Автор: Шигина Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад № 243"
Населённый пункт: г. Барнаул Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Раздел: дошкольное образование
Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития
личности ребёнка.
Шигина Л.А. МБДОУ ЦРР «Детский сад № 243»
г. Барнаул Алтайский край Россия.
Abstract: The article raises the issues of spiritual and moral education of
children of primary school age in the family, through family traditions.
Keywords: spiritual and moral education, family traditions, family
values.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Современный мир стремительно меняется, что не может не
сказываться на содержании дошкольного образования, его приоритетах,
средствах и методах воспитания и социализации ребенка.
В конце 2022 года Министерство просвещения РФ приняло
Федеральную образовательную программу дошкольного образования
(ФОП). Ключевым принципом ФОП является приоритет семьи в
воспитании, обучении и развитии ребенка. Семья – уникальный и пока
единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей
как носителей социальной, культурной, этнической информации. Семья
призвана передать ребенку религиозную, культурную, историческую и
национальную традиции.
Особенность воспитательной деятельности семьи - ее
непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность
этой малой психолого-социальной группы. Ребенок не рождается на свет
1
нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде
живет и какое воспитание получает. В семье ребенок бывает свидетелем и
участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда
позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,
приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму
наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него
выстраивается собственное отношение к миру, формируются
представления о ценности тех или иных явлений, объектов.
Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели,
на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный
социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые
ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут
взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы
поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.
Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров
складывающегося у ребенка образа мира, формирование
соответствующего образа жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека,
формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и
его индивидуальные качества.
Быть сегодня родителем труднее, чем когда-либо прежде. Раньше,
если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня
большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы
детей, а существуют лишь проблемы родителей. Обстановка в которой
живет, растет и формируется ребёнок в наши дни существенно отличается
от той, что была несколько десятилетий назад. Если прежде влияние
родителей на ребёнка было исключительным, то сегодня телевидение,
интернет, современные игрушки нередко целиком заменяют родителей и
приносят результаты, которые не всегда легко удаётся предусмотреть или
2
исправить. К тому же у родителей всё меньше и меньше остаётся времени,
чтобы уделять его детям.
Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета,
приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении
с родными, друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются
навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой
личности в эмоциональном и ценностном отношении. К тому же Россия
переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая
опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале
экономики, а в разрушении личности, потере духовных и нравственных
ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии,
великодушии, справедливости и патриотизме. Поэтому общество
нуждается не только в широко образованных людях, обладающих
знаниями, но и в высоко нравственных, с прекрасными личностными
качествами. Воспитание таких людей малоэффективно без опоры на
семью, её ценностные ориентиры.
Изучением проблемы формирования семейных ценностей
занимается широкий круг ученых – социологов, психологов, демографов,
историков, экономистов. Стоит назвать таких ученых, как И.В.
Карпенкова, Д. Майерс, А.А. Яворская и др. Семейные ценности – это
основные постулаты, на которых основывается взаимоотношения в семье;
поведение членов семьи, это принципы, на которых основывается наша
жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а
что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и
честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие,
такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых
людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей,
характерной только для него.
3
Но зачастую, мы сталкиваемся и с такими семьями, где на первом
месте стоят потребительские отношения к окружающим и материальное
благополучие, где забывают о духовном, эмоциональном общении,
ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно
выражать свои чувства. Такой образ жизни многих семей порождает
детскую грубость, чёрствость, равнодушие.
В качестве норм и образцов поведения выступают семейные
традиции. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых
условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство
сопричастности с миром коллективных ценностей. Недаром народная
мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители
пример ему».
В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний
загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный
обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Если мы произнесём слово «детство» и закроем при этом глаза, то
наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-
то особенное, присущее только нашей семье. Это «что-то» и есть семейная
традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась,
прочно поселилась в детской памяти.
По мнению социологов, психологов, педагогов именно семейные
традиции наряду с взаимной любовью членов семьи сплачивает семью и
делает единым целым.
Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно
за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц
за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в
этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и
утешает в моменты огорчений.
Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы:
любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Главной
4
нравственной ценностью семьи являются дети, и родительский долг
состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек,
здоровый физически и духовно. Несмотря на то, что каждой культуре
свойственна своя шкала ценностей, названные ценности семьи характерны
практически для любой культуры. Вместе с тем, этнографы подчеркивают,
что каждое национальное сообщество или этнос имеет свои традиции,
которые складывались веками и закреплялись, в том числе, и в семейных
ценностях. К типично русским относятся такие традиции как:
– крепкая семья, построенная на взаимопомощи, сопереживании,
уважении к родителям, старшим членам семьи (культ бабушек, дедушек,
культ братьев);
– ценностное отношение к матери и материнству, как одной из
главных святынь;
– ценностное отношение к отцу, закрепленное в традициях
православной педагогики (В.О. Ключевский);
– ценностное отношение и беспредельная любовь к детям. Дети
воспринимались как основное богатство семьи, как дарование, Божья
милость. Любовь и ласка – основа взаимоотношений детей и родителей;
– ценностное отношения к труду в семье как основе жизненного
благополучия;
– ценностное отношение к здоровому образу жизни, одухотворенной
красоте человека, к таким нравственным чертам как честь, мужество,
достоинство, добродетели (доброта, милосердие, сострадание,
справедливость, трудолюбие);
– ценностное отношение к семейному благополучию, счастью,
поддержанию родственных связей, гостеприимству, застольям, праздникам
(религиозным и народным).
Таким образом, традиции семьи представляют богатейшую
возможность для формирования у детей системы ценностей, но ошибочно
5
предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка
только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу
должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным».
Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство
отстраненности, ограниченности, тревоги.
Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать
формирование семейных ценностей детей дошкольного возраста.
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных
ценностей на сегодняшний день является приоритетным направлением
деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть
направлено на обеспечение единства подходов в решении задач
воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье,
сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил,
регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.
Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает
преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества
людей. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и
в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую
мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье:
родители самой природой предназначены и обществом уполномочены
быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским
садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой
культуры, подготовиться к обучению в школе.
Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд
возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и
семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на
решение нашей проблемы.
Огромную популярность получил метод проектов. С помощью этого
современного метода родители и дети активно включаются в совместную
6
деятельность, вместе добывают необходимую информацию, тем самым
укрепляя внутрисемейные дружеские взаимоотношения, раскрывая
творческие способности детей и родителей.
Такие мероприятия как:
1. Семейные художественно – творческие проекты:
«Вместе с папой», «Визитная карточка семьи», «Герб семьи»,
«Генеалогическое древо семьи», «Самый счастливый день нашей семьи»,
«Маленькие открытия в моей большой семье» и др.
2. Выставки семейного творчества:
«Моя мама – рукодельница», «Папа может всё что угодно…», «Чудеса для
детей из ненужных вещей» и др.
3. Мини – выставки семейных реликвий:
«Еще идут старинные часы», «Елочные игрушки наших мам и пап»,
«Тайны старого чердака» и др.
4. Фотоколлажи:
«Моя семья – будни и праздники», «Родные, близкие, любимые…»,
«Здоровый ребенок в здоровой семье»
5. Презентации: «Полезное блюдо моей семьи», «Профессии моей
семьи», «Как мы летом отдыхали» и др.
6. Родительские собрания в форме КВН, «Семейная гостиная»,
«Круглый стол», «Семейное ток шоу», «Поле семейных чудес» и др.
7. Совместные праздники: «Сядем рядком, да поговорим ладком»,
«Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я – спортивная
семья»
8. Музей семьи. Содержит предметы (экспонаты), несущие
определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи,
отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных
проявлений в различных сферах деятельности.
Используя вышеперечисленные формы работы, несомненно,
повышается статус семьи, проявляются индивидуальные и творческие
7
способности каждого участника. А самое главное, педагоги должны
донести до сознания каждого ребенка, что семья – это самое дорогое в
жизни каждого человека.
Библиографический список
1. Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные
традиции как средство духовно-нравственного воспитания
дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 753-755.
2. Даусон А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования: Методическое
пособие /А.Д. Даусон, В.В. Утемов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 40 с.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-
нравственной личности // Теория и практика образования в современном
мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь
2014 г.). – СПб.:Заневская площадь, 2014. – С. 192-197.
5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с
семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2015. – 221 с.
6. Юревич С.Н. Семейные ценности и традиции как предмет
взаимодействия ДОО и семьи / С.Н. Юревич, Е.П. Москвитина //
Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №5–3.
8