Автор: Медведева Вера Геннадьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ФГАУЗ РКПД "Детский туберкулезный санаторий"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровых приемов обучения для повышения интереса к процессу и результату продуктивной деятельности
Раздел: дополнительное образование
«Использование игровых приёмов обучения для повышения интереса к процессу и
результату продуктивной деятельности у детей среднего возраста».
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в
требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как
обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в
больших, серьёзных корпорациях.
Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие
личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей мы и должны воспитать.
В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих
направлений является индивидуальное творческое развитие ребёнка. На сегодняшний
день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром. Одной из задач моей педагогической деятельности как раз и является создание
условий для развития художественно - творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям продуктивными видами
деятельности.
Продуктивная деятельность, по определению Г. С. Швайко – это «созидательная работа,
направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с
поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения
ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение,
мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки,
эстетический вкус. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные
качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются
основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в
наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в
продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств
художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в
работе, умения довести до конца. Результаты исследований известных психологов (Л. С.
Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и
педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А.
Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем
детстве, и при этом имеют специфические особенности: 1) доминирование процесса над
результатом, поскольку ребёнка -дошкольника в большей степени увлекает сама
деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция,
инсталляция); 2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и
открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых
людей; 3) лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их
неустойчивость, быстрая смена и трансформация. Именно поэтому я считаю, что
развивать творческие способности детей следует с раннего возраста. А для того, чтобы
развить эти творческие способности, первоначально необходимо ребенка заинтересовать,
сформировать интерес к занятиям продуктивной деятельностью. Для активизации детей в
продуктивной деятельности в своей работе я использовала следующие способы и приёмы:
• игровые приёмы, упражнения;
• наблюдение за процессом создания объекта;
• образовательные ситуации («Мир натюрморта», «Как цвет помогает поднять настроение
картины»;
• экспериментирование с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок»,
«Из чего можно сделать бусы»)
• использование ИКТ; (дид. игры, использование программы скретч)
• привлечение родителей к совместной деятельности,
• нетрадиционные техники рисования и лепки.
А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого
возраста ещё не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в
своём творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми,
далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание
заниматься творчеством.
А разнообразие форм работ, разнообразие используемого материала очень привлекает
детей. В своей работе я использовала следующие нетрадиционные техники:
• рисование ладошкой;
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• кляксография;
• монотипия;
• пластилинография;
• печать поролоновой губкой, пробкой;
• рисование на подносах с манной крупой;
• рисование на обоях;
• печатание листьями;
• лепка из кинетического песка;
• лепка из снега;
• аппликации из крупы и соли;
• сочетание разной по фактуре бумаги, ваты в одной работе;
• сочетание рисования с аппликацией (божья коровка, гусёнок);
• приём сотворчества и коллективных работ (рисовала круг – солнышко, а дети рисовали
ладошкой лучики; на ватмане рисовала курочку, а дети печатали цыплят);
В группе был создан уголок по изодеятельности с разнообразным материалом: кисточки,
карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, трафареты,
ватные палочки, ватные диски, бумага разного качества, природный материал, бросовый
материал. "Изображать можно различными материалами, на основе множества
материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г.
Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу
непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы,
самостоятельности детей, создают эмоционально -положительное отношение к
деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или
хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима! Нетрадиционные
техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Для развития
детского творчества применяю следующие методы обучения: 1) информационно -
рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца
воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это
метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием
повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком -
либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть
работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и
фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо
часть, а всю работу.
Использую в своей работе личностно -ориентированные, игровые и здоровьесберегающие
технологии.
Применение арт -терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует
•снятию детских страхов; • выходу агрессии;
• развитию уверенности в своих силах;
Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и
сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив
развития ребенка.
Родители постоянно вовлекались в активную творческую совместную деятельность,
результатами которой стали выставки творчества детей и родителей группы, выставки
поделок, участие в конкурсах различного уровня.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что благодаря использованию
перечисленных методов и приёмов у детей формируется устойчивый интерес к занятиям
продуктивными видами деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.
Дети:
- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и
взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации;
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного
взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более
раскрепощёнными, уверенными в себе;
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое
удовольствие от своей работы.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные
способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они
начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к
достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я
стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет
неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Литература:
• «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной;
• «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский;
• «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г.
Казакова;
• «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,
«Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова,
О. Ю. Зырянова;
• «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.