Напоминание

Использование игровых приемов обучения для повышения интереса к процессу и результату продуктивной деятельности


Автор: Медведева Вера Геннадьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ФГАУЗ РКПД "Детский туберкулезный санаторий"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровых приемов обучения для повышения интереса к процессу и результату продуктивной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Использование игровых приёмов обучения для повышения интереса к процессу и

результату продуктивной деятельности у детей среднего возраста».

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в

требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как

обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в

больших, серьёзных корпорациях.

Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а

гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие

личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые

жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей мы и должны воспитать.

В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих

направлений является индивидуальное творческое развитие ребёнка. На сегодняшний

день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание

благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными

особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала

каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и

миром. Одной из задач моей педагогической деятельности как раз и является создание

условий для развития художественно - творческих способностей детей младшего

дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям продуктивными видами

деятельности.

Продуктивная деятельность, по определению Г. С. Швайко – это «созидательная работа,

направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с

поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения

ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение,

мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки,

эстетический вкус. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные

качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются

основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в

наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в

продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств

художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в

работе, умения довести до конца. Результаты исследований известных психологов (Л. С.

Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и

педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А.

Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем

детстве, и при этом имеют специфические особенности: 1) доминирование процесса над

результатом, поскольку ребёнка -дошкольника в большей степени увлекает сама

деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция,

инсталляция); 2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и

открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых

людей; 3) лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их

неустойчивость, быстрая смена и трансформация. Именно поэтому я считаю, что

развивать творческие способности детей следует с раннего возраста. А для того, чтобы

развить эти творческие способности, первоначально необходимо ребенка заинтересовать,

сформировать интерес к занятиям продуктивной деятельностью. Для активизации детей в

продуктивной деятельности в своей работе я использовала следующие способы и приёмы:

• игровые приёмы, упражнения;

• наблюдение за процессом создания объекта;

• образовательные ситуации («Мир натюрморта», «Как цвет помогает поднять настроение

картины»;

• экспериментирование с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок»,

«Из чего можно сделать бусы»)

• использование ИКТ; (дид. игры, использование программы скретч)

• привлечение родителей к совместной деятельности,

• нетрадиционные техники рисования и лепки.

А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого

возраста ещё не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в

своём творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми,

далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание

заниматься творчеством.

А разнообразие форм работ, разнообразие используемого материала очень привлекает

детей. В своей работе я использовала следующие нетрадиционные техники:

• рисование ладошкой;

• рисование пальчиками;

• рисование ватными палочками;

• кляксография;

• монотипия;

• пластилинография;

• печать поролоновой губкой, пробкой;

• рисование на подносах с манной крупой;

• рисование на обоях;

• печатание листьями;

• лепка из кинетического песка;

• лепка из снега;

• аппликации из крупы и соли;

• сочетание разной по фактуре бумаги, ваты в одной работе;

• сочетание рисования с аппликацией (божья коровка, гусёнок);

• приём сотворчества и коллективных работ (рисовала круг – солнышко, а дети рисовали

ладошкой лучики; на ватмане рисовала курочку, а дети печатали цыплят);

В группе был создан уголок по изодеятельности с разнообразным материалом: кисточки,

карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, трафареты,

ватные палочки, ватные диски, бумага разного качества, природный материал, бросовый

материал. "Изображать можно различными материалами, на основе множества

материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г.

Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу

непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы,

самостоятельности детей, создают эмоционально -положительное отношение к

деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или

хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима! Нетрадиционные

техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать,

пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Для развития

детского творчества применяю следующие методы обучения: 1) информационно -

рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца

воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это

метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием

повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком -

либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть

работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и

фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо

часть, а всю работу.

Использую в своей работе личностно -ориентированные, игровые и здоровьесберегающие

технологии.

Применение арт -терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует

•снятию детских страхов; • выходу агрессии;

• развитию уверенности в своих силах;

Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и

сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив

развития ребенка.

Родители постоянно вовлекались в активную творческую совместную деятельность,

результатами которой стали выставки творчества детей и родителей группы, выставки

поделок, участие в конкурсах различного уровня.

Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что благодаря использованию

перечисленных методов и приёмов у детей формируется устойчивый интерес к занятиям

продуктивными видами деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.

Дети:

- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и

взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации;

- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного

взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более

раскрепощёнными, уверенными в себе;

- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое

удовольствие от своей работы.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные

способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они

начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к

достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я

стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет

неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Литература:

• «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной;

• «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский;

• «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г.

Казакова;

• «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,

«Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова,

О. Ю. Зырянова;

• «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.



В раздел образования