Автор: Спиридонова Кристина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС комбинированного вида №13"
Населённый пункт: с.Кременкуль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра для педагогов "Мозговой штурм"
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра для педагогов «Мозговой штурм»
Задание для команд:
Предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего
возраста можно отнести к экспериментированию».
Задание для первой команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия
взрослого.
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для каждой команды:
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу
молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской
деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять
их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
Мифы об исследовательской деятельности:
Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому
нельзя заниматься исследованием.
Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель,
гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога
глубоких и разносторонних теоретических знаний.
Главный результат такой работы – победа на конференции.
Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших
задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную
тему.
Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам
несколько:
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного
анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень,
например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как
разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и
доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению
необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое
предложение рассмотреть
какие-либо интересные и вместе с тем хорошо
знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут
охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание
нарисовать эти снежинки по памяти.
+ Задание «Тема одна — сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше
сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с
летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.
При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир
глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с
нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно
проранжирован со всех позиций.
+ Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал
взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой
воображаемой жизни».
+ Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом
рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить
рассказ»,
но сделать это необходимо несколькими способами. Например:
представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне
загорелась
штора),
попробуйте
увидеть
проблему(ы).
Все
варианты
фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)
Предполагаемые ответы:
1.
Ребёнок дома без присмотра взрослых.
2.
Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
3.
Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов:
выполняя следующее задание, вы научитесь
подводить детей к теме.
Перед вами известный всем предмет - сахар.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы,
связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в
вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена
конкретная цель вашего будущего исследования.
- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу,
который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить
плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и
возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество
набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению
педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской
работы (обсуждаем, жюри оценивает)
3 этап. Игровой этап
Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с
заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не
отвечает, то ответить может другая команда.
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей,
относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) последовательно и системно излагающий материал;
в) репродуктивный;
г) проблемное изложение;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно
находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее)
…
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую
активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей
привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна
включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
Жюри подводит итоги.
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут.
Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской
художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью,
склонностью
к
экспериментированию
и
способностью
принимать
нестандартные решения в разных ситуациях.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей
вписывается в принятые нормы поведения?
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Жюри подводит итоги.
А закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил
человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой
позитивной ноте наше игра подошла к концу. Удачи вам во всех ваших
делах, лепите своё счастье сами. До свидания!