Напоминание

Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития личности ребёнка.


Автор: Шигина Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад № 243"
Населённый пункт: г. Барнаул Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития

личности ребёнка.

Шигина Л.А. МБДОУ ЦРР «Детский сад № 243»

г. Барнаул Алтайский край Россия.

Abstract: The article raises the issues of spiritual and moral education of

children of primary school age in the family, through family traditions.

Keywords: spiritual and moral education, family traditions, family

values.

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Современный мир стремительно меняется, что не может не

сказываться на содержании дошкольного образования, его приоритетах,

средствах и методах воспитания и социализации ребенка.

В конце 2022 года Министерство просвещения РФ приняло

Федеральную образовательную программу дошкольного образования

(ФОП). Ключевым принципом ФОП является приоритет семьи в

воспитании, обучении и развитии ребенка. Семья – уникальный и пока

единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей

как носителей социальной, культурной, этнической информации. Семья

призвана передать ребенку религиозную, культурную, историческую и

национальную традиции.

Особенность воспитательной деятельности семьи - ее

непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность

этой малой психолого-социальной группы. Ребенок не рождается на свет

1

нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде

живет и какое воспитание получает. В семье ребенок бывает свидетелем и

участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда

позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,

приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму

наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него

выстраивается собственное отношение к миру, формируются

представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели,

на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный

социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые

ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут

взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы

поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров

складывающегося у ребенка образа мира, формирование

соответствующего образа жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека,

формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и

его индивидуальные качества.

Быть сегодня родителем труднее, чем когда-либо прежде. Раньше,

если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня

большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы

детей, а существуют лишь проблемы родителей. Обстановка в которой

живет, растет и формируется ребёнок в наши дни существенно отличается

от той, что была несколько десятилетий назад. Если прежде влияние

родителей на ребёнка было исключительным, то сегодня телевидение,

интернет, современные игрушки нередко целиком заменяют родителей и

приносят результаты, которые не всегда легко удаётся предусмотреть или

2

исправить. К тому же у родителей всё меньше и меньше остаётся времени,

чтобы уделять его детям.

Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета,

приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении

с родными, друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются

навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой

личности в эмоциональном и ценностном отношении. К тому же Россия

переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая

опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале

экономики, а в разрушении личности, потере духовных и нравственных

ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,

поэтому у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии,

великодушии, справедливости и патриотизме. Поэтому общество

нуждается не только в широко образованных людях, обладающих

знаниями, но и в высоко нравственных, с прекрасными личностными

качествами. Воспитание таких людей малоэффективно без опоры на

семью, её ценностные ориентиры.

Изучением проблемы формирования семейных ценностей

занимается широкий круг ученых – социологов, психологов, демографов,

историков, экономистов. Стоит назвать таких ученых, как И.В.

Карпенкова, Д. Майерс, А.А. Яворская и др. Семейные ценности – это

основные постулаты, на которых основывается взаимоотношения в семье;

поведение членов семьи, это принципы, на которых основывается наша

жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а

что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и

честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие,

такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых

людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей,

характерной только для него.

3

Но зачастую, мы сталкиваемся и с такими семьями, где на первом

месте стоят потребительские отношения к окружающим и материальное

благополучие, где забывают о духовном, эмоциональном общении,

ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно

выражать свои чувства. Такой образ жизни многих семей порождает

детскую грубость, чёрствость, равнодушие.

В качестве норм и образцов поведения выступают семейные

традиции. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых

условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство

сопричастности с миром коллективных ценностей. Недаром народная

мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители

пример ему».

В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний

загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный

обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Если мы произнесём слово «детство» и закроем при этом глаза, то

наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-

то особенное, присущее только нашей семье. Это «что-то» и есть семейная

традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась,

прочно поселилась в детской памяти.

По мнению социологов, психологов, педагогов именно семейные

традиции наряду с взаимной любовью членов семьи сплачивает семью и

делает единым целым.

Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно

за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц

за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в

этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и

утешает в моменты огорчений.

Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы:

любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Главной

4

нравственной ценностью семьи являются дети, и родительский долг

состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек,

здоровый физически и духовно. Несмотря на то, что каждой культуре

свойственна своя шкала ценностей, названные ценности семьи характерны

практически для любой культуры. Вместе с тем, этнографы подчеркивают,

что каждое национальное сообщество или этнос имеет свои традиции,

которые складывались веками и закреплялись, в том числе, и в семейных

ценностях. К типично русским относятся такие традиции как:

– крепкая семья, построенная на взаимопомощи, сопереживании,

уважении к родителям, старшим членам семьи (культ бабушек, дедушек,

культ братьев);

– ценностное отношение к матери и материнству, как одной из

главных святынь;

– ценностное отношение к отцу, закрепленное в традициях

православной педагогики (В.О. Ключевский);

– ценностное отношение и беспредельная любовь к детям. Дети

воспринимались как основное богатство семьи, как дарование, Божья

милость. Любовь и ласка – основа взаимоотношений детей и родителей;

– ценностное отношения к труду в семье как основе жизненного

благополучия;

– ценностное отношение к здоровому образу жизни, одухотворенной

красоте человека, к таким нравственным чертам как честь, мужество,

достоинство, добродетели (доброта, милосердие, сострадание,

справедливость, трудолюбие);

– ценностное отношение к семейному благополучию, счастью,

поддержанию родственных связей, гостеприимству, застольям, праздникам

(религиозным и народным).

Таким образом, традиции семьи представляют богатейшую

возможность для формирования у детей системы ценностей, но ошибочно

5

предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка

только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу

должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным».

Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство

отстраненности, ограниченности, тревоги.

Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать

формирование семейных ценностей детей дошкольного возраста.

Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных

ценностей на сегодняшний день является приоритетным направлением

деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть

направлено на обеспечение единства подходов в решении задач

воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье,

сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил,

регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.

Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает

преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества

людей. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и

в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую

мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье:

родители самой природой предназначены и обществом уполномочены

быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским

садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой

культуры, подготовиться к обучению в школе.

Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд

возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и

семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на

решение нашей проблемы.

Огромную популярность получил метод проектов. С помощью этого

современного метода родители и дети активно включаются в совместную

6

деятельность, вместе добывают необходимую информацию, тем самым

укрепляя внутрисемейные дружеские взаимоотношения, раскрывая

творческие способности детей и родителей.

Такие мероприятия как:

1. Семейные художественно – творческие проекты:

«Вместе с папой», «Визитная карточка семьи», «Герб семьи»,

«Генеалогическое древо семьи», «Самый счастливый день нашей семьи»,

«Маленькие открытия в моей большой семье» и др.

2. Выставки семейного творчества:

«Моя мама – рукодельница», «Папа может всё что угодно…», «Чудеса для

детей из ненужных вещей» и др.

3. Мини – выставки семейных реликвий:

«Еще идут старинные часы», «Елочные игрушки наших мам и пап»,

«Тайны старого чердака» и др.

4. Фотоколлажи:

«Моя семья – будни и праздники», «Родные, близкие, любимые…»,

«Здоровый ребенок в здоровой семье»

5. Презентации: «Полезное блюдо моей семьи», «Профессии моей

семьи», «Как мы летом отдыхали» и др.

6. Родительские собрания в форме КВН, «Семейная гостиная»,

«Круглый стол», «Семейное ток шоу», «Поле семейных чудес» и др.

7. Совместные праздники: «Сядем рядком, да поговорим ладком»,

«Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я – спортивная

семья»

8. Музей семьи. Содержит предметы (экспонаты), несущие

определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи,

отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных

проявлений в различных сферах деятельности.

Используя вышеперечисленные формы работы, несомненно,

повышается статус семьи, проявляются индивидуальные и творческие

7

способности каждого участника. А самое главное, педагоги должны

донести до сознания каждого ребенка, что семья – это самое дорогое в

жизни каждого человека.

Библиографический список

1. Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные

традиции как средство духовно-нравственного воспитания

дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 753-755.

2. Даусон А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего

дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования: Методическое

пособие /А.Д. Даусон, В.В. Утемов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 40 с.

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании

дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-

нравственной личности // Теория и практика образования в современном

мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь

2014 г.). – СПб.:Заневская площадь, 2014. – С. 192-197.

5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с

семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2015. – 221 с.

6. Юревич С.Н. Семейные ценности и традиции как предмет

взаимодействия ДОО и семьи / С.Н. Юревич, Е.П. Москвитина //

Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №5–3.

8



В раздел образования