Напоминание

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР


Автор: Кожаева Наталья Ивановна
Должность: воспиталь
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Коркино Челябинской обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного

возраста с ЗПР»

По мнению В.А. Сухомлинского, от мастерства детской руки зависит ум ребенка, так как

основа способностей, таланта детей – на кончиках пальцев.

Что такое графомоторика

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это

определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать,

соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

зрительное восприятие заданного материала;

сосредоточенность и внимание;

правильное удерживание карандаша или ручки;

соответствующий нажим ручки при письме;

ритмичность движений;

точность в обведении линий;

двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок

полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему

хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия,

которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить

линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их

силой).

Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к

предметам, понимание правой и левой стороны).

Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка

рисунков с незаконченными элементами).

Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование

узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем

дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков

самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у

таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития

многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с

ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью

уровня активации нервной системы – слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное

возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать

графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного

мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная,

эмоциональная.

На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи

дошкольникам с задержкой психического развития.

Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически.

Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема

остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического

развития:

неразвитое зрительно-пространственное восприятие;

быстрая утомляемость;

отклонения в двигательной сфере;

скованность и напряженность мышц при движении;

гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной

координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для

нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них

умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить

непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в

разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение

горизонтальных и вертикальных линий).



В раздел образования