Автор: Носкова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 62
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"
Раздел: дошкольное образование
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста
посредством игры
Носкова Т.М.
Воспитатель МДОУ № 62
Октябрьского района г. Екатеринбурга,
педагог первой квалификационной категории
Аннотация
В настоящей статье описывается роль игры в нравственном воспитании и формировании
основных качеств личности дошкольника. Автор подробно рассматривает преимущества
игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста и описывает возможности ее
применения.
Ключевые
слова:
нравственное
воспитание,
дети
младшего
дошкольного
возраста,
формирование качеств личности ребенка.
Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Чтобы
будущее было светлее и добрее, необходимо чтобы родители и воспитатели
были заинтересованы в нравственном воспитании своих детей.
Нравственное
воспитание
–
это
целенаправленный
процесс
приобщения
детей
к
моральным
ценностям
человечества.
С
течением
времени
ребёнок
постепенно
овладевает
принятыми
в
обществе
людей
нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает
своими,
принадлежащими
себе,
способы
и
формы
взаимодействия,
выражения отношения к людям, природе, к животным, к себе. Результатом
нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности
определённого набора нравственных качеств.
Нравственное воспитание, является одним из актуальных вопросов
общественного
развития,
а
в
современных
условиях
оно
приобретает
общественное значение
.
В решение данного вопроса также входит и развитие
интеллектуально
–
творческого
потенциала
личности
ребенка.
В
рамках
решения этих задач педагогу необходимо научить детей жить в динамичном,
быстро изменяющемся мире. Одним из наиболее эффективных способов
научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения,
не теряться при встрече с новым,
непонятным, развить мыслительные
умения, эмоциональную сферу, коммуникативные и нравственные качества.
«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная
форма
воспитания.
Игра
для
дошкольников
–
способ
познания
окружающего.»
Н.
К.
Крупская.
Игра
–
одно
из
наиболее
эффективных
средств
нравственного
воспитания
дошкольника.
У
детей
к
3
годам
формируется
доброжелательное
отношение
к
взрослым
и
сверстникам,
уважение
и
любовь
к
семье,
бережное
отношение
к
ве ща м ,
совершенствуются культурно гигиенические навыки. В 3 летнем возрасте
воспитатель формирует у детей положительное отношение к себе. Через
сюжетно-ролевую
игру
педагог
в
сюжетно-ролевой
игре
дети
учатся
общаться с воспитателем
и друг с другом. Сюжетно ролевая игра даёт
возможность
для
формирования
гуманных
чувств,
поскольку
дети
воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. «Больница», «Дом»,
«Парикмахерская», игры со строительным материалом. В игре
ребёнок
расширяет кругозор, воспитывает целеустремлённость, самостоятельность,
доброе отношение друг к другу.
Наиболее
актуальным
для
дошкольников
являются
сюжетно-ролевые,
дидактические и подвижные игры.
1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх.
Обычно
они
воспроизводят
сцены
из
семейного
быта
и
трудовой
деятельности.
При
этом,
каждому
дошкольному
возрасту
свойственно
воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же
сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных
социальных отношений).
Содержание – тот
момент,
который
выделяет
ребенок,
как
основной
в
деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета,
так и содержания игры.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и
подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая
данную
особенность
сюжетно-ролевых
игр,
взрослому
важно
грамотно
руководить
игрой
детей,
чтобы
донести
до
них
нравственные
нормы
поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой
деятельности.
2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей
деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и
правила, т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе
(в
отличие
от
сюжетно-ролевых,
которые
имеют
спонтанный
характер).
Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение
конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
-
воспитательный,
т.е.
те
способы
сотрудничества,
формы
общения
и
отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель
дидактической
игры
направлена
на
развитие
определенных
психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой
игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает
как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях,
которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до
сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать
затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются
осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается.
Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как
его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку
возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к
усвоению нового.
У
дошкольников
формируются
нравственные
представления
о
бережном
отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда
взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и
взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В
воспитании
нравственных
качеств
личности
ребенка
особая
роль
принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических
игр
является
коллективными.
Наличие
правил
создает
условия
для
самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования
правильного поведения и отношений среди людей.
3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей
физической
подготовленности
детей,
удовлетворении
их
биологической
потребности
в
движениях.
Отличительная
черта
подвижных
игр
–
их
эмоциональность
(нельзя
допускать
монотонность).
Подвижные
игры
должны
содержать
интересные
двигательные
задания,
игровые
образы,
неожиданные
ситуации.
Существуют
подвижные
игры,
направленные
на
развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес
у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми
(в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их
педагогическая ценность неоспорима.
Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат
разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.
Подвижные
игры
удовлетворяют
потребность
растущего
ребенка
в
движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Подвижные
игры
еще
более
разнообразны,
чем
дидактические.
По
происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они
могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием
моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и
по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения
играющих на группы (команды) и с разделением на группы.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая
деятельность
дошкольника
имеет
важнейшее
значение
в
формировании
личности.
Каждый
вид
игры
(дидактическая,
строительная,
сюжетно-
ролевая,
подвижная,
драматизация)
оказывает
влияние
на
нравственное
развитие ребенка дошкольника. Используя различные игры можно решить
задачи нравственного воспитания детей, создавая необходимую основу для
дальнейшего формирования навыков культурного поведения, добрых чувств
и отношений к взрослым и сверстникам.