Автор: Егорова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: Ленинградская область Приозерский район п.Петровское
Наименование материала: статья
Тема: «Использование комплексных и специальных программ в практике дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
1
Егорова Елена Владимировна
Тема: «Использование комплексных и специальных программ в практике
дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ»
Проблема организации системы психолого - медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время
является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь
возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
Комплексная программа – это программа по оказанию помощи детям с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
освоении
основной
образовательной программы начального общего и основного образования и
содействию
в
максимально
эффективной
социализации.
Целью
такой
программы
является:
создание
целостной
системы,
обеспечивающей
оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в
развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы.
В
ОУ
создана
служба,
осуществляющая
психолого-медико-
педагогическое
сопровождение
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В
службу сопровождения входят специалисты: администрация ОУ, педагог-
психолог, медицинский работник (медицинская сестра городской детской
поликлиники),логопед, дефектолог, педагоги.
2
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных к проблеме
ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-
психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-
медико-педагогическом консилиуме.
Целью
психолого-педагогического
сопровождения
ребенка
с
ОВЗ,
обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение
условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в
социум.
На практике разрабатываются специальные адаптированные программы
для детей с ОВЗ, которые требуют участия всех членов образовательного
процесса. Именно поэтому программа называется комплексной, ведь все
специалисты работают сообща, для благополучного обучения ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья.
Создаётся комплексная модель сопровождения ребёнка с ОВЗ, которая
включает в себя:
1.Медицинское сопровождение;
2.Корректировку рабочих программ, под нужды и особенности ребёнка с
ОВЗ;
3.Семья ребёнка – консультирование семьи специалистами;
4.Поэтапный контроль успеваемости и диагностика;
5.Индивидуальный коррекционный маршрут (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа
разработанная
на
основе
АООП
(адаптированная
основная
общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического
развития обучающегося, его индивидуальных особенностей. Основная цель
реализации СИПР построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в
соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его
развития и образовательных потребностей.
Содержание образования СИПР
включает
конкретные
задачи
по
формированию
представлений,
действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных
3
занятий и других программ (формирования базовых учебных действий;
нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и
безопасного
образа
жизни
обучающихся;
внеурочной
деятельности;
сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в
качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка
на определенный учебный период (год).
Для каких детей разрабатывается СИПР:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не
передвигающиеся
самостоятельно
(вследствие
сложных
форм
ДЦП)
в
сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической
помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и
раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с
нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия,
крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного
характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и
сопровождении;
3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других
нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух
вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной
помощи и контроля со стороны персонала.
На практике, после завершения программы, должны быть определённые
результаты, например:
Личностные:
1.
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя
как «Я.
2.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
с педагогом.
4
3.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными
навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей
(обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
4.
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и
т.д.
Предметные:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком,
направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции
на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в
контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления
и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию
действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по
подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые
игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается
сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на
фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в
своевременном выявлении необходимости
индивидуального
обучения,
в
реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Всё это можно решить с помощью разработки и использования комплексных и
специальных программ обучения.
5
Список использованных источников:
1.Глядельцева, Л. Ю. Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к
всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.
Ю. Глядельцева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции
педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-
Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. —
С. 70-71.
2.Калашникова,
С.
А.
Вопросы
проектирования
специальной
индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными
нарушениями / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Школьная
педагогика.
—
2016.
—
№
3
(6).
—
С.
16-19.
3.Кашинская, О. В. Модель комплексного сопровождения семей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О. В.
Кашинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44
(178). — С. 157-159.
4.Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в
коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития
и
не
владеющими
устной
речью
/
А.
А.
Магутина.
—
Текст
:
непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования :
материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар : Новация, 2016. — С. 209-211.
5.
Юсуфкулова, Г. Г. Технология проектирования индивидуальной
логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью / Г. Г.
Юсуфкулова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. —
2016. — № 5 (10). — С. 139-142.