Автор: Кожаева Наталья Ивановна
Должность: воспиталь
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Коркино Челябинской обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР»
По мнению В.А. Сухомлинского, от мастерства детской руки зависит ум ребенка, так как
основа способностей, таланта детей – на кончиках пальцев.
Что такое графомоторика
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это
определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать,
соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
зрительное восприятие заданного материала;
сосредоточенность и внимание;
правильное удерживание карандаша или ручки;
соответствующий нажим ручки при письме;
ритмичность движений;
точность в обведении линий;
двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок
полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему
хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия,
которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить
линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их
силой).
Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к
предметам, понимание правой и левой стороны).
Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка
рисунков с незаконченными элементами).
Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование
узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем
дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков
самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у
таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР
Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития
многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с
ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.
Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью
уровня активации нервной системы – слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное
возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать
графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного
мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная,
эмоциональная.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи
дошкольникам с задержкой психического развития.
Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически.
Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы.
Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема
остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического
развития:
неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
быстрая утомляемость;
отклонения в двигательной сфере;
скованность и напряженность мышц при движении;
гипо- или гипертонус мышц.
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.
На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной
координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для
нанизывания и сортировки.
На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них
умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить
непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.
На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в
разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение
горизонтальных и вертикальных линий).