должна быть нанесена черта заполнения.
Рис. 2.27
Вопрос 1. Какими способами осуществляют заделку концов каната при
изготовлении стропов?
Вопрос 2. Чем конструктивно отличается петлевой универсальный
строп от канатной ветви ветвевого стропа?
Вопрос 3. Для подъема каких грузов обычно применяют траверсы и
почему?
Вопрос 4. Почему тара должна заполняться только тем грузом, для
перемещения которого она предназначена?
Тема 3. Эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений
Испытания и ремонт съемных грузозахватных приспособлений
Съемные
грузозахватные
приспособления
после
изготовления
подлежат испытанию на предприятии-изготовителе.
Для контроля технического состояния элементов, узлов и соединений
грузозахватных
приспособлений
(клещи,
траверсы,
захваты),
которое
невозможно определить в собранном виде, ежегодно, в сроки, определенные
графиком,
утвержденным
распорядительным
актом
эксплуатирующей
организации,
должна
производиться
их
частичная
разборка,
осмотр
и
ревизия. Сроки выполнения данного осмотра целесообразно совместить с
проведением технических освидетельствований ПС, либо текущих ремонтов
ПС.
Ремонт,
реконструкция
грузозахватных
приспособлений
должны
производиться
по
проекту
и
ТУ,
разработанным
изготовителем
грузозахватных приспособлений или специализированными организациями.
Ремонт стропов следует выполнять заменой изношенных элементов на
аналогичные новые, проект и ТУ в этом случае не разрабатываются.
После
проведения ремонта
грузозахватных приспособлений должна
проводиться
проверка
качества
выполненного
ремонта
с
проведением
статических испытаний.
Необходимость,
условия
и
способы
проведения
испытаний
грузозахватных
приспособлений
в
период
эксплуатации
должны
быть
приведены в эксплуатационной документации изготовителя. При отсутствии
указанных требований испытания грузозахватных приспособлений проводят
нагрузкой,
на
25%
превышающей
паспортную
грузоподъемность
грузозахватного приспособления.
Статические испытания грузозахватного приспособления проводят в
следующей последовательности:
испытываемым грузозахватным приспособлением или подвешенный к нему,
с
возможно
меньшими
ускорениями
поднимают
ПС
на
высоту
50-100
миллиметров и выдерживают в таком положении не менее 10 минут (ветви
многоветвевых стропов должны быть расположены под углом 90 друг к
⁰
другу)
площадку.
Результаты
статических
испытаний грузозахватных приспособлений
выявляют
после
снятия
с
них
нагрузки.
При
наличии
остаточной
деформации,
явившейся
следствием
испытания
грузом,
грузозахватное
приспособление не
должно
допускаться
к
работе
до
выяснения
причин
возникновения деформации и
определения
возможности его
дальнейшей
работы.
Испытания
прекращают
или
приостанавливают
при
возникновении
аварийной
ситуации,
угрожающей
безопасности
лиц,
участвующих
в
испытаниях. Продолжение испытаний допускается только после устранения
причин, вызвавших их прекращение или приостановку.
Результаты
испытания
грузозахватных
приспособлений
статической нагрузкой должны быть оформлены актом (протоколом)
испытания.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений
В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и
тары
эксплуатирующая
организация,
в
лице,
назначенного
приказом
специалиста
(или
специалистов),
должна
периодически
производить
их
осмотр не реже, чем:
— каждый месяц
— один раз в 10 дней
—
перед началом работ.
При
осмотре
следует
использовать
браковочные
показатели,
приведенные
в
их
руководстве
(инструкции)
по
эксплуатации.
При
отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя осмотр
съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по
инструкции,
утвержденной
распорядительным
актом
эксплуатирующей
организации
и
определяющей
порядок
и
методы
осмотра,
браковочные
показатели.
Результаты
осмотра
съемных
грузозахватных
приспособлений
и
тары
заносят
в
журнал
осмотра
грузозахватных
приспособлений.
Съемные
грузозахватные
приспособления
и
тара,
признанные
негодными
к
использованию
в
работе,
в
том
числе,
по
причине
отсутствия
необходимой
маркировки,
а
также
грузозахватные
приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы),
не должны находиться в местах производства работ.
Съемные
грузозахватные
приспособления
должны
снабжаться
клеймом
(траверсы,
захваты)
или
прочно
прикрепленной
металлической биркой (стропы) с указанием номера, грузоподъемности
и даты испытания.
Съемные
грузозахватные
приспособления
должны
храниться
в
специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях.
Редко
употребляемые
съемные
грузозахватные
приспособления
следует
хранить отдельно.
Браковка стальных канатных стропов
При браковке грузозахватных приспособлений приходится определять
% (процент) фактического поверхностного износа или величины коррозии
отдельных
элементов.
Для
этого
вначале
при
помощи
микрометра
или
штангенциркуля измеряют размер элемента в месте износа или коррозии, а
затем рассчитывают соответствующий процент. Так, если диаметр каната по
сертификату 20 мм, а при замере в месте износа оказалось, что он равен 18
мм, то поверхностный износ каната в этом месте составит:
Стальные канатные стропы должны быть забракованы при наличии
следующих признаков:
поверхностного
износа
или
коррозии
на
7%
и
более
(по
сравнению
с
номинальным диаметром)
произошедшее в результате повреждения сердечника
тся местное уменьшение первоначального диаметра наружных
проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более
превышает указанное в таблице
При этом необходимо решить, на каком из нормируемых участков
определять число обрывов. Это зависит от концентрации обрывов на длине
каната. Число обрывов не следует путать с количеством торчащих концов
проволок, которых обычно в 2 раза больше, чем обрывов. При наличии у
каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как
признак
браковки
должно
быть
уменьшено
в
зависимости
от
процента
износа.
Слайд 13
урных воздействий или
электрического дугового разряда
крюках
места
заплетки
из-за
повреждения оплетки или других защитных элементов
уменьшению поперечного сечения на 10 % и более
приводящие к изменению первоначального размера элемента более 3 %
.
Браковка цепных стропов
Цепные
стропы
подлежит
браковке
при
обнаружении
следующих
дефектов:
отсутствует или повреждена маркировочная бирка
Браковка текстильных стропов
Текстильные стропы подлежит браковке при обнаружении следующих
дефектов:
стропе
висимо от их размеров
которых
превышает
10
процентов
длины
ленты
ветви
стропа,
а
также
единичные порезы или разрывы длиной более 50 миллиметров
мест заделки краев
лент) на суммарной длине более 0,5 метра на одном крайнем шве или на двух
и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек
шва
ленты на длине более 0,2 метра на одном из крайних швов или на двух и
более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек
шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более
10 процентов длины заделки (сшивки) концов лент
ные обрывы нитей ленты общей длиной более
10
процентов
ширины
ленты,
вызванные
механическим
воздействием
(трением) острых кромок груза
(кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10
процентов
ширины
ленты
или
длины
стропа,
а
также
единичные
повреждения
более
10
процентов
ширины
ленты
и
длиной
более
50
миллиметров
более 10 процентов ширины ленты
ленты от воздействия острых предметов
процентов ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или
наличие трех и
более
отверстий при расстоянии между ними
менее 10
процентов ширины ленты независимо от диаметра отверстий
цементом, грунтом) более 50 процентов длины стропа
речисленных дефектов на
площади более 10 процентов ширины и длины стропа
петель стропа
выше).
Браковка грузовых траверс
Грузовые траверсы подлежит браковке при обнаружении следующих
дефектов:
м длины
еньев
Браковка грузовых захватов
Грузовые захваты подлежит браковке при обнаружении следующих
дефектов:
(затупление или выкрашивание зубьев, насечки и т.п.)
рычагов
Браковка производственной тары
Производственная
тара
подлежит
браковке
при
обнаружении
следующих дефектов:
любых размеров (обычно возникают в сварных швах)
первоначального размера