Напоминание

"Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"


Автор: Носкова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 62
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

посредством игры

Носкова Т.М.

Воспитатель МДОУ № 62

Октябрьского района г. Екатеринбурга,

педагог первой квалификационной категории

Аннотация

В настоящей статье описывается роль игры в нравственном воспитании и формировании

основных качеств личности дошкольника. Автор подробно рассматривает преимущества

игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста и описывает возможности ее

применения.

Ключевые

слова:

нравственное

воспитание,

дети

младшего

дошкольного

возраста,

формирование качеств личности ребенка.

Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Чтобы

будущее было светлее и добрее, необходимо чтобы родители и воспитатели

были заинтересованы в нравственном воспитании своих детей.

Нравственное

воспитание

это

целенаправленный

процесс

приобщения

детей

к

моральным

ценностям

человечества.

С

течением

времени

ребёнок

постепенно

овладевает

принятыми

в

обществе

людей

нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает

своими,

принадлежащими

себе,

способы

и

формы

взаимодействия,

выражения отношения к людям, природе, к животным, к себе. Результатом

нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности

определённого набора нравственных качеств.

Нравственное воспитание, является одним из актуальных вопросов

общественного

развития,

а

в

современных

условиях

оно

приобретает

общественное значение

.

В решение данного вопроса также входит и развитие

интеллектуально

творческого

потенциала

личности

ребенка.

В

рамках

решения этих задач педагогу необходимо научить детей жить в динамичном,

быстро изменяющемся мире. Одним из наиболее эффективных способов

научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения,

не теряться при встрече с новым,

непонятным, развить мыслительные

умения, эмоциональную сферу, коммуникативные и нравственные качества.

«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное

значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная

форма

воспитания.

Игра

для

дошкольников

способ

познания

окружающего.»

Н.

К.

Крупская.

Игра

одно

из

наиболее

эффективных

средств

нравственного

воспитания

дошкольника.

У

детей

к

3

годам

формируется

доброжелательное

отношение

к

взрослым

и

сверстникам,

уважение

и

любовь

к

семье,

бережное

отношение

к

ве ща м ,

совершенствуются культурно гигиенические навыки. В 3 летнем возрасте

воспитатель формирует у детей положительное отношение к себе. Через

сюжетно-ролевую

игру

педагог

в

сюжетно-ролевой

игре

дети

учатся

общаться с воспитателем

и друг с другом. Сюжетно ролевая игра даёт

возможность

для

формирования

гуманных

чувств,

поскольку

дети

воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. «Больница», «Дом»,

«Парикмахерская», игры со строительным материалом. В игре

ребёнок

расширяет кругозор, воспитывает целеустремлённость, самостоятельность,

доброе отношение друг к другу.

Наиболее

актуальным

для

дошкольников

являются

сюжетно-ролевые,

дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх.

Обычно

они

воспроизводят

сцены

из

семейного

быта

и

трудовой

деятельности.

При

этом,

каждому

дошкольному

возрасту

свойственно

воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же

сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных

социальных отношений).

Содержание – тот

момент,

который

выделяет

ребенок,

как

основной

в

деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета,

так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и

подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая

данную

особенность

сюжетно-ролевых

игр,

взрослому

важно

грамотно

руководить

игрой

детей,

чтобы

донести

до

них

нравственные

нормы

поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой

деятельности.

2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей

деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и

правила, т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе

отличие

от

сюжетно-ролевых,

которые

имеют

спонтанный

характер).

Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

-

воспитательный,

т.е.

те

способы

сотрудничества,

формы

общения

и

отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель

дидактической

игры

направлена

на

развитие

определенных

психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой

игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает

как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях,

которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до

сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать

затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются

осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается.

Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как

его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку

возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к

усвоению нового.

У

дошкольников

формируются

нравственные

представления

о

бережном

отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда

взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и

взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В

воспитании

нравственных

качеств

личности

ребенка

особая

роль

принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических

игр

является

коллективными.

Наличие

правил

создает

условия

для

самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования

правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей

физической

подготовленности

детей,

удовлетворении

их

биологической

потребности

в

движениях.

Отличительная

черта

подвижных

игр

их

эмоциональность

(нельзя

допускать

монотонность).

Подвижные

игры

должны

содержать

интересные

двигательные

задания,

игровые

образы,

неожиданные

ситуации.

Существуют

подвижные

игры,

направленные

на

развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес

у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми

(в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их

педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат

разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.

Подвижные

игры

удовлетворяют

потребность

растущего

ребенка

в

движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные

игры

еще

более

разнообразны,

чем

дидактические.

По

происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они

могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием

моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и

по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения

играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая

деятельность

дошкольника

имеет

важнейшее

значение

в

формировании

личности.

Каждый

вид

игры

(дидактическая,

строительная,

сюжетно-

ролевая,

подвижная,

драматизация)

оказывает

влияние

на

нравственное

развитие ребенка дошкольника. Используя различные игры можно решить

задачи нравственного воспитания детей, создавая необходимую основу для

дальнейшего формирования навыков культурного поведения, добрых чувств

и отношений к взрослым и сверстникам.



В раздел образования