Автор: Минуллина Фарида Ильясовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " ООШ пос. Молодежный"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Альметьевский район
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Словесные и наглядные методы обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Словесные и наглядные методы обучения в начальной школе.
Словесные методы обучения в начальной школе
Обычно словесные методы используются для усвоения нового материала и представляют
собой объяснение и обобщение. Примером словесных методов могут служить рассказ,
беседа, лекция, работа с книгой и прочее.
Рассмотрим в отдельности каждый вид словесной подачи знаний.
Изложение.
Так называют целостную речь учителя, когда он рассказывает о неизвестном ученикам
материале. Также этот метод активно используется при повторении узнанных фактов, что
помогает закреплять знания и подводить итоги по теме. Изложение может иметь вид
объяснения или написания. По сути, оно представляет собой научно-объективное
сообщение, имеющие строгие рамки.
Объяснение материала.
Этот вид словесной подачи знаний часто сочетается с наблюдением или беседой, которая
происходит в виде диалога. Для того чтобы проверить эффективность данного метода,
используется совокупность практических работ и упражнений для учеников.
Рассказ.
Представляет собой образное и эмоционально окрашенное изложение учебного
материала. Имеет повествовательную или описательную форму. Чаще всего рассказ
используется для эффектной подачи знаний по гуманитарным предметам или при
изложении биографического материала.
Если учитель грамотно пользуется этим методом, то его повествование будет
захватывающим и сможет завладеть вниманием учеников. Это окажет влияние на
воображение и креативное мышление школьников, а также увеличит усвояемость знаний.
Беседа.
Этот метод заключается в выстраивании диалога между преподавателем и учениками. При
этом педагог задаёт вопросы, подталкивающие школьников к самостоятельным
рассуждениям. Таким образом, учитель может проверить усвоение предыдущего
материала, а также подготовить учеников к восприятию последующей информации.
В процессе применения такого вида словесной подачи материала, обучающиеся
используют своё логическое мышление, что приводит к закреплению знаний. Эта
методика удобна использовать для повторения уже изученного материала.
Работа с учебником и книгой.
Традиционный, но не утративший своей актуальности метод обучения. По-прежнему
считается одним из важнейших. Методы обучения в начальной школе предполагают
работу с книгой под контролем педагога. Постепенно школьники переходят
самостоятельному изучению источников информации.
Мы рассмотрели основные типы словесных методов обучения. Не менее важны и
наглядные методы обучения.
Наглядные методы обучения в начальной школе
Это методы, при использовании которых ученики получают знания в процессе
применения наглядных пособий или технических средств. Младшие школьники склонны
мыслить образно, поэтому для них особенно важно использование наглядных материалов.
Это позволит лучше запомнить излагаемую информацию. Кроме того, грамотное
использование подобного метода развивает воображение и способность к
самостоятельному мышлению у школьников.
Обычно наглядные методы сочетаются со словесными и практическими, так как они
требуют пояснений и уточнений со стороны преподавателя. Само понятие наглядности
неразрывно связано с сенсорным восприятием, то есть со зрительными, слуховыми,
обонятельными и другими чувствами.
Необходимо использовать различные виды наглядных средств, подходящие к изучаемому
предмету и к конкретной ситуации. Методы обучения в начальной школе предполагают
большую вариативность наглядных пособий, включая фотоматериалы, иллюстрации и
видеоматериалы.
Выделяют следующие наглядные методы обучения:
Наблюдение. Для школьников младших классов очень важно пробудить интерес к
окружающему миру и способность к анализу природных и социальных явлений.
Наблюдение помогает научить выявлять главное и акцентировать внимание на
интересующих признаках.
Иллюстрация. Предполагает показ различных пособий, таких как таблицы, фотографии,
плакаты и т. д.
Демонстрация. Основана на показе в ходе учебного процесса различных опытов,
технических установок, кинофильмов и пр. Ценность демонстрации заключается в том,
что при применении этого метода внимание учащихся акцентируется именно на главных
моментах, которым необходимо обучиться. При этом, как правило, несущественные или
внешние характеристики не отвлекают внимание от главного.
В настоящее время широко используются комбинированные методы, сочетающие в
себе наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Широкое применение компьютерных
технологий в современном образовании позволяет максимально оптимизировать эти
процессы.