Напоминание

«Использование комплексных и специальных программ в практике дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ»


Автор: Егорова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: Ленинградская область Приозерский район п.Петровское
Наименование материала: статья
Тема: «Использование комплексных и специальных программ в практике дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Егорова Елена Владимировна

Тема: «Использование комплексных и специальных программ в практике

дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ»

Проблема организации системы психолого - медико-педагогической

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время

является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь

возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

специальных условий обучения и воспитания.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде

всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,

с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

Комплексная программа – это программа по оказанию помощи детям с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

освоении

основной

образовательной программы начального общего и основного образования и

содействию

в

максимально

эффективной

социализации.

Целью

такой

программы

является:

создание

целостной

системы,

обеспечивающей

оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в

развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы.

В

ОУ

создана

служба,

осуществляющая

психолого-медико-

педагогическое

сопровождение

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В

службу сопровождения входят специалисты: администрация ОУ, педагог-

психолог, медицинский работник (медицинская сестра городской детской

поликлиники),логопед, дефектолог, педагоги.

2

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных к проблеме

ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-

психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-

медико-педагогическом консилиуме.

Целью

психолого-педагогического

сопровождения

ребенка

с

ОВЗ,

обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение

условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в

социум.

На практике разрабатываются специальные адаптированные программы

для детей с ОВЗ, которые требуют участия всех членов образовательного

процесса. Именно поэтому программа называется комплексной, ведь все

специалисты работают сообща, для благополучного обучения ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья.

Создаётся комплексная модель сопровождения ребёнка с ОВЗ, которая

включает в себя:

1.Медицинское сопровождение;

2.Корректировку рабочих программ, под нужды и особенности ребёнка с

ОВЗ;

3.Семья ребёнка – консультирование семьи специалистами;

4.Поэтапный контроль успеваемости и диагностика;

5.Индивидуальный коррекционный маршрут (СИПР)

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа

разработанная

на

основе

АООП

(адаптированная

основная

общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического

развития обучающегося, его индивидуальных особенностей. Основная цель

реализации СИПР построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в

соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его

развития и образовательных потребностей.

Содержание образования СИПР

включает

конкретные

задачи

по

формированию

представлений,

действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных

3

занятий и других программ (формирования базовых учебных действий;

нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и

безопасного

образа

жизни

обучающихся;

внеурочной

деятельности;

сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в

качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка

на определенный учебный период (год).

Для каких детей разрабатывается СИПР:

1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не

передвигающиеся

самостоятельно

(вследствие

сложных

форм

ДЦП)

в

сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической

помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и

раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с

нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия,

крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного

характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и

сопровождении;

3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других

нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух

вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной

помощи и контроля со стороны персонала.

На практике, после завершения программы, должны быть определённые

результаты, например:

Личностные:

1.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя

как «Я.

2.

Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности

с педагогом.

4

3.

Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными

навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей

(обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4.

Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и

т.д.

Предметные:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком,

направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции

на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в

контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления

и следующие умения:

выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию

действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по

подражанию и образцу действия взрослого;

узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые

игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается

сформировать у ребенка следующие умения:

показывать и по возможности называть членов своей семьи на

фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

показывать на себе части тела и лица;

выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в

своевременном выявлении необходимости

индивидуального

обучения,

в

реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Всё это можно решить с помощью разработки и использования комплексных и

специальных программ обучения.

5

Список использованных источников:

1.Глядельцева, Л. Ю. Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к

всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.

Ю. Глядельцева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции

педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-

Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. —

С. 70-71.

2.Калашникова,

С.

А.

Вопросы

проектирования

специальной

индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными

нарушениями / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Школьная

педагогика.

2016.

3

(6).

С.

16-19.

3.Кашинская, О. В. Модель комплексного сопровождения семей,

воспитывающих

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О. В.

Кашинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44

(178). — С. 157-159.

4.Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в

коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития

и

не

владеющими

устной

речью

/

А.

А.

Магутина.

Текст

:

непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования :

материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —

Краснодар : Новация, 2016. — С. 209-211.

5.

Юсуфкулова, Г. Г. Технология проектирования индивидуальной

логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью / Г. Г.

Юсуфкулова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. —

2016. — № 5 (10). — С. 139-142.



В раздел образования