Напоминание

Деловая игра для педагогов "Мозговой штурм"


Автор: Спиридонова Кристина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС комбинированного вида №13"
Населённый пункт: с.Кременкуль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра для педагогов "Мозговой штурм"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра для педагогов «Мозговой штурм»

Задание для команд:

Предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

Задание для первой команды:

- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего

возраста можно отнести к экспериментированию».

Задание для первой команды:

- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия

взрослого.

- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

А теперь по одному предложению для каждой команды:

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу

молиться, он и лоб расшибет)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской

деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять

их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

Мифы об исследовательской деятельности:

 Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

 Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.

 В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому

нельзя заниматься исследованием.

 Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель,

гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.

 Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

 Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога

глубоких и разносторонних теоретических знаний.

 Главный результат такой работы – победа на конференции.

 Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших

задач современного образования.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную

тему.

Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам

несколько:

+ Наблюдение как способ выявления проблем

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного

анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень,

например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как

разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и

доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению

необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое

предложение рассмотреть

какие-либо интересные и вместе с тем хорошо

знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут

охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание

нарисовать эти снежинки по памяти.

+ Задание «Тема одна — сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше

сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с

летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.

При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир

глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с

нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно

проранжирован со всех позиций.

+ Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал

взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой

воображаемой жизни».

+ Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом

рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.

+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить

рассказ»,

но сделать это необходимо несколькими способами. Например:

представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Задание для педагогов:

+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне

загорелась

штора),

попробуйте

увидеть

проблему(ы).

Все

варианты

фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)

Предполагаемые ответы:

1.

Ребёнок дома без присмотра взрослых.

2.

Нахождение опасных предметов в свободном доступе.

3.

Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

Задание для педагогов:

выполняя следующее задание, вы научитесь

подводить детей к теме.

Перед вами известный всем предмет - сахар.

На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы,

связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в

вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена

конкретная цель вашего будущего исследования.

- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу,

который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить

плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

Так листок каждого участника оценивается членами группы и

возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество

набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению

педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской

работы (обсуждаем, жюри оценивает)

3 этап. Игровой этап

Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с

заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не

отвечает, то ответить может другая команда.

1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …

а) результат воспитания и обучения;

б) генетическая предопределенность;

в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей,

относящихся к категории «одаренных».

2. Исследовательское обучение – это …

а) синоним проектного обучения;

б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

3. Пять основных общедидактических методов обучения:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

б) последовательно и системно излагающий материал;

в) репродуктивный;

г) проблемное изложение;

д) частично-поисковый (эвристический);

е) исследовательский.

4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно

находит выход в…

а) повышенной потребности в ласке;

б) капризах;

в) деструктивном поведении.

5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …

а) левое полушарие;

б) правое полушарие.

6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее)

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;

в) на выбор нового лидера ситуации.

7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую

активность, - это …

а) потеря социальных смыслов деятельности;

б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей

привычными способами;

в) депрессивное состояние человека;

г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.

б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.

в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

а) в художественной деятельности;

б) в общении со сверстниками и взрослыми;

в) при изучении природных явлений;

г) во всех видах деятельности без исключения.

10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна

включать в себя следующие элементы:

а) воспитание умения следовать инструкциям;

б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг

Жюри подводит итоги.

На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут.

Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

Творческое задание

Приведите примеры персонажей из произведений детской

художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью,

склонностью

к

экспериментированию

и

способностью

принимать

нестандартные решения в разных ситуациях.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей

вписывается в принятые нормы поведения?

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Жюри подводит итоги.

А закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил

человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь

оставшийся кусочек глины

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой

позитивной ноте наше игра подошла к концу. Удачи вам во всех ваших

делах, лепите своё счастье сами. До свидания!



В раздел образования